ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Милешево. Милешевский Вознесенский монастырь.

Манастир Милешева


Милешево. Милешевский Вознесенский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Между 1218 и 1219.
Адрес:
Сербия, Златиборский округ, Милешево

Координаты: 43.3721, 19.709154





Милешевский Вознесенский монастырь, , Милешево, Златиборский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь, , Милешево, Златиборский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь, , Милешево, Златиборский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь, , Милешево, Златиборский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь, , Милешево, Златиборский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь, , Милешево, Златиборский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь, , Милешево, Златиборский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  25 апреля 2019

Милешево – один из самых известных и древних сербских монастырей, тесно связанных с историей сербского народа. Он находится недалеко от города Приеполье, рядом с которым проходит автомобильная и железнодорожная магистрали, связывающие Белград с Черногорией. В средние века эта дорога из Приморья вглубь страны проходила по правому берегу реки Милешевки, а сам город Приеполье возник из базара, находившегося вблизи монастыря.

Обитель построена в 1218-1219 гг. по благословению Свт. Саввы его племянником сербским королевичем Св. Владиславом, в то время управлявшего окрестной жупой Чёрная стена, а впоследствии правившего Сербским королевством с 1234 по 1243 гг. Впоследствии Владислав был вынужден уступить королевский престол своему младшему брату Урошу I, а сам управлял Зетой. Умер основатель Милешево после 1267 г. и был похоронен в своей задушбине.

Соборный храм Вознесения Господня был построен в 1218-1219 гг. Самые ранние и ценные фрески в этом храме были написаны в 1220-х гг. предположительно греческими мастерами из Солуни. Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи – Белый Ангел на гробе Господнем – находится на южной стене храма. Под ней расположена ктиторская композиция, изображающая Св. Владислава с церковью в руках. На северной стене представлены святые из династии Неманичей: Симеон Мироточивый (Стефан Неманя), Савва I Сербский, Стефан Первовенчанный, Радослав и Владислав. В 1236 г. с запада к церкви пристроен внешний притвор с боковыми часовнями Св. Георгия Победоносца и Св. Димитрия Солунского. Фрески в часовнях написаны в том же 1236 г.

В 1237 г. в Милешево из болгарской столицы Тырнова были перенесены мощи Святителя Саввы. Болгарский царь Иоанн II Асен, тесть и союзник, Св. Владислава, сначала не хотел отдавать мощи первого сербского архиепископа, но ниспосланное свыше ночное видение заставило царя внять просьбе Св. Владислава. Мощи св. Саввы были торжественно перенесены в Милешево и положены во гроб (память этого события – 6/19 мая). Но вскоре святой Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви. Мощи святого были вынуты из гробницы и положены в деревянном ковчеге в монастырском храме.

После смерти в 1355 г. сербского царя Душана Сильного, при его наследнике св. мученике Уроше V, начался процесс распада единого сербского государства. В конце 1350-х гг. земли, на которых находится Милешево, перешли под власть холмского князя Воислава Войновича, а после его смерти в 1363 г. – к его племяннику жупану Николе Алтомановичу. Осенью 1373 г. Алтоманович был разбит сербским князем Св. Лазарем и боснийским баном Твртко I Котроманичем, а Милешево при разделе отошло к последнему.

Будучи правнуком сербского короля Св. Драгутина, Твртко считал себя наследником сербского престола. В день Св. Димитрия 26 октября 1377 г. в Милешево он короновался как король Сербии и Боснии. В 1377-1390 гг. Твртко превратил свою страну в сильнейшее государство на Балканах. Даже поражение сербов на Косовом поле, где сражались и войска Твртко, не сказалось на его положении. Впрочем, вскоре после смерти Твртко в 1391 г. Босния, разлагаемая изнутри еретиками-богумилами, утратила многие земли. В 1446 г. в Милешево воевода Степан Вукчич Косача, бывший противником боснийских королей Твртко II и Стефана Томаша, принял на себя титул Светосавского герцога. От этого титула земли, которыми он владел, стали называться Герцеговиной.

При окончательном захвате османами сербских земель во второй половинне XVI в. монастырь был ими сильно разорен. Тогда были разрушены монастырские стены, но обитель была вскоре восстановлена. Милешево, пожалуй, больше других сербских монастырей пострадал от турок, которые неоднократно сжигали, грабили и опустошали обитель на протяжении XV-XVIII вв.

В начале XVI в. в школе при монастыре учились Баица Соколович, будущий турецкий великий визирь Мехмед-паша, и его родной брат – будущий сербский патриарх Макарий (1557-1572 гг.). Патриарху Макарию, при поддержке своего брата-потурченца, удалось восстановить многие опустевшие монастыри. В это время Милешево достигает своего наивысшего расцвета. В монастыре работает мастерская по переписыванию церковных книг. Около 700 шедевров вышло из неё за это время. В 1544-1557 гг. в Милешево была и типография.

В 1594 г. Синан-паша взял величайшую святыню сербского народа – мощи свт. Саввы, увёз их в Белград и там сжёг на холме Врачар. Мощи основателя обители Св. Владислава были спрятаны монахами монастыря, но так до сих пор и не найдены. Повреждённая при разорениях роспись храма была обновлена в XVI в. известным печским мастером Лонгином и его артелью. Поновление фресок проводилось и в XVII в.

В XVIII в. обитель после очередного турецкого разорения полностью опустела. Монастырь был восстановлен лишь в 1863 г. на средства сербского князя Михаила Обреновича. Во время II мировой войны Милешево оказалось в центре трагических событий. Прикрываясь борьбой с итальянской оккупацией, титовские партизаны осуществляли в этих краях террор против своих «идеологических противников», прежде всего против православного духовенства. Так, на Крестовоздвижение 27 сентября 1941 г. коммунистами был убит милешевский игумен Нестор (Тркуля). Ночью партизаны вломились в кельи, схватили настоятеля монастыря, отвели его в лес и расстреляли. Спустя несколько дней монахи нашли тело своего настоятеля и похоронили его рядом с монастырём. После смерти игумена Нестора обитель опустела. Известно, что один из монахов, бывший русский офицер, бежал от коммунистов в монастырь Св. Троицы в Плевле (Северная Черногория).

Богатая ризница монастыря была разграблена турками, а часть сохранившихся предметов были перенесены в другие монастыри. Сейчас в Милешево хранятся несколько редких книг: Цетиньский Октоих 1494 г., Триодь 1563 г., Белградское Четвероевангелие 1552 г.; а также несколько ценнейших икон.

В 1950-х гг. была проведена консервация фресок. Археологические и реставрационные работы продолжались до 1996 г. В настоящее время в монастыре находится резиденция епископа Милешевского.

https://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39519.htm

Монастырь Милешево – один из самых известных сербских монастырей. Он находится недалеко от города Приеполе в юго-западной Сербии. Монастырь возник на правом берегу реки Милешевки, которая, вероятно, и дала ему его название, в непосредственной близости от средневекового пути, который некогда связывал приморские области на побережье Адриатического моря с центральными районами страны и далее шел на Восток. Остатки этого средневекового пути сохранились до наших дней. Сам город Приеполе возник из базара, находившегося вблизи монастыря. Первое упоминание этого города под его современным названием относится к 1343 г.

Монастырь Милешево был основан святым королем Владиславом между 1234 и 1236 г.г. Владислав был сыном сербского князя Стефана Первовенчанного, который, в свою очередь, был старшим сыном великого жупана (правителя) Рашки Стефана I Немани, основателя сербской средневековой династии Неманичей. Король Владислав был племянником Святого Саввы, первого архиепископа сербского. В 1237 г. Владислав переносит мощи Святителя Саввы из болгарской столицы Тырново в соборный храм в Милешево. Начиная с 13 в., монастырь часто подвергался разорениям и разрушениям. Милешево, пожалуй, больше других сербских монастырей пострадало от турков, которые неоднократно сжигали, грабили и опустошали обитель на протяжении 15-18 вв. В 16 в. монастырь достигает своего наивысшего расцвета. К тому времени он превратился в видный, авторитетный и богатый монастырь с многочисленной монашеской братией. Хорошие доходы сделали возможным развитие здесь культуры и ремесел. В этот период постройки монастыря были либо существенно обновлены, либо отстроены заново. В монастыре существовала монастырская школа. Здесь переписывались и даже печатались церковные книги. Известно, что в монастыре Милешево функционировали две типографии: первая с 1544 по 1545 и вторая в 1557 г.

При окончательном захвате османами сербских земель во второй половине 16 в. монастырь был ими сильно разорен, но обитель вскоре была восстановлена. В 18 в. обитель после очередного турецкого разорения полностью опустела. Монастырь был восстановлен лишь в 1863 г. на средства сербского князя Михаила Обреновича. Именно тогда он приобрел свой нынешний вид.

Святой Савва Сербский был и остается символом монастыря Милешево, что не могло не отразиться на его внешнем облике и значении. В монастыре всегда почитался культ Святого Саввы. Отсюда слава о сербском святителе распространялась в другие части Сербии. Святого Савву почитали и верили в его целительную силу. В 1237 г. Владислав переносит мощи Святителя Саввы из болгарской столицы Тырново в соборный храм в Милешево. Болгарский царь Иоанн II Асен, тесть и союзник святого короля Владислава, сначала не хотел отдавать мощи первого сербского архиепископа, но ниспосланное свыше ночное видение заставило царя внять просьбе святого короля Владислава. Мощи Святого Саввы были торжественно перенесены и погребены в Милешеве. Но вскоре, по преданию, Святой Савва явился одному из своих учеников и якобы попросил, чтобы тело его лежало открыто в монастырской церкви. Мощи святого были вынуты из гробницы и положены в деревянном ковчеге в монастырском храме, где пролежали до 1594 г., когда были сожжены турками на холме Врачар в Белграде.

Как основатель Сербской Православной Церкви, святитель, защитник и чудотворец, Святой Савва и после смерти не утратил своей популярности и авторитета. Он являлся источником литературных трудов, о нем складывались многочисленные народные предания, которые передавались из уст в уста и распространялись во всех районах, населенных сербами. Для того чтобы наказать сербов за поднятый ими мятеж и подавить их национальное стремление к свободе, турки решили уничтожить мощи Святого Саввы. В 1594 году они взяли из монастыря Милешево мощи Святого Саввы и сожгли их на холме Врачар в Белграде. Но после этого культ святого Саввы нисколько не уменьшился. Его и по сей день почитают как самого главного сербского просветителя.

http://www.senica.ru/serbia/facts/culture/monastyr-mileshevo



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.