Долгощельский приход, лежащий на северо-западе от г. Мезени, состоит из села Долгощельского близ приходской церкви на правом берегу р. Кулоя, в 30 верст. от впадения ее в Мезенский залив, из деревни Соенской с приписною в ней церковью, в 30 верст. от села Долгощельского при затруднительном сообщении с нею, и из выселка Нижи в 30 же верст. зимним путем и в 70 летним. Жителей в приходе к 1 января 1895 г. состояло 641 м. п. и 656 ж. п. Приходская церковь отстоит от ближайших приходских церквей г. Мезени в 40 верст. зимним и 100 вер. летним путем и от г. Архангельска в 370.
По словам некоторых старожилов, описываемый приход ведет свое начало с 1660 г., причем жители его до учреждения монастырских штатов были приписаны к Сийскому монастырю, имевшему здесь, очевидно, свои вотчины. Уже в то время они имели в селе Долгощельском особую церковь с причтом, устроенную на их собственные средства в 1670 г. и освященную (время неизвестно) во имя знамени Божией Матери. Церковь была небольшая, стояла немного более ста лет и затем сгорела. Вместо сгоревшей устроена была новая (вторая) в честь Владимирской иконы Божией Матери с отдельно стоящею вне ограды колокольнею о пяти столбах. Эта церковь была более благоустроенною в сравнении с первою, но, к сожалению, вскоре после освящения сделалась жертвою пламени 28 февр. 1782 г., причем колокольня, однако, уцелела и стояла до последних годов, благодаря ремонтировкам ее в 1823 и 1840 г.г. Третья церковь также в честь Владимирской ик. Божией Матери начата постройкою в 1783 г. и освящена в 1788 г. Пинежским протоиереем Алексием Ксензовым, так как приход в то время находился в ближайшем ведении Пинежского Духовного Правления. Церковь была пятиглавою и обнесена оградою. В ней были весьма древние иконы; некоторые из них были украшены сребропозлащенными pизами. К сожалению, и этот благоукрашенный храм сгорел в 1890 г. со всем имуществом и утварью, кроме храмовой иконы и металлического креста. Toгда крестьяне приступили к постройке нынешнего храма (четвертого) из безмездно отпущенного леса и при помощи благотворителей, а также при своем усердии соорудили прочный светлый и просторный храм, освященный 3 янв. 1895 г., употребив на сей предмет около 2500 руб., в том числе 400 руб. пожертвованных о. Иоанном Сергиевым. Храм этот крестовидной формы, пятиглавый, однопрестольный в честь Владимирской иконы Божией Матери, ризницею и Утварью малодостаточаый. Средствами к его содержанию служит арендная плата (в 1894 г. 41 р. 86 к.) за сенокосную пожню в 4 десят. и семужью тоню, кружечно-кошельковый сбор (3 р. 82 к.) и прибыль от продажи свеч (1 п. 19 ф.).
Причт, состоящий из священника и псаломщика, имеет 19 дес. 135 саж. пахотной и сенокосной земли и семужью тоню, от коей выручается от 5 до 12 р. в год, получает жалованья 205 р. 80 к., дохода свыше 60 р. и проживает в двух общественных домах, устроенных в 1855—64 г.г. и требующих неотложной ремонтировки.
В дер. Соенской, отстоящей от села Долгощельского в 30 верст., имеется деревянная однопрестольная во имя св. апост. Петра и Павла церковь. Построена она в 1856 г. на казенные средства, освящена 16 янв. 1865 г., в 1888 и 1889 г.г. обшита снаружи досками и окрашена на средства местных жителей (к 1895 г. 153 м. п. и 155 ж. п.); ризницею и богослужебными книгами недостаточна; получается на содержание ее арендная плата (в 1894 г. 7р. 55к.) с нескольких рыболовных угодий, пожертвованных местными крестьянами, до 3 рублей кружечно-кошелькового сбора и небольшая прибыль от продажи свеч (21 ф.).
В селе Долгощельском в 1882 г. открыта церковно-приходская школа, помещающаяся в доме священника, который состоит учителем и законоучителем ее безмездно. Содержится на весьма скудные средства местных жителей. Учащихся в 1894/5 уч. г, было 22 мальч. и 3 девоч.
К числу достопримечательных событий в истории описываемого прихода нужно отнести пребывание в селе Долгощельском миссии от 25 марта по 11 апр. 1825 г., учрежденной для обращения в христианство самоедов и состоявшей из архим. Антониево-Сийского монастыря Вениамина, священника Ижемского прихода Феодора и дьячка Якова Истоминых и чиновника Алексея Федорова и окрестившей в столь короткое время 175 самоедов об. п. с детьми. Приписывая такой успех помощи Божией и молитвам Пресв. Богородицы, архим. Вениамин возложил свой архимандритский крест на храмовую икону Божией Матери и после литургии в пяток на светлой неделе 3 апр. служитл молебствие с крестным ходом вокруг тогдашнего храма, каковой ход совершается и в настоящее время (ежегодно) в пяток-же светлой недели (согласно указу Пинежского Духовного Правления от 22 мая того-же 1825 г., данному по ходатайству архим. Вениамина). Кроме того, о пребывании миссии напоминает в настоящее время серебр. медаль, Высочайше пожалованная крестьянину Соенской дер. Петру Крапивину зa его содействие членам миссии и пожертвованная сыном eгo в приходскую церковь.
Источник: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии / Изд. Арханг. Епарх. Церковно-археолог. Комитета. Вып. 2. Архангельск, 1895.