Факт существования храма на том месте, где сейчас возвышается Воскресенская церковь, зафиксирован в хрониках ХVII века. Летописец называет некую проживающую здесь в Плёсе семью Авериных, пожертвовавшую деньги на отливку колокола для Воскресенской церкви. "Лета 7195 (1687), - говорится в документе, - лит сей колокол на Плёсо к церкви Воскресению Христову по обещанию посадских людей Феоктиста и Артемия детей Авериных". О том, что это был деревянный храм, не говорится, однако спустя сто лет, плёсский городничий, премьер-майор Иван Клементьев в собственноручных описаниях вверенного ему города упоминает церковь Воскресения Христова - деревянную, а также одноимённую улицу, огибающую её. Что касается ныне существующего каменного храма, то о нём мы узнаём из сохранившегося договора, который заключил в начале ХIХ века священник Воскресенской церкви Пётр Иванов с братьями Павловыми-Клестовыми - Дмитрием и Митрофаном. Суть договора такая: братья "порядилися скласть означенную Воскресения Христова церковь каменную по предъявленному от них плану и фасаду". То есть сложить из кирпича по проекту, составленному ими же самими. Договор датирован 15 июля 1810 года. Братья, судя по всему, возглавляли артель каменщиков и подписались под обязательством выполнить работу за три года. Но, поставили условие: все строительные материалы должны быть привезены заказчиком вовремя, согласно графику. Условие, однако, выполнено не было, помешало нашествие на Россию Наполеона. Храм удалось закончить на четыре года позже запланированного - в 1817 году.
Кто архитектор и автор проекта церкви? Братья Павловы-Клестовы или кто-то другой из артели? Этого, вероятно, мы уже никогда не узнаем. При Воскресенской церкви до революции работала церковно-приходская школа для мальчиков, которая располагалась ровно на том месте - через дорогу, - где сейчас установлена деревянная церковка во имя архистратига Михаила, выстроенная изначально в соседней деревне Антоново в 1825 году. В 1980-м её перевезли сюда - на высокий берег Волги, и поставили рядом с храмом и центральной площадью Плёса.
Сразу после освященя Воскресенского храма в 1817 году приход насчитывал около четырёхсот человек - примерно поровну женщин и мужчин. Эти и другие интересные сведения о храме можно почеркнуть в книге "Краткие сведения о приходских церквях Костромской епархии", изданной в первой половине ХIХ века. После Октябрьской революции и выхода в 1919 году Декрета об отделении церкви от государства, власти стали один за другим закрывать храмы Плёса, а более или менее ценное имущество изымать. Были экспроприированы даже деньги, пожертвованные прихожанами на поминовение усопших. В протоколе местной партийной ячейки, датированном ноябрём 1923 года, есть запись, согласно которой конфискованная в Воскресенском храме серебряная риза пожертвована "в пользу германских рабочих". Ещё раньше - в 1935-м году - власти запретили звонить в колокола с 9 до 15 часов, а потом запретили звонить и вовсе.
Сам Воскресенский храм закрыли последним в Плёсе - летом 1939 года. Правда, перед тем как изгнать из него верующих, власти вроде как "посоветовались" с жителями близлежащих улиц, которых собрали на торговой площади и объяснили причины закрытия: дескать, "община распалась" и некому "обеспечить охрану здания и культового имущества". Плёсовцы были против закрытия, а некоторые из них решились на отчаянный шаг: принялись писать письма в Москву с просьбой оставить храм верующим. Однако ответа они не получили, и в конце концов богослужения в Воскресенской церкви прекратились, а священнослужители были изгнаны. В здании церкви разместило свой склад местное объединение "Заготзерно". В годы Великой Отечественной войны власти страны стали потихоньку открывать некоторые из храмов, понимая, что православная вера во все времена помогала одолевать врага. Но до Плёса дело так и не дошло. Вскоре после войны в городке побывал Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Он встретился с верующими и даже, говорят, посидел на скамеечке во дворе Воскресенского храма на высоком берегу Волги, откуда полюбовался заволжскими далями. Но, увы, его визит тоже не помог решить вопрос об открытии храмов.
В 1953 году прихожане Плёса отправили в Верховный Совет СССР очередную просьбу о возвращении им Воскресенского храма, но вновь тщетно. Однако склад в его стенах был ликвидирован, а вместо него в 1960 году открылась картинная галерея. Инициатива этого принадлежала народному художнику СССР, лауреату Ленинской и двух Сталинских премий Борису Ивановичу Пророкову, уроженцу Иваново, которому местные власти не смогли отказать. В галерее разместились две сотни полотен живописи и графики, а также скульптуры русских и советских художников. Музей просуществовал 30 лет. В 1990 году Воскресенский храм был, наконец, возвращён верующим. В начале 1990-х годов возрождённому Воскресенскому храму из фондов Ивановского областного художественного музея были переданы несколько старинных икон, среди которых - список с Иверской иконы Божией Матери "Вратарница" и икона Святого Великомученика Пантелеймона. Сегодня эти образа считаются одними из главных святынь храма.
Храм Воскресения Христова в Плёсе близок по своей архитектуре к Никольской церкви в городе Приволжске. Отличаются только архитектура колоколен: у Никольской церкви - это восьмерик на четверике, увенчанный традиционным для храмовой архитектуры ХVII-ХVIII веков шатром, а у Воскресенской - все три яруса представляют собой четверики, увенчанные главкой на высоком барабане. Трёхъярусная колокольня высотой в 32,5 метра состоит из основного объёма, примыкающего к трапезной и выполняющего функцию притвора, второго яруса с большими окнами, полуколонками и треугольными фронтонами и яруса звона с арочными проёмами. Завершается колокольня гранёным куполом, украшенным слуховыми окнами - люкарнами, и маленькой главкой на высоком световом барабане. Традиционное объёмно-пространственное построение, которое с полным правом можно отнести к архитектурному типу "корабль", имеет место быть, но убранство фасадов выполнено уже в стиле Александровского классицизма. Входы боковых фасадов храма оформлены в виде красивых портиков со сдвоенными колоннами тосканского ордера и треугольными фронтонами, единственным украшением которых является орнаментальный пояс - сухарики. На основном объёме и на колокольне главы - практически идеальные "луковицы", покрытые крупным металлическим лемехом "под золото". Основанием им служат высокие и стройные барабаны. Центральный барабан пятиглавия и барабан колокольни - световые, боковые - глухие. Первоначальное внутреннее убранство храма Воскресения Христова не сохранилось.
Когда Воскресенскую церковь вернули Русской православной церкви, стены храма, подкупольное пространство и паруса трапезной были расписаны вновь, был установлен также великолепный пятиярусный иконостас с роскошным золочёным декором. Его верхний ярус не совсем обычен: иконы помещены в отдельные медальоны, возвышающиеся над основным объёмом. Он как бы повторяет второй ярус, также выполненный в виде отдельных медальонов. Трапезная храма достаточно обширна. Из неё в двухъярусный четверик можно попасть через широкий арочный проход. Стены и своды расписаны фресками на евангельские сюжеты. В храме хорошее естественное освещение благодаря большим окнам на северной и восточной сторонах, а также центральному световому барабану.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №259, 2017 г.