ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вахитовский район. Церковь Вознесения Господня.

Вознесенская церковь


Вахитовский район. Церковь Вознесения Господня
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Вознесения Господня
Год постройки:1676.
Год утраты:1932
Адрес:
Республика Татарстан, город Казань, улица Островского, д. 9/3.

Координаты: 55.790326, 49.113393





Церковь Вознесения Господня, Из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева (с сайта goskatalog.ru)<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева (с сайта goskatalog.ru)
Сергей Меркулов
1 января 1920
Церковь Вознесения Господня, Темная колокольня в левой части снимка<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Темная колокольня в левой части снимка
Артур 955
1 апреля 1907
Церковь Вознесения Господня, Вознесенская церковь справа. Снято в конце XIX в. С сайта  http://valera-1458.livejournal.com/45482.html<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Вознесенская церковь справа. Снято в конце XIX в. С сайта http://valera-1458.livejournal.com/45482.html
Гранковский Владимир
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Гранковский Владимир  16 января 2015

В 1929 году 13 марта ТЦИК на своем заседании рассматривал заявление НКВД о возможности закрытия Вознесенской церкви. Во исполнение этого рассмотрения ТНКВД предписал районной милиции проверить договор и наличие имущества церкви. 15.04.29 г. был составлен акт по результатам проверки – несоответствий не найдено. В этой связи решили зайти с другой стороны – подготовить общественное мнение. И вот 29 сентября состоялось собрание членов ЖАКТа № 256, в повестке дня один из вопросов - о закрытии Вознесенской церкви. Председатель собрания Константинов доложил «о культурной революции и тормозящей роли церкви на пути движения культурного роста пролетариата», а секретарь Малышев подытожил: «…что церковь была и есть одним из активнейших врагов рабочего класса на пути к социализму». Несложно догадаться, каким было постановление собрания – просить Горсовет Вознесенскую церковь закрыть и передать ее ЖАКТу № 256 под клуб. Прежде чем вынести окончательное решение, ТЦИК запросил в НКВД материалы, заключив по его рассмотрении, что «предоставленный материал недостаточен для закрытия храма».

Тучи над храмом несколько рассеялись, но ненадолго. В наступившем 1930 году ЖАКТу № 256 объяснили, каким образом надо пополнить материал для гарантированного закрытия храма. В конце января ЖАКТ призывает рабочих и служащих коллектива безработных и швейников присоединиться к просьбе о закрытии Вознесенской церкви и передаче помещения под клуб домохозяек и детские ясли. А в феврале присоединились швейники и Татжилсоюз, а также местком при бирже труда объединенных безработных и вместе с ними 600 человек, работающих на производстве.

Уже 7.03.30 г. ТЦИК принимает решение о закрытии храма, а Вознесенская религиозная община сливается с общиной Николо-Вишняковской церкви. Академический центр ТНКПроса пытался сохранить две церкви – Ягодинскую и Вознесенскую, напоминая, что эти церкви принадлежат к числу охраняемых памятников второй категории (т. е. их надлежит использовать для утилитарных целей). Это помогло простоять храму до февраля 1932 года, до тех пор, пока отдел Коммунального хозяйства КГСа не разрешил КоммунЖилСтрою на основании договоренности с ТатНарКомХозом «производить разборку бывшей церкви Вознесения» для использования кирпича на надстройки бывших Никольских номеров, что, в общем-то, незамедлительно и сделали, при непосредственном участии Дома Печати.

Сегодня на месте храма стоит высокая шестиэтажная "сталинка" с диагонально-угловым фасадом. Известно, что строили это здание для советской интеллигенции, так что казанцы сразу окрестили его "Домом писателей". И не случайно - накануне и в годы Великой Отечественной войны в нем в основном проживали семьи многих известных татарских поэтов и писателей, о чем сегодня свидетельствует скромная мемориальная доска на стене дома...

По материалам статьи В. Мухина «История закрытия храмов и монастырей в г. Казани в 20-30 годы ХХ столетия» Из альманаха «Православный Собеседник» №1(16) 2008 г., изд-во КДС. - Казань, 2008 г. 


Гранковский Владимир  24 декабря 2023

Церковь Вознесения Господня на Вознесенской улице построена Андреем Феодоровым Люткиным и освящена в 1676 г. Факт удостоверяется храмозданной грамотой, данной 12 августа 1678 г. Из другой храмозданной грамоты, видно, что Люткин, соорудившій «по обещанию своему, церковь каменную, холодную, во имя Вознесенія Господня», имел благословение «построить ту каменную церковь с приделами Гурия и Варсонофия Казанских чудотворцев да святого блаж. Василия Московского чудотворца», но этого не сделал «за утеснением церковного места». Поэтому он теперь обещался построить деревянную церковь во имя Знамения Пресв. Богородицы да в приделах Гурия и Варсонофия и Германа Казанских чудотворцев. Это митрополитом Иоасафом и было позволено с тем, чтобы были соблюдены некоторые архитектурные требования (напр. чтобы церковь была о пяти, верхах, а не шатром, чтобы для алтарей были три полукружия, чтобы престол был о пяти столбах). Но мы не знаем, когда именно и в каком виде была выстроена Знаменская церковь и когда была заменена существовавшей уже каменной церковью.

В том же XVIII в. в колокольне при Знаменской церкви устроен был храм в честь великомученика Иоанна Воина. По-видимому, это была единственная крупная перемена в устройстве двух церквей со времени их основания и до начала XIX в. Архитектурный их особенности оставались неизменными, и даже крупные пожары прошлого столетия не уничтожили их физиономии. Он и доселе хранит черты суздальского стиля. Что касается храма Иоанна Воина, то он был, по-видимому, возобновлен в 1823 г., когда получил новый антиминс. В 1827-28 гг. построена была на месте сломанной старой новая колокольня.

После пожара 1842 г. внешний ремонт церквей и внутреннее украшение их, разумеется, без перерыва богослужения, продолжались еще дольше - до 1867 г., когда Вознесенская — все еще холодная — церковь была расписана вновь стенным писанием, а в Знаменской были сделаны новый иконостас и все киоты, или даже до 1874 г., когда была построена новая колокольня (долгое время соседствующая со старой).

Два колокола с датами литы в Казани мастером И.Е. Астраханцевым. Один - в 52 пуд. 33 ф. - вылит 25 мая 1812 г., другой - в 163 пуд. 23 ф. - в июле 1826 г. Любопытно, что на Вознесенской колокольне существовали башенные часы, устроенные в 1829 г. часовым мастером из крестьян Нижегородской губернии Головастиковым, но в 1842 г. пострадавшие от пожара так, что уже не возобновлялись.

Из «Известий по Казанской епархии» №2 1911 г. 



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.