ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Рикасово (Заостровье). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня).

Церковь в Заостровье


Рикасово (Заостровье). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня)
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Многоглавые храмы
Год постройки:Между 1683 и 1688.
Адрес:
Архангельская обл., Приморский р-н, муниципальное образование Заостровское, д.Рикасово

Координаты: 64.47574, 40.505809



  • Входит в Храмовый комплекс церквей Сретения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы
  • Принадлежала редкому типу деревянных девятиглавых храмов с центральной повышенной главой на шатре. В Архангельской области достоверно существовал ещё один представитель этого типа - церковь Илии Пророка (1657) Ильинско-Чухчеремского погоста. В период оживления интереса к деревянному зодчеству Севера под их влиянием был спроектирован и построен собор Покрова (1912, арх. А.Е. Элкин) в Воскресенско-Покровском женском монастыре в Нежадове.


Сортировка:

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), , Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Александр Антонов
22 декабря 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), , Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Александр Антонов
22 декабря 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), , Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Александр Антонов
22 декабря 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), , Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Александр Антонов
22 декабря 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), , Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
JohnIngham
1 июля 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), вид с северо-востока<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
11 января 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), Вид с юго-востока<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
24 сентября 2023
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), , Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Александр Антонов
22 декабря 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), Вид с юго-востока.<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Вид с юго-востока.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
10 июля 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), Вид с востока.<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Вид с востока.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
10 июля 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), вид с с-в, бочка восстановлена<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
вид с с-в, бочка восстановлена
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
18 июля 2021
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), вид с северо-востока<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
2 октября 2020
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), вид с запада<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
2 октября 2020
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), , Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
oldboy
27 июня 2019
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), , Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
oldboy
27 июня 2019
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), , Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Вадим Балык
11 июля 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), , Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Вадим Балык
11 июля 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), , Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Вадим Балык
11 июля 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), восточный фасад, виден след утраченной алтарной бочки<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
восточный фасад, виден след утраченной алтарной бочки
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
11 января 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), южный фасад<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
11 января 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), вид с юго-запада<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
11 января 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), 		      <br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область

Лактионова Настя
24 декабря 2007
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), , Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Лактионова Настя
24 декабря 2007
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), 		      <br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область

Владимир_А
10 июня 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), фото пристроенной апсиды храма<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
фото пристроенной апсиды храма
Алексей Кротов
11 июля 2020
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), фрагмент постановки сруба на фундамент<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
фрагмент постановки сруба на фундамент
Алексей Кротов
11 июля 2020
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), , Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
JohnIngham
1 июля 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), 		      <br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область

Лактионова Настя
24 декабря 2007
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), Интерьер, общий вид<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Интерьер, общий вид
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
24 сентября 2023
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), Интерьер<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Интерьер
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
24 сентября 2023
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), Апсида<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Апсида
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
24 сентября 2023
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), Потолок основного объёма<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Потолок основного объёма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
24 сентября 2023
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), Раскрытый элемент потолка, видны конструкции позакомарного покрытия<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Раскрытый элемент потолка, видны конструкции позакомарного покрытия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
24 сентября 2023
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня),  Интерьер, вид на восток<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Интерьер, вид на восток
JohnIngham
1 июля 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня),  Интерьер, вид на запад<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Интерьер, вид на запад
JohnIngham
1 июля 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), , Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Александр Антонов
22 декабря 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), Фото с сайта https://vk.com/wall-49841740_3072<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Фото с сайта https://vk.com/wall-49841740_3072
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
1 августа 1965
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), Илл. из книги Кибирев М.Ф. Архангельск, 1959<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Илл. из книги Кибирев М.Ф. Архангельск, 1959
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
1 января 1959
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), 1900—1917 год.открытка  с сайта https://pastvu.com/p/245745<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
1900—1917 год.открытка с сайта https://pastvu.com/p/245745
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня), Завершение храма разобрано в процессе реставрации. Фотография Юрия Опокина.<br>, Рикасово (Заостровье), Приморский район, Архангельская область
Завершение храма разобрано в процессе реставрации. Фотография Юрия Опокина.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
9 мая 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Лактионова Настя  29 января 2008
Деревянная кубическая девятиглавая церковь, построенная вместо двух древних храмов: Петропавловского и Флора и Лавра. Первоначально освящена во имя Сретения Господня. В Сретенской церкви были устроены одноименные приделы, которые были упразднены после постройки каменной Сретенской церкви. В 1902 году, после ремонта, переосвящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Отреставрирована в 1960-х годах.

Азарова Ольга
 
Азарова ОльгаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 января 2012

Покровская (Сретенская) церковь 1683-1688 годов в Заостровском приходе Рикасовской волости Архангельского уезда Архангельской губернии

Заостровский приход в наши дни представляет собой муниципальное образование «Заостровское» (другое название – село Рикасово), расположенное в четырех километрах от Архангельска на левом берегу Северной Двины. Первые упоминания о приходе встречаются в Писцовых книгах 1560 года, но, по всей вероятности, он существовал уже в более раннее время [1]. Первоначально приход населяли чудские и финские племена, но со временем их вытеснили жители новгородских земель, и приход стал числиться в ведении новгородских архиепископов. Наиболее ранние сведения о храмах Заостровского прихода – это надпись на антиминсе и тексты храмозданных грамот 1600 и 1626 года. Из текста грамоты ясно, что древняя деревянная Никольская церковь Заостровской волости просуществовала до 1621 года, когда была уничтожена пожаром. Она возобновлялась в 1626 и 1673 годы, а впоследствии ее перенесли в первую Соломбальскую деревню при образовании Первосоломбальского прихода, так как в Заостровье существовали еще два храма: мучеников Флора и Лавра и апостолов Петра и Павла. Такое большое количество храмов в приходе не удивительно, если учесть, во второй половине XVIII века в него входило семнадцать деревень [2].

После того, как храм Флора и Лавра сгорел, а Петропавловская церковь совершенно обветшала, прихожане обратились к церковным властям за разрешением на строительство нового храма. 9 января 1683 года они получили благословляющую грамоту на устройство церкви во имя Сретения Господня с двумя приделами: северным - во имя мучеников Флора и Лавра («вместо прежней погорелой церкви») и южным - во имя апостолов Петра и Павла вместо ветхой церкви, которая тогда же была разобрана. В 1808-1827 годы в Заостровском приходе Рикасовской волости Архангельского уезда Архангельской губернии возвели еще один Сретенский храм - уже каменный, с шатровой колокольней, после чего деревянную Сретенскую церковь обратили в однопрестольную [2].

С 1808 по 1864 год она простояла закрытой и сильно обветшала. Проведенный впоследствии ремонт сильно исказил ее облик. Безликая обшивка скрыла великолепную рубку «в обло» («в лапу»), вместо нарядного завершения в виде «бочки» алтарный прируб получил почти плоское четырехскатное покрытие, храм лишился обходной галереи и декора над западным притвором [3]. В 1898-1902 годы церковь вновь поновляли. Результатом обоих ремонтов стало "каноническое" пятиглавие, заменившее уникальное завершение из девяти глав, и поздние приделы по сторонам четверика. Они придали храму "древнюю форму в виде правильного греческого креста" [9]. Следует отметить и то, что 15 сентября 1902 года, после завершения всех работ церковь заново освятили, теперь во имя Покрова Пресвятой Богородицы [9]. Этот факт мало известен, поэтому в литературе ее именуют по-прежнему Сретенской. Значительной утратой для облика храма стала разборка деревянной колокольни, которую заменили каменной. К сожалению, недолгим оказался век первой колокольни, о которой в описаниях сказано «на столпах» (1688 года). В середине XVIII века появилась ее преемница «рубленная» (то есть, отдельно стоящая) колокольня, но и она просуществовала только до начала XIX века. Единственной памятью о ней остался колокол 1702 года весом в 106 пудов, который вошел в подбор каменной колокольни [2].

В своем нынешнем облике Покровская (бывшая Сретенская) церковь представляет собой высокий сруб-клеть, увенчанный девятью главами. Интересная особенность – центральная глава покоится на некоем подобии восьмигранного шатра. Такой прием был очень любим в архитектуре Онежской и Северо-Двинской земель конца XVII – начала XVIII века. В одном из своих вариантов он получил название «шатер на крещатой бочке». Подобная композиция представляла собой шатер на перекрестии четырех бочек, на которых размещались четыре главки. К этой группе относились, например, Никольская церковь в селе Сура (1695 год), Воскресенская церковь в селе Кеврола (1712 год) и Троицкая церковь в селе Лампожня (1781 год) [4,5]. Второй вариант композиции с шатром в центре – девятиглавая Ильинская церковь на погосте Чухчерьма (1654 год). Она считается наиболее близким аналогом Сретенского храма (1688 год). В обоих случаях компоновка главок и шатра была попыткой «примирить» любимый облик деревянного шатрового храма с требованием строить по канонам каменной архитектуры. И в Чухчерьме, и в Заостровье главки и барабаны под ними украшены великолепным лемехом, а шатер покрыт тесом.

В 1960-е годы талантливый архитектор-реставратор Владимир Анатольевич Крохин провел исследование деревянной церкви в Заостровье. Именно он создал проект, предусматривающий снятие безликой обшивки, восстановление девятиглавия и бочек на алтаре и притворе, реконструкцию галереи, то есть полное воссоздание облика храма. Из всех планов удалось осуществить разборку поздних приделов, реконструкцию всех девяти главок и снятие обшивки, обнажившее следы древних деталей декора. Поистине неоценимым стало открытие уникального решения деревянных «закомар». Они представляют собой полукруглые «арки», отмечающие на поверхности стен внутренние чердачные конструкции – сложную систему «сводов», имитирующих каменные закомары. В старину концы бревен выходили наружу и были украшены резьбой [3]. Аналогов такому перекрытию - «заданному на каменное дело» - пока обнаружить не удалось. Тем не менее, с горечью приходиться констатировать, что этот единственный представитель некогда многочисленных девятиглавых церквей, распространенных в нижнем течении Северной Двины [8], в настоящее время не привлекает должного внимания ни властей, ни ученых. Все реставрационные и исследовательские работы по нему прекращены. Храм большей частью стоит закрытым и производит впечатление полнейшей заброшенности.

Библиография:

[1] Давыдов А.Н. Описи церковного имущества как источник по истории колоколен, колоколов и звонов в деревнях и уездных городах России (на материалах Русского Севера конца XVIII – начала XIX века) // Массовые источники Отечественной истории. Архангельск, 1999
[2] Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. Вып. I. С.:139-142
[3] Крохин В.А. Система построения формы в древнерусском деревянном зодчестве XVI-XVIII веков. С.: 197-246 // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1976. Вып.4. С.: 223
[4] Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера. Л., 1981. С.: 70-72
[5] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942
[6] Грабарь И.Э. История русского искусства. Спб., 1910. Т.1. С.: 435
[7] Красовский М.В. История русской архитектуры: Деревянное зодчество. Пг., 1911. С.: 275
[8] Киберев В. Деревянное зодчество // Памятники архангельского Севера. Архангельск, 1983
[9] Архангельские епархиальные ведомости. 1902. № 18. С.: 609-612.

Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  28 марта 2018

Заостровье в наши дни - это "куст деревень", 25 населённых пунктов с центром в селе Рикасове. Именно здесь местные жители издавна возводили храмы. Впервые о Заостровском приходе упоминается в документах ХVI века. В "Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии" читаем: "... Первоначально его население... было чудское или финское, впоследствии вытесненное новгородцами, во множестве бежавшими сюда с родины не столько от неурядицы, сколько для лёгкой наживы рыбными и другими промыслами, что вполне возможно было здесь до образования самостоятельной Двинской области. К тому времени нужно относить и образование Заостровского прихода, находившегося первоначально в ведении новгородских архиепископов". А в центральном селе - Рикасове - исторически строили храмы: известно, что там имелись церкви, посвящённые святителю Николаю Чудотворцу, святым мученикам Флору и Лавру, апостолам Петру и Павлу. На некоторые из них имеются храмозданные грамоты и антиминсы, датированные 1600 и 1626 годами. Но все они были деревянными и регулярно сгорали...

К 80-м годам ХVII века в очередной раз встал вопрос о строительстве в Заостровье храма. Верующие обратились к архиепископу Холмогорскому и Важескому Афанасию с просьбой благословить постройку новой трёхпрестольной церкви во имя Сретения Господня. Архиепископ согласился, но подписанный владыкой документ напоминал о запрете шатров и благословил вход в придел святых апостолов сделать с паперти, запрещая делать вход из придела в основной храм. Разъяснения касались и внутреннего убранства - царские врата посередине, по бокам южные и северные двери, иконы Всемилостиваго Спаса и Пресвятой Богородицы, а другие: "по чину". По постройке необходимо бить челом и отправиться в Холмогоры за антиминсом, причём архирей добавляет: "А для антиминса прислать священника или диакона, а не простолюдина". Владыка, судя по всему, был в курсе, что за антиминсами, выдаваемыми в Новгороде, в далёкий епархиальный центр нередко отправляли вместо священника кого угодно - лишь бы надолго не оставлять приход без иерея. Так или иначе, в 1688 году строительные работы завершились, и Сретенскую церковь освятили. Практически в то же время в Рикасове возвели деревянную колокольню "на столпах". Известно, что она простояла без малого сто лет, после чего на её месте поставили "бручатую в трех ярусах".

К ХIХ веку встал вопрос о необходимости строительства в Заостровье ещё одной церкви - на сей раз каменной. Её возведение затянулось на двадцать лет - временами не хватало средств, да и материалы приходилось подвозить на баржах по реке... Освящение (тоже в честь Сретения Господня) состоялось лишь в 1826 году. В новом храме имелось шесть престолов - все они были перенесены из тех храмов, что некогда стояли в Рикасове. Главный - Сретенский - располагался внизу. С юга к нему примыкал Никольский придел. Остальные размещались на втором этаже: там были приделы во имя святых мучеников Флора и Лавра, апостолов Петра и Павла, а также во имя преподобных Онуфрия и Петра Афонского. Иконостас на нижнем этаже взялся устроить крестьянин-меценат Андрей Алексеевич Чистяков. Он же выделил средства и лично привёз из столицы художников для росписи церковных стен. К середине 50-х годов ХIХ века у каменной Сретенской церкви появилась своя каменная же шатровая колокольня. Тогда говорили, что звон её большого колокола, который весил двести десять пудов, слышали в самом Архангельске! А деревянная Сретенская церковь в это время стояла и ветшала. В середине столетия (1865-1866) её решили отремонтировать, в результате чего она сильно изменилась. Рубка "в обло" скрылась под тёсовой обшивкой, над алтарём завершение-бочку заменили плоской четырёхскатной крышей, ликвидировали галерею и декор...

На рубеже веков взялись за следующий ремонт - и зачем-то снабдили храм традиционным пятиглавием вместо выразительного девятиглавия. Когда в 1902 году все работы были закончены, деревянную церковь переосвятили - на сей раз в честь Покрова Пресвятой Богородицы, под этим посвящением она известна и поныне. Каменная церковь Сретения Господня из тех, что никогда не закрывалась. Деревянной Покровской не так повезло. Кроме того, после прихода советской власти все принадлежавшие храму постройки экспроприировали. Речь идёт о нескольких домах священников, здании сельского училища и двух церковно-приходских школах. Всё имущество оттуда исчезло... В послереволюционные годы в бывших церковных зданиях разместил свои мощности сельскохозяйственный комбинат "Севводник". Там устроили общежитие, столовую, клуб, детский дом и столярные мастерские. Иконостас и часть икон из Покровского (Сретенского деревянного) храма перенесли в каменный, а в бывшей церкви открыли тракторную мастерскую. Оставшимися образами мостили дорожки и топили печи...

В начале 1930-х годов начались репрессии против служивших в храме священников. В 1932 году началась перерегистрация церковных общин - чтобы упростить процедуру закрытия храмов. Но в Заостровье прихожане горой встали за свою церковь. Обязательства содержать и поддерживать в должном состоянии Сретенский храм подписали четыреста два человека. Многих из них уговорила лично староста прихода - Маремьяна Алексеевна Москалёва. Она была уже немолода и буквально умоляла своих приятельниц: "Подпишите, не бойтесь, нам уж помирать пора". И народ соглашался, несмотря на то, что все семьи были большие, в некоторых - по десять человек детей, они подписывали со словами: "Ничего, проживём и на картошке, но храм сохраним". И действительно, община исправно платила все необходимые налоги, а старушка Маремьяна Москалёва регулярно относила квитанции в местные органы безопасности. В 1940-х годах службы в церкви не прекращались, однако за их посещение у верующих на несколько дней отбирали продуктовые карточки. А по большим праздникам, таким как Рождество и Пасха, у дверей храма дежурили комсомольцы: они тщательно записывали имена всех, кто приходил на службы. В середине ХХ столетия местные власти снова позарились на церковное здание - в нём собрались разместить электростанцию, но заостровцы вновь отстояли свой храм, приговаривая: "Не мы строили - не мы и отдавать будем".

В 1960-е годы стало понятно, что пришло время реставрировать деревянную церковь. Для создания проекта пригласили архитектора-реставратора Владимира Анатольевича Крохина. Сначала он тщательно исследовал объект, а затем разработал детальный план, согласно которому было необходимо сначала снять безликий тёс, а потом восстановить девятиглавие и бочки на алтаре и притворе, реконструировать галерею - в общем, полностью воссоздать первоначальный вид храма. В середине 1990-х годов приходская жизнь начала активизироваться - возобновились крестные ходы к восстановленным в соседних деревнях поклонным крестам, как это было до 1929 года. Кроме того, приходу вернули бывшее здание училища, где вскоре заработала воскресная школа. Тогда же приняли решение отремонтировать деревянный храм - было необходимо перекрыть крышу, провести, наконец, отопление, заменить сгнившие брёвна и лемех на куполах. Но реализация работ всё время затягивалась - сначала не хватало средств, потом умер руководитель взявшейся за восстановление церкви фирмы... К тому времени поновления требовал и каменный храм.

В начале 2000-х годов с Божией помощью Сретенская церковь обзавелась новым набором из девяти колоколов. Самый большой из них весит 430 килограммов, а самый маленький - всего восемь. В 2008 году министерство культуры выделило средства и мастеров для реставрации росписей верхнего этажа Сретенского храма. А состояние деревянной церкви между тем ухудшалось. Дошло до того, что о проблеме заговорили журналисты. В 2015 году в архангельском выпуске "Московского Комсомольца" вышла статья Вадима Соколова "Обезглавленная история: в Заостровье разрушается уникальный деревянный храм". В статье приводилось интервью с московским архитектором и реставратором Александром Бодэ. Специалист подчеркнул, что после всех ремонтов ХIХ века церковь дошла до нас "со значительными изменениями первоначального облика, с разрушениями и утратами советского времени. Первоначально сруб церкви имел покрытие, имитирующее своды каменного крестово-купольного храма. Эта сложная конструкция полностью сохранилась в пространстве существующего чердака под позднейшей прямой крышей. В 1970-80-е годы проводились исследования, разрабатывалась научно-проектная документация, но работы проводились в ограниченном объёме и носили главным образом противоаварийный и консервационный характер". Для проведения работ с большим трудом заготовили лес - шестьдесят двенадцатиметровых брёвен. Однако денег хватило, чтобы оплатить только тридцать. Подрядчик ждал, но предупреждал, что в ближайшее время будет вынужден распродать неоплаченную часть заказа... Но нашлись люди, сумевшие оплатить доставленные оставшиеся брёвна. А на укрепление консервационной крыши и подъём упавших глав требовалось еще около 30 тысяч рублей. Тогда речь шла о временных мерах по сохранению храма, об экстренных противоаварийных работах.

В начале мая 2015 года началась реставрация церкви, был разобран шатёр и покосившиеся от ветхости деревянные главки. Затем реставрация остановилась... Лишь в 2017 году восстановление храма продолжилось. С тех пор проведена поистине титаническая работа: перебран сруб, заменены прогнившие детали конструкций, полностью сменены полы, восстановлены бочки на апсиде и притворе, отремонтированы повреждённые элементы кровли и декоративных завершений, поставлены новые двери и оконные рамы... Это было, без преувеличения, второе рождение храма!

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №285, 2018 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  28 марта 2018

Покровская церковь в конструктивном плане являет собой достаточно характерный для северной деревянной архитектуры высокий клетский сруб - однако же, с рядом уникальных особенностей. Первое и самое очевидное, что бросается в глаза, - девятиглавие. Подобные девятиглавые храмы не слишком распространены в русской архитектуре; "девять куполов" символизируют образ Небесной Церкви: девять ангельских чинов и девять чинов праведников. Самая известная "девятиглавка" - это безусловно, Покровская церковь в Кижах. Однако между нею и заостровской церковью - ничего общего. Предшественницей и прообразом церкви в Заостровье скорее можно назвать утраченную ещё в 1930-е годы Ильинскую церковь села Чухчерьма под Холмогорами. Она появилась лет тридцать раньше Сретенско-Покровского храма. Завершение двух памятников идентично, их даже легко перепутать на старых фотоснимках, разве что четверик храма в Заостровье более высок, что в целом лучше подчёркивает вертикальную устремлённость сооружения.

Известный специалист рубежа ХIХ-ХХ веков, знаток русского зодчества Михаил Красовский связывал появление подобных храмов с "перепрофилированием" зодчих с кубоватых церквей на многоглавый тип: "Сильное стремление плотников к многоверхим храмам, проявившееся в конце ХVII века, нашло до некоторой степени исход в создании таких церквей, как в сёлах Подпорожье и Бережно-Дубровском. Однако главенствующей формой этих церквей всё ещё является "куб"; говоря иначе, многоглавие здесь всё ещё не нашло своего собственного облика и, так сказать, только прилаживается к другим, уже сложившимся формам. К такому же периоду развития многоверхих храмов можно отнести церкви в селе Чухчерьме и в Заостровье"... Шатёр в конструкции церкви, несомненно, присутствует, хотя М. Красовский и не считал возможным отнести сооружение именно к шатровому типу - мы помним, "главенствующей формой является куб". Однако вынос центральной главы вверх на некоем подобии короткого шатра - приём, безусловно, заслуживающий внимания. Его развитием можно считать композицию "шатёр на крещатой бочке", очень любимый в Прионежье и Подвинье. Шатровое завершение, как следует из названия, покоилось на перекрестье под прямым углом двух бочкообразных с килем кровель. Хрестоматийный пример - церковь в Кимже. Ещё об уникальном. Красовский не мог оценить не имеющих известных аналогов деревянных закомар - в его эпоху они были скрыты за безликой тёсовой обшивкой, обнаружили их только при реставрации 1960-х годов, проведённой архитектором В.А. Крохиным. Что самое интересное, деревянные полукруглые "арки" имитируют каменные закомары не только визуально, но и конструктивно. Они отмечают на фасадах место расположения внутренних чердачных конструкций - опять же, аналога каменных сводов. Концы брёвен прежде выходили наружу и были богато украшены резьбой.

Сложно описывать интерьеры Покровско-Сретенской церкви - после того, как в ней хозяйничала машинно-тракторная мастерская, да после переборки сруба, и интерьеров-то никаких не осталось. Историческое убранство утрачено полностью. Конструктивные элементы воссозданы архитекторами по правилам научной реставрации. Остальные придётся додумывать, подключать фантазию и аналогии. Как видим, всё далеко не так просто. Однако главное - ремонт конструктивных элементов - уже позади. Повсюду в интерьере следы недавнего ремонта. Ряд венцов заменён полностью. Брёвна, соединённые снаружи "в обло", внутри соединены "в лапу", дабы выступающие их оконечности не скрадывали и не деформировали внутреннее пространство. В храме новые полы, окна, детали потолочных конструкций. Алтарь, ныне вновь увенчанный высокой бочкой, изнутри сохранил низкие потолки. То же и в притворе. Основной объём просторный, двухсветный, с хорошим естественным освещением. Сейчас все святыни Покровско-Сретенского храма хранятся в каменной Сретенской церкви. После революции туда были перенесены иконостас и многие иконы из закрывшегося деревянного Покровского храма.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №285, 2018 г.


Марина Зуйкова  2 января 2019

Сретенская церковь в деревне Рикасово находится в 4 км от Арханегельска. Церковь была построена в 1683 – 1688 гг., дважды ремонтировалась в 1860-х гг. и на рубеже XIX – ХХ вв. и дошла до нашего времени со значительными изменениями первоначального облика и утратами. В 1970 – 1980-е годы проводились исследования, разрабатывалась научно-проектная документация. Из-за недостаточного финансирования работы проводились в ограниченном объеме и носили главным образом противоаварийный и консервационный характер.

Церковь состоит из трех частей: в основе здания высокий массивный четверик с примыкающим к нему пятистенным алтарем и прямоугольным притвором. Центральный сруб покрыт пологой четырёхскатной крышей и увенчан девятью луковичными главами. Центральная глава возвышается на шатровом основании. Главы вокруг нее установлены по сторонам света и по углам четверика. Однако первоначально сруб церкви имел покрытие, имитирующее своды каменного крестово-купольного храма. Эта сложная конструкция полностью сохранилась в пространстве существующего чердака под позднейшей крышей. Алтарь и притвор первоначально завершались бочками, а сейчас покрыты пологими прямоскатными крышами. Северный придел и галерея утрачены.

Техническое состояние объекта культурного наследия в целом признано неудовлетворительным, хотя стены здания и конструкции завершения сохраняют прямизну и устойчивость. Наибольшие повреждения имеются на стенах: около 25 % бревен поражены гнилью и требуют замены, целостность срубной конструкции нарушена за счет позднейших вставок. Нижняя часть сруба держится благодаря многочисленным сжимам.
Здание не используется и находится в совершенно заброшенном состоянии, хотя фактически относится к Заостровскому приходу.

Работавшие с памятником архитекторы В.А. Крохин и Н.Н. Уткин предлагали в своих проектах возвращение ему первоначального облика. Действительно на памятнике имеется немало следов от утраченных частей, относящихся к ранним строительным периодам. Правда, они оставляют много вопросов и не дают возможности достоверно и полностью реконструировать первоначальный облик с галереей и северным приделом.
Основное противоречие заключается в том, что элементы памятника, появившиеся на последнем строительном этапе, были безвозвратно удалены как малоценные, а открывшихся следов оказалось недостаточно для полноценного воссоздания первоначального облика. Поэтому в разработанном проекте предлагается отказаться от попытки целостной реставрации за отсутствием для этого достаточных оснований. В данной ситуации представляется наиболее целесообразным фрагментарный подход, включающий воссоздание первоначальных элементов там, где имеется для этого достаточно данных, и сохранение позднейших наслоений, имеющих историческую ценность и целесообразность с точки зрения сохранения памятника.

Проект реставрации Сретенской церкви разработан коллективом Архитектурно-планировочной мастерской № 7 ФГУП ЦНРПМ. Главный архитектор проекта – Бодэ А.Б.

http://poeziasevera.ru/iir9.php


Деревня Рикасово, являющаяся частью села Заостровье, расположено на низком Заостровском острове в дельте Северной Двины, напротив Архангельска.

Первые упоминания о существовании в Заостровье православного прихода относятся к XVI веку. После того, как предыдущий храм Флора и Лавра сгорел, а рядом стоящая Петропавловская церковь обветшала, прихожане обратились к церковным властям за разрешением на строительство нового храма. 9 января 1683 года была получена благословляющая грамота на строительство церкви во имя Сретения Господня. Деревянная клетская девятиглавая Сретенская церковь была освящена в 1688 году. Первоначально в церкви были устроены приделы в память предыдущих храмов, но они были упразднены после постройки в селе каменной Сретенской церкви, освящённой в 1827 году. В 1902 году Сретенскую деревянную церковь переосвятили в Покровскую.

Клеть основного объёма крыта на четыре ската, в центре которого поставлен шатёр, завершённый центральной главой. Остальные 8 глав, стоящие на толстых высоких шеях, расставлены по периметру клети — четыре в углах, а остальные — по центру боковых сторон. Назвать эту композицию очень удачной вряд ли возможно, так как шатёр не вяжется с кровлей на четыре ската, являясь формой, явно притянутой насильственно и подчинённой, отчего храм в Рикасове не может быть отнесён к церквам шатрового стиля. Храм, построенный во второй половине XVII века, можно рассматривать как одну из первых попыток воплотить идею многоверхового стиля постройки, так как до середины XVII века многоглавые храмы на Руси не строились. Если рассматривать с этой точки зрения, Покровская церковь в Рикасове имеет большую ценность.

В архитектуре храма прослеживается влияние каменного зодчества на деревянную архитектуру. Так, первоначально церковь имела что-то близкое к покрытию по закомарам, широко применявшееся в каменном строительстве. Закомары представляли собой полукруглые «арки» и сложную систему сводов, имитирующих каменные закомары. В старину концы брёвен выходили наружу и были украшены резьбой. Аналогов такому перекрытию на других деревянных храмах обнаружить не удалось. Но после очередного ремонта в XIX веке «деревянные закомары» были удалены, а храм обшит маловыразительным тёсом. При полной реставрации храма методом переборки в 2015-2017 годах позакомарное покрытие не восстановлено. Сделана лишь имитация закомар в виде дуг.

В ходе последней реставрации были воссозданы покрытия бочками пятистенного алтаря и притвора, а также несколько косящатых окон на южном фасаде храма и в алтаре.



Комментарии и обсуждение


В конце апреля-начале мая 2015 года началась реставрация, разобран шатер и сняты главы. Затем реставрация остановилась. По имеющимся данным известно, что подрядчик пропал, а рабочие покинули место реставрации. В таком виде храм находится и по сей день...

29 мая 2015, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Егор Сельский.