ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Киев. Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный).

Михайловский Златоверхий собор


Киев. Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Михаила Архангела
Год постройки:Между 1108 и 1113.
Год утраты:1937 (взорван 14 августа)
Адрес:
Украина, Киевская область, Киев, ул. Трехсвятительская, 6

Координаты: 50.455645, 30.522586
Проезд:автобусом №6ТР, 16ТР, 18Тр и троллейбусом № 6, 16, 18 до остановки "Софиевская площадь"





Сортировка:

Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Руины собора после подрыва 14 августа 1937 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Руины собора после подрыва 14 августа 1937 г.
Елена Григорьева
30 сентября 1937
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Верхи во время разрушения, 1937 г. Источник: «Свод памятников истории и культуры Украины». – К. 1999 г., т. 1 (Киев)<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Верхи во время разрушения, 1937 г. Источник: «Свод памятников истории и культуры Украины». – К. 1999 г., т. 1 (Киев)
Елена Григорьева
1 июня 1937
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Подготовка к демонтажу, 1936-1937 г.г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Подготовка к демонтажу, 1936-1937 г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1936
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Центральный барабан, 1935 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Центральный барабан, 1935 г.
Елена Григорьева
1 июня 1935
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Центральный алтарь собора после демонтажа мозаики «Евхаристия». Фото начала 1935 г. Фотография из фондов ДНДІТІАМ. Источник: «Памятники Украины», 1999 г., № 1<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Центральный алтарь собора после демонтажа мозаики «Евхаристия». Фото начала 1935 г. Фотография из фондов ДНДІТІАМ. Источник: «Памятники Украины», 1999 г., № 1
Елена Григорьева
1 февраля 1935
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Демонтаж росписей в интерьере собора. Фото конца 1934 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Демонтаж росписей в интерьере собора. Фото конца 1934 г.
Елена Григорьева
1 декабря 1934
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Демонтаж мозаики «Евхаристия». Фото конца 1934 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Демонтаж мозаики «Евхаристия». Фото конца 1934 г.
Елена Григорьева
1 декабря 1934
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Храм перед 1934 г. Источник: «История украинского искусства». – К. «Наукова думка», 1966 г., т. 1<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Храм перед 1934 г. Источник: «История украинского искусства». – К. «Наукова думка», 1966 г., т. 1
Елена Григорьева
1 июня 1933
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), 1930-е г.г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
1930-е г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1932
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Фрагмент иконостаса. Фото 1930-х г.г. Источник: «Свод памятников истории и культуры Украины». – К. 1999 г., т. 1 (Киев)<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фрагмент иконостаса. Фото 1930-х г.г. Источник: «Свод памятников истории и культуры Украины». – К. 1999 г., т. 1 (Киев)
Елена Григорьева
1 июня 1931
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), «Евхаристия». Мозаика 12 ст. Источник: Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
«Евхаристия». Мозаика 12 ст. Источник: Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.
Елена Григорьева
1 июня 1930
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991
Андрей Агафонов
1 января 1930
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), 1920-е г.г. Фотография из фондов ДНДІТІАМ. Источник: «Памятники Украины», 1999 г., № 1<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
1920-е г.г. Фотография из фондов ДНДІТІАМ. Источник: «Памятники Украины», 1999 г., № 1
Елена Григорьева
1 июня 1927
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Тимпаны закомар южного фасада<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Тимпаны закомар южного фасада
Елена Григорьева
1 июня 1920
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Вид с запада, 1910 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Вид с запада, 1910 г.
Елена Григорьева
1 января 1910
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), На переднем плане - трапезная. Фото начала ХХ в.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
На переднем плане - трапезная. Фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
1 июня 1905
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Главный фасад. Фото начала ХХ в.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Главный фасад. Фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
1 июня 1901
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Источник: «Сквозь века: Киев в изобразительном искусстве 12–20 в.в.»- К.: «Искусство», 1982 г., № 185<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Источник: «Сквозь века: Киев в изобразительном искусстве 12–20 в.в.»- К.: «Искусство», 1982 г., № 185
Елена Григорьева
1 июня 1900
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991
Андрей Агафонов
1 января 1900
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991
Андрей Агафонов
1 января 1900
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991
Андрей Агафонов
1 января 1900
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991
Андрей Агафонов
1 января 1900
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991
Андрей Агафонов
1 января 1900
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991
Андрей Агафонов
1 января 1900
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Частная коллекция. Фото 1890-х годов<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Частная коллекция. Фото 1890-х годов
Михаил Мещанинов
12 августа 1898
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Фрагмент центральной части иконостаса. Фото конца XIX в. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фрагмент центральной части иконостаса. Фото конца XIX в. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1890
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Фото конца XIX в. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото конца XIX в. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1890
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Западная сторона. Фото конца XIX в. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Западная сторона. Фото конца XIX в. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1890
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный),  Северная сторона. Контрфорсы. Фото конца XIX в. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Северная сторона. Контрфорсы. Фото конца XIX в. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1890
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Фото конца XIX в. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото конца XIX в. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1890
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Фото конца XIX в. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото конца XIX в. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1890
Михайловский Златоверхий монастырь. Собор Михаила Архангела (утраченный), Интерьер. Рака с мощами великомученицы Варвары в Златоверхом монастыре. Автор Д.Г. Биркин. Фото 1872 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Интерьер. Рака с мощами великомученицы Варвары в Златоверхом монастыре. Автор Д.Г. Биркин. Фото 1872 г.
Елена Григорьева
1 июня 1872



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 сентября 2022

Колокольня 18–20 в.в. (Государственный реестр национального культурного наследия: памятники градостроительства и архитектуры Украины (проект). - Достопримечательности Украины, 1999 г., № 2-3).

Колокольня была полностью разрушена в 1930-х г.г. и отстроена с нуля в 1998 г. Открыта 24 августа 1998 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 сентября 2022

Михайловский Златоверхий собор был шестистолпным крестовокупольным храмом. Композиция его статична. В основании ее лежал параллелепипед, завершавшийся одним чуть сдвинутым на восток куполом. Архитектурный образ этого сооружения несколько проще и более строгий от Успенского собора Печерского монастыря. Своды архитектурного Креста Михайловского Златоверхого собора не поднимались над объемом здания, как это было в Успенском соборе.

Башни в соборе уже не было. В северной части нартекса помещались винтовые лестницы на хоры (исследования И.В. Моргилевского), открывавшиеся аркадами внутрь храма. По типу, формам и декоративной отделке Михайловский Златоверхий собор был очень похож на Успенский собор Печерского монастыря и представлял собой несколько уменьшенную и немного упрощенную копию последнего. Однако именно его более статичная композиция станет характерной для сооружений XII века.

Внутри собор был украшен мозаиками и фресками, система которых повторяла росписи Успенского собора Печерского монастыря. Однако и в архитектуре, и в росписи Златоверхого собора подчеркнуто вертикальные композиции – фигуры «святых» вытянуты; появляются и новые ярусы композиций. Общему колориту интерьера собора были свойственны яркие краски. Сами композиции мозаик и фресок более динамичны, чем в росписях и мозаиках киевского Софийского собора. Русские надписи на многих мозаиках и фресках, как и стилевые особенности мозаик, дают основания гадать, что в исполнении их принимали участие русские мастера.

Рядом с Михайловским Златоверхим собором, как и в Успенском соборе Печерского монастыря (только не с севера, а с юга), стояла небольшая крещальня. Возможно, строили и украшали Михайловский Златоверхий собор печорские мастера. Во всяком случае, принадлежность этого сооружения к Печерской строительной школе – бесспорная до наших дней собор не сохранился.

«История украинского искусства». – К.: «Наукова думка», 1966 г., т. 1,  перевод с украинского


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 сентября 2022

Михайловский Златоверхий собор был сооружен в 1108-1113 г.г. Не существующий ныне, он являлся крестово-купольным, трехнефным храмом. В отличие от других подобных сооружений у его западной части (притвора) с севера была расположена круглая башня с лестницей на хоры, а с юга – маленький четырехстолпный храмик-крещальня. В XVII-XVIII в.в. храм неоднократно переделывался. Интерьер древнего Михайловского собора был оформлен уникальными фресками и мозаиками, часть которых при разборке здания была перенесена в Софийский собор: мозаичная композиция, представляющая "Евхаристию", изображения Стефана и Фаддея, а также фреска "Благовещение" и фрагменты других сцен.

Мозаики и фрески XII в. из Михайловского собора являют собой яркую страницу в стилистической эволюции древнерусской живописи, свидетельствуют об освобождении ее от гипнотического воздействия Византии, усилении экспрессии, им присущи большая индивидуализация лиц, живописная группировка персонажей, иной декоративный строй живописи. Вероятно, мозаики св. архидиакона Стефана, св. Фаддея, Дмитрия Солунского связаны с творчеством легендарного художника Печерского монастыря Алимпия. Для живописи мозаик характерно декоративное сочетание изумрудно-зеленых, блекло-зеленых, охристых, золотистых, глубоких фиолетовых, синих и белых тонов. Плотные насыщенные краски, широкие ассистные золотые пробела, умение сообщить фигурам выразительное естественное или скрытое движение дали возможность мастерам создать яркие самобытные произведения живописи. Стиль их возвещает о сложении национальных школ в искусстве Древней Руси.

Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г., перевод с украинского


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  9 октября 2022

Церковь, по свидетельству летописи, была заложена в 1108 г. великим князем Святополком II, построена в 1113 г. Разрушенная татарами, она была восстановлена в начале XVI в., а в первой половине XVII в. обновлена. При Петре I были пристроены два придела.

Храм каменный, двухэтажный; кроме главного алтаря он имеет три придела; древняя часть представляет в плане удлиненный прямоугольник, завершающийся с востока одной большой и двумя малыми апсидами, а с запада имеющий два выступа, в одном из которых помещается каменная лестница. Четыре центральных крещатых столба несут световой барабан главного купола; в XVIII столетии южная и северная стены храма были разобраны и на месте каждой из них оставлены по два крещатых столба, лежащих на осях центральных столбов древней церкви; таким образом установлена связь со вновь построенными боковыми нефами.

В настоящее время церковь имеет 7 глав, крытых золоченым железом; снаружи церковь оштукатурена. Роспись древняя. Фреска Благовещения открыта в 1808 г., Захария и Самуила в 1888 г. Праховым. Надписи частью греческие, частью славянские. В главном алтаре – древняя мозаика, изображающая Евхаристию. Она сохранилась не вполне, многие части изображенного на ней престола осыпались и подмалеваны красками.

Иконостас главного алтаря деревянный, посеребренный, местами золоченый, высотою в 2,5 сажени, сооружен в 1718 г.; царские врата, серебренные – 1811 г.; иконостас правого придела исполнен в середине XVIII века Наумовым; иконостас левого придела относится к 1877 г. Кладбища при церкви нет. На наружной южной стене сохранились две древних шиферных плиты с надписями; возможно, что плиты эти из первоначальной баллюстрады алтаря. В апсиде брешь, нарочно не заделанная.

Колокольня каменная, трехъярусная, построена в 1716-1719 г.г. Колоколов - 14, из них один древний отлитый в 1644 г. Ограда каменная, сооружена в начале XVIII века; в ней экономические ворота (1707 г.) – приподнятая полуциркульнал арка с двумя колонками по бокам; последние связаны поясом, заканчиваю» щимся вытянутыми наивными волютами и, богато украшенным изображением цветов, фронтоном.

Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). - Мюнхен, 1923 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 декабря 2023

Исследовали: Ф. Мовчановский (1934 г.), В. Харламов (1992-1995 г.г.), Г. Ивакин (1996-1999 г.г.), в 1930-е г.г. перед разрушением архитектурные обмеры и исследования провёл И. Моргилевский.

Собор заложил в 1108 г. в северной части «города Изяслава-Святополка» великий князь Святополк Изяславич, в нем он и был похоронен в 1113 г., к тому времени главное ядро сооружения уже было завершено. Оно представляло собой шестистолпный, крещатый, трехапсидный, двухъярусный храм с ярко обнаруженным нартексом и одной баней. Размеры: 28,8×18,86 м. В Северном членении нартекса размещалась лестница, ведущая на хоры.

Для возведения храма окружающая территория была заново спланирована, ликвидирована жилая застройка, осуществлена глиняная подсыпка. Из–за неровности участка фундаменты стен имели разную глубину: 0,9 м в западной части, 1,5-1,6 м в апсидах, нижний обрез фундаментов лежит на одном уровне. Их средняя шир. - 1,6 м. Дно рвов под фундаментами забито камнями, битой плинфой, укреплено деревянными лежнями, которые скреплены железными штырями и залиты цемянковым раствором. Стены выложены в технике смешанной кладки («opus mixtum») с углубленным рядом. Ширина стенок – 1,3 м (апсидной части – 1,2 м). Внутренние лопатки выступают на 0,35 м, наружные – на 0,55 м. Плинфа большого формата: 27–29×34–38×4–4,5 см, хорошо выжжена.

Подбанное пространство почти квадратное, немного удлиненное по оси восток-запад (6,8×6,45 м). Фасады расчленены мощными плоскими лопатками в соответствии с внутренним членением сооружения на четыре неравные части, каждая из которых завершалась полуциркульной закомарой. Апсиды были украшены узкими полуколонками и двухступенчатыми нишами, стены – горизонтальными поясами таких же декоративных плоских ниш и меандровым фризом из плинфы. Столбы храма крестятся в плане. Пол выложен резными шиферными плитами с мозаичной инкрустацией, глазурованными плитками разного формата и цвета.

Интерьер украшали мраморные капители, шиферные плиты, мозаики, фрески.

Вскоре после завершения отделки, к юго-западному краю собора пристроили небольшой храм – «крещальню» (приблизительно 10,8×8,6 м) в такой же технике кладки. Это был четырехстолбный однобанный храм с тремя апсидами, неглубокими фундаментами (0,7-0,8 м). Северная стена частично опиралась на выступ фундамента собора, потому что собственного фундамента не было. У западного и северного порталов достроены новые притворы (6,8×4,7 м). Северный имел внутри квадратные столбы (0,8×0,8 м), наружные и внутренние лопатки. Глубина залегания фундаментов притворов – 0,6 м. Собор в начале и в середине 18 в. претерпел значительные перестройки и приобрел вид сооружений в стиле украинского барокко. В августе 1937 г. взорван. Во время восстановления собора в 1997-1999 г.г. аутентичные остатки сохранены и перекрыты плитой без нагрузок на них, отдельные участки музеефицированы.

Материалы исследований хранятся в Национальном заповеднике «София Киевская», Национальном музее истории Украины, Государственном историко-архитектурном заповеднике «Древний Киев», Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) и других музеях.

Литература: Асеев Ю.С. «Архитектура древнего Киева». - К., 1982; Ивакин г. «Археологическое изучение Михайловского Златоверхого монастыря в 1996-1998 г.г. Памятники Украины». – 1999. – № 1; Каргер М.К. «Древний Киев». - М.; Л., 1961 г. - Т. 2.

«Свод памятников истории и культуры Украины. - К.: 2003 г., т. 2 (Киев), перевод с украинского, орфография сохранена.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 декабря 2023

В архитектуре и искусстве этот период открывает эпохальная достопримечательность – Михайловский Златоверхий собор (1108–1113) с его прославленными фресками и мозаиками. Это была большая шестистолбная однобанная постройка. Статичность её объёмов смягчалась наличием с севера башни для входа на хоры, а с юга, подобно собору Печерского монастыря, – крещальни. Декор был очень сдержан – меандровый фриз, членивший массив храма по горизонтали, и плоские двухуступчатые ниши на фасадах и подбаннике. В XVII–XVIII ст. собор был вокруг застроен, как и Лаврский, помещениями в стиле барокко, а в 1934–1936 г.г. он разобран. Из внутреннего убранства сохранились только «Евхаристия», изображения архидьякона Стефана и апостола Фаддея (хранятся в Софии Киевской) и Дмитрия (экспонируется в Москве, в Третьяковской галерее).

Мозаики и фрески Михайловского монастыря свидетельствуют о том, что в искусстве Киевской Руси прекращается ученическое подражание Византии.

Логвин Г.Н. «По Украине». - К.: «Искусство», 1968 г., перевод с украинского, орфография сохранена.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  25 декабря 2023

Одной из форм благотворительности были фамильные монастыри, которые занимали обширные угодья, постоянно отстраивались и украшались, не испытывая недостатка в деньгах. Собор «отчей обители», как правило, служил усыпальницей членов княжеского рода. Нечто подобное произошло и с Дмитриевским монастырем, основание которого является заслугой сына Ярослава Мудрого Изяслава (христианское имя Дмитрий), а процветание стало заботой его потомков. В 1060-х годах великий князь выстроил здесь большой собор в честь своего покровителя святого Дмитрия. Ярополк Изяславич (после крещения – Пётр) едва добыл денег на скромную церковь, по традиции посвятив ее своему небесному патрону – святому Петру. Святополк (христианское имя – Михаил) приказал возвести огромный каменный храм, который, в отличие от остальных построек, не смогли разрушить кочевники.

Не существующий ныне Михайловский Златоверхий собор получил второе название благодаря позолоченным кровлям куполов. Изначально он представлял собой шестистолпное крестово-купольное здание с тремя нефами. Внутри башни была устроена крутая лестница, ведущая на хоры. С противоположной стороны находилась небольшая четырехстолпная крещальня. Судя по технике возведения и отделки, создатели Михайловского храма использовали приемы, типичные для своего времени и места: смешанную кладку с плинфой, арочные завершения фасадов, круглые барабаны под куполами, скромный декор в виде плоских лопаток, золочение, резьбу, меандровые орнаменты.

«Для вящего благолепия» освятить новую церковь прибыл из Константинополя митрополит Никифор, который преподнес киевлянам мощи святой великомученицы Варвары. В синопсисе дар византийского гостя назван приданным греческой царевны, неизвестно когда и где обвенчавшейся со Святополком. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнение, поскольку, согласно всем остальным источникам, киевский князь венчался один раз, а именно в 1094 году, взяв в жены дочь половца Тугоркана.

К XVII веку собор обветшал и уже не соответствовал высокому статусу. В течение всего столетия его переделывали, дополняли пристройками, украшали деталями в неоклассическом стиле. К западной части храма, около входа, пристроили два двухэтажных объема с коринфскими колоннами и разнообразными по форме картушами, в обрамлении которых поместили живописные композиции. Модная отделка в виде лепного орнамента, картушей, фигурных щипцов и фронтонов, коринфских колонн свидетельствует о том, что реставрацией здания занимался специалист, возможно выпускник Петербургской академии художеств. Лепнина, наличники окон, капители и скульптурные орнаменты исполнены знаменитым киевским зодчим И.Г. Григоровичем-Барским.

Тем не менее главным украшением Михайловского Златоверхого собора всегда были иконы, фрески и мозаики. Произведения неизвестных мастеров, сегодня отнесенные к лучшим образцам древнерусского искусства, не решились уничтожить вместе со стенами. При разборке здания часть убранства была перенесена в Софийский собор, где благополучно сохранилась до наших дней. Великолепная мозаика с изображением Дмитрия Солунского ныне украшает зал Третьяковской галереи. В Киеве остались мозаичная композиция «Евхаристия», изображения архидиакона Стефана и Фаддея, фрески с ликами святого Николая, первосвященника Захария, сцены «Благовещение» и фрагменты нескольких росписей.

Художественное оформление Михайловского храма наглядно свидетельствует о развитии русской живописи, ее постепенном освобождении от византийских канонов. Если в росписях Софии русские мастера участвовали в качестве помощников, то в украшении Михайловского Златоверхого собора они работали с греками на равных. Стиль фресок и мозаик отражает первые самостоятельные замыслы и решения киевских художников, что заметно по свободным позам, разнообразным и глубоко индивидуальным жестам, по стройным, чуть удлиненным фигурам, окутанным изящными драпировками. Не принятая в религиозной живописи динамика отличает михайловские фрески от статичных композиций Софийского собора. Живопись киевского храма создавалась всего на 85 лет раньше, но различие стилей производит впечатление того, что прошли века.

Михайловский художник очертил овалы лиц темным контуром. Оттененные тонкими линиями, выразительные и глубоко индивидуальные лики апостолов представляют собой законченные портреты. Волосы святых трактованы орнаментально, зато красиво и разнообразно. С удивительным для того времени мастерством написаны отдельные фигуры и вся сцена в целом. Особенно привлекает декоративная трактовка образа Стефана, одетого в белый плащ с ниспадающими складками. Представленный на золотистом фоне, он смотрит прямо на зрителя. Эту мозаику отличает гармония холодных, мерцающих на свету белых тонов с теплыми охристо-зелеными бликами в тенях.

Мозаики с изображениями Фаддея и Стефана построены на контрастном сочетании цвета. Иначе решен образ Дмитрия Солунского – небесного покровителя князя Изяслава. Здесь в цветовой композиции преобладает охристый тон, подчеркнувший нежность голубых, розовых, красных и фиолетовых оттенков. Создатель наделил своих героев слегка раскосыми глазами, с особой тщательностью выписал руки с тонкими изящными кистями. Поразительное сходство всех главных персонажей определяют плотные насыщенные краски, широкие золотые пробелы, скрытая динамика фигур.

В творчестве создателей михайловских фресок выразилось народное самосознание, моральные и эстетические идеалы передовой в отношении искусства эпохи, предшествующей татаромонгольскому игу. В пору правления Святополка Киев перестал быть столицей единого государства, но утрата политического значения не привела к упадку в культуре. В городе работали иконописные мастерские, возводились каменные храмы, которые, однако, во многом уступали монументальным сооружениям времен Ярослава.

После смерти Святополка к Владимиру Всеволодовичу (1053–1125) прибыли послы от киевских бояр, чтобы просить черниговского князя принять киевский стол: «Поиди в Киев! Если же не придешь, то знай, что великое зло воздвигнется… и будешь ответ иметь, если разграбят из-за тебя монастыри».

Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха оставил после себя громкую славу и добрую память. В пору черниговского княжения он успешно боролся с половцами, вятичами, торками, князьями-изгоями Ростиславичами, сохранял верность Святополку, не принимая во внимание неприязнь к нему киевлян. Не желая пользоваться своим положением, после смерти отца он не занял Киев, а пригласил на великокняжеский стол двоюродного брата, уважая его старшинство по возрасту и положению в семье.

Владимир торжественно въехал в Киев 20 апреля 1113 года. Его благоразумная политика сдерживала ссоры удельных князей, которые хотя и вынужденно, но все же примирились между собой. По замечанию Берлинского, «чужестранные государи его почитали, половцы не смели и подумать о том, чтобы беспокоить российские пределы, усмиренные волжские булгары соглашались на всякие предписания. Даже император греческий Алексей Комнин искал у великого князя защиты от крестоносцев и турков».

Подробного жизнеописания Владимира не существует, но некоторые факты его биографии отражены в преданиях. В одном из них рассказано о походе в Тавриду, где князь убил в поединке генуэзского князя, за что получил прозвище Мономах, то есть «единоборец». К полулегендарным сведениям относится история его венчания на царство, устроенного византийским императором. Константинопольский посланец митрополит Неофит привез Владимиру бармы и шапку деда Константина Мономаха, вручив князю царские регалии во время торжества в Софийском соборе. Впоследствии все московские государи при венчании на царство покрывали голову шапкой Мономаха.

Княжение Владимира стало эпохой расцвета русской культуры. При нем в Киеве строились каменные палаты, церкви с прекрасной живописью и фресками. Именно тогда на Руси появился первый фундаментальный мост, соединивший берега Днепра. Мономах щедро одаривал духовенство, помня о том, что священники помогли ему занять киевский престол. Последние годы жизни князь провел «у милой своему сердцу церкви, на реке Альте».

К старости он стал слезлив и богобоязнен. Жалкий, постоянно молившийся старец мало напоминал отважного красавца, воина, каким Владимир был в молодости. Незадолго до его смерти в Киеве случилось землетрясение. В древности это бедствие не являлось чем-то исключительным, и его последствия были не так страшны, как случившийся вскоре пожар, погубивший весь Подол и большую часть города. На фоне великих несчастий смерть князя уже не выглядела трагедией. «Украшенного достоинствами, славного победами, известного во всех землях» владыку помянули добрым словом и с почестями похоронили в Софийском соборе.

По материалам книги Елены Грицак «Памятники древнего Киева». -М.: «Вече», 2004 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 апреля 2024

В 1108 году два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича - Петр-Ярополк и Михаил-Святополк - основали в Киеве, на месте древнего Дмитриевского мбнастыря, Михайловский монастырь. В этом же году, в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители - собора во имя Михаила Архангела, предводителя небесного воинства. В 1113 году собор был освящен.

Михайловский собор был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом - спуском к Днепру. Трехнефный крестовокупольный храм с одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен способом смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича - плинфы. Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян - Златоверхий. С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня.

Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей. В 1240 году его разграбила и сильно повредила орда Батыя.

В XVII и XVIII столетиях собор неоднократно перестраивался. Вместо одного у него появилось семь куполов. С трёх сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами. Фасады храма были украшены лепными украшениями, наличниками и орнаментом, выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским, а фризы барабанов были обильно украшены оригинальными яркими майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.

Непреходящую славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. "Мерцающей живописью" называют мозаики Михайловского собора - как бы расплываясь по стенам, они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой школы связано прежде всего с именем гениального древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, непревзойденного мастера "мерцающей живописи", имя которого еще при жизни было окружено легендами.

Житие преподобного Алимпия включено в текст Киево-Печерского патерика. В ранней молодости, "во дни благоверного князя Всеволода Ярославича" (сына Ярослава Мудрого), родители отдали его "на учение иконного писания" кому-то из греческих иконописцев, работавших в Киеве над украшением алтаря Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Учась и создавая фресковые и мозаичные композиций в Софийском соборе и в других киевских церквях, Алимпий "добре извык хитрости иконной, иконы писать хитр бе зело". В искусстве Алимпия заметно сходство с традициями константинопольской художественной школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает чисто русское народное начало. Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алимпия.

Мозаики Михайловского собора являются образцом древнерусского монументального искусства начала XII века. От мозаик Софии Киевской их отделяет почти 85 лет, и, несмотря на то, что они принадлежат к одному византийскому стилю, они значительно отличаются друг от друга стилем и цветовым решением. В Михайловских мозаиках заметно влияние искусства средневековых Балкан, в первую очередь - Македонии. В них преобладают сочетания коричнево-зеленых, серо-синих, изумрудно-зеленых, фиолетовых, блекло-зеленых, золотистых и белых тонов. Гениальный художник, Алимпий попытался раскрыть духовный мир своих персонажей - его герои ведут между собой непринужденный разговор, их жесты выразительны, а каждое лицо наделено индивидуальными портретными чертами. Глубоко человечен евангелист Марк - сколько тепла и понимания в его взгляде! Юностью и отвагой дышит образ святого воина Дмитрия Солунского, патрона великого князя Изяслава - отца основателя собора князя Михаила-Святополка. Стройный и прекрасный, с удивительно живыми чертами волевого лица, он предстает перед нами на сверкающем золотом фоне, с которым перекликается золото кольчуги.

В эпоху раздробленности, на закате могущества Киевской Руси, искусство "мерцающей живописи" угасло - для удельных князей мозаика оказалась слишком дорогостоящей роскошью. Таким образом, мозаики Михайловского Златоверхого собора, стали вершиной древнерусского мозаичного мастерства. Часть мозаик Михайловского собора - "Евхаристия", "Благовещение", изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других - была перенесена в Софийский собор. Мозаику "Дмитрий Солунский", ставшую ныне хрестоматийной и вошедшей во все издания, посвященные древнерусскому искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а верхнюю часть фресковой фигуры "Святой Самуил" - в Русском музее в Петербурге. Всего сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены собора.

Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого - Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика - неясной.

Михайловский Златоверхий собор в Киеве хранил и множество других загадок, но они так и остались неразгаданными - собор, памятник культуры мирового значения, был разрушен коммунистами в 1937 г.

Губарева М.В., Низовский А.Ю. «Сто великих храмов мира». -М.: «Вече», 1999 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.