ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Усть-Ишим. Церковь Николая Чудотворца.

Свято-Никольский храм


Усть-Ишим. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1904 и 1905.
Адрес:
Омская область, с. Усть-Ишим, ул. Советская, д. 31

Координаты: 57.69368, 71.183637
Проезд:Автобус из Омска



Церковь Николая Чудотворца, Вид с улицы<br>, Усть-Ишим, Усть-Ишимский район, Омская область
Вид с улицы
Сергей Зубарь
8 февраля 2024
Церковь Николая Чудотворца, Вид с ЮВ<br>, Усть-Ишим, Усть-Ишимский район, Омская область
Вид с ЮВ
Сергей Зубарь
8 февраля 2024
Церковь Николая Чудотворца, Вид с востока. С юга пристрой советского периода.<br>, Усть-Ишим, Усть-Ишимский район, Омская область
Вид с востока. С юга пристрой советского периода.
Сергей Зубарь
8 февраля 2024
Церковь Николая Чудотворца, Вид с СВ<br>, Усть-Ишим, Усть-Ишимский район, Омская область
Вид с СВ
Сергей Зубарь
8 февраля 2024
Церковь Николая Чудотворца, , Усть-Ишим, Усть-Ишимский район, Омская область
Константин 55
26 декабря 2013
Церковь Николая Чудотворца, Колокольня<br>, Усть-Ишим, Усть-Ишимский район, Омская область
Колокольня
Константин 55
26 декабря 2013
Церковь Николая Чудотворца, Южный фасад<br>, Усть-Ишим, Усть-Ишимский район, Омская область
Южный фасад
Сергей Зубарь
8 февраля 2024
Церковь Николая Чудотворца, , Усть-Ишим, Усть-Ишимский район, Омская область
Сергей Зубарь
8 февраля 2024
Церковь Николая Чудотворца, Колокольня<br>, Усть-Ишим, Усть-Ишимский район, Омская область
Колокольня
Сергей Зубарь
8 февраля 2024
Церковь Николая Чудотворца, Паперть<br>, Усть-Ишим, Усть-Ишимский район, Омская область
Паперть
Сергей Зубарь
8 февраля 2024
Церковь Николая Чудотворца, В храме имеется макет церкви<br>, Усть-Ишим, Усть-Ишимский район, Омская область
В храме имеется макет церкви
Сергей Зубарь
8 февраля 2024



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 февраля 2020

История и судьба Усть-Ишимского Свято-Никольского храма поистине удивительна. Много веков назад вся территория, начиная с р. Крушинки и до р. Иртыш, с р. Ишим и до здания администрации Усть-ишимского района была самым древним городищем. На этом месте был основан Усть-Ишим. Первыми жителями его были татары. Они написали Тобольскому генерал-губернатору заявление о защите от кочевников, которые приходили и разоряли их. Губернатор выполнил просьбу местных жителей и прислал отряд казаков, которые назывались «годичниками», потому, что служили они всего лишь один год, а на следующий год приходил другой отряд и так каждый год. Но постепенно всё обрастало, казаки женились на местных жителях или привозили сюда свои семьи, обосновывались на постоянное место жительство.

В радиусе 50 метров от здания сегодняшней церкви, ближе к Иртышу в старом городище, была построена первая деревянная церковь. Никто не знает точно, где именно она была построена, в каком месте. В 1866 году деревянная церковь сгорела. Ровно через 2 года после пожарища, возник вопрос о постройке новой церкви. Раньше было так, если в населённом пункте была церковь, это повышало его статус и называлось оно селом, где могло быть расположено административное управление, а если нет церкви, то это просто деревня. Вопрос заключался в том, что восстанавливать ли здесь сгоревшую церковь, или произвести реставрацию церкови в с. Слободчики. В то время в Слободчиках уже была церковь, названная в честь «Архангела Михаила». Усть-Ишимцы просили, чтобы построили церковь у них, но все, же власти склонялись к слободчиковской.

Но произошло удивительное чудо. Вот что гласит легенда по этому поводу: две женщины, проходя мимо пожарища церкви, вдруг увидели икону Николая Чудотворца. Был такой пожар! Всё сгорело и вдруг - икона! Та самая икона, которая была именно в этой церкви и которую привезли сюда казаки. Ведь казаки – это воины, солдаты, а русский солдат и вера были не разделимы.

На территории церкви установлен памятник основателям Усть-Ишима. На основе мраморной плиты, которую вытащили из р. Крушинки (она раньше служила надгробьем для одной из могил находящихся здесь). Примерно возле современного здания администрации стояли богатые, огромные склепы купцов, надгробные плиты из чёрного и белого мрамора.

Существовал обычай: все собирались к старосте на сход. И весь сход, не он один, а все решали и решили построить храм после того, как была найдена икона, которая была, потом признана чудотворной, потому, что она не сгорела в таком пожарище, лишь чуть - чуть обгорела по краям и пролежала там целых два года. Никто не знает, где она была. Никто не знает, как она вообще там появилась? Но она появилась и поэтому был создан проект этого храма. Он был уникален.

В епархии Тюменской области, которая распространялась на Тобольскую и Омскую область, и до Тихого океана этот храм был самым высоким. Высота его была 35 метров - это одно - этажное здание. 24 метра кладки, а остальное - шёл шпиль с куполом и крестом. Внутренняя часть храма была 18 метров высотой. Купол был весь расписан в образе неба с ангелами стоящими с четырёх сторон. Храм весь был расписан, он был очень красив. Где сейчас висит икона Николая Чудотворца, была стенная роспись Николая Чудотворца, её забивали, её закрашивали, её забеливали в годы советской власти, но она всё равно проявлялась. Только потом, в 50-ых годах наложили очень толстый слой штукатурки с кирпичом, которая скрыла все росписи полностью. Сейчас её не найти.

Эти сведения подтверждаются рассказами старожилов. Как рассказывают старожилы, первая деревянная церковь в Усть-Ишиме сгорела. В 1848 году благодаря стараниям прихожан была построена деревянная церковь на каменном фундаменте, покрыта железом, внутри оштукатурена, здание было обнесено решетчатой оградой. Однако вместительность храма была невелика, и прихожане начали просить Тобольского архиепископа о строительстве новой церкви. К тому же старое здание начало приходить в ветхость, а потом вновь случился пожар. Справка, выданная филиалом Государственного архива Тюменской области в г. Тобольске, рассказывает, что 4 июля 1904 года в Усть-Ишиме заложен каменный храм и в 1906 году закончено его строительство. Колокольня и купола были выкрашены масляной краской, здание внутри оштукатурено. Далее говорится: «Престол один, во имя святителя и чудотворца Николая. Земли при сей церкви, усадебной нет, так как где построена церковь именно: Усть-Ишимский острожек принадлежит иноверцам острожка Саргатской волости, по причине последнего и земли пахотная и сенокосная в размере 99 десятин на другой стороне реки Иртыша, в расстоянии шести верст. За невозможностью обрабатывать землю самому притчу ею пользуются жители деревни Красноярка за плату одной пудовки ржи и одной овса за десятину, сенокосною же пользуется притч. При церкви есть церковно-приходская школа, учащихся в ней: мальчиков – 25, девочек – 17. Учительница, окончившая курс в Тобольском епархиальном женском училище девица Ольга Евсториевна Викторова». Церковь, построенная в 1906 году, была очень красивой: с высокой колокольней и пятью куполами. Кирпич для строительства изготовляли в деревне Красноярка и возили на лодках в Усть-Ишим.

Сегодня на территории церкви стоит деревянная колокольня, которая была построена к 100 - летию храма в 2004 году. Одна из старожилок рассказывала, когда ей было 3 года, когда её мама привела на стройку церкви и сказала: «Отдай столько кирпичиков, сколько тебе годиков» и она отдала и помнила это всю жизнь, что её 3 кирпича лежат в стенах храма. Раньше когда, стены были высотой 18 метров, было больше окон. В старину был обычай: храм никогда не отапливался, но всегда был тёплый. Была арка, такая же как у алтаря. В этой арке стояло две печи, но удивительно другое - дымоходы были у печки сделаны в стенах храма. Из-за этого в храме стены нагревались, и поэтому стояла такая особенная атмосфера, а сами по себе печки не нагревали храм. Всего в таком помещении стояло четыре печи, и они обогревали всё помещение.

В тяжелые годы Гражданской войны в крае и после, во время восстановления церкви приходилось не просто, были и гонения на священнослужителей и расстрелы в нашем крае. Но даже в этих условиях вера у людей сохранялась. Вот какой случай рассказал иерей Андрей: в 1932 году батюшка – это было весной, когда закончился великий пост, провел тайное венчание. Энкаведешники про это узнали, но дали ему закончить весь обряд венчания, а потом его забрали, арестовали. После этого храм был закрыт и передан в МТС (машинно-тракторная станция). Здесь сделали цех, арочные двери вырубили и сделали специальные ниши, чтоб проходили трактора, залили пол бензином. Иконы были огромными и из них сделали полки для запчастей, конечно, они не сохранились. Когда МТС перестала существовать, где-то в 40-ых годах их сожгли. Из помещения сделали склад, в котором хранили все, что только можно было хранить.

В начале 50-ых годов появился девиз партии о том, что нужно повышать культуру населения, и здесь было решено создать кинотеатр. Возле алтаря сделали экран. Но свод храма был высоким и рассчитан так, что бы священник, стоявший у алтаря говорил, не напрягая голоса. Звук шел как бы сверху вниз. А колонки стояли у двери, напротив алтаря, и люди совершенно ничего не понимали, звук уходил вверх. И что только не делали, что бы это исправить, ничего не выходило. Вот, например, пытались натягивать брезент, но все без толку. Поэтому в 1956году было принято решение о сносе верхней части храма. И её снесли. А раньше даже летчики, летевшие в Усть-Ишим, ориентировались на купола церкви. Они были золотыми, и их блеск был виден на много километров.

В 1956 г. храм разрушен, до конца так и не восстановлен. Освящён малым освящением, богослужения возобновились в 1990 году. Сейчас перед входом в храм идут строительные работы.

Газета «Усть-Ишимский вестник» №60 (8300) 10.08.05 г.; В. Фатеев «В краю таежном», Омск, 1996 г.; интервью с настоятелем Свято-Никольского храма иереем Андреем


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 февраля 2020

Дело об иконе св. Николая Чудотворца, что в селе Усть-Ишимском

7 августа 1869 года в Тобольской духовной консистории было начато «Дело об иконе Св. Николая Чудотворца, что в селе Усть-Ишимском». В деле, согласно указа Тобольской Духовной Консистории от 12 Апреля, в , исправляющий должность Благочинного направляет объяснение Слободо-Суерского Дьякона Григория Мизерандова касательно исправления им Чудотворной Иконы Святителя Николая, имеющейся при Усть-Ишимской Церкви, Тарского округа.

В объяснении от 3 июля 1869 года Григорий Мизерандов указывает, что после увольнения с должности дьяка Михаило-Архангельской церкви в Тобольске «для дальнейшего усовершенствования себя в живописи», в 1846 году он был приглашен протоиереем Петром Фемизиным к нему в дом. Там находились церковный староста и строитель Усть-Ишимской церкви «о необходимом приведении в надлежащий порядок иконы святителя и чудотворца Николая, найденной ими в пепле после сгоревшей их Церкви», «исправить не опуская немало из вида рисунка, еще несколько сохранившегося от опаления. Во избежание же каких-либо нареканий в подлинной иконе просят исправить оную в их селе, под их надзором».

В объяснении содержится описание иконы, которая попала в руки Мизерандова: «По условленному, за труды мои вознаграждению, я согласился на это и по получению билета на проезд, я оными крестьянами был доставлен до означенного села. … Вышеозначенную икону Святителя Чудотворца Николая получил я с задней стороны на четверть вершка прогоревшею кругом, … стороне сгоревшего очень значительно: черты лица руки и некоторые части на плечах омофора сохранились без повреждения, только от ветхости и опаления трудно было рассмотреть их иначе как только через искусственную очистку. Сверху… изображение христа-спасителя и божией матери не было, но потому ли что оные вместе с углами обгорели или их совершенно не было. … По словам же прихожан эти изображения были.… По совету священно-церковнослужителей и прихожан икона была врезана в деку старой иконы, взятой у одного крестьянина».

Далее Мизерандов описывает собственно процедуру реставрации иконы, которая была им предпринята: «…Чтобы не потерять из виду старого рисунка загрунтовать ее снова грунтом было невозможно. Как делается всегда при написании новой иконы. То я заподмалевал ее по старым чертежам... И по просушке оной на другой день подмалевки показалось почти нисколько. Но это было от того что очень просохшееся дерево принимало в себя краску до тех пор пока не пропиталось олифой и не скрепло. По исправлении мной означенная икона была представлена, как мне известно, для освидетельствования в тобольскую духовную консисторию».

31 июля 1869 года резолюцией Его Высокопреосвященства за № 000 предписано: «вот сколько похождений на эту икону. Отыскать дело как она была свидетельствована в консистории по описанию исправителя оной и какое состоялось об ней положение. 27 числа июля я обозревал подобную икону в Черепнинском приходе близ Ишима великого пророка и мученика Иоанна. А кто в ни ея прославления никаких не открыто и нет ни при церкви ни в самом правлении. Духовным правлением предписано отыскать древние записи где бы то ни было во всем уезде и по другим церквам отчею и чего все это так велось и было». Таким образом, история усть-ишимской иконы Св. Николая Чудотворца дала импульс к сбору информации о чудотворных иконах во всей епархии.

По справке Тобольской духовной консистории оказалось, что в обозрении Церквей некоторых округов епархии в 1868 году от 01.01.01 года за № 000 изъяснено: «село Усть-Ишимское. При личном обозрении моем сего прихода открыто: Церковь деревянная и недавно выстроенная (в 1848) потому якобы третья вместо двух сгоревших от неизвестной причины. При сгорании … икона святого Николая якобы чудесно осталась неповрежденная от огня, и после сгорания двух церквей скрывалась почти год и потом опять явилась неведомо никому. Все это подлинно чудесно, но при церкви не найдено для сего никаких записей, ни бумаг. И прихожане высказали мне их только на словах.… без сомнения что и следствия были о сгорании Церквей и что либо сказано было о чудотворной иконе и в деле о последней постройке Церкви. И в бывшей консистории священник Цветков что то и не на словах говорил немало о той же чудотворной иконе. … Кроме сего я слышал, что икону эту после последнего явления якобы по распоряжению Преосвященнейшего Георгия какой то бывший дьякон Мизерандов. И без особого наставления от преосвященного Георгия сначала не мог исправить. Спросить и его о таком исправлении явленной иконы и в каком виде он получил ее для исправления и каким образом и при каких условиях он ее исправлял и проч. Не доносил и сей человек скрыл что либо от меня от истины и поведать оную во всей полноте. По собрании всех сих сведений надобно произнести вторный суд о такой иконе».

В рапорте от священника Цветкова докладывается: «В Консистории о постройке в Усть-Ишиме настоящей церкви в 1845 и в 1866 году между прочим об Иконе Свят. Николая Чудотворца говорится следующее: раньше прихожане Усть-Ишимские вместо сгоревшей от неизвестной причины в 1844 году в Усть-Ишиме Никольской церкви, просили у Преосв. Владимира разрешения построить новую церковь не в Усть-Ишиме, а в деревне Слободчиковой, как более удобной по местоположению, что и было разрешено 24 марта 1845 года, но Тарское Духовное Правление при рапорте от 01.01.01 года представило рапорт причта и старосты Устьишимского прихода и приговора прихожан, в котором прописано: в рапорте Духовного правления говорится, что окружной благочинный Тюшев, представил в Духовное Правление вышеозначенный рапорт и приговор об обретении иконы Св. Николая Чудотворца, сохранившейся от пожара признаваемой чудотворной донес что икону эту при оканчивавшемся? В личном его благочинного присутствии пожара Усть-Ишимской церкви и взараз по окончании онаго при том бывший в значительном количестве русский народ, объявивиший усердием старался отыскать, но при всем усилии по расчищении места до неповрежденной огнем земли никто этой иконы и других икон найти не мог».

По прошествии же времени более года после пожара как видно из рапорта Устьишимских священнослужителей и старосты, именно 8 числа Апреля 1848 года образ того святителя и чудотворца Николая найден без венца и без ризы, а задняя сторона крышки весьма обгорела, но изображение святителя довольно явно – на месте бывшего пожара в середине полуобгоревшей ограды при следующих обстоятельствах: крестьянка Кинья Кучкова с Дарьею Григорьевой несли на руках шестимесячного ребенка первая заметила на? Бывшей церкви обгоревшую икону, а узнала её только тогда, когда Дарья Григорьева подошла к месту замеченной иконы и взяла её в руки. Это была та самая икона, которая называлась Чудотворной, о чем они тотчас же объявили. По этому случаю в приговоре Усть-Ишимских прихожан говорится: «по радостному для нас случаю в 4 числа Апреля 1846 го года обретения иконы св. Чудотворца Николая, издревле чтимой нами и окружающими нас чужеприходными христианами, за чудотворную на месте бывшей церкви в Усть-Ишимском острожке считая это событие за особенное если не к нам недостопочтимым, то по крайне мере к тому месту, на коем существовала церковь до сгорания проявления божия благоволения и чаянии пособий от багоговейных чтителей сей иконы, нарочито и случайно стекавшихся в Устьишимский острожек для поклонения оной, решили просить его Высокопреосвященство разрешить построить храм на прежнем месте в Усть-Ишиме вместо разрешенной постройке в деревне Слободчиковой».

Следственное дело о сгорании Усть-Ишимской церкви в Консистории нет, так как эти дела «производятся со стороны гражданского начальника и сообщаются епархиальному начальству только тогда, когда в этом деле замешается личность духовного звания».

Решением Консистории приказали: «иметь в виду при окончательном рассуждении о сей иконе по получении затребованных от 12 апреля н. г. за № 000, от Протоиерея Тимофея Цветкова о сей иконе которому нынче же о скорейшем доставлении сведений вторично предписать».

5 сентября 1869 года в Тобольскую Духовную Консисторию поступает рапорт № 000 от благочинного Градо-Туринских церквей Протоиерея Тимофея Цветкова в котором он сообщает, «что сведения об Усть-Ишимской иконе Святителя и Чудотворца Николая сообщенные мною его Высокопреосвященств по возвращении его Святительской особы из епархии в прошедшем году заимствованы мной из рассказов моей матери, которая проживала несколько лет в Викуловской слободе Тарского округа до трех раз сходила пешком в село Усть-Ишимское для поклонения помянутой иконе Святителя Николая. Но небывши никогда в селе Усть-Ишимском и невидавши сам тамошней иконы Святителя Николая с другой стороны не полагаясь вполне на рассказы своей матери-старушки, переданные мне ею с рассказов Усть-Ишимских жителей. А главное, опасаясь в сведениях своих допустить неверность против письменных актов как таковые оказались в описании особо чтимых икон Протоиерея Сулоцкого, я сочел за нужное о доставлении мне сведений об Усть-Ишимской иконе Святителя Николая сообщить официально Каргалинскому Священнику Петру Тютев, который долгое время был над Усть-Ишимскою церковию благочинным и едва ли не через его руки шли рапорты о сгорании двух церквей в селе Усть-Ишимском и распоряжения Епархиального начальства о построении на месте их новых церквей. Но вот прошло больше полугода и я по сие время не могу получить от Тюшева затребованных сведений. После многих моих повторений. В письмах своих он постоянно пишет, что требуемые мною сведения в скором времени доставит, но на самом деле всё ещё их нет. Одно из таковых писем я в Августе месяце показывал членам Консистории Отцу Протоиерею Брыжалову Священника Евгению Рещикову и Иоанну Виноградову. Писал два раза отцу Тюшеву уже из Туринска но ответа не получил. После всего этого мне не остается ничего более думать, как только просить Тобольскую Духовную Консисторию понудить Тюшева к доставлению сведений об Усть-Ишимской иконе ко мне, или прямо в Консисторию. При сем … в самом архиве Консисторском должны быть сведения о помянутой иконе. Надобно посмотреть рапорты о сгорании церквей Усть-Ишимского села и о построении новых церквей на месте сгоревших, в особенности о построении последней Церкви. Помнится мне, что предполагалось Усть-Ишимскую церковь перевести в дер. Слободчикову, но потом это было отменено и церковь по прежнему осталась в селе Усть-Ишимском. Об этом деле должен хорошо знать Архивариус Алугин, как бывший долгое время столоначальником Тарского Духовного Правления».

В журнале Тобольской Духовной Консистории от 01.01.01 года содержится запись № 12, «слушали: «Переписку об иконе Св. Чудотворца Николая, что в селе Устьишимском, Тарского округа, особенно уважаемой и чтимой, из переписки видно: «в деле Консистории о постройке в Усть Ишиме настоящей церкви в 1845 и 1846 годах затрагивается личность духовного звания. И так как от Протоиерея Цветкова ещё не было получено сведений, то Консисторией по журнальному постановлению от 15 августа н. г. окончательное разсмотрение этого дела отложено до получения сведений от протоиерея Цветкова». Более сведений об иконе в материалах тобольского архива не содержится.

После 1917 года сведений об иконе становится ещё меньше. Так, в рапорте от 2 июня 1927 года Тарскому Административному Отделу отмечается, что «имеется в Усть-Ишимской религиозной общине Усть Ишимского района явленная икона Николая Чудотворца празднуется весной 22 мая по новому стилю и зимой 19 декабря. Эта явленная икона имеет большое влияние на верующих во время после Троицы начинают носить икону в широком масштабе с которыми ездиют устьишимские попы подобного чудотворца уносят в викуловский район Ишимского округа и по Тобольскому округу, по Тевризскому району нашего округа и так же носят его по борьбе с засухой». Более поздних документальных сведений об иконе найти не удалось.

Дело об иконе Св. Николая Чудотворца, что в селе Усть-Ишимском, Филиал ГАТО в г. 156, Оп. 26, Д. 580; Рапорт от 2 июня 1927 года Тарскому Административному Отделу. ИАОО в г. Таре, Ф. 1051. Оп. 1. Д. 22; Филиал ГАТО, Оп. 26, Д. 580; ИАОО в г. Таре, Ф. 1051. Оп. 1. Д. 22.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.