"...Звонница Борисоглебского монастыря, дошедшая до нас почти в первозданном виде, стоит на месте ранее существовавшей деревянной церкви Иоанна Предтечи, о чем упоминают монастырские вкладные книги. Судя по композиционным приемам, звонницу строила ростовская артель, которая возвела приблизительно в этот же период подобные звонницы Успенского собора в Ростове и Воскресенского в Угличском монастыре. Строительство Борисоглебской звонницы закончилось после 1680 года, освящена она была 25 октября 1682 года.
Трехъярусное прямоугольное в плане здание, несмотря на свою монументальность и мощь, не кажется тяжелым и приземистым. Мастерство древнерусских зодчих сделало звонницу легкой, изящной, устремленной вверх. Это впечатление усиливается тремя маленькими главками на удлиненных барабанах. Наряден немногочисленный декор стен с поясками из городков и усложненными завершениями килевидных наличников окон. Аркатурные пояски украшают и тонкие барабаны глав. В монастырской описи 70-х годов XVIII столетия отмечено, что главы звонницы "обиты белым листовым железом, кресты железные, крыта она тесом".
К восточной стене сооружения примыкает высокая прямоугольная апсида, хотя во второй половине XVII века подобная форма алтарных выступов была запрещена. Здание колокольни имело многоцелевое назначение. В нижнем этаже, в "подцерковье", размещалась ризница, над которой располагалась небольшая бесстолпная церковь Иоанна Предтечи. В верхнем, третьем ярусе в арочных пролетах собственно звонницы находились колокола. Железные балки, на которых они висели, были сделаны из кованого полосового железа с клеймами шведских фирм XVII века.
Звонница имела десять больших колоколов, немногим уступая по мощи колокольне Ростовского кремля. Согласно монастырским записям, в Борисоглебской обители к XVIII веку на колокольне находилось "десять колоколов, из коих в первом весу двести шестьдесят один пуд, во втором по подпису весу сто тридцать восемь пуд, в третьем весу пятьдесят пуд, в четвертом десять пуд двадцать три фунта, в пятом колоколе тридцать пуд, в шестом - десять пуд двадцать три фунта, в восьмом четыре пуда десять фунтов, в девятом - четыре пуда, в десятом - один пуд двадцать фунтов. Наиболее тяжелый колокол "вылит в 1758 году на сумму монастырскую". До этого самым большим был, видимо, колокол в в сто тридцать восемь пудов, подаренный монастырю Иваном Грозным.
На северной торцовой стене правая половина арки заложена при строительстве. Здесь, в северо-западном углу сооружения, проходит шахта для механизма часов - в старину были "на той колокольне часы боевые". Слева от арок на западном фасаде расположена круглая ниша, где размещался циферблат. Часы были соединены с колоколами системой тросов, таким образом, это здание являлось не просто звонницей, а часозвоней, довольно сложным по тем временам архитектурным сооружением. Старинные часы исчезли в конце XIX - начале XX века.
С северной стороны звонницы в 80-х годах XVII века было пристроено массивное нарядное крыльцо, четыре пилона которого поддерживают верхний этаж галереи с окнами, украшенными орнаментом из профилированного кирпича. Под килевидными наличниками идет пояс ниш-ширинок многоцветными поливными изразцами. Ими же декорированы столбы крыльца. Арки с висячими гирьками украшают лестничные всходы. На северной стене крыльца в неглубокой нише расположена фреска "Вход в Иерусалим". В маленькой нише между арками звонницы можно заметить следы небольшой фрески с изображением Иоанна Предтечи. Вполне возможно, что крыльцо было выстроено уже после возведения звонницы и явно другими мастерами. Декоративное оформление собственно звонницы отличается некоторой суховатостью. Кирпичный декор крыльца, напротив, очень сочный, рельефный, пластически выразительный. Массивное, пышно украшенное крыльцо не связано единством замысла с более скромным по декору объемом звонницы. Отсутствует здесь и композиционная связь. Общий для звонницы и крыльца декоративный элемент - поясок поребрика, проходящий на разных уровнях: на звоннице он выше и как бы уходит под пристроенные стены крыльца. Огромное крыльцо утяжелило устремленную вверх звонницу, "приковало" ее к земле..."
Отрывок из книги В.Т. Кривоносова "Борисоглебский монастырь. Архитектурный ансамбль", издательство "Северный паломник", 2007 г., стр. 47-50.