ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новая Романовка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Новая Романовка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Не действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:1811.
Адрес:
243223, Россия, Брянская область, Мглинский район, село Новая Романовка

Координаты: 53.009155, 32.944342



Сортировка:

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Новая Романовка, Мглинский район, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото из журнала "Живописная Россия".<br>, Новая Романовка, Мглинский район, Брянская область
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1 января 1904
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фотография размещена на страницах книги Ф.Ф. Горностаева "Дворцы и церкви юга", серия "Культурные сокровища России", выпуск восьмой, издательство товарищества "Образование", Москва, 1914 год, стр. б/н<br>, Новая Романовка, Мглинский район, Брянская область
Фотография размещена на страницах книги Ф.Ф. Горностаева "Дворцы и церкви юга", серия "Культурные сокровища России", выпуск восьмой, издательство товарищества "Образование", Москва, 1914 год, стр. б/н
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фотография размещена на страницах книги Ф.Ф. Горностаева "Дворцы и церкви юга", серия "Культурные сокровища России", выпуск восьмой, издательство товарищества "Образование", Москва, 1914 год, стр. б/н<br>, Новая Романовка, Мглинский район, Брянская область
Фотография размещена на страницах книги Ф.Ф. Горностаева "Дворцы и церкви юга", серия "Культурные сокровища России", выпуск восьмой, издательство товарищества "Образование", Москва, 1914 год, стр. б/н
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Новая Романовка, Мглинский район, Брянская область
Сергей Меркулов
5 сентября 2021



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дионисий  9 августа 2007

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы — памятник церковной архитектуры начала XIX столетия. Был сооружен в 1811 году, заменив деревянный храм 1712 года. В своей основе храм имеет крестообразную форму с колоннами. Иконостас выполнен в виде арки, замечателен тем, что иконы к нему были написаны известным портретистом В.Л. Боровиковским, которого пригласил помещик села Лашкевич Степан Артемьевич. Начиная с 1917 года Богослужения в храме прекратились. Постепенно разрушился иконостас, многие иконы исчезли без следа. В настоящее время храм находится в полуразрушенном состоянии.

Сведения взяты из статьи "Действующие храмы Брянской епархии" опубликованной в "Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова" (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.)


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 апреля 2010

Прекрасный образец центрического купольного усадебного храма в стиле зрелого классицизма. Здание кирпичное и оштукатуренное снаружи и внутри. Крестообразная композиция очень проста, гармонична и в то же время оригинальна. К основному объему в виде двусветного октагона примыкают по сторонам света пониженные прямоугольные части, украшенные на торцах (кроме восточной, алтарной) четырехко-лонными тосканскими портиками с широкими лестницами перед ними и фронтонами. Верх октагона, отделенный карнизом и слегка суженный, увенчан трехступенчатым аттиком с декоративным куполом, имеющим ложные полукруглые люкарны. Эта композиция скрывает расположенный под ней подлинный купол с люкарнами, образующими круглые проемы в центре его граней. Строгий и сдержанный декор фасадов выглядит, тем не менее, очень нарядным.

Одновременно с портиками главным его элементом является широкий антаблемент октагона с лепными медальонами во фризе и крупным карнизом. Более простой карниз венчает верхнюю часть храма. Многочисленные лишенные наличников окна различны по форме и размерам: внизу — большие прямоугольные (по одному в стенах октагона и по два внутри портиков, по сторонам входных проемов), вверху — квадратные ложные (ниши) и полукруглые над фронтонами, в завершающей, суженной части - небольшие круглые.

Высокое восьмигранное помещение храма перекрыто эффектным восьмилот-ковым куполом с люкарнами в каждом лотке (четыре световые, остальные ложные). Оно хорошо освещено благодаря многочисленным оконным проемам в стенах и куполе. Пониженные боковые части с полулотковыми сводами и полукруглый алтарь с конхой открыты в храм широкими арками. Из прежней отделки сохранился лепной карниз тонкой работы у основания купола, состоящий из тяг, поясков, сухариков и модульонов. От прекрасного классицистического иконостаса 1814—15 гг. с 26 иконами работы В.Л. Боровиковского, выполненными маслом на больших деревянных досках, сохранились пять: "Спаситель", "Богоматерь с младенцем", "Архангел Михаил" (северная дверь иконостаса) -ныне в ПТ; "Архангел Гавриил" (южная дверь иконостаса) — в Казахской государственной художественной галерее в Алма-Ате; "Царица Александра и архидьякон Стефан" - в Брянском областном художественном музее. На храмовой иконе "Покров" существовала надпись: "В сем храме иконы написаны Императорской Академии художеств советником Владимиром Лукичом Боровиковским в СП. Бурге 1815 г.".

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1997


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 июля 2012

Храм Покрова сооружен в 1811 году местным помещиком Лашкевичем и принадлежит времени увлечения «эллинским искусством». Простой, но выразительный по плану, храм по идее напоминает известную башню в Афинах. Крестообразный по плану, он с трех сторон имеет  четырехколонные портики дорического, греческого типа с греческим утонением колонн, лишенных базы. Стремление «упростить» греческие формы и сделать их более грубыми и примитивными замечается здесь в замене нарядного коринфского ордера Башни ветров дорическим, при чем сами колонны значительно упрощены, благодаря отсутствию каннелюр. Упрощенные антаблементы портиков не имеют фризов, - самой видной части дорического, греческого ордера. Упрощение архитектурных форм проведено и далее в самом восьмигранном, основном массиве. Карниз его главного антаблемента обобщен смело нарисованной формой четвертой ложки – египетского типа, а фризу придан характер архитрава. Отзвук «римской классики» здесь сохранен в излюбленной форме сферического купола, венчающего трибуну храма, - в круглых и полукруглых окнах, а также и в высоких «римских» пропорциях фронтонов.

Удивительно встретить в глуши это изящное и выдержанное произведение Александровского классицизма, этот оригинальный образчик зарождающегося русского Empire-a. Владелец усадьбы, строитель этого прекрасного храма, несомненно, обладал высокоразвитым художественным вкусом. Явное тому доказательство даже не сам храм, не его внешность, а то, что находится внутри. Храм обладает на диво скомпонованным иконостасом кисти высокоодаренного художника В.Л.Боровицкого.

Редко приходится видеть такую гармонию, которую встречаем здесь, в удивительной согласованности внешности и внутренности храма. Очень просто и нежно обработанный внутри карнизами и поясами и весь окрашенный в белый цвет, храм залит весь обильным светом, широко льющимся со всех сторон из четырех рядов разной величины и формы окон. Внимание сразу приковывает иконостас. Весь нежный, мягкий по тону и воздушный, он чарует своим изяществом и согласованностью форм. Тонкая, идейная живопись ярко и выпукло выступает, обрамленная нежной резьбой, на фоне удивительно скомпонованного иконостаса.

Изысканное сочетание белого с золотым, выисканность пропорций общего и пятен, мастеская лепка резьбы и выдержанность художественного ансамбля делают иконостас редким произведением искусства, который мог бы послужить лучшим украшением любого столичного музея. Совершенно особую и исключительную ценность придает ему удивительный, цельный ансамбль из 26-ти подлинных икон – одной руки, не тронутых поздними поправками и не утративших от времени своего чудного колорита.

Сильный и проникновенный в области религиозного творчества, В.Л.Боровиковский в каждую икону Романовского иконостаса вложил удивительную экспрессивность одухотворенных лиц.

Из книги Ф.Ф. Горностаева "Дворцы и церкви юга", серия "Культурные сокровища России", выпуск 8. Издательство товарищества "Образование". -  Москва, 1914 г., стр. 84-85


Юлия Барбаш  20 октября 2021

"Сильный и проникновенный в области религиозного искусства, выдающийся талант, художник-портретист Владимир Лукич Боровиковский, произведения которого достаточно известны, написал целый иконостас, состоящий из двадцати шести икон. Иконостас находится в Покровской церкви села Романовки Мглинского уезда, Черниговской губ. и мало кому известен. Между тем, он представляет высокую художественную ценность и доставляет истинное художественное наслаждение своей экспрессией, замечательной тонкостью письма и колоритом. К сожалению, разрушение уже коснулось этих изящных полотен и многие из них удручают своим непоправимым видом".

"...Боровиковский предложение принял и исполнил в 1814-1815 году. У каждого религиозного живописца есть свое представление божества, божественности, святости. У Боровиковского оно может быть пояснено словом - необыкновенная высшая красота в мире любви и кротости. Все лица, им изображаемые, идеально прекрасны и жизненны, но жизнью высшей, одухотворенной. Прекрасная тонкая выписка фигур его произведений в мельчайших подробностях одежды и аксессуаров, воспринята им от Левицкого и Лампи и развита в высшей степени, по всей вероятности, благодаря раннему занятию иконописью дома, в семье отца..."

Сноски к основному тексту:

- Иконы написаны на холсте, наклееном на доски икон.

- Разрушение заключается в необъяснимом разъедании верхнего слоя краски, распространяющемся, как плесень, хотя храм не имеет сырости и хорошо содержится. Единственное предположение о причине разрушения, какое можно допустить, заключается в разрушающем действии солнечных лучей.

- В настоящее время Покровская церковь служит сельской церковью сельца Романовки. Невдалеке находится дом бывших владельцев (постройки архитектора Ефимова), ныне принадлежащий г-же Дунин-Барковской, очень озабоченной порчей икон. Ею возбужден вопрос о передаче иконостаса какому-либо столичному Музею.

Отрывки из книги "Иконостас кисти В.Л. Боровиковского", автор Ф.Ф. Горностаев. - Москва, 1911 год

Горностаев, Федор Федорович - Иконостас кисти В. Л. Боровиковскаго - Search RSL



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.