ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Плотниках.

Церковь Николы в Плотниках, на Арбате.


Москва. Церковь Николая Чудотворца в Плотниках
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Балыкинской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:Между 1692 и 1700. Колокольня - 1853. Трапезная - 1852-1856.
Год утраты:1930
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
г. Москва, ул. Арбат, [45/24]

Координаты: 55.74825, 37.588099
Проезд:метро "Смоленская"



Церковь Николая Чудотворца в Плотниках, Фотограф: Э.В. Готье-Дюфайе Плотников переулок. 1913 году (направление съемки — север) Источник http://oldmos.ru/old/photo/view/5449<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фотограф: Э.В. Готье-Дюфайе Плотников переулок. 1913 году (направление съемки — север) Источник http://oldmos.ru/old/photo/view/5449
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1913
Церковь Николая Чудотворца в Плотниках, Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. III, Отд. 1: Часть Земляного города по левую сторону реки Москвы. М., 1882, N 10 фото 1882 год<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. III, Отд. 1: Часть Земляного города по левую сторону реки Москвы. М., 1882, N 10 фото 1882 год
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1882
Церковь Николая Чудотворца в Плотниках, «Бумажные сокровища»   https://www.facebook.com/ruspapers/photos/a.324989170895586.78145.324986120895891/511419585585876/?type=3&theater  <br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
«Бумажные сокровища» https://www.facebook.com/ruspapers/photos/a.324989170895586.78145.324986120895891/511419585585876/?type=3&theater
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
1 июня 1881
Церковь Николая Чудотворца в Плотниках, На месте входа в церковь установлен памятник Б.Ш. Окуджаве (2002 г.).<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
На месте входа в церковь установлен памятник Б.Ш. Окуджаве (2002 г.).
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
3 сентября 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 мая 2015

Впервые церковь упоминается в документах 1625 года. Соорудили её жители небольшой слободы «государевых плотников». После Смутного времени и сожжения Москва начала заново строиться; выросла нужда в плотниках — даже новому государю, первому Романову негде было толком поселиться в Кремле. На Арбате появилась обширная слобода дворцовых плотников, они и выстроили деревянную церковь Николая Чудотворца, постепенно получившую прозвание Плотницкой (в Плотниках).

В 1670—1677 годах церковь была перестроена в каменную одноглавую. Каменный храм с главным Троицким престолом был построен в по грамоте патриарха Иоакима и значился „в Плотнической слободе”, что свидетельствует в пользу версии о плотниках, живших тут в пик расцвета арбатских дворцовых слобод. Трехъярусная колокольня датирована 1771 годом. За годы существования к церкви неоднократно пристраивались престолы, трапезные и приделы (придел Николая Чудотворца выстроен в 1692 году, придел Балыкинской Божией Матери — в середине XIX века). В XVIII веке у церкви Николы в Плотниках расположилось владение боярина Василия Ивановича Стрешнева (1707—1782) — государственного деятеля, камергера, сенатора, одного из родственников Евдокии Стрешневой, второй жены царя Михаила Федоровича; сразу по свадьбе захудалый род Стрешневых вошел в фавор.

Этот храм помнил маленького А. С. Пушкина. В начале 1807 года семья будущего поэта жила в Кривоарбатском переулке, в приходе храма Николы в Плотниках, и маленький Пушкин был его прихожанином, что осталось в записях исповедных книг. Среди прихожан Николы в Плотниках была семья славянофильского философа А.С. Хомякова, хотя духовником самого А.С. Хомякова остался отец Павел Беневоленский из храма Николы Явленного (у Серебряного переулка), стоявшего неподалеку, на другой стороне Арбата, где ранее проживали Хомяковы по адресу Арбат, дом 23; тем не менее остальные члены его семьи при перемене адреса предпочли ходить поближе, к Николе в Плотниках, причем даже подружились с её священником: узнав, что жена священника больна чахоткой, Хомяковы подарили ей упитанную корову, чтобы у нее всегда было парное молоко. В этом же храме был крещён сын Хомяковых, Николай, крестным отцом которого стал Гоголь.

В годы революции настоятелем храма Николы в Плотниках был протоиерей Владимир Воробьёв, дед современного священника Владимира Воробьёва, нынешнего ректора Свято-Тихоновского богословского института. Вскоре он был арестован. Пока он находился под арестом, в Никольско-Плотниковом храме служил иеромонах Варлаам (в 1937 году расстрелянный на Бутовском полигоне; причислен к лику святых). Однако в марте 1925 года Владимир Воробьев был освобожден из тюрьмы. С 1927 года близ Николы в Плотниках жил М.Н. Нестеров, ставший его прихожанином; художник подарил в храм Распятие своей работы. Некоторое время прихожанин и даже алтарником храма был известный механик Н. Н. Бухгольц.

В 1929 храм закрыт, а в 1932 году снесён. Протоиерей Владимир Воробьёв погиб в 1940 году в заключении. На месте храма в 1935 году возвели жилой дом.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 октября 2016

Николая, святителя, в Плотниках церковь (уничтожена).

В Плотниковом переулке, названном по находившейся здесь дворцовой слободе плотников, на углу с улицей Арбат стояла приходская церковь святителя Николая. По ней и переулок до 1922 г. назывался Никольским. Рядом расположен другой переулок – Кривоарбатский, который идет от Арбата и круто, почти на 90 градусов, меняет свое направление. Раньше он назывался и просто Кривым, и Кривоникольским, тоже по церкви Николая в Плотниках, находившейся невдалеке.

Застройка в районе Арбата формировалась уже с древнейших времен. В XVI веке находившиеся здесь дворы были взяты царем Иваном IV Грозным в опричнину, и, может быть, к этому времени относится расположение здесь некоторых казенных слобод. В районе современного Большого Афанасьевского переулка – слобода иконописцев, у Сивцева Вражка – дворцовая царицына слобода, на южной стороне Арбата, в районе Кривоарбатского переулка – слобода казенных плотников. Историк Москвы М.И. Александрович выдвинул другое объяснение появление на Арбате слободы плотников. Согласно его розысканиям слобода плотников была создана царем Михаилом Федоровичем, который, восстанавливая Москву после Смутного времени, собрал плотников из разных мест и поселил их в районе Арбата. Выстроенная ими деревянная церковь известна с 1625 г. Она много раз горела, и впоследствии ее заменили каменной, построенной в два приема. На престол святителя Николая антиминс выдали 6 мая 1692 г. (к этому же времени относится и трапезная). 3 мая 1700 г. выдали антиминс на главную церковь Святой Троицы. Трапезную 1692 г. разобрали в 1852 г. В 1852–1856 гг. на средства Анны Александровны Небольсиной возвели новую трапезную с приделами святителя Николая и Балыкинской иконы Божией Матери – образа, пожертвованного Варварой Семеновной Ждановой и находившегося в храме с 1823 г. Первоначальную колокольню заменили новой трехъярусной в 1853 г. Церковь обновлялась в 1897 г.

Основной объем храма отличался внешней ясностью и относительной простотой. Гладкая поверхность стены контрастировала со сложным карнизом, отличавшимся большой пластичностью форм. Углы были обработаны колоннами в форме так называемой «дудки». Большие окна имели роскошные наличники «московского стиля». Сложно профилированные и раскрепованные фронтончики наличников своей верхней частью, балясиной, врезаются в карниз и прерывают ритмичный бег его рисунка. Фронтончики опирались на тонкие колонки с дыньками. Карниз представлял собой три «ленты» разного рисунка: нижний ряд – углубленный поребрик, средний – своеобразные пятиугольные ниши с вогнутыми верхними сторонами, в центре каждой такой ниши – выступающий прямоугольный камень; третья «лента» карниза – многоуступчатая горизонтальная тяга, имеющая сложный профиль. Карниз охватывал по периметру весь храм, как бы нависая над плоскостью стены. Двухъярусный восьмигранный барабан нес небольшую изящную луковичную главку.

Высокая четырехгранная трехъярусная классическая колокольня являлась вертикальной доминантой этого небольшого ансамбля. Ярусы звона имели полуциркульные пролеты, каждый ярус отделялся от другого раскрепованным карнизом, выносы которого соответствовали обрамляющим углы полуколоннам. Нижний ярус имел спаренные полуколонны тосканского ордера, средний – ионического, третий верхний ярус имел по одной полуколонне коринфского ордера на каждой стороне. Таким образом, нижний и средний ярусы имели по четыре полуколонны на каждом углу, что зрительно усиливало мощность устоев. По мере повышения ярусов происходит облегчение угловых частей и расширение пролетов. Колокольня приобрела прозрачность, легкость и стройность. На каждой стороне нижнего яруса имелись небольшие фронтончики, под ними – «триглифно-метопные» фризы. Каждая пара полуколонн располагалась на общем широком пьедестале, разделенном по горизонтали на две части – более широкую нижнюю и узкую верхнюю. Пьедестал продолжал стену и имел вынос под полуколоннами. На широкой части пьедестала между средним и верхним ярусами, под каждой коринфской полуколонной располагались прямоугольные филенки. Также каждой паре полуколонн соответствовала раскреповка антаблемента и карниза. Колокольня имела вытянутый сомкнутый купол, который, вероятно после обновления в 1897 г., приобрел более покатые очертания. На нем располагался узкий барабан, который нес изящную луковичную главку с крестом. Четкое и уравновешенное вертикальное и горизонтальное членение всех частей колокольни создавало ясный, спокойный архитектурный образ.

В трапезной, так же, как и в главном храме, стремились к сопоставлению глади стены и прихотливого криволинейного и пластичного решения деталей: наличников, карнизов. Большие окна имели наличники сложных криволинейных очертаний, с раскреповками, опирающиеся на тонкие колонки. В карнизе уже нет такого разнообразия форм, он представлял собой ясно профилированную горизонтальную тягу, также охватывающую все здание по периметру. Углы трапезной обработаны в форме пилястр без капителей. В общем, все формы трапезной отличались большей сухостью. В конце XIX века и трапезная, и главный храм имели покрытие на четыре ската. Известно, что эта церковь изображена на картине В.Д. Поленова «Московский дворик» на дальнем плане.

Храм разрушили в 1932 г. На его месте в 1935 г. был построен архитектором Л.М. Поляковым шестиэтажный жилой дом (Арбат, дом № 43), в котором в советское время располагался магазин «Диета», а ныне – кафе «Му-Му». На месте входа в церковь установлен памятник Б.Ш. Окуджаве (2001 г.).

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни.

http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/107075-moskva-pravoslavnaya-vse-hramy-i-chasovni-mihail-vostryshev/read/page-29.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.