Заброшенный город Зашиверск находится в Якутии, на территории Момского улуса. Название города переводится как "город за шиверами" (за порогами). Зашиверское зимовье было основано в 1639 году на излучине реки Индигирки, окруженной рекой и крутыми горами, отрядом служилых людей под предводительством Постника Иванова. Удачное расположение зимовья на перекрёстке жизненно важных путей сообщения способствовало дальнейшему его развитию. К середине ХVII века в зимовье появились новые постройки, оно было обнесено острожной стеной со сторожевыми башнями.
Новые поселенцы стали собирать с местных жителей ясак (в основном, пушнину, а также кабарговую струю и мамонтовую кость. Зашиверский острог неоднократно выдерживал осаду ламутов и юкагир. И посему несколько раз за время своего существования город перестраивался и укреплялся.
В 1700 году в поселении местными плотниками была построена церковь во имя «Спаса Нерукотворного Образа». По преданию ее строитель – зашиверский мещанин Михаил Хабаров. Храм представляет из себя шатровую постройку на подклете с трапезной, обходными галереями и отдельно стоящей шатровой колокольней. Храм построили из лиственницы, без единого гвоздя. Строительство Спасо-Зашиверской церкви способствовало продвижению христианства на северо-восток Сибири. Местное население крестилось весьма охотно. В начале 19 века приход зашивеской церкви насчитывал более двух с половиной тысяч новокрещенных, практически все – аборигенное население причта...
Когда летчики полярной авиации привезли в Академгородок Новосибирска маленькие фотографии, сделанные с воздуха, на которых посреди безлюдных пространств индигирской лесотундры отчетливо выделялась одинокая деревянная церковь, академик Алексей Павлович Окладников сразу понял, что это открытие всесоюзного масштаба. Стали искать материалы – выяснили, что на том месте был город Зашиверск, все население которого вымерло от черной оспы еще в середине 19 века. От города ничего не осталось, кроме церкви конца XVII века. Весной 1969 года Окладников собрал экспедицию, в состав которой вошли фотографы, историки, выдающиеся исследователи деревянного зодчества и архитекторы.
Первая экспедиция провела раскопки, сделали зарисовки, обмерили здание церкви, составили чертежи. Благодаря суровому арктическому климату, затрудняющему деятельность жуков-древоточцев и бактерий, уничтожающих дерево, а также мастерству зодчих, Спасо-Зашиверская церковь сохранилась практически полностью. Тогда же, в 1969, были найдены колокола. Одни, 17 века, обнаружили на складе металлолома с. Чикурдах. Другой, середины 18 века, служил водникам с. Дружина для оповещения начала рабочего дня.
Как и какими путем академик А.П. Окладников добился от Якутского правительства решения о передаче Спасо-Зашиверской церкви в дар Сибирскому отделению АН СССР для создаваемого в Академгородке музея под открытым небом – доподлинно неизвестно. Но уже в 1971 году деревянная церковь с берегов Индигирки должна был переехать под Новосибирск, где по инициативе академика Окладникова создавался историко-архитектурный музей под открытым небом...
Вторая экспедиция, организованная в 1971 году, произвела все необходимые пометки, разобрала церковь и переправила сначала на север вокруг всей Восточной Сибири по Индигирке и морем, затем на юг, по реке Лене, и в завершение всего пути – железной дорогой на запад, в Новосибирск. Однако грандиозным планам по восстановлению всего Зашиверского острога не удалось сбыться. Сама церковь долго хранилась в Институте истории, философии и филологии СО РАН. Сейчас церковь во имя «Спаса Нерукотворного Образа» – экспонат историко-архитектурного музея Института археологии и этнографии СО РАН.
По материалам: https://ardexpert.ru/article/6075