Богоявленская церковь села Арское относится к самым старым культовым постройкам Симбирской губернии, сохранившимся до наших дней. К сожалению летопись Богоявленской церкви повествующая об истории ее создания, священнослужителях и поселений ее прихода до настоящего времени не сохранилась
Впервые сведения о Богоявленской церкви упоминаются в окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа об уплате дани вновь построенных церквах: «7162 (1654) года по новым писцовымъ книгамъ, письма и дозору Льва Ермолова прибыли вновь (в окладъ) церкви: Ц. Богоявления Господня въ Арской Слободе, дани рубль 11 алтынъ 4 ден., десятильничихъ гривна». Из них 4 денги приходилось на сбор дани с двора священника. Как известно, существовал специальный чин при по закладке городов, который начинался с закладки церкви или «часовня, а впредъ будетъ церковь». Отсутствие данных в окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа 1652-1654 гг. о жалованной грамоте не указывает точную дату начала строительства строительства Богоявленской церкви.
Наряду с другими церквями и часовнями, перечисленными в списке, в окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа об уплате дани, в котором указана и прежняя дань и новая повышенная, у Богоявленской церкви указана только одна новая дань. Это говорит о том, что до этого дань не платилась, и если учитывать, что до петровской реформы 1700 года Новый Год на Руси начинался 1 сентября, а подведение итогов об уплате дани происходило в конце года, то в начале 1654 года к престольному празднику Богоявления Господня 6 января (по новому стилю 19 января) строительство церкви было уже завершено.
Строительством пороховых погребов занимались мастеровые люди - "обжигальщики и каменщики", направленные по указу царя Алексея Михайловича на строительство Симбирской засечной черты, которые после их завершения, а возможно и одновременно, построили алтарь и центральную часть Богоявленской церкви - для постройки такого сооружения у стрельцов Погребовской и Арской слобод просто не было опыта и не хватило бы средств. Решение о строительстве каменной церкви, как важного объекта на засечной черте, вероятнее всего было принято царем и церковной епархией на самом высоком уровне. Надо сказать, что в Симбирске в это время строили только деревянные церкви. После ухода мастеров, в связи с завершением строительства пороховых погребов в Погребовской и Арской слободах, к храму уже силами местных жителей была пристроена деревянная колокольня.
При реставрации Богоявленской церкви на кресте колокольни были обнаружены три клейма, из которых стало известно, что святыню отливали в Казани, а везли через Алатырь. Крест был изготовлен на Казанском медеплавильном заводе, действовавшем в период с 1652 по 1665 гг. Кирпичная же колокольня была построена в XIX веке на месте старой деревянной. По оценкам реставраторов, кирпич, используемый при строительстве пороховых погребов у деревни Погребы и села Арское, совпадает по своим техническим характеристикам с кирпичем, из которого сделан алтарь и центральная часть Богоявленского храма. Для изготовления кирпича использовалась красная глина, добываемая из карьера в западной части Погребовской слободы. Для сушки сырца и последующего обжига на берегу речки Сельдь была построена печь. При строительстве в качестве сырья для приговления раствора был использован и карьер известково-меловых отложений в восточной части Погребовской слободы.
Можно предположить, что изначально строительство церкви не планировалась в Погребовской слободе, а именно только в Арской слободе. Причиной этому могло служить отсутствие ровной площадки для строительства: «…буераки, …каменья…, дубравы». Возможно, поэтому и было принято совместное решение населения обеих слобод о строительстве церкви в Арской слободе, а в Погребовской слободе была построена только деревянная часовня для хранения иконы Нерукотворного Спаса, а сама слобода была отнесена к приходу Богоявленской церкви.
О том, что приход Богоявленской церкви в Арской слободе был большой, свидетельствует и размер «дани» по сравнению с собранной в 1654 году с церкви Пресвятой Богородицы Тетюшской слободы: «дани 17алт. 4 деньги, десятильных гривна»( при основании Тетюшской слободы было переведено из Тетюш такое же число казаков, что и в Арскую слободу).
В книге П. Мартынова «Селения Симбирского уезда» указывается: «… церковь в Арской слободе конных казаков была построена в 1654 году. во имя Богоявления Господня. Нынешняя же церковь, каменная. тоже во имя Господня, но с приделом во имя Всемилостивейшего Спаса построена в 1770 году неким Пустынниковым,) как гласит надпись на сохранившимся до сих пор храмозданном кресте».
Так кто же такой был Пустынников и что послужило причиной строительства им придела Всемилостивейшего Спаса Богоявленской церкви села Арское в 1770 году в 20 верстах от г. Симбирска. Событие первое связанное с посещением Екатерины II г. Симбирска: «Императрица путешествуя по Волге в 1767 году прибыла в Симбирск 5 июня и остановилась в единственном тогда городе каменном доме купца Ивана Семеновича Мясникова (он же Пустынников)». Для симбирян в XVIII веке фамилии купцов Мясникова около и Твердышева были очень известными и популярными. Это были владельцы горнодобывающих заводов на Урале. Главные конторы их находились в Москве, Симбирске и Оренбурге. Многие дома, храмы, парки в Симбирске были возведены именно на их деньги. Из источников известно, что симбирские купцы и меценаты Твердышев и Мясников были староверами. Село Арское в то время постепенно становилось одним из центром распространения раскольничества в правобережной части губернии.
Еще одно событие, которое, возможно, повлияло на строительство придела, связано с эпидемией, охватившей в 1770-1771 гг. Московское государство. По Москве тогда прокатилась эпидемия чумы, люди в панике брасали свои дома и уезжали из города, и только стараниями фаворита Екатерины II графа Орлова удалось ее остановить. Можно предположить, что причиной строительства придела могло быть и счастливое избежание (излечение) этой болезни при посещении своей конторы в Москве во время эпидемии. В связи с этим событием нельзя исключать и вероятность при возвращении из Москвы в Симбирск посещения иконы Спаса Нерукотворного, хранимой в часовне деревни Погребы. Все это в совокупности возможно и послужило для И.С. Мясникова (Пустынников) основанием для принятия решения строить придел Всемилостивейшего Спаса Богоявленской церкви села Арское. Инициалы же на кресте были по его просьбе выбиты по более известному в Симбирске прозвищу - Пустынников. Строился придел, видимо, уже из привезенного кирпича. Как следует из дневниковых записей академика И. Лепехина (ученика М.В.Ломоносова) во время его путешествия по Симбирской губернии в 1768 году, красная глина из карьера уже не добывалась.
В Богоявленской церкви хранилось древнее евангелие времен Екатерины II. Существует предположение, что оно было подарено императрицей купцу Мясникову (Пустынникову), а впоследствии передано им настоятелю церкви при строительстве придела Всемилостивейшего Спаса.
Возможно основателем и первым священником Богоявленской церкви был Афанасий Иванов, как следует из челобитной, поданной стрельцами: «въ нынешнем 181 (1673) году апреля въ 26 день … били челом великому государю Арской Слободы конные казаки …без пахотной земли сенных покосовъ оскудали»... При отводе были стороннiе люди города Юшанска Погрбовской Слободы стрельцы… и Арской Слободы Богоявленскiй попъ Афанасiй Ивановъ руку приложили».
Александр Иевлев