Сурский приход находится на левом берегу реки Пинеги, при устье речки Суры, в 328 верстах от устья р. Пинеги, впадающей в С. Двину.
О времени образования прихода Сурского в церковной летописи и клировых ведомостях Сурского прихода писалось, что «документов на сие нет и что указать точно на возникновение прихода, по неимению фактических данных, не возможно». Однако в документе, найденном в 1861-м году, при разобрании престола в храме во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы и зашитом в срачице, написано: «лета ? пятаго (7095 г., т. е. 1587) ноября в 21-й день священна церковь во имя Пречистыя введения при Благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всея Руси и при Преосвященном Деонисие Митрополите всея Руси».
Затем о существовании настоящей Суры и деревни Поганца, отстоящей от с. Суры в 3-х верстах, есть историческое указание от начала 16-го века, а именно: «въ Новгородской летописи подъ 1505-мъ годомъ, - годомъ кончины Московскаго князя Иоанна III-го, читаемъ: «Иоаннъ III-ий, поделилъ волости между 5-ю своими сыновьями и старшему Василию дано 66-ть городовъ и самые значительные: Москва, и другие; и въ Заволоцкой земле Пинега, Кеврола, Немьюга, Шотогора, Сура-поганая и др. Основываясь на вышеуказанных данных, можно с достоверностью сказать, что Сурский приход имел свое существование в последней четверти XVI-го века.
Первой в Суре церковью была, как и пишется в клировых ведомостях Сурского прихода, церковь во имя Введения во храм Пресв. Богородицы. Церковь была деревянная, в виде четвероконечного креста, построенная иждивением прихожан и в 1587-м году освященная. После 105-ти летнего своего существования в 1792-м году было испрошено позволение исправить на ней крышу.
Но время опять сделало свое дело: храм обветшал и крыша опять сгнила, заросла мохом, а в стенные щели (как о том сказано в описании церкви в главной описи л. 367) с визгом врывался ветер и с шумом влетали птицы…. Богослужение едва ли совершалось в ней, так как была еще другая Никольская теплая церковь. В 1857 году поступил в Сурскиий приход священник Александр Зуев, который обратил внимание на почти сгнивший и близкий к разрушению храм. Он обратился к благотворителям, собрал подаяния, пожертвовал из своих средств небольшую сумму и в 1861-62-м годах Введеньевская церковь заново исправляется и существует по настоящее время. Исправления сделаны следующие: подведен под церковь прочный из булыжника и серой плиты фундамент, самое здание, выправлено и покрыто новой крышей. Внутри церкви устроены новые полы и потолки и новые же окна с рамами и железными в них переплетами; стены обшиты строгаными досками. И вот вновь исправленная и благоустроенная деревянная Богородице-Введеньевская церковь освящена была по благословению Преосвященного Нафанаила. Епископа Архангельского и Холмогорского, свящ. Зуевым соборне в 1866 году в 27 день месяца мая, по святой Пасце в девятую пятницу (местный сельский праздник).
Церковь имеет форму креста, одношатровая с главою и деревянным обитым железом восьмиконечным на ней крестом; наружная высота ее до 15 саж., внутри 3 сажени. Церковь в последнее время, благодаря всецело помощи о. протоиерея И. И. Сергиева, обшита филенчатым тесом и выкрашена белилами на масле; а крыша, шатер и глава – зеленью.
http://arhispovedniki.ru/library/research/1763/