Село Воскресенское располагалось на возвышенном живописном берегу небольшой речки Сонохты, впадающей в реку Волгу, от которой село было в полуверсте, по правому её берегу. Впервые оно упоминается в документах начала XVII века как Воскресенский погост на речке Сонохте, который, по всей вероятности, был основан как минимум на сто лет ранее. В настоящее время на месте древнего села сохранилось старинное кладбище, на котором можно увидеть часть стен разрушенной Воскресенской церкви. Других построек здесь не сохранилось. Кладбище использовалось для погребения умерших жителей, вблизи расположенного посёлка Песочное и окрестных деревень.
В 1747 году осматривая храмы Ростовской епархии, архимандрит Спасского монастыря Иосиф записал, что на речке Сонохте находится Воскресенская деревянная церковь, в которой всё исправно. Вскоре, здесь была выстроена вторая, уже тёплая, деревянная церковь Сретения Господня, а в 1765 году, и новый деревянный Воскресенский храм, на этот раз с приделом Покрова Пресвятой Богородицы. К концу XVIII века село Воскресенское-на-Сонохте было центром довольно крупного прихода, в котором значилось более 170 дворов.
Желание прихожан строить в селе Воскресенском на Сонохте новую каменную двухэтажную церковь, в том 1780 году, не было удовлетворено из-за отсутствия средств, но желание возвести новый храм не пропало. Такая возможность появилась в 1799 году, когда была выдана храмоздательная грамота на строительство новой каменной Воскресенской церкви, взамен обветшавшего Сретенского храма, но в этом же году случившийся пожар уничтожает эту ветхую церковь, а в следующем 1800 году, новое пожарное бедствие приводит к гибели и деревянную Воскресенскую церковь. Вместе с ней сгорает и выданная грамота на строительство новой каменной церкви.
Тридцатого октября 1800 года архиепископом Ярославским и Ростовским Павлом была выдана новая грамота на строительство каменной церкви Воскресения Христова с двумя тёплыми приделами, первым - Сретения Господня, а вторым- Покрова Пресвятой Богородицы.
Для присмотра за работами и заключения подрядных договоров и покупки материалов прихожане избрали доверенное лицо - строителя местного крестьянина Ивана Федорова. Им уже в январе 1801 года была приобретена партия стенного кирпича у рыбинских купцов Егора Бронникова и Дмитрия Шонгина общим числом 130 тысяч штук. В этом же году был заключен контракт с подрядчиком кладочных работ Алексеем Михайловичем Гулькиным, которому уже в сентябре были выплачены деньги за обжиг извести в четырех печах, теску белого камня и за кладку бутового фундамента и стен трапезной.
Строительство новой церкви началось несколько необычно, из-за нехватки средств изначально была заложена и выстроена трапезная часть, служившая для богослужений в зимнее время. Её сооружение было закончено уже в строительный сезон 1802 года. В мае месяце этого года в трапезной настилались полы, в июле - были выполнены все штукатурные работы, а осенью, дворовым столяром господина Кожина Иваном Андреевым был изготовлен иконостас и престол придела Покрова Пресвятой Богородицы. Этот придел, располагавшийся на левой стороне трапезной, был освящен борисоглебским протоиереем Петром 2 ноября 1802 года. В следующем 1803 году, этим же подрядчиком Иваном Андреевым был изготовлен иконостас второго придела в честь Сретения Господня, который находился с правой стороны трапезной. Иконостасы обоих приделов имели одинаковое устройство и расположение икон. Сохранилось описание иконостаса Сретенского придела. Он имел резные царские врата с традиционнымм иконами Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Над царскими вратами находился Нерукотворный образ Спасителя. С правой стороны царских врат был помещен образ Воскресения Христова с двунадесятнымм праздниками, украшенный серебряным окладом и 23 серебряными же венцами. Над ним помещались два небольших образа, первый Спаса Нерукотворного и второй Покрова Пресвятой Богородицы. Далее в местном ряду находился храмовый образ Сретения Господня, написанный на кипарисовой доске. Над ним помещался образ Благовещения Пресвятой Богородицы. С левой стороны царских врат был поставлен образ Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте", рядом с ним находился образ святителя Николая Чудотворца. Над этими иконами местного ряда находилось изображение деисусного чина, написанного на одной доске небольшого размера. Сам иконостас был выкрашен зелёной краской, а его карнизы позолочены. В приделе перед царскими вратами было повешено трехъярусное медное паникадило, весом в три пуда, под которым было привешено хрустальное яблоко и "кисть мишурная с фольгой".
В Сретенском приделе у южной стены был устроен клирос, рядом с которым стоял позолоченный киот, в котором была помещена Тихвинская икона Божией Матери «в чудесах» в серебряном венце и цате и медном окладе. Рядом с ней в простенке окна помещался образ архистратига Михаила в серебряной чеканной ризе. В следующем простенке южной стены трапезной в киоте, выкрашенном зеленой краской, находилась Югская икона Божией Матери в серебряном окладе и венце. Возглавие и цата иконы были вынизаны мелким натуральным жемчугом, а риза китайским жемчугом. Здесь же у южной стены в следующем простенке был помещен образ «Отечетсво», в окружении написанного вверху Собора архангелов, помещенного в киот и украшенного «позолоченными медными штуками».
На восточной стене трапезной, между алтарями приделов, там, где должна быть дверь в летнюю церковь, находился образ Воскресения Христова, по сторонам которого размещались иконы святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого. Над ними вверху размещались иконы деисусного чина. С правой стороны у алтаря, образуя в проходе стенку иконостаса, размещались следующие иконы: Толгская икона Божией Матери с предстоящими в молении апостолами Петром и Павлом и Ярославскими чудотворцами, далее – образ Спасителя с евангелистами. Над ними – Собор архистратига Михаила и Сретение Господне. Далее северная дверь иконостаса, которая закрывалась занавеской, над ней образ Покрова Пресвятой Богородицы и пророка Илии. Далее, рядом с дверями – местный образ Покрова Пресвятой Богородицы.
С левой стороны прохода, от иконостаса Покровского придела находились следующие иконы: великомученицы Варвары «в житии», великомученицы Екатерины «в житии». Над ними небольшие иконы пророка Илии, святителя Николая Чудотворца, Тихвинская и Толгская иконы Божией Матери. Освящение Сретенского придела состоялось по указу от 26 апреля 1805 года.
Одновременно с началом строительства трапезной с её западной стороны была заложена каменная ярусная колокольня, которая была закончена постройкой осенью 1805 года. Подрядчиками на её строительстве был тот же крестьянин Алексей Михайлович Гулькин с братом Григорием. Первый ярус колокольни служил церковной папертью, пол в которой был выстлан диким камнем, с левой стороны паперти был устроен вход на колокольню. Три арки первого яруса колокольни были закрыты деревянными щитами, в которых сделаны створчатые входные двери на церковную паперть, над которыми вставлены полуциркульные рамы со стеклами. Пол паперти был поднят на четыре ступени, выстланные белым камнем. Высота кирпичной кладки колокольни – 14,22 метра.
Весной 1808 года началось строительство летней церкви, тем же подрядчиком вотчины подполковника Василия Еропкина деревни Елизарово крестьянином Алексеем Михайловичем Гулькиным, который работал здесь уже с сыном Гурием, отвечавшим в основном за обжиг извести. Варку связей и прочие кузнечные поделки на строительстве исполнял кузнец Рыбинского уезда вотчины тайного советника Александра Кожина села Панфилова крестьянин Иван Семенов. Необходимый кирпич покупался у рыбинских купцов Лаврентия Попова и Ивана Меншакова. В строительный сезон 1812 года, строящаяся церковь была перекрыта кровлей, устроены главы, а крестьянин Ярославского уезда Яковлевской слободы Никита Андреев выполнил работы по внутренней штукатурке церкви и алтаря. В 1813 году продолжаются работы по внутренней отделке церкви. В это время покупаются материалы для изготовления иконостаса и написания икон, приобретается белый камень и подовый кирпич для настилки пола. Крестьянин Рыбинского уезда вотчины статской советницы Марии Хлебниковой села Спасского-на-Волге Иван Яковлев делает для церкви 18 деревянных рам. В следующем, 1814 году романовский мещанин Исаак Михайлович Попов настилает в церкви деревянный пол. В этом же году заключается договор с крестьянином Владимирской губернии Вязниковской округи вотчины гвардии капитана Петра Бутурлина деревни Маландина Андреем Андреевичем Салабановым на написание икон в новый иконостас с окончанием работ в конце 1815 года.
В 1815-1816 годах подрядчиком Исааком Поповым изготавливаются двери, киоты, а дворовый человек села Тихвинского Рыбинской округи Василий Федоров устанавливает окна, двери с последующей штукатуркой стен, настилает каменные полы в алтаре, делает каменные пороги в боковых дверях церкви.
В мае 1816 года на имя архиепископа Ярославского и Ростовского Антония священно и церковнослужителями, церковным старостой и прихожанами подается прошение, в котором они извещают, что церковь Воскресения Христова в их селе «уже отстроена», и просят дать благословение на её освящение на новом антиминсе. Вскоре состоялось освящение Воскресенской церкви. В 1816 году на церковном кладбище, на месте сгоревшей церкви была выстроена каменная часовня.
Возведение нового каменного храма с колокольней велось на средства прихожан, для сбора которых, по указу от 2 сентября 1799 года была выдана особая сборная книга.
В феврале 1823 года поступает пожертвование от московского купца Игнатий Петровича Гобинского в 1000 рублей на позолоту иконостаса летней церкви. В это же время заключается договор на исполнение этих работ с московским мещанином Иваном Карповичем Клейминым, которым они были выполнены в 1825 году. Средства для этого поступают от церковного старосты помещика сельца Горок Алексея Мотовилова 20 рублей, от того же купца Гобинского 324 рубля, от крестьян деревни Песочное 23 рубля.
В последующие годы по мере приобретения средств производится поновление и ремонт Воскресенской церкви. Летом 1833 года романовским посадским Ильей Ивановым Дехтеревым в иконостасе Покровского тёплого придела были заново написаны иконы, располагавшиеся над карнизом над местным рядом иконостаса: над царскими вратами - Коронование Божией Матери, над прочими местными иконами - образ Спаса Эммануила, Успение Пресвятой Богородицы, Вознесение Господне. Заново были переписаны изображения на царских вратах, кроме этого поновлены старые местные иконы Спасителя и Покрова Божией Матери и северные двери с изображением архидиакона Стефана. Им же осенью были заново написаны иконы и в Сретенском приделе: местный образ Троицы, небольшие иконы, располагавшиеся над карнизом местного ряда в клеймах: Богоявления, Введения во храм Богородицы, Преображения Господня и Воздвижения Креста Господня и над царскими вратами образ Тайной Вечери «в пятнадцати лицах». Так же были поновлены и старые иконы местного ряда: храмовый образ Сретения Господня и Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», а также иконы на царских вратах. В следующем 1834 году рыбинским мещанином Яковом Кузминым отремонтированы и сами придельные иконостасы с их покраской и позолотой.
В 1837 году для замены тесовой кровли на Воскресенской церкви, покупается 107 пудов кровельного железа, а в 1839 году перекрывается и трапезная часть церкви. В 1849 году переделываются иконостасы в проходе теплых приделов из трапезной в летнюю церковь. Работы выполнил рыбинский столяр Яков Кузмин, а новые иконы были написаны романов-борисоглебским мещанином Федором Васильевым Архиповым. В 1860 году вновь поновлялись иконы в теплых приделах дворовым человеком господина Варзукевич сельца Горок Михаилом Галактионовым. В 1865 году проводится ремонт внутреннего убранства летней церкви. На собранные прихожанами средства ярославским мещанином Дмитрием Никитиным Воробьевым был поновлен иконостас, и стены со сводами украшены стенной живописью. В это же время мещанином Норской слободы Ярославского уезда Федором Белугином был произведен внешний ремонт церкви с восстановлением штукатурки на колокольне и окраской церкви.
В 1860 году вокруг церковного кладбища была выстроена деревянная ограда, в которой в 1887 году возводятся кирпичные святые ворота. В 1897 году часть деревянной ограды со стороны села при воротах была заменена кирпичными столбами в количестве 44 штук с деревянной решеткой, а в 1900 году вокруг всего кладбища были частично устроены кирпичные столбы, и в 1903 году ограда была полностью закончена. Для её строительства кирпич покупался на заводе Дунаева, значительная часть которого продавалась в рассрочку. В 1902 году владельцем завода было безвозмездно пожертвовано 3000 штук кирпича и прощен долг церкви за уже поставленный кирпич.
В начале 1903 года при Воскресенской церкви на реке Сонохта, вновь готовились к перестройке церкви. Заготовлялся на Волге бутовый камень, покупался лес для лесов, железо на связи, на заводе Дунаева при деревне Чегодаево было приобретено 60 тысяч штук кирпича. Работами предполагалось расширение существующей трапезной, на пространстве между летней церковью и колокольный за счёт боковых пристроек. В июне месяце этого года был заложен фундамент новой трапезной подрядчиком работ Иваном Александровичем Борозкиным, который окончил кладочные работы в строительный сезон следующего 1904 года. На эти работы были использованы ранее накопленные капиталы, хранившиеся в банковских билетах. Для продолжения отделочных работ в новой трапезной, прихожане по общему приговору сбор по 40 копеек с каждой мужской и женской души, что позволило бы со временем собрать до 400 рублей. Кроме этого, местным священником и церковным старостой были разосланы письма-воззвания бывшим прихожанам, проживавшим в Москве и Петербурге, с просьбой помочь в украшении церкви. Всего же на расширение трапезной с её украшением было затрачено более 4000 рублей.
В 1905-1906 году рыбинский мещанин Петр Платонович Илларионов произвёл внутренний ремонт иконостаса и стен двух зимних приделов с украшением их стенной живописью. Интересно, что некоторыми благотворителями было проплачено, конкретно, написание отдельных клейм стенной живописи. Так, проживающий в деревне Корниловской романов-борисоглебский мещанин Василий Барабанов оплатил написание следующих живописных клейм: "Святителя Василия Херсонского и преподобной Глафиры" и " Спасителя исцеляющего больных". Его жена Анна Барабанова сделала сделала пожертвование на написание клейма "Спаситель, зовущий к покаянию". Церковный староста Иван Ермилов оплатил написание клейм: "Апостол Петр", "Апостол Павел" и " Святитель Иоанн Златоуст и мученица Евдокия". Это был последний крупный ремонт церкви Воскресения Христова села Воскресенского, что на Сонохте.
Летняя Воскресенская церковь имела пять глав, из которых, одна центральная имела световой барабан, а другие четыре были глухими, установленными на кирпичном своде. Длина летней церкви - 9,94 метра, ширина - 10,65 метра, высота - 15,62 метра. Она имела алтарную апсиду длиной и шириной - 5, 69 метра и высотой до свода - 5,33 метра. Трапезная, где размещались два зимних придела, имела длину - 17,04 метра, ширину - 12,78 метра и высоту - 5,33 метра. Трехъярусная колокольня, увенчанная шпилем, имела длину - 6,75 метра, ширину - 6,4 метра и высоту - 25,56 метра. На ней в 1918 году находилось семь колоколов общим весом 3,35 тонны, из которых самый тяжелый весил 2,16 тонны.
Воскресенская церковь была побелена снаружи и местами окрашена охрой. Южный и северный фасады двухсветного четверика имели интересное оформление, в виде устроенного на четырех полуколоннах портика, обрамляющего первый ярус окон с боковыми дверями. Три окна верхнего яруса по краям были оформлены короткими строенными пилястрами, а сами окна рамочными наличниками.
Иконостас летней церкви имел четыре яруса отделенных друг от друга карнизами, украшенных колоннами, полуколоннами и четверть колоннами, располагавшимися по мере убывания от царских врат к боковым стенам. Все разновидности колонн были поставлены на базы и украшены резными капителями. В центре иконостаса над царскими вратами находилась гладкая позолоченная сень, а вверху треугольный фронтон. Все детали иконостаса, как колонны с базами и капителями, карнизами, дорожниками и накладной резьбой были позолочены.
Резные позолоченные царские врата имели четыре клейма, оправленные резьбою, в которых находились традиционные изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Над вратами находилось резное изображение Духа Святого в резном позолоченном сиянии круглой формы. Царские врата, оформляемые по сторонам колоннами, были несколько углублены вовнутрь алтаря, таким образом, что по обеим сторонам от них, между колонн, стояли в виде столбиков две иконы, с правой стороны - Иоанна Предтечи, а с левой - пророка Моисея.
С правой стороны царских врат в местном ряде до южной стены находились следующие иконы: храмовый образ Воскресения Христова, изображение архангела Гавриила на южных дверях иконостаса и образ пророка Илии. Над этими иконами местного ряда местных в трех круглых позолоченных клеймах располагались иконы двунадесятных праздников: Воздвижения Креста Господня, Входа Господня в Иерусалим и Преображения Господня.
С левой стороны царских врат до северной стены церкви располагались следующие иконы местного ряда: Рождество Пресвятой Богородицы, изображение архистратига Михаила на северных дверях иконостаса и образ святителя Николая Чудотворца с изображением в отдельных клеймах его рождества и преставления. Над этими иконами местного ряда также в круглых резных позолоченных клеймах располагались двунадесятные праздники: Успение Пресвятой Богородицы, Введение во храм Богородицы и Богоявление.
Во втором ярусе, над царскими вратами иконостаса, в гладкой сени, располагалось резное Распятие Господне с предстоящими Божией Материю и Иоанном Богословом. Перед этой сенью по обеим сторонам на углах карниза помещались два резных позолоченных ангела, а по сторонам от неё находились четыре иконы Страстей Господних. Над сенью размещался треугольный фронтон, в центре которого, в резном позолоченном клейме помещалось изображение Тайной Вечери.
В третьем ярусе иконостаса, по центру, находился образ Господа Вседержителя большого размера, с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей. По сторонам от него, были устроены два отделения, разделенных поперек и по вертикали дорожниками по шесть мест. Здесь в нижнем отделении находились шесть икон с изображением двенадцати апостолов, изображенных в рост. Здесь же, в верхнем отделении, также с каждой стороны на шести иконах находились двенадцать поясных изображений пророков. Под этими иконами на двух крайних от стен тумбах, в двух резных клеймах были написаны, с правой стороны образ Живоначальной Троицы, а с левой - Рождество Христово.
Верхний четвёртый ярус иконостаса состоял из центрального образа большого размера Божией Матери с Младенцем "при лоне ея" с предстоящими Антонием и Феодосием, Киево-Печерскими чудотворцами. По сторонам этого образа других икон не было, а вокруг него был устроен "орнамент в виде решетки из неправильных треугольников". По этой решетке, у южной и северной стен, над карнизом третьего яруса иконостаса были помещены иконы двунадесятных праздников. Они располагались в двух резных позолоченных клеймах, и с правой стороны это было Рождество Пресвятой Богородицы, а с левой - Благовещение Пресвятой Богородицы. В центре, поверх всего иконостаса в резном позолоченном сиянии находилось большое резное клеймо с изображением Воскресения Христова. Все вышеназванные иконы иконостаса, вновь написанные иконным художеством, стоили 1000 рублей.
Пол в алтаре и солея церкви были подняты на две ступени и выложены белым камнем и "синим кирпичом". По сторонам солеи, у южной и северной стен церкви, были поставлены два киота столярной работы с колоннами с резными капителями "и по прочим местам приличною резьбой". В одном из них, на южной стороне, была помещена икона Воскресения Христова, а с северной стороны – Владимирская икона Божией Матери с изображенными на полях этой иконы избранными шестью святыми. На ней венец, риза и оклад были вынизаны по фольге китайским жемчугом «с плашками и простыми каменьями».
В центре храма, перед иконостасом на железной цепи было повешено большое новое медное посеребренное паникадило, местами позолоченное, с отлитым наверху крестом и под ним короною и висящими от нее до нижних подсвечников девятью «долгими наподобие бусовых» цепями. Всего в этом паникадиле было 27 подсвечников расположенными в три яруса и между ними находились разные подвесы, а внизу хрустальное яблоко, внутри которого была помещена модель престола с подобающими принадлежностями, изготовленными из фольги.
Издавна при Воскресенской церкви причт состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. В 1851 году из состава был удален диакон, а в 1878 году причт утвержден в составе священника и псаломщика. В этом же году приход был объединен с церковью села Никольского на Плесне и церковью села Фефилово. В 1887 году Воскресенский приход вновь получил самостоятельность. Храмовый престольный праздник праздновался 13 сентября в день празднования Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее).
Церковной земли при церкви Воскресения значилось: усадебной 2 десятины 518 кв. сажень, пашенной и сенокосной 57 десятин 1514 кв. сажень, около 20 десятин поросли мелким дровяным лесом и около 843 кв. сажень значились неудобными. В 1907 году в пользу церкви дворянкой Н.Ф. Пасынковой была пожертвована пустошь Павлово при её сельце Горки мерою более 9 десятин, с условием ежегодного внесения 5 рублей от дохода за эту землю в пользу причта на поминовение жертвовательницы. В 1891 году для жительства священника был выстроен новый деревянный дом взамен сгоревшего 26 апреля этого года. В 1893 году также был выстроен деревянный дом для размещения в нем церковного сторожа и церковно-приходской школы, открытой 3 декабря этого года. В 1896 году этот дом расширен за счет пристройки квартиры для учителя.
В конце XIX века средства содержания причта Воскресенской церкви доходили до 800 рублей в год, но в 1900 году в приходе этой церкви, при фабрике фарфоровых изделий г. Кузнецова в деревне Песочное была выстроена церковь-школа, с правами самостоятельного прихода. Вследствие этого годовой доход причта уменьшился о 600 рублей.
В годы советского безбожия церковь Воскресения Христова села Воскресенского, что на Сонохте была передана в пользование религиозной общине, которой пришлось испытать все сложности в содержании храма, уплате налогов и изощренной антирелигиозной пропаганды. Были национализированы церковные земли, недвижимое имущество, изъяты банковские капиталы на сумму более 4500 рублей. Воскресенская церковь была закрыта в конце 1930-х годов, тогда же с колокольни были сняты колокола. В конце 1940-х – начале 1950-х годов церковь пытались взорвать для использования полученных стройматериалов на стройках народного хозяйства, но в результате был получен только щебень, а храм был практически полностью утрачен.
По материалам книги: Михайлов А.В. "Церкви Рыбинского уезда". - Рыбинск, 2016.