ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Славское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Славское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1900 и 1902.
Архитектор:В. Нагорный
Адрес:
Львовская область, Сколевский район, пос. Славское

Координаты: 48.84578, 23.44555



Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1930-1939 гг. Польская национальная электронная библиотека https://polona2.pl/item/slawsko-cerkiew,NTE2MjM1Njk/<br>, Славское, Сколевский район, Украина, Львовская область
Фото 1930-1939 гг. Польская национальная электронная библиотека https://polona2.pl/item/slawsko-cerkiew,NTE2MjM1Njk/
Т.
1 апреля 1935
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1930-1939 гг. Польская национальная электронная библиотека<br>, Славское, Сколевский район, Украина, Львовская область
Фото 1930-1939 гг. Польская национальная электронная библиотека
Т.
1 января 1935
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Рисунок. Предыдущая дерев.церковь (18 в.) в Славско. Разобранная в 1900 году. Польская национальная электронная библиотека<br>, Славское, Сколевский район, Украина, Львовская область
Рисунок. Предыдущая дерев.церковь (18 в.) в Славско. Разобранная в 1900 году. Польская национальная электронная библиотека
Т.
1 мая 1850



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  20 октября 2022

Церковь построена в 1900-1902 гг. по проекту архитектора Василия Нагорного, освятил митрополит Андрей Шептицкий.

Купол был поврежден после окончания Второй мировой войны. И церковь некоторое время стояла с поврежденным куполом, внутрь попадала влага. Стенопись в верхней части была сильно припылена, но в хорошем состоянии и нуждалась просто в реставрации. В мае 2019 года во время ремонта была полностью утрачена стенопись внутри храма. Предпринимаются попытки восстановить старый иконостас кисти художника Модеста Даниловича Сосенко.

С росписями Модеста Сосенка есть еще три церкви: в Подберёзцах (1910 г. сделаны и стенопись, и витражи), в Рыкове очень красивая деревянная церковь (ныне село Поляны Золочевского района Львовской области) и в Золочеве (церковь Св.Николая).

Источник: статья Оксаны Дударь и интервью с Ириной Гах (кандидат искусствоведения, исследователь изобразительности первой половины ХХ века, преподаватель и зав.аспирантурой и докторантурой Львовской академии искусств) на сайте https://dyvys.info/2019/05/24/ubyvstvo-pam-yatky-yak-u-karpatskomu-selyshhi-na-lvivshhyni-znyshhyly-unikalnyj-stinopys/


Т.  20 октября 2022

"Церковь Успения Богородицы в Славском была построена в 1901 году при содействии тогдашнего священника Евстахия Качмарского, на месте разобранного в предыдущем году деревянного храма начала ХVIII века. Сооружение было спроектировано Василием Нагорным — одним из самых уважаемых и популярных архитекторов того времени в Галиции, которого по праву считают основателем новейшей галицкой школы сакрального строительства. Им спроектировано и в основном реализовано более 200 церквей по селам Галиции. В.Нагорный в своих архитектурных поисках творчески переосмысливал традиции византийской архитектуры и сакрального строительства Киевской Руси. Все известные церкви В.Нагорного по планам и художественному решению исследователи делят на несколько групп. (1)

Церковь в селе Славское относится к наиболее распространенной группе памятников - крещата в плане с одним куполом над средокрещением, поставленным на световом барабане. Хотя таких церквей достаточно много, каждая из них имеет в плане или декоре какое-нибудь отличие. Храм в Славском также имеет определенные особенности: барабан вырастает из октогонной основы, которая положена непосредственно на среднекресток, форма алтарной части — прямоугольная, заметны некоторые нюансы в декоративном убранстве экстерьера.

Новая церковь нуждалась в соответствующей отделке интерьера. Поскольку священник Е.Качмарский был человеком прогрессивных взглядов, поддерживал тесный контакт с Митрополитом Андреем Шептицким - неудивительно его приглашение (возможно, что и по совету владыки) к оформлению храма Модеста Сосенка, уже известного к тому времени своим трудом над полихромией церкви Св. Михаила в селе Подберёзцы возле Львова.

М.Сосенко начал работу над украшением церкви в Славском в 1909 году, в его помощниках был тогдашний студент Краковской академии изящных искусств Юлиан Буцманюк. «Теперь М.Сосенко кончит рисовать церкви в Славске. И действительно, кому лежит на сердце штука, должен отжаловать труды, чтобы осмотреть это дело русского артиста, понявшего его жизне-бытие, и видящего красного в народе, старается в живописи отдать», — писал Е.Качмарский.

Церковь счастливо пережила тяжелые времена Первой мировой войны, о ней вспоминал известный польский краевед Мечислав Орлович, описывая свое путешествие по Сколевщине: «Главная особенность с. Славско – его каменная церковь […]. Есть это одна из немногих в уезде каменных церквей, очевидно, в византийском стиле с куполом – но не в довольно банальной архитектуре лежит ее значительное, но во фресках, покрывающих купол и внутренние стены. Рисовал их перед несколькими годами украинский художник Сосенко […]Наверное, ни одна сельская церковь не может под обзором фресок сравниться с церковью в Славске – могли бы быть украшением не одной церкви или костела в большом городе. Довольно хорош также новый резной иконостас работы Совинского в Дрогобыче. Иконы того же иконостаса, тоже кисти Модеста Сосенко. Церковная сокровищница имеет также несколько старых книг, между другими Евангелие Могилы 1632 г.»

Сегодня храм Успения Богородицы является одним из бесчисленных памятников Галиции, где комплексно проявились архитектурно-отделочные тенденции галицкой школы церковного строительства начала ХХ века. К сожалению, внутренняя декорация церкви серьезно пострадала. Во Второй мировой войне был серьезно поврежден купол. После войны храм несколько лет так и стоял с пробитым перекрытием. Дождь, снег, ветер оказали негативное влияние на состояние сохранения стенописи и иконостаса. Только после ремонта купола и перекрытия, актуальной стала необходимость их неотложного обновления. Так были утрачены аутентичные росписи и иконы в иконостасе.

Однако положительным остается тот факт, что сохранились старые фотографии, позволяющие воспроизвести первоначальный вид интерьера сооружения и проанализировать его в русле стилистических поисков монументального и станкового сакрального искусства начала ХХ века. Согласно этим фотоматериалам можем утверждать, что в современной записи (реставрационные любительские работы 1960-1970-х гг.), в основном сохранена авторская композиционная система изображений. Полностью перерисована лишь купольная часть храма. Что касается икон в иконостасе, то также заметна попытка повторить в записи авторский вариант изображения, с некоторыми отличиями. Резная отделка иконостаса потеряла свой первоначальный вид из-за покрытия масляной краской, глубоко проникшей в дубовую древесину.

Как художник-модернист М.Сосенко мастерски оперировал орнаментальными мотивами, удачно, с тонким вкусом и чувством организовывал как большие, так совсем небольшие плоскости храма, при этом делал это в соответствии с символическим значением росписей в культовом сооружении. Колорит росписей мы, к сожалению, в данном случае, не можем анализировать, очевидно, он был иным, чем в нынешней полихромии. Сильное впечатление производят фрагменты авторских росписей даже в поблекших черно-белых фотографиях. Хотя стоит отметить особенности монументальной живописи М.Сосенко: в сохранившихся на сегодня храмах, где уцелели авторские росписи, также в эскизах к росписям из фонда графики Национального музея во Львове, художник презентуется как изысканный колорист, оперирующий сложными колористическими сочетаниями. Характерная для художника растяжка цветного спектра от холодных синих через зеленоватые и нежно желтые до горячих красных в орнаментах, или перламутровый нежный колорит в фигуративных изображениях, в основном с ощущением вплетенных в сложные орнаментальные композиции. Такое богатство мотивов — стилизованных растительных, плетенчатых в сочетании с насыщенным колоритом — удержать в сохранности в интерьере храма довольно сложно и достичь гармонии в решении такой сложной задачи мог только мастер с заглавной буквы, каким и был Модест Сосенко.

Несмотря на неотвратимые потери в интерьере, однако опираясь на материал, который формирует наше представление о первоначальном его облике, учитывая увлекательные отзывы знатоков искусства начала ХХ века и чтение таланта его создателей, можем утвердить — храм Успения Богородицы в Славском остается свидетельством высокой культуры сакрального искусства начала ХХ века, патронированной Митрополитом Андреем Шептицким и воплощением самых удачных творческих поисков ведущих художников — архитектора Василия Нагорного и художника Модеста Сосенка".

Источник: статья Олеси Семчишин-Гузнер (ст. науч. работник отдела украинского искусства XIX-XX вв. Национального музея во Львове им.Андрея Шептицкого) "Модест Сосенко и его наследие" 23.04.2019 г. https://risu.org.ua/ua/index/spiritual_culture/icon/icons_articles/35350/

(1) Слободян В. "Церкви львовского архитектора Василия Нагорного. Нагорные, Львы: история семьи". - Львов, 2000. - стр. 123



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.