ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Плёс. Церковь Петра и Павла (деревянная).


Плёс. Церковь Петра и Павла (деревянная)
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Петра и Павла
Год постройки:1748.
Год утраты:1903
Адрес:
Россия, Ивановская область, Приволжский район, г. Плёс, гора Левитана, ул. Варваринская, 16.

Координаты: 57.457255, 41.526815



Церковь Петра и Павла (деревянная), Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.<br>, Плёс, Приволжский район, Ивановская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Петра и Павла (деревянная), Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Плёс, Приволжский район, Ивановская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Петра и Павла (деревянная), Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Плёс, Приволжский район, Ивановская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  29 апреля 2018

Петропавловская гора (с 1972 года – гора Левитана) – одно из старинных святых мест Плёса. Как минимум с XVI столетия, а может быть, и с более раннего периода, здесь располагался погост (кладбище) с деревянным храмом.

Памятниками этого времени являются два старинных белокаменных надгробия, выявленные в ходе проводившихся в последнее время работ по реконструкцию территории горы Левитана. Их сейчас можно видеть с восточной стороны от храма. До революции на одном из белокаменных надгробий еще сохранялась надпись, свидетельствующая, что здесь погребен «раб Божий Сидор Кириллов сын Ошерин», преставившийся 1 сентября 1572 года. В трапезной части деревянной церкви находились три склепа, в которых, по местному преданию были похоронены «три сестры-царевны» (иногда их называли «особами царского или княжеского рода»).

Петропавловский храм почитался не только жителями Плёса. Так, 27 января 1659 года «московский торговый человек» Евстафий Кириллов вложил в него напрестольное Евангелие «по своей душе и по своих родителях».

В иконостасе на себя обращал особое внимание образ Спаса Нуркотворного, под изображением которого имелась следующая надпись: «Лета 7204 (1696) месяца иулиа сей образ приложил к верховерховным апостолам Петру и Павлу Нефед Савинов».

В Плёсе ежегодно проходили две ярмарки – в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла (престольный праздник Петропавловского храма) и праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Петропавловский храм не являлся центром соответствующей ярмарки, однако обращает на себя внимание привязка ее к празднику именно святых первоверховных апостолов, которым этот храм был посвящен, что свидетельствует об его особом значении для торговых людей.

В 1838 году было демонтирована обветшавшая колокольня, имевшаяся при деревянном храме.

В 1845 году каменный храм был освящен. В него была перенесена часть икон XVII века из деревянного храма.
Кроме старинного погоста при деревянном храме теперь возникает новое кладбище в ограде новой каменной церкви (при этом сама кладбищенская ограда была деревянной).

В 1887 году иерей Иаков обратился в Комиссию по сохранению древних памятников Императорского Московского Археологического общества с просьбой об освидетельствовании старинного деревянного Петропавловского храма. Он представил подробное описание храма и его святынь. В результате храм был осмотрен и описан членом этой комиссии А.М. Павлиновым, представившим комиссии свой доклад.

Летом 1888 года известный русских художник Исаак Левитан, проплывая на пароходе по Волге, был привлечен видом старинного деревянного храма на Петропавловской горе. Именно благодаря этому Левитан остановился в Плёсе. Беседовал он и с отцом Иаковым Успенским. Левитан со своими спутниками в 1888-1889 годах снимал комнаты в мезонине дома строителя Петропавловского храма Андрея Ивановича Солодовникова.
Художник написал в Плёсе целый ряд картин. Деревянный Петропавловский храм Левитан изобразил на одном из самых своих известных полотен – «Над вечным покоем» (1894 г.). Считается, что Левитан совместил в одном полотне два вида – Петропавловской горы и озера Удомля в Тверской губернии. Храм изображен также на картине «Церковь в Плёсе» (1888 г.).

В 1903 году произошло трагическое событие – старинный деревянный Петропавловский храм сгорел.

http://history.pravorg.ru/2015/01/01/gora-levitana-petropavlovskaya-gora-v-plyose/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  20 апреля 2019

Небольшой деревянный храм, вдохновивший И. И. Левитана на написание известного полотна, в середине 1880-х г.г. был обследован и обмерен Академиком Архитектуры А. М. Павлиновым, благодаря которому и сохранились эти интересные сведения. Из церковной описи 1838 года следует, что «Церкви Св. Апостолов Петра и Павла построена в 1748 г., а кем неизвестно». Некогда «расположенная на восточной стороне города Плёса, вне оного, близ самой граничной черты города, на чрезвычайно высокой и крутой горе (высотой до 40 сажен), которую с трех сторон облегали глубочайшие овраги. Церковь зданием была - деревянная, срублена вся из соснового леса; срубом в замок, в два квадрата - для трапезы и храма…». В настоящее время этот интересный древний памятник не существует: он сгорел в уже далеком 1903 г.

По материалам статьи в "Древностях МАО", т. 1, М., 1907; https://arch-heritage.livejournal.com/1615573.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  3 ноября 2023

Многим памятна картина Исаака Левитана «Над вечным покоем», в которой угадываются элементы пейзажа Петропавловской горы в Плёсе и очертания стоявшего там деревянного храма. Не зря теперь более известным стало другое название этой возвышенности – гора Левитана. Но история этой горы и этого храма началась задолго до того, как мимо них на теплоходе проплыл известный художник, и продолжилась в следующие годы. Каким образом с этими местами связаны имена других деятелей культуры, например, знаменитого оперного певца Федора Шаляпина, почему местный священник даже в тяжелые послереволюционные годы находил возможность помогать художникам, как на его просветительскую деятельность отреагировали власти, что случилось с храмами горы Левитана в годы гонений на веру и позже, уже в наше время, читайте в исследовании игумена Виталия (Уткина), руководителя миссионерского отдела Иваново-Вознесенской епархии. Петропавловская гора (с 1972 года – гора Левитана) – одно из старинных святых мест Плёса. Как минимум с XVI столетия, а может быть, и с более раннего периода, здесь располагался погост (кладбище) с деревянным храмом. Памятниками этого времени являются два старинных белокаменных надгробия, выявленные в ходе проводившихся не так давно работ по реконструкции территории горы Левитана. Их сейчас можно видеть с восточной стороны от храма. До революции на одном из белокаменных надгробий еще сохранялась надпись, свидетельствующая, что здесь погребен «раб Божий Сидор Кириллов сын Ошерин», преставившийся 1 сентября 1572 года. В трапезной части деревянной церкви находились три склепа, в которых, по местному преданию были похоронены «три сестры-царевны» (иногда их называли «особами царского или княжеского рода»).

Петропавловский храм почитался не только жителями Плёса. Так, 27 января 1659 года «московский торговый человек» Евстафий Кириллов вложил в него напрестольное Евангелие «по своей душе и по своих родителях». В иконостасе на себя обращал особое внимание образ Спаса Нуркотворного, под изображением которого имелась следующая надпись: «Лета 7204 (1696) месяца иулиа сей образ приложил к верховерховным апостолам Петру и Павлу Нефед Савинов». В Плёсе ежегодно проходили две ярмарки – в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла (престольный праздник Петропавловского храма) и праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Петропавловский храм не являлся центром соответствующей ярмарки, однако обращает на себя внимание привязка ее к празднику именно первоверховных апостолов, которым этот храм был посвящен, что свидетельствует об его особом значении для торговых людей. В 1827 году возник конфликт плесских горожан с владельцем усадьбы Хмельницы Мячковым, который попытался присвоить храм и земли на Петропавловской горе, обещая построить новую каменную церковь. В итоге горожане победили, и Мячков от своих претензий отказался. Строительство каменного Петропавловского храма с колокольней в итоге осуществили плесский городской голова Гаврила Семенович Частухин и купец Андрей Иванович Солодовников. В 1838 году было демонтирована обветшавшая колокольня, имевшаяся при деревянном храме.

В 1845 году произошло освящение новой каменной церкви. В нее была перенесена часть икон XVII века из деревянного храма. С того времени, помимо старинного погоста при деревянном храме, теперь возникает новое кладбище в ограде новой каменной церкви (при этом сама кладбищенская ограда была деревянной). Неподалеку от храма находились дома священнослужителей. В первой половине XIX века Петропавловский храм приобретает статус приходского. В его приход входили восемь деревень в 1863 году и семь деревень в 1911 году. Четверть века в Петропавловской церкви прослужил иерей Иаков Афанасьевич Успенский (в метрических книгах храма его имя упоминается с 1882 по 1907 годы). В 1887 году отец Иаков обратился в Комиссию по сохранению древних памятников Императорского московского археологического общества с просьбой об освидетельствовании старинного деревянного Петропавловского храма. Он представил подробное описание церкви и ее святынь. В результате храм был осмотрен и описан членом этой комиссии А.М. Павлиновым, представившим впоследствии свой доклад. етом 1888 года известный русский художник Исаак Левитан, проплывая на пароходе по Волге, был привлечен видом старинного деревянного храма на Петропавловской горе. Именно благодаря этому Левитан остановился в Плёсе. Беседовал он и с отцом Иаковом Успенским. Левитан со своими спутниками в 1888-1889 годах снимал комнаты в мезонине дома строителя Петропавловского храма Андрея Ивановича Солодовникова. Художник написал в Плёсе целый ряд картин. Деревянный Петропавловский храм Левитан изобразил на одном из самых своих известных полотен – «Над вечным покоем» (1894 г.). Считается, что Левитан совместил в одном полотне два вида – Петропавловской горы и озера Удомля в Тверской губернии. Храм изображен также на картине «Церковь в Плёсе» (1888 г.). 25 августа 1972 года в бывшем доме Солодовникова, где останавливался Левитан со своими друзьями, был открыт дом-музей этого великого художника. Тогда же Петропавловская гора стала именоваться Горой Левитана. В ходе реконструкции последнего времени здесь были установлены копия картины «Над вечным покоем» и скульптура, изображающая Левитана за работой.

В 1903 году произошло трагическое событие: старинный деревянный Петропавловский храм сгорел. В 70-е годы на гору Левитана был перевезен похожий на него Воскресенский храм из села Билюково Ильинского района Ивановской области. Этот храм построен в 1699 году и является ценным памятником древнерусского деревянного зодчества, один из редких примеров церкви так называемого «клетского типа». Сельцо Билюково относилось к приходу села Аньково. Старинный деревянный Воскресенский храм там в 1839 году был закрыт, и богослужения в нем совершались крайне редко. В конце XIX столетия западный притвор храма расширили и построили новую деревянную колокольню. В 1903 году под деревянную церковь в Билюково был подведен новый фундамент.

Сохранностью храма занималась Императорская археологическая комиссия. Выяснилось, что храм очень обветшал, его крыша протекает, обветшала обшивка церкви. При проводившейся реставрации Археологическая комиссия пыталась сохранить древние формы. В 1950 году ураган снес главу храма. При переносе на гору Левитана церковь частично отреставрировали, однако за последнюю четверть века она вновь обветшала. В последние годы была проведена ее научная реставрация. В первой четверти XX столетия настоятелем Петропавловского каменного храма был священник Павел Алексеевич Молчанов, пострадавший за веру Христову в годы безбожия. Он родился в 1887 году в большой крестьянской семье села Колшево. Закончил Костромскую духовную семинарию. Был женат на Наталье Беликовой, дочери священника Ивана Беликова из села Хреново под Вичугой. Всегда стремился к просвещению, в доме у него имелась большая библиотека. По свидетельству очевидцев, после революции 1917 года Петропавловский храм был одним из самых посещаемых в Плёсе. В доме отца Павла Молчанова бывал русский певец Федор Иванович Шаляпин. Безбожной властью священнику Павлу Молчанову был назначен большой налог. Однако, несмотря на это, он находил еще возможность оказывать помощь другим людям. Вокруг него собирались художники, иконописцы, которых он старался поддерживать материально. В 1924 – 1925 годах местными комсомольцами была сломана на кирпич каменная часовня, стоявшая на Петропавловской горе. Отец Павел пытался останавливать разрушителей, говорил им: «Что вы делаете, ведь придет время – восстанавливать надо будет». В 1929 или 1930 годах священник Павел Молчанов был арестован. Его поместили в Ивановскую тюрьму, а оттуда отправили в концлагерь, где священнослужитель умер в конце апреля или начале мая 1933 года. Его дети были лишены права голоса и претерпели много бедствий.

В советские годы Петропавловский каменный храм был разорен, часть его, вместе с колокольней, – сломана. В храме размещалась электрическая подстанция. еперь на горе Левитана устроен скит – подворье Никольского женского монастыря Приволжска. При этой обители действует православная общеобразовательная школа для девочек. Из Петропавловского храма была выведена электрическая подстанция. В ходе реконструкции горы на старинных могилах установили деревянные и металлические кресты. Они соответствуют образцам крестов XVI – XIX столетий, то есть того периода, когда здесь формировалось кладбище. Установлен также общий поклонный крест, являющийся памятником всем православным христианам, погребенным здесь на протяжении многих столетий. В 2014 году, через 175 лет после первого закрытия Воскресенского деревянного храма, в нем были возобновлены богослужения. В церкви установлен уникальный резной деревянный иконостас. Ее освящение было совершено 16 июля 2017 года. Гора постепенно приобретает тот вид, который застал в 1888 году И.И. Левитан. Усилиями сестер Никольского женского монастыря и преподавателей действующей при нем православной школы на основе архивных документов восстановлены имена многих людей, похороненных на Петропавловской горе. В ходе занявшей несколько лет работы стали известны имена многих похороненных здесь с 1856 по 1918 год, теперь имеется возможность помолиться об их упокоении. Сбылись слова отца Павла Молчанова о возрождении храмов Петропавловской горы.

Игумен Виталий (Уткин). В основе материала – публикация сайта Ивановской митрополии



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.