ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Варзуга. Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны.


Варзуга. Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны
Деревянный храмовый комплекс. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Мурманская область, Терский район, с. Варзуга

Координаты: 66.394951, 36.589429
Проезд:От Кандалакши через Умбу на Варзугу примерно 250 км





Сортировка:

Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Евгений Шелковников
13 сентября 2016
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Евгений Шелковников
13 сентября 2016
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Сергей Чернов
30 августа 2023
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Вадим Павлов
6 июля 2022
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Вадим Павлов
6 июля 2022
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Вадим Павлов
6 июля 2022
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Сергей Чернов
17 сентября 2021
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Алексей Полудницын
16 августа 2020
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Алексей Полудницын
16 августа 2020
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, Вид с запада. Слева - Успенская церковь, справа - Афанасьевская церковь<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Вид с запада. Слева - Успенская церковь, справа - Афанасьевская церковь
Игорь Демин
10 июля 2004
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, Икона написана в технике финифти. Автор кандалакшская художница Нина Снигур.<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Икона написана в технике финифти. Автор кандалакшская художница Нина Снигур.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Вишневский
20 июля 2009
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1 января 1900
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, Источник: Соболев Н. Н. "Русская народная резьба по дереву". Москва-Ленинград, 1934<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Источник: Соболев Н. Н. "Русская народная резьба по дереву". Москва-Ленинград, 1934
Лобготт Пипзам
??
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, Вид противоположного берега реки Варзуги<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Вид противоположного берега реки Варзуги
Игорь Демин
18 июля 2004
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Дмитрий Островский
27 сентября 2002



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей и Маша Поповы
 
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 октября 2012

Варзугский Петропавловский приход в настоящее время состоит из одного села Варзуги, расположенного по обоим берегам реки Варзуги, в 23 верстах от впадения ее в Кандалакшскую губу, в 18-ти от села Кузомени с одной стороны и в 27-35 от Кашкаранского прихода с другой, в 500-х от г. Колы и в 1040 от г. Архангельска. Жителей в нем к 1896 г. состояло 396 м. п. и 426 ж. п., дворов 146.

Означенный состав прихода окончательно определился только с 12 декабря 1890 г. До сего же времени половина (меньшая) с. Варзуги, находящаяся  на правом берегу реки, где имеется Успенская церковь, вместе с дер. Кашкаранской и Сальницкой составляли особый Варзугско-Успенский приход. Затем, по указу Св. Синода от 12 дек. 1890 за № 4529. Успенская половина с. Варзуги присоединена к Петропавловской и образован из них один Варзугско-Петропавловский приход; а из деревень Кашкаранца и Сальницы, приписанных к бывшему Варзугско-Успенскому приходу, и из Оленицы, входившей в состав Варзугско-Петропавловского прихода, учрежден особый Кашкаранский приход. Затем, в состав Варзугских - Петропавловского и Успенского приходов входили до 1844 г. вышеописанные Тетринский и Чапомский приходы и до 1881 г. - Кузоменский.

Приходское предание считает из бывших двух Варзугских приходов древнейшим приход Успенский, но и Петропавловский, по крайней мере, уже, в конце XVII ст. следует признать существовавшим самостоятельно, что видно из надписи на колоколе: «202 г., купил сей колокол Варзугской волости в церковь, верховных апостол Петра и Павла и св. Николая Чудотворца на церковные деньги каргополец Иван Андреев сын Попов, весу 25 п. 11 ф.»; а также - на напрестольном деревянном кресте, «лета 7205 маия в 24 день положил сей крест каргополец Андрей Евсигниев сын Попов, да сын его, Иван Андреев».

Источник: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. - Архангельск, 1896. Вып. III: Уезды Онежский, Кемский и Кольский


Марина Зуйкова  3 февраля 2019

Варзуга — древнейшее русское поселение на Кольском полуострове. Первое упоминание о жителях Терского берега в первой Новгородской летописи относится к 1216 году. Первые русские поселения на Терском берегу появились в середине XV века. Это были выходцы из Новгородской земли, которые избрали место на 30 верст отстоящее от устья реки Варзуги, впадающей в Белое море.

В конце XV века Варзуга была уже довольно крупным селением. Основным источником доходов местного населения были продажа семги, вылавливаемой в реке Варзуге, а также добыча жемчуга и раковин, водившихся как в Варзуге, так и в других реках. Кроме того, большое значение имел также "торосовый" промысел (бой тюленя) и рыбный промысел на побережье Кольского полуострова и вдоль побережий Ледовитого океана. Богатые варзужские жители вели крупную торговлю на Двине и в Москве, что требовало знания грамоты. Поэтому среди варзужан было много грамотных людей, о чем свидетельствуют записи в документах XVI века. Суровая жизнь поморов была полна тяжестей и лишений, которые более всего располагают душу человека к Богу. Поморы были глубоко религиозными людьми.

Огромным бедствием для Варзуги стал опричный погром 1568 года. По жалобе двинских богачей, обвинивших варзужан в строптивости и отказе платить дань, царь Иоанн Грозный послал на Терский берег отряд служилых людей во главе с Басаргой Леонтьевым. Царские слуги начисто разорили Варзугу. Часть варзужан бежали от зверств карателей на Мурманский берег и в другие места. От голода и болезней, последовавших за разорением села, погибло много ни в чем не повинных жителей. Волость надолго запустела. В 1575 году правительственные власти с трудом сыскали часть разбежавшихся жителей и вернули их в свои дворы, а взамен погибших на их участки поселили новых людей.

Первыми, кто пришел на помощь жителям, были монахи Соловецкого, а затем и Николо-Карельского, Троице-Сергиева, Антониево-Сийского монастырей, которые впоследствии имели в Варзуге свои подворья. В благодарность за помощь крестьяне жертвовали монастырям различное домашнее имущество, скот, деньги, земли. Об этом свидетельствуют вкладные книги монастырей.

В XVI-XVII веках на Руси строится огромное количество часовен, колоколен, церквей и церковных построек. Инициатива строительства храмов чаще исходила от самих верующих. Рубить церковь поручалось далеко не всякому плотнику. Для этого отбирались люди "негреховного поведения, единобрачные, а не двоеженцы".

Почти все поморы хорошо владели топором. Они сами рубили избы: крыши крылись тесом, в окна вставлялась прозрачная слюда; крыльцо, наличники окон, а также домашнюю утварь украшали деревянной резьбой. По описи 1563 года, в Варзуге было 3 церкви: две из них на левом берегу реки в большей части села - в честь Николы-чудотворца и в честь апостолов Петра и Павла, а третья - на противоположном берегу в честь Успения Богородицы. Мореходы особо чтили Николая Угодника, обращаясь к нему с молитвой во время штормов и бедствий на море. В его честь построено множество церквей в Поморье: "От Холмогор до Колы - 33 Николы". Молитвы, обращенные к апостолам Петру и Павлу, способствовали успеху промыслов и торговли. Пресвятой Богородице православный народ молился как Заступнице перед Господом, сострадательнице горестям и несчастьям. И сегодня она дарует молитвенникам душевный покой, исцеление от недугов и скорбей. Прихожане этих церквей сами заботились о ремонте и обеспечении храмов всем необходимым. Существовал обычай, по которому выручка от рыбы, пойманной в храмовый праздник, шла на нужды церкви.

В более поздних описях села Варзуги отмечены еще две церкви: Афанасьевская и Зосимо-Савватиевская. Неизвестно, что случилось с Успенской церковью, упомянутой в описи 1563 года, но в начале 70-х годов XVII века вместо нее сооружается новая Успенская церковь, стоящая и поныне. Надпись на кресте, укрепленном на южной стене церкви, гласит: "Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви Успения Богородицы в лето 1674 месяца августа в 4 день при Благоверном царе и Великом князе Алексии Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя Русии самодержце меж патриаршеств и при митрополите Иоакиме Великого Новаграда и великих Лук".

В 1854 году в приходе Успенской церкви числилось 159 дворов, из них 54 в самой Варзуге, а остальные за ее пределами. Известно имя строителя церкви - это местный крестьянин Климент Кириллович Федоров.

Несомненно, Успенская церковь является творением большого мастера. Издали она кажется удивительно стройной и совершенной. Силуэт ее как бы органически сливается с окружающей местностью. Обращает на себя внимание исключительно удачная пропорциональность всех ее частей и элементов. С близкого же расстояния церковь выглядит величественной и торжественной. Высота основного объема Успенской церкви 13 метров, а высота всей остальной надстройки - 21 метр. Такое соотношение размеров называется "золотым сечением". Сверху здание церкви имеет вид равноконечного креста. Свободная площадь, отведенная для молящихся, составляет 70 квадратных метров.

Красота постройки достигалась не только изящностью форм, но и внешним декоративным убранством - наличием большого числа резных деталей: крылечных столбиков, оконных наличников, бочечных причелин и коньков, узорных концов пластинчатой кровли, кружевным обрамлением верхней и нижней части купола. Все детали были выполнены из дерева различных оттенков: от серебристо-белых и золотистых до красно-бурых и темных. Для обеспечения долговечности использовалась наиболее стойкая древесина - сосна. Между бревнами выкладывалась двойная прокладка из бересты. Благодаря этому в неотапливаемой церкви в любую погоду было сухо и на стенах не появлялось ни плесени, ни пятен. Круто покатые поверхности кровель - у главки, шатра, бочек - сверху донизу обеспечивали быстрый сток влаги. Иконостас Успенской церкви, согласно надписи на доске, прикрепленной у входа в алтарь, был освящен 3 августа 1677 года, спустя 3 года после окончания строительства церкви. Он включал 84 иконы.

Успенская церковь впитала строительный опыт многих поколений русских людей. В ее конструкции все технически целесообразно. Церковь высотой в 34 метра возводилась без каких-либо механизмов, без единого гвоздя или скрепляющей скобы. Это, по образному выражению - "песня древнего топора". Благодаря мастерству и мудрости наших предков, а также Божьей милостью, церковь сохранилась до наших дней, но, к сожалению, не в своем первозданном виде. Позднейшие переделки (1847-1848гг., 1860г., 1867г.) значительно исказили ее внешний и внутренний облик. В 1894 году был произведен последний крупный ремонт церкви, о котором сохранилась надпись на щите, прибитом к основанию креста внутри главки. Летом 1913 года церковь была заново окрашена. Несмотря на все изменения, Успенская церковь не утратила художественной цельности, стройности, простоты и торжественности, и считается лучшей среди деревянных одноглавых шатровых церквей Русского Севера.

После революции 1917 года на Кольском Севере не осталось практически ни одного храма. На Терском берегу сохранилась лишь Успенская церковь.

В 1960 году Успенскую церковь посетила группа работников государственного Эрмитажа, которые констатировали необходимость профилактического ремонта церкви, произвели опись имеющегося имущества и часть икон отправили на реставрацию. В 1961 году мурманский архитектор Н.П. Быстряков по имеющимся описаниям изготовил точный макет Успенской церкви в том виде, в каком она была построена в XVII веке. Этот макет хранится в Мурманском областном краеведческом музее. Церковь, признанная памятником русского деревянного зодчества XVII века, в 1973 году была реставрирована. В ходе этой последней реставрации была обновлена вся ее верхняя часть.

В 1996 году храм был возвращен Русской Православной Церкви, и в нем было возобновлено богослужение. Однако состояние Успенской церкви требует ремонта и реставрации. В настоящее время православный приход села Варзуги имеет в Успенской церкви главный престол.

Состояние храма плачевное: требуют срочного ремонта кровля и стены здания, на окнах отсутствуют решетки, отсутствует сигнализация, необходимые для обеспечения сохранности имущества церкви и икон, из которых более пятидесяти нуждаются в реставрации. Часть икон, принадлежащих Успенской церкви, уже отреставрированы и находятся в областном краеведческом музее, который готов передать иконы в церковь при наличии условий, обеспечивающих их сохранность.

Кроме Успенской церкви, в состав церковного комплекса Пречистенской стороны села входит зимняя церковь святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (здание постройки 1852 года). В этом месте, согласно летописи за 1473 год, находился храм, построенный соловецкими монахами. Второй придел этой церкви освящен в честь преподобных Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. К престольному празднику Успения Богородицы освящена колокольня Пречистенского комплекса со звонницей из семи колоколов.

Никольский комплекс села состоит из церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла (зимняя, с 1938г. использовалась как склад, в 1998г. возвращена верующим), и семиглавого собора Николая Чудотворца с двумя приделами: святого пророка Божия Илии и преподобного Сергия Радонежского. Это здание и поныне используется под магазин. Колокольня этого комплекса разрушена.

В зону пасторского окормления иеромонаха Митрофана входят также села Кузомень и Кашкаранцы. В селе Кузомень церковь святого великомученика Димитрия Солунского разрушена, планируется ее строительство. В селе Кашкаранцы в церкви Тихвинской иконы Божией Матери находится клуб. У алтаря церкви восстановлена могила преподобных Астерия, Авксентия и Тарасия Кашкаранских, местночтимых святых со служением панихид. Кроме того, на берегу Белого моря восстановлена могила и часовня преподобного Безымянного инока Кашкаранского (все почитаются по резолюции преосвященного Парфения, епископа Архангельского и Холмогорского на докладе консистории в 1862 году).

Ирина Поливцева (использованы материалы очерка И.Ф. Ушакова "Успенская церковь в селе Варзуга", Мурманское книжное издательство, 1974 год)

http://trifon.dobrohot.org/xramyi-kolskogo-severa/varzuga-pravoslavnaya.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.