ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Святск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.


Святск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:1910.
Год утраты:2000 (сгорела)
Адрес:
Россия, Брянская область, Новозыбковский район, село Святск

Координаты: 52.6678, 31.5568



Церковь Успения Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Святск, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1980
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Святск, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1980
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Святск, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1980
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Купол изнутри. Фото 1969 г. из коллекции архитектора В. Н. Городкова<br>, Святск, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Купол изнутри. Фото 1969 г. из коллекции архитектора В. Н. Городкова
Михаил Мещанинов
10 июня 1969
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Иконостас храма. Фото 1969 г. из коллекции архитектора В. Н. Городкова<br>, Святск, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Иконостас храма. Фото 1969 г. из коллекции архитектора В. Н. Городкова
Михаил Мещанинов
10 июня 1969
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1969 г. из коллекции архитектора В. Н. Городкова<br>, Святск, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фото 1969 г. из коллекции архитектора В. Н. Городкова
Михаил Мещанинов
10 июня 1969
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, фото с https://pastvu.com/p/331048<br>, Святск, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
фото с https://pastvu.com/p/331048
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1950
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фотография сделана в середине 1970-х годов<br>, Святск, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фотография сделана в середине 1970-х годов
Владимир Каринский
1 июля 1973
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фотография сделана в середине 1970-х годов<br>, Святск, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фотография сделана в середине 1970-х годов
Владимир Каринский
1 июля 1973
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Остатки церковной ограды<br>, Святск, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Остатки церковной ограды
Сергей Меркулов
19 апреля 2015
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Часовня на месте сгоревшей церкви<br>, Святск, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Часовня на месте сгоревшей церкви
Сергей Меркулов
19 апреля 2015
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Часовня на месте сгоревшей церкви<br>, Святск, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Часовня на месте сгоревшей церкви
Сергей Меркулов
19 апреля 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 марта 2016

Ровно 300 лет назад появилось первое письменное упоминание об этой старообрядческой слободе: 1713 г. датируется «осадное письмо» архимандрита Киево-Печерской Лавры, которой принадлежали эти земли, Афанасия Миславского, «осести слободою… прозиваемой Свяцкое в полку Стародубском…» Слобода Свяцкая была последним «осаженым» старобрядческим поселением на Стародубье, получив свое название по почитавшемуся святым роднику, рядом с которым и было заложено. С середины XIX в. Святск гордо именовался посадом - торгово-ремесленным центром. Село примостилось на самом краешке России, у границы с Белоруссией. В восьмистах метрах от него видны белорусские перелески. Граница государств проходит и ныне по небольшой речке Очесе, которая течет у западной окраины некогда большого старообрядческого поселения. Здесь находился и действовал старообрядческий мужской Ново-Покровский Святский монастырь. Иноками и паломниками этого монастыря были известные апологеты старой веры Илларион Кабанов (Ксенос), Герасим Колпаков (архимандрит Геронтий), Петр Великодворский (Павел Белокриницкий). Монастырь перестал существовать раньше, а лесной массив на его месте в советское время так и звали "монастырь".

Через почти 200-ти лет гонений, в 1910 г., была построена старообрядческая Успенская церковь.

Перед революцией 1917 г.численность Святска составляла более 3600 человек, здесь действовали кирпичные заводы и кожевенные фабрики, скотобойня, маслосырзавод, мельницы и хлебопекарни. Имелись 26 торговых лавок, фотоателье, действовало туристическое агентство. В Святске ежегодно проходили восемь ярмарок, на которые съезжались торговцы и гости со всего Стародубья, из Белоруссии и Украины. В 1914 г. открылось, наряду с уже существовавшим церковно-приходской и земской школам, высшее начальное училище.

В 1923 г. Святск, лежащий на границе уезда и губернии (до 1772 г. - на государственной границе), был передан из Суражского (к тому времени уже Клинцовского) уезда в Новозыбковский. Октябрьская революция и последующий разгром зажиточного населения стали причиной постепенного его угасания. Большой урон Святску нанесла Великая Отечественная война, когда было истреблено всё еврейское население, составлявшее здесь значительную долю (до войны в Святске, кроме двух церквей, действовала синагога). Выдающимся событием для Святска стала установка в 1951 г. бронзового бюста дважды Героя Советского Союза генерал-полковника Д.А. Драгунского, здешнего уроженца.

После чернобыльской катастрофы 1986 г. Святск попал в зону, подлежащую немедленной эвакуации (уровень загрязнения цезием-137 выше 40 Ки/км²). Однако, из-за непонимания радиационной опасности со стороны местного населения, а также из-за недостаточно активного финансирования работ по переселению, организованная эвакуация началась только в 1990-е гг. В 1994 г. был упразднен Святский сельсовет, а Святск включён в состав Старобобовичского сельсовета. В 1995 г. бюст Д.А. Драгунского был перенесён в город Новозыбков, где и стоит по сей день. Многие старики, решившие умереть на родной земле, не спешили покидать опасные места. Бесхозную жилплощадь занимали беглые зеки, беженцы из горячих точек, бездомные.

Была цела еще Успенская церковь, хотя с 1983 г. здесь не было своего священника и службы совершались редко. В опустевшем селе бесхозный храм неизбежно стал объектом интереса разных жуликов, которые в 1990-е г. окончательно разграбили его.

14 сентября 1999 г. в уже покинутом и разграбленном Святске к небу взметнулся факел. Еще полуживая постройка, Успенская церковь, разворованная и подожженная современными вандалами, мародерствующими в радиационной зоне отселения, вспыхнула, разметав по небу огненные сполохи, и почти мгновенно исчезла с лика обреченного села.

В 2003 г. село окончательно обезлюдело, в 2006 г. было официально упразднено. Сейчас от "поселков-призраков" осталась лишь память.

В 2013 г. на месте сгоревшей церкви поставили памятную часовню, поклонный Крест на месте алтаря установили раньше.

http://mu-pankratov.livejournal.com/211061.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  10 августа 2021

Строительство старообрядческой церкви стало возможным в связи с изданием царского Указа от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости», даровавшим старообрядцам свободу вероисповедания. 20 июня 1907 года черниговским губернским правлением была зарегистрирована Свяцкая старообрядческая община, приемлющая священство Белокриницкой иерархии. Строительство Успенского храма начали весной 1908 года, строила его бригада местных плотников, руководимая Петуховым. Храм возвели быстро, к марту 1910 года. 29 апреля 1910 года он был освящён епископом Новозыбковским Михаилом (Кузнецовым). Церковь Успения Пресвятой Богородицы стала доминантой посада.

Вокруг храма была сооружена каменная ограда с чугунными воротами и двумя калитками, построенными на средства Фёдора Кузмича Разуваева (1847-1933), ставшего впоследствии епископом Новозыбковским и Гомельским Флавианом. Перед Великой Отечественной войной колокола, ворота и калитки были сняты и отправлены на переплавку.

Расположена на краю села возле усадебного парка, у дороги. Стены рублены из брёвен без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Характерный для архитектуры Брянщины нач. 20 в. образец деревянного храма в русском стиле. Здание принадлежит к ярусным храмам типа восьмерик на четверике с крестообразным построением объемов. Пятигранный алтарь венчает главка; короткие боковые прирубы, пониженные по отношению к четверику, с западной стороны имеют небольшие пристройки с входными крыльцами, имеющими главки над фронтонами. Трапезная заканчивается более широкой папертью с аналогичным крыльцом; над ней поставлена невысокая колокольня - низкий четверик с вытянутым вверх восьмериком звона, увенчанным яйцевидным граненым куполом с аналогичной храму главой.

Убранство фасадов здания состоит из тонких накладных пилястр на углах объемов, простых карнизов, щипцовых завершений граней восьмериков, рамочных наличников окон и филенчатой разделки на шеях глав.

В интерьере центральное, развитое в высоту помещение храма с крупными плоскими парусами при переходе к восьмерику перекрыто восьмигранным сводом с плоским потолком в центральной части. Оно значительно выше алтаря, боковых прирубов и трапезной, открытых в него широкими проемами.

В центре свода помещено изображение Саваофа, выполненное в 1910 г. масляной краской на полотне. Предметы внутреннего убранства относятся в основном к конце 19 – 1-й половине 20 в. В иконостасе конца 19 в., выдержанном в русском стиле, имеется несколько икон 17-18 в.в.

С 1983 г. Успенский храм не имел постоянного священника, службы проводились время от времени. После аварии на Чернобыльской АЭС (1986) Святск попал в зону отселения, но собственно переселение было начато только в 1990-е г.г. В обезлюдевшем селе церковь была расхищена, а в ночь с 13 на 14 сентября 2000 г. сгорела.

8 июля 2005 г. стараниями бывших жителей села на месте алтаря Успенского храма был воздвигнут поклонный крест, а 28 августа 2013 г. на месте церкви сооружена небольшая часовня, сделанная новозыбковскими мастерами Виктором Стрелюковым и Сергеем Шевченко. Часовню освятили настоятель новозыбковской Никольско-Рождественской церкви о. Сергий и священник клинцовского Преображенского храма о. Михаил.

Храмы Брянщины, «Свод памятников архитектуры и монументального искусства»


В 2020 году исполнилось 110 лет со дня освящения храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Святске и состоявшейся в нем первой Божественной литургии.

История этого храма начинается в 1907 году, когда местные старообрядцы Белокриницкой иерархии, движимые идеей строительства собственной церкви, обратились к местным властям с просьбой зарегистрировать их общину. Черниговским губернским правлением 20 июня 1907 года поданное прошение было удовлетворено.

К постройке приступили уже на следующий год. Для этого были привлечены специалисты из местных плотников под руководством И.Е. Петухова. Храм был возведен на кирпичном цоколе из бревен. В общей сложности работы продолжались в течение двух лет и завершились в марте 1910 года.

Храмовое здание было ярусным, восьмерик на четверике, с крестообразным построением объемов. Пятигранный алтарь венчала главка. Короткие боковые прирубы, пониженные по отношению к четверику, с западной стороны имели небольшие пристройки с входными крыльцами и главками над фронтонами.

В центре купола помещалось иконописное изображение Господа Бога Саваофа. Внутреннее убранство состояло из церковных предметов конца XIX – начала ХХ столетий. В иконостасе располагались иконы XVII-XVIII веков.

Храм был освящен 29 апреля (по старому стилю) 1910 года епископом Новозыбковским Михаилом (Кузнецовым) в торжественной обстановке. Вот как это событие описано в старообрядческом журнале «Церковь» от 3 октября 1910 года № 40 (текст адаптирован к современной орфографии):

«Вновь выстроенный местным старообрядческим обществом храм во имя Успения Пресвятой Богородицы 29 апреля сего года был торжественно освящен.

Накануне, 28 апреля, из г. Новозыбкова прибыл епископ Михаил, который был встречен всем старообрядческим обществом во главе с председателем совета общины А.И. Шведовым.

Кроме преосвященного на торжество прибыли: священники о. Павел (Глухов) из Новозыбкова, о. Авраамий (Котанков) из пос. Добрянка, о. Савва (Зотов) из пос. Митьковка и о. Киприан из м. Ветка. Из мирян следует упомянуть председателя и некоторых членов совета старообрядческой общины Рождества Богородицы в г. Новозыбкове.

Также из Новозыбкова был приглашен и прекрасно спетый хор под управлением М.А. Юрченко.

Всенощное бдение, начавшееся в 5 час. пополудни, закончилось в 23 час. 30 мин. В 3 часа ночи начался молебен храму с водоосвящением, а затем и само освящение храма, которое совершал преосвященный Михаил в сослужении всего местного и съехавшегося духовенства при громадном стечении богомольцев из окрестных селений и г. Новозыбкова.

В 7 час. 30 мин. началась в новом храме божественная литургия, в конце которой было провозглашено многолетие Государю Императору, епископу Михаилу, строителям святого храма и всем православным христианам. Духовенство и гости были приглашены откушать хлеба-соли. За трапезой владыка Михаил провозгласил здравицу Государю Императору, встреченную единодушным восторгом всех присутствующих. Было произнесено несколько тостов и речей, в которых сравнивались тяжелые годины гонений и наступивший светлый праздник церковной свободы.

В заключение всеми присутствующими была послана на Высочайшее имя телеграмма с выражением верноподданнических чувств, на которую последовал всемилостивейший ответ: «Искренно всех благодарю».

Этим и закончился достопамятный для старообрядцев п. Святска день 29 апреля».

Вокруг храма построили каменную ограду с чугунными воротами и двумя калитками. Деньги для этого выделил Федор Кузьмич Разуваев (1847-1933), будущий епископ Новозыбковский и Гомельский Флавиан.

Краевед Олег Каменецкий, предки которого были выходцами из Святска, пишет:

«Церковь Успения Пресвятой Богородицы стала для посада Святск доминантой, и с какой бы стороны вы не подъезжали к посаду – будь то монастырская горка близ Ново-Покровского монастыря или со стороны белорусского села Старое Закружье – в небе виднелись, блистая на солнце, купола храма. Да и сам он создавал неповторимое очарование и привлекательность. Колокола, ворота и калитки были сняты перед Великой Отечественной войной и отправлены на переплавку.

Долгие годы в Успенском храме служили отец Максим Волков, отец Григорий Тихонов, диакон Ерофей Волков.

Среди прихожан того времени можно выделить семью Даленкиных. …Известна была и прихожанка святского храма знаменитая переплетчица и молитвенница – Мария Саввишна Кожемякина, которая помнила все именины жителей села, и бывало, что в работе человек сам забудет о своем торжестве, то непременно с утра на пороге его дома всегда появлялась Саввишна, спеша поздравить именинника-хозяина с Днем Ангела.

Для меня и моих родственников Успенская церковь Святска была дорога тем, что самой первой парой, которая венчалась в новопостроенном храме в 1910 году, были мой прадед – Горев Константин Трофимович и Горева (Донцова) Татьяна Артамоновна.

…Жарким июльским днем 1970 года в Успенском храме был крещен и я. Крестил меня протоиерей Владимир (Смирнов, 1931-1991), который был последним настоятелем святского храма. Мне, еще тогда маленькому мальчику, приезжавшему на лето к родственникам, хорошо запомнились его добрые с прищуром глаза в круглых очках и большая окладистая борода. Когда он меня останавливал, здороваясь, то непременно обращался ко мне на Вы. И меня такое обращение завораживало, так как ко мне раньше так никто не обращался (О.Г. Каменецкий. Не предать забвению… Памяти села Святск. – Москва: Археодоксія, 2010).

Следует отметить, что к началу XX столетия Святск был одним из крупнейших населенных пунктов Суражского уезда с населением в 3,5 тыс. жителей и по финансово-экономическим показателям уступал лишь самому уездному центру, да посаду Клинцы с его текстильной промышленностью. Еще в XIX веке здесь открыли свою земскую школу.

В Святске ежегодно проходило 5 ярмарок, на которые съезжались торговцы из соседних уездов и губерний. Успешно работали скотобойня, маслосырзавод, 7 крупорушек, 3 кирпичных завода, 6 кожевенных производств, среди которых особым образом выделялся завод Терюхова с годовым производством товара на 16 тыс. рублей. Имелось свое фотоателье. Функционировало агентство акционерного общества «Русское Северо-Западное пароходство», что позволяло приобретать билеты для следования в Англию, страны Северной и Южной Америки, Африки и в Австралию. Среди поселений Стародубья Святск считался одним из центров иконописи.

У Успенского храма, как и у многих других святых Божиих церквей и монастырей выдалась сложная и трагическая судьба. Однако, несмотря на все трудности и испытания, он смог устоять в тяжелейшие революционные годы, в период Гражданской войны, коллективизации и последовавшей за ней индустриализации, когда он использовался под зернохранилище. Обошли стороной святыню и немецко-фашистские захватчики во время оккупации Брянщины. Словно сама Царица Небесная покрыла его святым омофором и охраняла Пречистый дом Свой от врага и неприятеля. И потом, уже после Чернобыльской катастрофы и отъезда местных жителей, еще несколько лет этот замечательный храм оставался единственным местом, напоминающим об отцах-основателях, молитвенниках и подвижниках древнего благочестия одного из красивейших и богатейших поселений юго-запада Брянской области.

«Тихой осенней ночью 14 сентября последнего года ХХ столетия в уже покинутом и разграбленном Святске к небу взметнулся факел. Еще полуживая постройка, Успенская церковь, разворованная и подожженная современными вандалами, мародерствующими в радиационной зоне отселения, вспыхнула, разметав по небу огненные сполохи, и почти мгновенно исчезла с лика обреченного села. …Именно после этого печального события окончательно перестало биться духовное сердце Святска, заложника трагических событий более чем четвертьвековой давности.

На месте Святской церкви, там где находился алтарь, спустя несколько лет появился Поклонный крест, возведенный на средства бывших прихожан в память о своем духовном центре. Ежегодно съезжаются сюда в Престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы со всех концов Брянщины и ближнего зарубежья его бывшие жители, чтобы поклониться покинутым очагам, почтить память похороненных здесь предков, просто встретиться и поговорить друг с другом (К.Ф. Попов. Юбилей села, которого нет. Опубликовано 01.09.2013 на сайте Новозыбков.Ru).

Олег Каменецкий говорит: «Я думаю, что для всех жителей села храм навсегда останется в сердцах, как и сам Святск, которого уже нет. Где-то в глубине души я еще тешу себя надеждой, что каким-то чудом все образуется. Ведь имея такое намоленное место, как наш Святск, понимаешь, что оно не должно уйти в небытие.

Проходя по пустынным, зарастающим деревьями и бурьяном улицам Святска, где и домов то уже нет, всматриваясь куда-то вдаль, отчетливо видишь картины прошлого «о жизни той, что бушевала здесь». Вспоминая каждый святский дом, лицо каждого сельского жителя понимаешь, что память и родные места не хотят тебя отпускать».

Из книги «Новозыбков на рубеже XIX-XX столетий. Жизнь церковная». Автор-составитель А.П. Дудников. - Москва, КнигИздат, 2023.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.