Заостровье в наши дни - это "куст деревень", 25 населённых пунктов с центром в селе Рикасове. Именно здесь местные жители издавна возводили храмы. Впервые о Заостровском приходе упоминается в документах ХVI века. В "Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии" читаем: "... Первоначально его население... было чудское или финское, впоследствии вытесненное новгородцами, во множестве бежавшими сюда с родины не столько от неурядицы, сколько для лёгкой наживы рыбными и другими промыслами, что вполне возможно было здесь до образования самостоятельной Двинской области. К тому времени нужно относить и образование Заостровского прихода, находившегося первоначально в ведении новгородских архиепископов". А в центральном селе - Рикасове - исторически строили храмы: известно, что там имелись церкви, посвящённые святителю Николаю Чудотворцу, святым мученикам Флору и Лавру, апостолам Петру и Павлу. На некоторые из них имеются храмозданные грамоты и антиминсы, датированные 1600 и 1626 годами. Но все они были деревянными и регулярно сгорали...
К 80-м годам ХVII века в очередной раз встал вопрос о строительстве в Заостровье храма. Верующие обратились к архиепископу Холмогорскому и Важескому Афанасию с просьбой благословить постройку новой трёхпрестольной церкви во имя Сретения Господня. Архиепископ согласился, но подписанный владыкой документ напоминал о запрете шатров и благословил вход в придел святых апостолов сделать с паперти, запрещая делать вход из придела в основной храм. Разъяснения касались и внутреннего убранства - царские врата посередине, по бокам южные и северные двери, иконы Всемилостиваго Спаса и Пресвятой Богородицы, а другие: "по чину". По постройке необходимо бить челом и отправиться в Холмогоры за антиминсом, причём архирей добавляет: "А для антиминса прислать священника или диакона, а не простолюдина". Владыка, судя по всему, был в курсе, что за антиминсами, выдаваемыми в Новгороде, в далёкий епархиальный центр нередко отправляли вместо священника кого угодно - лишь бы надолго не оставлять приход без иерея. Так или иначе, в 1688 году строительные работы завершились, и Сретенскую церковь освятили. Практически в то же время в Рикасове возвели деревянную колокольню "на столпах". Известно, что она простояла без малого сто лет, после чего на её месте поставили "бручатую в трех ярусах".
К ХIХ веку встал вопрос о необходимости строительства в Заостровье ещё одной церкви - на сей раз каменной. Её возведение затянулось на двадцать лет - временами не хватало средств, да и материалы приходилось подвозить на баржах по реке... Освящение (тоже в честь Сретения Господня) состоялось лишь в 1826 году. В новом храме имелось шесть престолов - все они были перенесены из тех храмов, что некогда стояли в Рикасове. Главный - Сретенский - располагался внизу. С юга к нему примыкал Никольский придел. Остальные размещались на втором этаже: там были приделы во имя святых мучеников Флора и Лавра, апостолов Петра и Павла, а также во имя преподобных Онуфрия и Петра Афонского. Иконостас на нижнем этаже взялся устроить крестьянин-меценат Андрей Алексеевич Чистяков. Он же выделил средства и лично привёз из столицы художников для росписи церковных стен. К середине 50-х годов ХIХ века у каменной Сретенской церкви появилась своя каменная же шатровая колокольня. Тогда говорили, что звон её большого колокола, который весил двести десять пудов, слышали в самом Архангельске! А деревянная Сретенская церковь в это время стояла и ветшала. В середине столетия (1865-1866) её решили отремонтировать, в результате чего она сильно изменилась. Рубка "в обло" скрылась под тёсовой обшивкой, над алтарём завершение-бочку заменили плоской четырёхскатной крышей, ликвидировали галерею и декор...
На рубеже веков взялись за следующий ремонт - и зачем-то снабдили храм традиционным пятиглавием вместо выразительного девятиглавия. Когда в 1902 году все работы были закончены, деревянную церковь переосвятили - на сей раз в честь Покрова Пресвятой Богородицы, под этим посвящением она известна и поныне. Каменная церковь Сретения Господня из тех, что никогда не закрывалась. Деревянной Покровской не так повезло. Кроме того, после прихода советской власти все принадлежавшие храму постройки экспроприировали. Речь идёт о нескольких домах священников, здании сельского училища и двух церковно-приходских школах. Всё имущество оттуда исчезло... В послереволюционные годы в бывших церковных зданиях разместил свои мощности сельскохозяйственный комбинат "Севводник". Там устроили общежитие, столовую, клуб, детский дом и столярные мастерские. Иконостас и часть икон из Покровского (Сретенского деревянного) храма перенесли в каменный, а в бывшей церкви открыли тракторную мастерскую. Оставшимися образами мостили дорожки и топили печи...
В начале 1930-х годов начались репрессии против служивших в храме священников. В 1932 году началась перерегистрация церковных общин - чтобы упростить процедуру закрытия храмов. Но в Заостровье прихожане горой встали за свою церковь. Обязательства содержать и поддерживать в должном состоянии Сретенский храм подписали четыреста два человека. Многих из них уговорила лично староста прихода - Маремьяна Алексеевна Москалёва. Она была уже немолода и буквально умоляла своих приятельниц: "Подпишите, не бойтесь, нам уж помирать пора". И народ соглашался, несмотря на то, что все семьи были большие, в некоторых - по десять человек детей, они подписывали со словами: "Ничего, проживём и на картошке, но храм сохраним". И действительно, община исправно платила все необходимые налоги, а старушка Маремьяна Москалёва регулярно относила квитанции в местные органы безопасности. В 1940-х годах службы в церкви не прекращались, однако за их посещение у верующих на несколько дней отбирали продуктовые карточки. А по большим праздникам, таким как Рождество и Пасха, у дверей храма дежурили комсомольцы: они тщательно записывали имена всех, кто приходил на службы. В середине ХХ столетия местные власти снова позарились на церковное здание - в нём собрались разместить электростанцию, но заостровцы вновь отстояли свой храм, приговаривая: "Не мы строили - не мы и отдавать будем".
В 1960-е годы стало понятно, что пришло время реставрировать деревянную церковь. Для создания проекта пригласили архитектора-реставратора Владимира Анатольевича Крохина. Сначала он тщательно исследовал объект, а затем разработал детальный план, согласно которому было необходимо сначала снять безликий тёс, а потом восстановить девятиглавие и бочки на алтаре и притворе, реконструировать галерею - в общем, полностью воссоздать первоначальный вид храма. В середине 1990-х годов приходская жизнь начала активизироваться - возобновились крестные ходы к восстановленным в соседних деревнях поклонным крестам, как это было до 1929 года. Кроме того, приходу вернули бывшее здание училища, где вскоре заработала воскресная школа. Тогда же приняли решение отремонтировать деревянный храм - было необходимо перекрыть крышу, провести, наконец, отопление, заменить сгнившие брёвна и лемех на куполах. Но реализация работ всё время затягивалась - сначала не хватало средств, потом умер руководитель взявшейся за восстановление церкви фирмы... К тому времени поновления требовал и каменный храм.
В начале 2000-х годов с Божией помощью Сретенская церковь обзавелась новым набором из девяти колоколов. Самый большой из них весит 430 килограммов, а самый маленький - всего восемь. В 2008 году министерство культуры выделило средства и мастеров для реставрации росписей верхнего этажа Сретенского храма. А состояние деревянной церкви между тем ухудшалось. Дошло до того, что о проблеме заговорили журналисты. В 2015 году в архангельском выпуске "Московского Комсомольца" вышла статья Вадима Соколова "Обезглавленная история: в Заостровье разрушается уникальный деревянный храм". В статье приводилось интервью с московским архитектором и реставратором Александром Бодэ. Специалист подчеркнул, что после всех ремонтов ХIХ века церковь дошла до нас "со значительными изменениями первоначального облика, с разрушениями и утратами советского времени. Первоначально сруб церкви имел покрытие, имитирующее своды каменного крестово-купольного храма. Эта сложная конструкция полностью сохранилась в пространстве существующего чердака под позднейшей прямой крышей. В 1970-80-е годы проводились исследования, разрабатывалась научно-проектная документация, но работы проводились в ограниченном объёме и носили главным образом противоаварийный и консервационный характер". Для проведения работ с большим трудом заготовили лес - шестьдесят двенадцатиметровых брёвен. Однако денег хватило, чтобы оплатить только тридцать. Подрядчик ждал, но предупреждал, что в ближайшее время будет вынужден распродать неоплаченную часть заказа... Но нашлись люди, сумевшие оплатить доставленные оставшиеся брёвна. А на укрепление консервационной крыши и подъём упавших глав требовалось еще около 30 тысяч рублей. Тогда речь шла о временных мерах по сохранению храма, об экстренных противоаварийных работах.
В начале мая 2015 года началась реставрация церкви, был разобран шатёр и покосившиеся от ветхости деревянные главки. Затем реставрация остановилась... Лишь в 2017 году восстановление храма продолжилось. С тех пор проведена поистине титаническая работа: перебран сруб, заменены прогнившие детали конструкций, полностью сменены полы, восстановлены бочки на апсиде и притворе, отремонтированы повреждённые элементы кровли и декоративных завершений, поставлены новые двери и оконные рамы... Это было, без преувеличения, второе рождение храма!
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №285, 2018 г.