Преображенская пог. Макарьева пустынь каменная, с такою же колокольнею и оградой. Построена старанием прихожан в 1821 г. Кладбище при церкви в ограде. Престолов 3: а) в ч. Преображения Господня, б) во имя преп. Павла Обнорского и Макария Писемского, в) во имя бессребреников Космы и Дамиана. Под сгоревшей в 1907 г. деревянной Преображенской церковью [пост. 1786 г.], вместо которой в 1909 г. получено разрешение устроить новую деревянную церковь, покоятся мощи преп. Макария Писемского, местночтимые. Расстояние от Костромы 80 в., от г. Буя 22 в. Ближайшие церкви: Покровская на р. Письме в 5 верстах, Воскресенская села Лужки в 8 верстах и Покровская села Рябцова в 10 верстах.
До 20-х годов XVIII в. на этом месте существовал мужской монастырь, основанный в конце XIV века учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Макарием Писемским. После упразднения монастыря, церкви были обращены в приходские. В 1995 году в Макарьевой Пустыни возобновлен монастырь - Макариево-Писемский Спасо-Преображенский женский монастырь.
В XVII в. по административно-территориальному делению монастырь входил в Костромской уезд в Шачебольский стан. По церковно-административному делению пустынь относилась к Плесской десятине. В 1620 г. упоминается церковь "преп. Дорофей на реке на Письме [монастырь] особняк". В 1629 г. "Павлова Вологоцкого монастыря вотчина, монастырек Макарьева пустыня на реке Письме, а в нем церковь Преображение Христово, да другая церковь Благовещ. Пресв. Богородицы древяны клецки, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церк. строенье монастырское вотчинное у монастыря двор коровей". В 1676 г. упоминается "преп. Макария, на реке на Письме монастырь особняк". В 1695 г. - церковь "Преображения Госп. в Макарьеве пустыни" в Судиславльской десятине.
http://www.old-churches.ru/bu_049.htm
В середине 80-х годов XVIII века деревянный Спасо-Преображенский храм, в подклете которого покоились под спудом святые мощи преподобного Макария, сгорел; при этом очевидцами на месте погребения святого наблюдалось настоящее чудо - над могилой старца "не только не заметили горящего дерева и углей, но даже и пепла. Напротив, всё это место, как заметили многие, было покрыто необыкновенной росой". В 1786 году над святыми мощами угодника Божия взамен сгоревшего построили новый деревянный храм в честь Преображения Господня. В конце второго десятилетия XIX века недалеко от него воздвигли и каменную церковь - также Спасо-Преображенскую, один из приделов которой посвящался преподобным Макарию Писемскому и Павлу Обнорскому. Освящение новой церкви - пятиглавого храма, выдержанного в стиле классицизма, с высокой трехъярусной колокольней - совершилось в 1821 году.
После трагических событий 1917 года сотни храмов Костромской земли были до основания разрушены или обращены в руины. Однако история погоста на Письме сложилась относительно благополучно - его каменный храм не закрывался никогда, в чем нельзя не видеть молитвенного заступления и помощи преподобного Макария. В 1929 году в Буйском районе началась коллективизация; один за другим закрывались церкви в старинных селах Писемского края - Гавриловском, Покровском, Головинском... Однако до погоста, удаленного от населенных пунктов, в тридцатые годы руки богоборцев так и не дошли, хотя определенный урон храм все же потерпел - с его звонницы сбросили колокола (пошедшие в металлолом) и разобрали окружавшую церковь каменную ограду с красивыми воротами. К началу сороковых годов погост остался единственным местом Костромской земли, где в действующем храме сохранялись мощи святого угодника Божия, доступные для поклонения верующих.
В первые послевоенные годы паломничество к святым мощам угодника Божия продолжалось. Однако в 1951 году власти наконец решили устранить такое "упущение" в своей работе. В начале августа, незадолго до престольного праздника Макариевой пустыни - Преображения Господня - уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Костромской области М. Галкин предписал руководству Буйского района прекратить доступ верующих к мощам преподобного, а также закрыть и саму церковь. 8 августа в присутствии представителей Буйского райисполкома рабочие, как докладывал сам Галкин в Москву, "изолировали подход к могиле, а также и в церковь" - то есть наглухо заколотили входы и в подклет и в сам деревянный храм.
В конце 1993 года по инициативе епископа Костромского и Галичского Александра епархиальное собрание приняло решение о возрождении монастыря; 26 февраля 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возобновление Макариево-Писемского монастыря как женской обители. На колокольне Спасо-Преображенского храма были установлены шесть колоколов (собранных из разных мест или отлитых заново); теперь их звон, как и прежде, разносится над святым местом подвига преподобного..
https://kostromka.ru/zontikov/pisemskiy/1.php