ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Городец. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Старообрядческая часовня


Городец. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Не действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:1893.
Адрес:
Нижегородская обл., г. Городец, ул. Краснофлотская, 12

Координаты: 56.653545, 43.46793



Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Каменное здание Городецкой старообрядческой часовни Успения Божией Матери. Автор:Дмитриев Максим Петрович<br>, Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Каменное здание Городецкой старообрядческой часовни Успения Божией Матери. Автор:Дмитриев Максим Петрович
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 мая 1894
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Альбом "Волга от Истока до Каспия".Автор:М. П. Дмитриев. с https://pastvu.com/p/249653<br>, Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Альбом "Волга от Истока до Каспия".Автор:М. П. Дмитриев. с https://pastvu.com/p/249653
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1894
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Деревянное здание Городецкой старообрядческой часовни Успения Божией Матери. Фото конца XIX в. ГИХМК<br>, Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Деревянное здание Городецкой старообрядческой часовни Успения Божией Матери. Фото конца XIX в. ГИХМК
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1893
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, источник фото: https://vk.com/club59276051?z=photo111033175_456239045%2Fwall-59276051_1801<br>, Городец, Городецкий район, Нижегородская область
источник фото: https://vk.com/club59276051?z=photo111033175_456239045%2Fwall-59276051_1801
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы
??
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, источник фото: https://vk.com/club59276051?z=photo111033175_456239044%2Fwall-59276051_1801<br>, Городец, Городецкий район, Нижегородская область
источник фото: https://vk.com/club59276051?z=photo111033175_456239044%2Fwall-59276051_1801
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андрей и Татьяна ПавловыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 февраля 2014

В реестре памятников градостроительства и архитектуры Нижегородской области данный объект фигурирует как "Старообрядческая часовня". Однако, на деле сохранившиеся здания богадельни с перенесенной туда часовней, келарней и дома причта являлись в свое время старообрядческим монастырем города Городца, составлявшим "конкуренцию" православному Феодоровскому монастырю. Обширная территория и достаточно грандиозные постройки продолжали называться "часовней" из-за имевшего место в то время запрета на обновление (не говоря уже о новом строительстве) старообрядческих культовых сооружений, выстроенных здесь вопреки подобным запретам.

Более подробная информация на сайте: http://www.opentextnn.ru/space/cult/?id=3802


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 апреля 2014

Пётр I жестоко расправлялся со староверами, так как они мешали ему проводить реформы по западному образцу. Он запретил носить им бороду, обложил двойным налогом. Жестокие преследования староверов в России поослабли при Екатерине II. Произошла их частичная легализация. Они получили права на ношение бороды, могли не носить иноземные платья, им разрешалось лично свидетельствовать в суде и быть избранными на госдолжности. Но всё же за староверами продолжали наблюдать московская тайная Канцелярия, Духовная коллегия, Приказ церковных дел. Через своего поверенного крестьянина И.С. Осокина городчане обратились к правительству о дозволении построить им часовню около кладбища, где издавна происходили массовые богомоления. Разрешение было получено, часовня была построена и в июне 1786 году освящена, а через год уже высилась колокольня над трапезой. Но в сентябре этого года часовня сгорела, в декабре она вновь была заложена, а в марте 1790 года уже освящена.

Городецкая часовня становится центром беглопоповщины, через неё шли распоряжения из «Рогожи» (из Москвы). Городец становится столицей заволжского старообрядчества, что видно из поговорки: «Что положат на Рогоже, на том стоит и Городец, на том и Керженец». Городецкий приход в то время насчитывал около 50 000 единоверцев из ряда губерний: Нижегородской, Владимирской, Костромской и далее на Урал и в Сибирь. Городецкая часовня множила раскол, так как здесь бывшие никонианцы чувствовали поддержку староверов, выдача кредитов для них была без проволочек, а в случае банкротства оказывалась помощь.

Сначала земли под Городецкой часовней принадлежали князю П.М. Ухтомскому, затем он продал землю с кладбищем и часовней графу В.Г. Орлову, который решил обложить всё это «поборами», но его устыдили. В 1834 году часовня была обновлена. На неё претендовали «церковники» (никонианцы) и староверы различных толков. Службу в этом храме вели беглые попы. В 1865 году произошёл раскол в общине на часовенных и беглопоповцев, хотя обе общины пользовались одной часовней.

В мае 1893 года деревянная часовня сгорела от оставленной свечи Зубихиным. Во время пожара сгорели как древние иконы, так и печатные и рукописные книги, и часовня была восстановлена в бывшей каменной богадельни в 10 саженях от сгоревшей часовни. Часовня стала иметь вид православного храма, хотя внешнее оформление этому не соответствовало. Часовня и богадельня содержались на средства прихожан и купца Н.А. Бугрова. В 1907 году часовня стала иметь вид православного храма.В 1786 году по разрешению царицы Екатерины II была построена старообрядческая часовня в Иониной пустыни, которую основала кучка мнихов (монахов), оставшихся в живых после Батыева нашествия. Успенская старообрядческая часовня, на месте которой находился скит, где в 1263 году, по преданию, принял схиму Великий князь Александр Невский. Это предание от староверов записал А. Мельников-Печерский в 1840 году, и в наши дни староверы убеждены в достоверности этого предания.

В 1883 году по разрешению властей была возведена деревянная колокольня в память коронования их Императорского Величества Александра и Марии. 2 мая 1893 года инок Макарий освятил её. Вскоре колокольня была сломана. В 1896 году поставлена каменная колокольня, которую возводили местные каменщики во главе с местным подрядчиком П.И. Гусевым. В 1935 году по решению местных властей эта колокольня была разрушена. Каменная ограда со святыми воротами сложена в 1879 году. С левой стороны от ворот находится здание трапезной, справа приют для старушек, где 1903 году проживало 23 человека.

В 1893 году в мае месяце часовня сгорела. На средства нижегородского купца 1 гильдии Николая Бугрова новый храм Успенья разместился в каменном здании приюта. Купец – благотворитель Николай Бугров украсил часовню резным иконостасом из кипарисового дерева в пять ярусов. С левой стороны у царских врат находилась икона Смоленская, написанная, по преданию, в Новгороде в 15 веке по заказу Марфы Посадницы. В храме было очень много древних икон, для сохранности которых поддерживалась специальная температура.

В 1905 году народу была дана свобода вероисповедания, после чего старообрядцы получили разрешение надстроить купола на данном здании, чтобы иметь вид православного храма. Купола с крестами на храме были надстроены после 1907 года. Служба в Успенском храме шла до декабря 1934 года священниками: отцом Петром (его забрали в 1937 году и вскоре расстреляли) и отцом Георгием (умер в 1929 году). В 1933 году местная власть ходатайствует о закрытии Успенско-Ильинского храма. От имени 1200 верующих депутация обратилась с протестом в Москву к М.И. Калинину. Но местная власть сообщила в Москву, что верующие будут переведены в Единоверческую или Спасскую церковь. Однако им всё же была выделена Владимирская церковь в Н. Слободе.

В 1935 году шло разрушение храма местными властями. Верующим пришлось дежурить у ограды храма, чтобы помешать его разорению. Обманным путём власти вывозили церковные ценности. Были разрушены купола на храме и свалена колокольня, так как она стояла на дубовых сваях.

Здание храма было переоборудовано под школу. С 1936 года в этом здании стала размещаться семилетняя школа им. Прамнека. С 1952 года школа стала средней школы №5 им. В.И. Ленина.

Источник информации: сайт МБОУ "СОШ №5"


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 февраля 2016

В XIX – начале ХХ века село Городец Балахнинского уезда было одним из самых влиятельных в Среднем Поволжье центров старообрядчества. Местом особого почитания являлась Городецкая часовня Успения Божией Матери, овеянная ореолом древних легенд и преданий. По данным П.И. Мельникова, в 1850-х гг. в приходе Городецкой часовни насчитывалось до 50 тысяч человек из Нижегородской, Костромской и Владимирской губерний. Здание часовни сохранилось до наших дней - сегодня это городская школа № 5 (ул. Краснофлотская, 12). Однако какие-либо типологические признаки культового сооружения в этой постройке отсутствуют; при этом очевидно, что дело здесь не только в отсутствии глав или шатров, утраченных в советский период. Возникает предположение, что еще в XIX веке гонения властей вынудили старообрядцев «замаскировать» храм под общественное здание. Подтверждение этой гипотезе было найдено в ходе паспортизации объектов культурного наследия города Городца, которая проводилась сотрудниками Архитектурной мастерской ННГАСУ в 2007 году.

Основными источниками исторических сведений о памятнике стали труд П.И. Мельникова «Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии» (1854 г.), «Летопись Городецкой старообрядческой часовни» - лицевая рукописная книга, составленная в начале ХХ века выдающимся городецким изографом и каллиграфом И.Г. Блиновым, а также статьи председателя общества «Нижегородский краевед» профессора Ю.Г. Галая. Сведения о строительной истории объекта почерпнуты из документов Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО).

Комплекс Городецкой часовни, расположенный к северу от исторического центра Городца, стоял на так называемой Часовенной горе - высоком холме над Волгой, отсеченном с севера и юга глубокими оврагами. Западной стороной комплекс был обращен к речным просторам и замыкал собой перспективу крутого подъема со стороны реки (ныне ул. Краснофлотская).

Известно, что с 1700 года в Городце существовало старообрядческое кладбище. В 1786 году старообрядцам было разрешено построить при кладбище деревянную часовню, которая была возведена на средства крестьянина Скомороховой слободы села Городца Ивана Семеновича Осокина и освящена 29 июня 1786 года во имя Успения Божией Матери. Это достаточно редкий прецедент, учитывая, что старообрядцам не разрешалось даже поновлять свои молитвенные дома и иметь при них колокольни. В 1786-1788 годах священнослужители официальной церкви неоднократно сообщали нижегородскому епископу Дамаскину, что городецкие раскольники самовольно построили «наподобие церкви деревянную с немалыми при ней находящимися жилыми покоями, обнесенную оградою часовню». К сентябрю 1789 года была выстроена и колокольня. Несмотря на то, что в 6 сентября того же года часовня сгорела, ее быстро восстановили старанием братьев Василия и Григория Рябовых, крестьян князя М.П. Ухтомского, и других городецких старообрядцев. Храм освятили вновь в Вербное воскресение, 16 марта 1790 года. В XIX веке часовня стала руководящим центром для старообрядцев беглопоповского согласия, одного из наиболее многочисленных в пределах Балахнинского уезда. По полицейским сведениям, в начале ХХ века число беглопоповцев в Городце и его окрестностях составляло около 8000 человек. Здание часовни, известное по фотографии конца XIX века, относилось к типу деревянной клетской церкви, и было образовано тремя бревенчатыми клетями, перекрытыми крутыми двускатными крышами. В 1870-х годах вокруг часовни начал формироваться комплекс каменных построек. В 1876 году с северной стороны было возведено каменное двухэтажное здание богадельни, обращенное своим главным, южным фасадом к часовне. С западной стороны появились два одноэтажных каменных здания - келарня и дом причта (впоследствии надстроенный вторым деревянным этажом). Между ними были построены трехчастные кирпичные ворота, увенчанные тремя небольшими главами. В 1879 году вся обширная территория, принадлежавшая Городецкому старообрядческому обществу, включая и кладбище, была обнесена глухой кирпичной оградой.

17 мая 1893 года деревянная часовня сгорела вновь; в пожаре погибли все древние реликвии – книги и иконы. После этого было решено устроить часовню в каменном здании богадельни, для чего пристроить к ее восточному торцу двусветный объем храма. Средства на строительство предоставил нижегородский купец-старообрядец Николай Александрович Бугров, известный широкой благотворительностью. Работы были закончены в крайне сжатые сроки – уже 12 сентября 1893 года новая часовня была освящена во имя Успения Божией Матери и в ней начались службы. Н.А. Бугров украсил часовню резным кипарисовым иконостасом, а также пожертвовал из своей домашней молельни иконы и книги взамен сгоревших древних святынь. В 1896 году при часовне вновь была возведена деревянная колокольня. Кроме Н.А. Бугрова, постоянными жертвователями и попечителями часовни были представители богатых купеческих родов села Городца – Дурасовы, Облаевы, Овчинниковы, Прянишниковы, Сотины.

К началу ХХ века Городецкая часовня выглядела приблизительно также, как сегодня; она имела облик двухэтажного общественного здания, без алтарного выступа и глав. Это характерный образец рационального кирпичного стиля, представляющего собой разновидность провинциальной эклектики. С градостроительной точки зрения наиболее значимыми фасадами сооружения являются западный, ориентированный в сторону реки, и южный, обращенный некогда к сгоревшей деревянной часовне. Вытянутый вдоль оси запад-восток прямоугольный в плане двухэтажный объем с подвалом завершен вальмовой крышей. С северной стороны он дополнен квадратным в плане выступом лестничной клетки. Стены здания возведены из красного кирпича в лицевой кладке. На главном южном фасаде хорошо читаются две разновременные части - 1876 и 1893 годов. Левая, более старая часть фасада, симметрична по композиции. Центр, где расположен главный вход, подчеркнут легким выступом в три оси окон, имеющим треугольное щипцовое завершение с круглым окном в тимпане. Боковые крылья решены в четыре оси окон. Фланги и центральный выступ выделены широкими лопатками. Окна с лучковыми перемычками и сандриками располагаются равномерными рядами, под окнами второго этажа проходит узкий пояс. Развитый венчающий карниз украшен рядом модульонов. В декоре фасадов, формы которого характерны для старообрядческих построек Городца, применен тесаный и лекальный кирпич. Окна первого этажа, обрамленные наличниками, дополнены прямыми сандриками. Два окна по бокам от входа имеют отличные от прочих полуциркульные перемычки. Наличники окон второго этажа более развитые и выразительные. Лучковые сандрики фланкированы кронштейнами; подобные кронштейны по бокам окон имеются также в уровне подоконников. Главный вход акцентирован высоким крыльцом с чугунным литым зонтом местного производства, крытым на три ската и опирающимся на четыре фигурные колонки. По трем сторонам зонт украшен ажурными подзорами мелкого рисунка. В правой части фасада в пять осей окон полностью повторены членения и детали левой части. В равномерном ряду окон выделяется лишь более широкий проем бывшего входа в храм; прямой сандрик над ним украшен мотивом из трех диагональных крестов. Боковой западный фасад в шесть осей окон имеет легкий выступ по оси симметрии, расчленяющий плоскость стены на три части (по две оси). По членениям и декору боковой фасад аналогичен главному.

Согласно фиксационным чертежам 1926 года, подвальный этаж западной части здания занимали кухни, кладовые и калориферные помещения; на первом этаже находились паперть, ризница и склад церковной утвари; на втором - два придельных храма. В восточной части здания располагалось двусветное помещение главного храма с алтарем.

В 1905 году произошло долгожданное для всех старообрядцев событие - царским манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» их общины были наконец легализованы. Сразу после этого при Городецкой часовне началось строительство кирпичной шатровой колокольни. Ее проект был составлен в 1906 году нижегородским архитектором Николаем Михайловичем Вешняковым. Колокольня находилась примерно на том же месте, где стояла сгоревшая деревянная часовня. Массивное прямоугольное основание со сквозной аркой несло восьмерик, увенчанный шатром вытянутых пропорций и небольшой луковичной главой. Архитектура колокольни была выдержана в русском стиле; ее 36-метровая вертикаль стала заметной архитектурной доминантой в силуэте Городца и его речной панораме. В то же время произошли изменения и во внешнем облике часовни. Над храмом была возведена крупная световая глава, а по оси симметрии западного и восточного фасадов появились тройные декоративные главки. Вероятнее всего, автором реконструкции также являлся Н.М. Вешняков, что подтверждает сравнительный анализ обновленной Успенской часовни и других работ архитектора (в частности, восточного корпуса Феодоровского монастыря в Городце).

Итак, к 1910-м годам архитектурный комплекс Городецкой старообрядческой часовни приобрел наиболее завершенный облик, который определяли две самые крупные постройки – каменное здание часовни и каменная колокольня, выдержанные в духе эклектики с обращением к русскому стилю. Впечатление цельности и единства комплекса усиливало применение лицевой кирпичной кладки с фигурными и тесаными деталями: краснокирпичные фасады основных сооружений сочетались с побеленной кирпичной оградой, воротами и второстепенными постройками. Часовенный комплекс, достаточно крупный и величественный, играл значительную роль в волжской панораме Городца. По свидетельству современников, он являл собой «видную достопримечательность села». По своему влиянию среди местного населения Успенская часовня, несомненно, составляла конкуренцию оплоту официального православия - Городецкому Феодоровскому монастырю.

В 1930-е годы в СССР началась государственная антирелигиозная кампания, вызвавшая массовое закрытие храмов и разрушение церквей, соборов и монастырей. Для старообрядцев (и на этот раз не только для них) вновь наступили суровые времена. В 1935 году, несмотря на протесты и ходатайства членов общины, Городецкая часовня была закрыта; в качестве формального повода ее ликвидации назывался недостаток помещений для школ и Краевых педагогических курсов. Сразу после этого здание часовни было в очередной раз реконструировано: уничтожены венчающие главы, в двусветном объеме храма устроены деревянные межэтажные перекрытия, возведены перегородки, формирующие коридорную структуру. С 1935 года здание бывшей часовни занимает общеобразовательная школа. К концу 1930-х годов была полностью разобрана колокольня, разрушены ворота и ограда. В 1964 году к восточному фасаду бывшего здания часовни пристроен П-образный в плане двухэтажный учебный корпус из силикатного кирпича. Но и теперь в интерьерах некоторых помещений школы еще сохраняются фрагменты исторической отделки. В вестибюле (ранее паперть) можно видеть обрамление входа в виде сдвоенных каннелированных пилястр с S-образными завитками в нижней части стволов. Потолок актового зала (ранее главный храм) украшают пять крестообразно расположенных круглых лепных розеток с орнаментом в виде меандра, а также софитный карниз с развитым фризом по периметру плафона.

Старообрядческая церковь Успения Божией Матери существует в Городце и сегодня; она занимает здание церкви Австрийского согласия (ул. Щорса, 28), построенной на рубеже XIX- ХХ веков. Историческое же здание Городецкой часовни несмотря на перестройки и утраты, искажающие его облик, по-прежнему сохраняет важную градостроительную роль в застройке северной части городского центра. Это примечательный образец культового сооружения последней трети XIX века, «закамуфлированного» под общественное здание. Культурная и духовная значимость этого памятника определяется его непосредственной связью с историей старообрядчества в Городце и в Нижегородской области в целом. С 1994 года здание бывшей часовни имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. Необходимо взять на государственную охрану и два других сохранившихся здания комплекса – келарню и дом причта (ул. Краснофлотская, 8, 10).

А.В. Лисицына, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектурного проектирования Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета

http://opentextnn.ru/space/cult/?id=3802



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.