ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Малый Кувай. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери.

Тихвинская церковь


Малый Кувай. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Тихвинской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1902 и 1903.
Год утраты:приблизительно 1982 (разобрана)
Адрес:
Ульяновская область, Сурский район, Малый Кувай

Координаты: 54.618015, 47.068026



Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Южный фасад. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН<br>, Малый Кувай, Сурский район, Ульяновская область
Южный фасад. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН
Алексей Майоров
1 июня 1975
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Северный фасад. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН<br>, Малый Кувай, Сурский район, Ульяновская область
Северный фасад. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН
Алексей Майоров
1 июня 1975
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Западный фасад. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН<br>, Малый Кувай, Сурский район, Ульяновская область
Западный фасад. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН
Алексей Майоров
1 июня 1975
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Вид с юго-востока. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН<br>, Малый Кувай, Сурский район, Ульяновская область
Вид с юго-востока. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН
Алексей Майоров
1 июня 1975
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Завершение основного объёма. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН<br>, Малый Кувай, Сурский район, Ульяновская область
Завершение основного объёма. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН
Алексей Майоров
1 июня 1975
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Окно южного фасада трапезной. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН<br>, Малый Кувай, Сурский район, Ульяновская область
Окно южного фасада трапезной. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН
Алексей Майоров
1 июня 1975
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Фрагмент южного фасада с окнами первого и второго ярусов. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН<br>, Малый Кувай, Сурский район, Ульяновская область
Фрагмент южного фасада с окнами первого и второго ярусов. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН
Алексей Майоров
1 июня 1975
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Накладные декоры центрального прясла южного фасада основного объёма. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН<br>, Малый Кувай, Сурский район, Ульяновская область
Накладные декоры центрального прясла южного фасада основного объёма. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН
Алексей Майоров
1 июня 1975
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Алтарь и помещение диаконника в интерьере. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН<br>, Малый Кувай, Сурский район, Ульяновская область
Алтарь и помещение диаконника в интерьере. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН
Алексей Майоров
1 июня 1975
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Вид на хоры. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН<br>, Малый Кувай, Сурский район, Ульяновская область
Вид на хоры. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН
Алексей Майоров
1 июня 1975
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Восьмерик в интерьере. Видны изображения Евангелистов на тромпах. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН<br>, Малый Кувай, Сурский район, Ульяновская область
Восьмерик в интерьере. Видны изображения Евангелистов на тромпах. Фотограф В.В. Перфильев. Паспорт ОКН
Алексей Майоров
1 июня 1975



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Алексей Майоров  2 сентября 2022

Кувайский приход состоит из двух вотчин — села Большого Кувая и деревни Малаго Кувая; село больше деревни в два раза, но начало получил прежде Малый Кувай, почему в старинных документах он и называется еще "Старым Куваем". Народ здесь очень состоятельный; есть много "тысячников" и, как редкость, совсем нет своих нищих; живут лесным промыслом и занимаются хлебопашеством усерднее сельских. Большой Кувай опередил в росте своего старшего брата благодаря тому, что ближе был расположен к казенным заводам, около которых в старые годы, как уже было говорено, кормились кувайцы.

Село от деревни отделяется только небольшим переулком, от чего с первого раза постороннему может показаться, что здесь одна огромная вотчина. Благодаря церкви и давно существующей в селе Кувае школе, больше-кувайцы развитее, религиознее и вообще культурнее мало-кувайцев. Приходская летопись ведется здесь с 1875 г., и вот, начиная с следующего года, через всю книгу красной нитью проходить такой отзыв о мало-кувайцах: они не усердны к богослужению и к исполнению первейших христианских обязанностей, что объясняется грубостью, неразвитостью, леностью и вообще нерадением. Такая нелестная характеристика повторяется из года в год, но за многолюдством прихода, при одном штате, рук к просвещению мало-кувайцев не прикладывали и способов для него никаких не изыскивали. Даже школа, как мы видели, существует здесь только восьмой год.

В 1889 году священник Стефан Зефиров занес на страницы летописи пожелание видеть здесь хоть "небольшую церковку и со школой". Но к осуществлению даже и этого скромного желания ничего не было предпринято, а потому вопрос о церкви и школе так и остался без движения, хотя о. Зефиров прослужил здесь до весны 1893 года. Пугала, полагать надо, перспектива хлопот и возни с крестьянами в таком сложном и ответственном предприятии.

Сами мало-кувайцы давно стужались, — по крайней мере лучшие из них, — своей отсталостью и сознавали, что без церкви они так и останутся дикарями. В течение целых десятков лет шли толки, что хорошо бы выстроить свою церковь, но все дело так и оканчивалось одними словами; то боялись больших расходов, то находились умники, которые разбивали благое намерение, доказывая, что совсем нет никакой нужды в своей церкви, а главное — не находилось энергичного человека, который бы объединил около себя партию, стоящую за постройку церкви.

На одном из сходов, на котором в тысячу первый раз дебатировался вопрос о постройке церкви, священнику удалось уловить момента, благоприятный для составления прошения — приговора о разрешении построения церкви. Как оно и часто бывает в предприятиях после долгой волокиты, дело как-то округлилось вдруг. Находит иногда на толпу такой "стих " согласия. Сложна психология народной массы. Много помогли священнику в этом три дельных прихожанина — бывший сельский староста Ф. Лысов, Кирилл Ив. Шагуров и сельский писарь П. К. Благов, — люди редкой энергии и одушевленные светлыми христианскими побуждениями. Такие люди стоят на сельских сходах целых десятков посредственностей.

Когда было отослано прошение, маловерные усумнились. Пошли по деревне кривотолки и сетования. Сочувствующие постройке церкви потерпели "гонение". Одни говорили, что разорятся они с церковью, другие — что и в десять лет не оборудовать им такое большое дело. Явились на сцену фарисеи, которые с лицемерными слезами говорили, указывая на старую церковь: "Как мы лишимся такого сокровища! Построить ли нам хорошую церковь? Станет нас на какую-нибудь клетушку, вроде часовни". Это были те, которым особенно грустно было расстаться с несколькими рублями. Даже по получении разрешения (5 июня 1901 г.) протестующие не угомонились и все еще питали надежду затормозить дело, но перспектива обесславить себя таким легкомыслием, выпукло нарисованная священником, удержала оппозицию, и дело ограничилось на сей раз глухим ропотом за чужими спинами.

1901 г. 15 августа был совершен в деревню крестный ход, на площади отслужен молебен пред начатием дела, и тута же была собрана первая лепта на построение, что-то около семидесяти рублей, с которыми и было начато дело. Священник, зная мятущееся настроение и приподнятое состояние умов, сказал при этом внушительное слово, убеждая сохранять в совершении задуманного дела совет и согласие, отбросить раздоры, личные счеты и прочее, чем только и обусловливается удачный конец всякого предприятия, а тем более такого большого дела как построение храма.

Осенью того же года было куплено несколько делянок леса, который за зиму и был вывезен. С ранней весны 1902 г. нанятый за 3100 руб. подрядчик с огромной артелью плотников приступил к очистке и сортировке леса. 21 апреля был сделан малый крестный ход и отслужен молебен пред начатием храмовых работа, а 12 мая состоялась закладка храма. Из старой церкви, при громадном стечений своих прихожан и богомольцев из соседних вотчин, двинулся крестный ход, а потом был отправлен полный чин на основание храма.

С давних времен мало-кувайцы работают в граничащих с их землей лесах крупнейшего помещика нашей губернии, графа Г. И. Рибопьера. Это дало повод священнику обратиться к графу с просьбой о помощи в начатом деле. Г. Рибопьер пожертвовал прекрасного леса на сумму до 800 рублей. Это была первая крупная жертва со стороны.

Работа двинулась настолько успешно, что к зиме храм вчерне был совершенно готов и даже покрыт. С весны 1903 года не менее энергично было приступлено к внешней отделке, так что 1 июня состоялось освящение и поднятие храмовых крестов. Между тем, при столь быстром ведении дела, средства прихожан истощались, и без посторонней помощи, по крайней мере в этом году отстроить церковь не представлялось возможным.

Необыкновенно кстати, по ходатайству священника, подоспело пособие от епархиального начальства в три с половиной тысячи рублей. Работа снова закипела. 17 августа было поднятие колоколов (весь звон в 105 пудов (ред. 1,72 тонны) и стоит 2100 руб.). Снаружи церковь была уже обшита тесом, окрашена белой краской, а крыша зеленой. Главы (их пять) и маковицу на колокольне обтянули белым железом. Внутри спешно устанавливали иконостас, вставляли рамы и заканчивали другие мелкие поделки.

К 30 сентября церковь была совершенно готова к освящению. Таким образом менее чем в полтора года было оборудовано, говоря относительно, великое предприятие. Получился величественный, красивый, в византийском стиле, пятиглавый храм. Размеры его следующие: высота колокольни — 15 саженей (ред. 32 метра), а купол (до креста) — 10 (ред. 21 метр), длина (с притвором) —15 саженей (ред. 32 метра); по частям: алтарь, с двумя диаконниками, 2X2,5 сажени (ред. 4,26х5,3 метра), настоящая — 6X6 (ред. 13х13 метров), а трапезная — 4X4 сажени (ред. 8,5х8,5 метров). Для певцов устроены небольшие хоры. Храм весь теплый и отапливается четырьмя герметическими печами.

Иконостас четырехъярусный, с прекрасной (пока не позолоченной) резьбой. Большинство икон изготовлено в иконописной мастерской села Грязнухи. Иконы частью на чеканном фоне, а частью с золотой каймой. На горнем месте, за клиросами и в трапезной поставлены массивные, резные киоты (всего 5). Стоимость иконостаса и киот 2400 рублей. У передних колонн, поддерживающих купол, поставлены: Распятие с предстоящими живописной работы, на золотом фоне, и Тихвинская икона Божией Матери в сребропозлащенной ризе, на изящном, с позолотой и живописными изображениями, аналое — жертва мало-кувайских крестьян И. Шогурова и С. Е. Лысова. Стоимость этих священных предметов — 430 рублей. Епархиальное начальство выразило жертвователям благодарность. Утварь и ризница (стоимость 1200 руб.) приобретены в складе Симбирского епархиального свечного завода. Потир с прибором, креста и праздничное кадило — серебряные. Все эти вещи художественной работы. В общем храм с сельской точки зрения обставлен, можно сказать, богато и снабжен решительно всем необходимым в достаточной мере.

30 сентября 1903 года состоялось освящение. В богослужении участвовало восемь священников и четыре диакона. Пели два хора певчих из Большого Кувая — мужской и женский, под управлением крестьян. Кстати, о певцах. В селе Кувае пение издавна поставлено прекрасно. Это не те певцы на городской лад, которые пропоют нотную пиеску, а потом молчат, особенно когда дойдет черед до стихир или ирмосов. Кувайские певцы именно славятся простым пением, но в торжественных случаях не пренебрегают и нотным. Здесь есть такие опытные певцы и чтецы, с хорошими голосами, что, например, в прошлом году двое без труда (что, к слову сказать, как показывает практика, не всегда под силу и окончившим курс духовного училища) сдали экзамен на звание псаломщика; один из них уже на месте. Участвовал в освящении некий иерей, знаток пения, певец и даже, можно сказать, артиста (Д. П. о. Ц) так он был приятно изумлен, услышавши гармонически правильное, безукоризненное исполнение кувайским хоры сложных нотных пьес.

Освящение прошло своим чередом, при громадном стечении народа. Прихожане воспользовались этим исключительно торжественным днем, чтобы по мере сил своих отблагодарить своего пастыря за его попечение о их многоразличных нуждах: представителями от прихожан, с разрешения Епископа, священнику о. Цветкову, после литургии, была поднесена ценная икона Спасителя. Один из депутатов сказал сжатую, простую, но выразительную речь, в которой и подчеркнул все то, что было сделано доброго на пользу кувайцев. Священник сказал небольшое ответное слово.

Пред трапезой, радушно предложенной в доме священника, после краткого молитвословия, священник И. С. о. Сахаров, от лица участвовавших в богослужении, выразил волновавшие всех чувства. Он говорил: "Петр Петрович! В настоящую минуту мне хочется сказать вам за всех несколько слов. Всякий человек в радостные и горестны минуты имеет потребность делиться своими чувствами с своими близкими. Этот наш тесный кружок, несомненно, собран с целью разделить ваше радостное и торжествующее настроение. Это повышенное настроение ваше вполне естественно и очень понятно: вы трудились, как пастырь, трудились, как храмоздатель, трудились энергично, честно и бескорыстно. А между тем всякий священник, как бы он честно и с полным желанием добра прихожанам ни трудился, все же чувствует в душе невольное смущение: как бы эти темные и серые мужики поняли и оценили? Главное — правильно поняли бы. Но вот ваши труды поняты и оценены и не пустыми словами сухой благодарности, а этой драгоценной иконой, которую вам сегодня при нас благодарные прихожане преподнесли. От всей души поздравляем мы вас и желаем еще много лет полезно трудиться, чтобы получить новые и новые выражения признательности к вам прихожан".

Так закончился день, который в истории Кувайскаго прихода будет знаменательнейшим и останется в памяти прихожан до гробовой доски, а в летописи церковной займет почетнейшее место.

Новруский Н. Священник и приход (окончание) // Симбирские епархиальные ведомости. 1904. № 16. С. 448–454.

В списках выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории с. Малый Кувай Сурского района Ульяновской области значится (памятник истории и культуры) «Фундамент утраченной православной церкви» нач. XX в., поставленный на государственную охрану Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 г. №959-р.

Церковь была установлена на одном из холмов над рекой Кувайкой, относилась к традиционному трехчастному трапезному типу. Церковь была деревянная на бутовом фундаменте и невысоком кирпичном цоколе. Срублена «в обло» из круглых бревен диаметром 32-35 см, снаружи горизонтально обшитая тёсом. Общие габариты здания храма — 35,0х 13,0 м.

Средний проем алтаря церкви был широкий, с пологой аркой. В трапезную вёл широкий арочный проем. Над ним в храме были устроены хоры в виде балкона на консолях оригинальной парусной конструкции. В центре балкона имелась полукруглая выемка, огражденная фигурным балясником. Убранство интерьеров и иконостас в храме были утрачены в 40-50-х годах прошлого века.

В советский период времени здание использовалось под зерносклад совхоза им. Н.К. Крупской Сурского района Ульяновской области.

Церковь разобрали в 80-х гг. прошлого века.

Комитетом Ульяновской области по культурному наследию будет организована государственная историко-культурная экспертиза для обоснования включения или отказа во включении данного объекта в реестр памятников истории и культуры.

Хаутиев Ш. «Церковь» нач. ХХ века /с. Малый Кувай, Ульяновская область// livejournal.com: Живой журнал. 2014. URL: https://hautiev-sh.livejournal.com/191064.html (дата обращения: 02.09.2022).



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.