6 апреля 1885 года в России праздновался день памяти славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Он был приурочен к тысячелетию со дня смерти старшего из братьев - создателей кириллицы Мефодия. Поскольку они были причислены к лику святых, организацию праздника взяла на себя церковь. Указом Святейшего Синода были расписаны порядок проведения торжеств и меры по увековечению памятных событий. Не осталась в стороне и Казань.
Во время подготовки к этим событиям в феврале 1885 года и прозвучала идея о строительстве в Казани нового храма - в память о славянских просветителях. На заседании Казанской духовной консистории ее высказал архиепископ Казанский и Свияжский Палладий. По его мнению, это было бы наиболее зримой данью солунским братьям. Вот что он говорил: "Память о первосвятителях невольно побуждает нас к исполнению самой священной обязанности - продолжать их великое дело просвещения наших ближних; просвещать же других светом благоверия и благочестия без устроения храмов Божиих невозможно". Палладий же предложил и место возведения храма - на восточной окраине, в Суконной слободе, так,как в то время в Казани насчитывалось около 140 тысяч православных жителей и 24 приходские церкви. По мнению святых отцов, этого было явно недостаточно. В божьих храмах особенно нуждались окраины и прежде всего "бунташная" "Суконка". Существовавшие там Духосошественская и Варваринская церкви не удовлетворяли потребности населения густонаселенного района в "духовном" общении. При этом на двух храмах лежала серьезная нагрузка - приход, равный почти трети населения города. Многие жители района были чрезвычайно бедны, а их дома являли собой жалкий вид. Вот как их характеризовали в одном из официальных документов той эпохи: "Дома в оврагах, Госпитальном переулке между 1-й и 2-й Горами, нельзя считать настоящими домами, а самыми бедными избушками или кельями, за исключением двух или трех домов". Среди жителей, разочаровавшихся и разуверившихся в жизни, процветали пьянство, воровство, проституция, нищенство.
Городская дума пошла навстречу инициативе церковных иерархов и вскоре приняла решение построить новый каменный трехпрестольный храм на одной из возвышенностей - между улицами Первая и Вторая Горы. 3 апреля 1885 года был объявлен конкурс архитекторов на проект сооружения храма. Выиграл его Павел Евграфович Аникин - автор многих жилых и общественных зданий, в том числе и Покровской церкви (также не сохранившейся) на нынешней ул.Маркса. В кратчайшие сроки на строительство было собрано 12 тысяч рублей, открыта Кирилло-Мефодьевская школа и учрежден склад (библиотека) духовно-нравственных книг.
На возведение храма не было потрачено ни копейки не только государственных, но и церковных денег. Средства собирали, как тогда говорили, с миру. Жертвователями на храм были весьма уважаемые люди. В ряду первых - елабужские купцы Стахеевы, Михаил и Варвара Осокины, купец Ушков, рядовые горожане Жуков, Кривоносов, Суслов. Для руководства строительством церкви был организован специальный строительный комитет, в который с духовной стороны вошли протоиерей Богоявленской церкви Евфимий Малов и ключарь Благовещенского собора Петр Миловидов, а со светской стороны - потомственный почетный гражданин Андрей Хохряков, Иван Кривоносов, соборный староста купец Афанасий Музуров, Павел Щетинкин и Дмитрий Лаврентьев, попечительница женского рукодельного училища Елизавета Похвиснева, дочь действительного статского советника Надежда Галкина-Враская, жена статского советника Екатерина Безобразова.
Так как собрать и оформить необходимые документы к апрелю 1885 года не удалось, то официальную закладку церкви Кирилла и Мефодия было решено перенести на месяц, на день сошествия Святого Духа - 13 мая, совместив с чествованием братьев-просветителей (дата памяти которых до революции выпадала двумя днями ранее - на 11 мая). В назначенный день в престольной Духосошественской церкви была отслужена литургия. Затем крестный ход с хоругвями и иконами поднялся к месту постройки новой церкви. Архиепископ Палладий освятил место для стройки, заложил в основание будущего храма камень и водрузил на месте престола крест.
В июле 1885 года строительным отделом при Казанском губернском правлении был утвержден план храма, а 1 сентября происходила уже его закладка. После из-за наступления сырой погоды работы прекратились, и внимание строительного комитета было обращено на заготовление нужных материалов. Председателем строительной комиссии к тому времени был выбран "душа стройки" - ключарь Благовещенского собора Петр Миловидов, который вложил в строительство все свои средства.
30 марта 1888 года строительный комитет докладывал архиепископу Казанскому Павлу, что Кирилло-Мефодиевский храм сооружен. 8 октября 1889 года тот освятил главный престол - во имя святых Кирилла и Мефодия. Приделы были освящены позднее. Правый - во имя святого и чудотворца Николая - 28 октября 1889 года, а левый - во имя святого Равноапостольного князя Владимира - 29 апреля 1890 года.
Храм разрушен в 1937 году.
По материалам газеты «Республика Татарстан» № 182-183 от 9 сентября 2004.