Предание или старожилы говорят, что первоначальная церковь была деревянная, во имя святителя и чудотворца Николая. На место сей деревянной села Варыпаева помещик Семен Афанасьевич Варыпаев выстроил каменную соборную церковь во имя Тихвинской Божией Матери с двумя приделами: по правую сторону – святителя и чудотворца Николая, а по левую – преподобного Александра Свирского; он же Варыпаев выстроил и каменную колокольню о трех этажах на пространстве в окружности 13 сажен. В нижнем этаже находились три комнаты кладовые и четвертая братская хлебопекарня, в среднем этаже внутри находилась большая сень, поддерживающая свод двумя четвероугольными столбами, а по сторонам: с восточной и южной – настоятельские и братские кельи, с северо-восточной – палатка для звонаря, из коей в верхний этаж деревянная лестница проводит его к колоколам, коих ныне состоит на лицо двенадцать. Не докончивши постройки, г-н Вырыпаев, к крайнему прискорбию братии, жизнь кончил в 1799 г. и погребен в монастыре…
В 1826 г. игумен Илларион во втором этаже на колокольне устроил церковь во имя Казанской Божией Матери, которую Преосвященный Ириней, епископ Пензенский и Саратовский, 26 июня того же года освящал сам. При сем игумене были слиты два колокола: большой в 83 пуда 9 фунт. и полиелейный в 39 пуд. 32 фунт. на сумму от доброхотных дателей.
Старанием игумена Иоанна в 1829 г. соборная церковь покрыта железом, а в 1830 г. – колокольня. В 1832 г. сооружены два каменных одноэтажных флигеля для братских келий, а в 1833 г. сложена вокруг всего монастыря на пространстве 215 сажен каменная ограда.
Соборная Тихвинской Богородицы церковь и колокольня в 1844 г. снова оштукатурены, крыши железные поправлены и окрашены зеленою краскою. Внутри сжатой стенами и чуланами церкви и приделах сделано новое преобразование: пробитием двух каменных стен между алтарями и уничтожением двух же стен, составлявших паперть между Никольским приделом и комнатою, бывшею против церкви и алтаря придельного храма преподобного Александра Свирского; переделкою пяти арок и четырнадцати окон в полукружной форме, по подобию Таврического, в С.-Петербурге, дворца. Из двух приделов к соборной церкви один с левой стороны упразднен для жертвенника и несколько пустых чуланов, ныне она составляет одну большую церковь в полном смысле соборную, теплую, при двух печах.
В 1846 г. в придельном храме святителя Николая и в упраздненном приделе преп. Александра Свирского поставлены новые иконостасы на сумму графини Орловой и прочих доброхотных дателей. В алтарях полы выкрашены желтою краскою, а стены зеленою, а на своде оного лучшею кистью изображено Триипостасное Божество с служащими престолу его лицами ангелов.
На колокольне колокола повешены на железо и переведены все двенадцать под ноту, отчего ныне звон сделался столь приятным, что подобится приятной музыке. Тщанием и усердием Аткарского округа помещика села Прокудина Дмитрия Андреевича Запольского сделан богатейший киот, на подобие иконостаса, для найденного в 1845 г. в монастырском архиве страданий Господа Иисуса кипарисового образа, в коем помещен сребропозлащенный крест с мощами.
Усердием московского купца Василия Бобышева заведена одновременная глазетовая с крестами ризница, белая, с розовою бархатною уборкою, а именно: на настоятеля в полном облачении, на две пары иеромонахов, на двух иеродиаконов, богато блестящие.
Записка о Петровском Николаевском заштатном монастыре, с половины XVII по XIX век, составленная настоятелем Петровского Николаевского заштатного монастыря игуменом Владимиром 22 декабря 1846 г. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» № 8–11, 17–24 за 1895 г.