ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Лисино погост. Церковь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова).


Лисино погост. Церковь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова)
Год постройки:1834.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Калужская область, Малоярославецкий район, урочище Лисино погост

Координаты: 54.713156, 36.632479



Церковь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова), Храмовое место (вид с северной стороны)<br>, Лисино погост, Малоярославецкий район, Калужская область
Храмовое место (вид с северной стороны)
Харитонов Сергей
18 мая 2019
Церковь Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова), Храмовое место (вид с западной стороны)<br>, Лисино погост, Малоярославецкий район, Калужская область
Храмовое место (вид с западной стороны)
Харитонов Сергей
18 мая 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  20 июня 2019

Лисино, ныне Малоярославецкого района, - село, находившееся при речке Жалке в 32 верстах от губернского города, по левую сторону Серпуховской дороги. По списку населённых мест за 1859 год в селе были церковь и четыре двора семей священнослужителей с хозяйственными постройками, в которых проживало 8 душ мужского и 13 женского пола.

История возникновения села и название его до нас не дошли. На этот счет бытуют народные предания и легенды, собранные приходским священником Николаем Никольским. Из версий происхождения названия села выделю две. Первая - Лисино произошло от слова «лиса», а лис было много в данной местности. По другой версии, село получило название по фамилии начальника Лисинского стана. В округе было несколько урочищ, прозванных Лисинками. За сельцом Новосёлки, по дороге в Каменку, находился овраг под названием Лисинка, и это якобы было первоначальное поселение. Гору между поселениями Желяково и Степановское тоже Лисинкой называли.

О месте сооружения деревянной церкви бытует легенда, записанная всё тем же незабвенным Николаем Павловичем Никольским: «Церковь и село предполагалось построить на левой стороне речки Жалки, близ Рогова колодезя, отрытого рогом быка, но волы, вёзшие лес для церкви, остановились на том месте, где теперь стоит церковь и село, и не пошли далее, несмотря ни на какие понуждения. Это было принято за указание Божие - на сем месте быть церкви и селу...»

Да простят нас достопочтенные предки наши, не уберегли живущие ныне, на рубеже XX и XXI веков, храм Божий и то малочисленное поселение духовных лиц при нём. Разграбили, разорили, сравняли с землей, чтобы провозгласить жизнь новую. Не получилось. Заново начинает возрождаться вера у людей и восстанавливаются храмы Господни.

Наиболее раннее упоминание о церкви относится к 1630 году. В материалах П. Симсона «Калужский уезд во времена Михаила Феодоровича» описан погост в Лисине на речке Жала, притоке Тарусы в Лисинском стане. Упоминается церковь Воскресения Христова. Было четыре двора на погосте, в которых жили священник, дьячок, пономарь и просвирница.

При описи церковного имущества за 1829 год упоминаются церковное здание и деревянная колокольня. Церковь покрыта и обшита внутри тёсом. Кровля покрашена мумией, а обшивка - охрой. Две главы покрыты железом. Крест деревянный, опаянный белой жестью, на колокольне — железный. Был третий крест из железа. В церкви было двенадцать окон, из них два, с железными полосами, располагались в алтаре, третье алтарное окно — с железной решёткой. В трапезной на окнах были железные полосы. Пол вымощен досками. На колокольне находилось шесть колоколов. Самый большой - весом 25 пудов 4 фунта, средний - 4 пуда 11 фунтов, остальные неизвестного веса.

Деревянное здание церкви сохранялось до 1832 г. Именно в этом году по благословению преосвященного Никанора, епископа Калужского и Боровского, началось строительство каменной церкви. О каменной церкви повествуется в клировых ведомостях, которые составлялись за каждый год. Она имела вид четырёхконечного креста, полностью оштукатурена известью снаружи и внутри, крыша покрыта железом и окрашена медянкой. Шпиль на колокольне был деревянный, обит белой жестью. Кресты на главах - деревянные, обитые железом и позолочены.

Современники оставили имена всех причастных к возведению храма. Кирпич для церкви делался на совместной даче помещиков П.В. Скарятина и Н.И. Дурново, влево от дороги, ведущей к Новосёлкам. Делал кирпич Илья Игнатов из села Красное Козельского уезда. Каменную кладку и внутреннюю штукатурку церкви делал крестьянин Иван Прохоров из села Вялицы Лихвинского уезда (ныне Перемышльского района). Иконостас в настоящей части изготовил дворовый человек госпожи Поповой Василий Журавлёв из села Фелисово.

Полагаю, в названных селениях остались потомки мастеровых людей, которые сооружали храмы на Руси великой. Пусть знают, что это руками их дедов и прадедов возводились величественные сооружения, многие из которых, к сожалению, или утрачены полностью, или сохранились частично.

Ветхий, однопрестольный, деревянный храм был разобран, материал употреблён для постройки тёплого придела во вновь сооружаемом каминном храме, который находился в пяти саженях к северу от вновь возведённой каменной церкви.

Точная дата закрытия церкви мне не известна. С уверенностью можно сказать, что в церкви прекратилась церковная служба в связи с арестом священника. 1937 год был очень тяжёлым, это год очередного гонения на священнослужителей. Много батюшек сложили голову за веру. В связи с репрессиями ощущалась нехватка кадров, и это становилось поводом для закрытия того или иного храма. Сразу два священника церкви села Лисино в том году были расстреляны по стандартному обвинению и впоследствии реабилитированы: Николай Троицкий и Георгий Преображенский.

В 1948 году была сделана попытка возродить закрытую церковь. Но решением облисполкома ходатайство об этом было отклонено. В церковном здании разместились мастерские Марьинской МТС.

Летом 1994 года довелось посетить описываемые места. Не сразу нашёл руины Воскресенской церкви. На мотовелосипеде объехал всю округу, проникал в те места, где на машине нельзя было проехать. В д. Семёновке подсказали: «Опушка выкошена, и лиственница растёт одна в общей когорте деревьев».

Церковь нашёл на лесной опушке, где действительно высится одинокая лиственница. Небольшой холм из битого кирпича и раствора с торчащими тяжами, весь поросший кустарником и деревьями, предстал перед моими глазами. Вглубь лесного урочища уходил погост, на котором перемежались старые и новые захоронения. От церковного некрополя осталось несколько надгробий. Памятники разворовали, прах достопочтенных людей схоронила земля.

Минуло 15 лет. Не стало колхоза, мастерские по ремонту сельхозтехники опустели. Исчезли церковные тяжи с развалин церкви. Видимо, были сданы на пункт приёма лома чёрных металлов. Но есть и положительные стороны революционных преобразований. Государство пошло на сближение с церковной властью. Всё больше и больше церквей передаются в ведение Русской Православной Церкви. Идёт процесс восстановления церковных зданий и монастырей. Открываются новые монастыри, вновь возводятся храмы.

Года три назад судьба свела меня с московскими дачниками: Анатолием Павловичем Лебедевым и его женой Татьяной Анатольевной, которые приехали с представителем от патриархии в калужский архив искать материал по лисинской церкви. Намерения были благие — восстановить церковное здание. Я посоветовал им первоначально установить православный крест на алтарном месте разрушенного храма. В чистом поле возводить церковное здание нецелесообразно. Реалии нашего времени таковы, что церковь надо возводить ближе к населённому пункту, чтобы был крепкий приход. Так и решили.

Прошло немного времени. Татьяна Анатольевна с Анатолием Павловичем решили финансовый вопрос по изданию книги и приступили к изготовлению креста.

26 сентября 2009 года на престольный праздник в память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее) силами энтузиастов крест был установлен вблизи разрушенного храма. На другой день освящён иереем Троицкой церкви села Детчино Сергием Сурановым.

Говорят, пути Господни неисповедимы. Истинно так. Ещё одно святое место не забыто, начало возрождаться после многих лет поругания и разрухи.

Виталий Легостаев. http://www.vest-news.ru/article/24110



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.