ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сусанино. Церковь Воскресения Христова.

Воскресенская церковь


Сусанино. Церковь Воскресения Христова
Церковь. Действует.  
Престолы:Воскресения Христова, Михаила Архангела, Николая Чудотворца, Тихона Амафунтского
Год постройки:1690. Трапезная расширена в 1855-1857.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Костромская область, Сусанинский район, пос. Сусанино, Советская ул., д. 33А

Координаты: 58.146817, 41.58378
Проезд: по шоссе Кострома-Буй до пос. Сусанино 65 км. Если вы собрались в Сусанино, то прежде всего вам нужно попасть в Кострому. До Костромы можно добраться на поезде (с московского Ярославского вокзала, время в пути - менее семи часов) или на автобусе (от станции метро "Щёлковская", время в пути - восемь ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда по шоссе Кострома-Буй до пос. Сусанино 65 км. Если вы собрались в Сусанино, то прежде всего вам нужно попасть в Кострому. До Костромы можно добраться на поезде (с московского Ярославского вокзала, время в пути - менее семи часов) или на автобусе (от станции метро "Щёлковская", время в пути - восемь часов). Из Костромы (с автовокзала) в Сусанино ходят автобусы - большинство имеет конечным пунктом Буй. Время в пути - около полутора часов; на автомобиле из Москвы нужно выезжать по Ярославскому шоссе. На выезде в Ярославль (расстояние от Москвы 270 км) следует свернуть по указателю направо на Кострому (ещё 80 км).В Костроме, двигаясь по главной дороге, минуете мост через Волгу и на первом перекрёстке поворачиваете налево на главную улицу города - Советскую. На Сусанинской площади поворот направо - на улицу Мира. Далее - все время прямо: между Костромой и Сусаниным около 60 км.



Сортировка:

Церковь Воскресения Христова, , Сусанино, Сусанинский район, Костромская область
icing
26 августа 2010
Церковь Воскресения Христова, , Сусанино, Сусанинский район, Костромская область
MILAV V
13 августа 2010
Церковь Воскресения Христова, Вид с юго-востока<br>, Сусанино, Сусанинский район, Костромская область
Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
21 октября 2023
Церковь Воскресения Христова, , Сусанино, Сусанинский район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
12 октября 2020
Церковь Воскресения Христова, , Сусанино, Сусанинский район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
12 октября 2020
Церковь Воскресения Христова, , Сусанино, Сусанинский район, Костромская область
Сергей Сол
8 апреля 2018
Церковь Воскресения Христова, , Сусанино, Сусанинский район, Костромская область
Сергей Сол
8 апреля 2018
Церковь Воскресения Христова, , Сусанино, Сусанинский район, Костромская область
Сергей Сол
8 апреля 2018
Церковь Воскресения Христова, , Сусанино, Сусанинский район, Костромская область
MILAV V
13 августа 2010
Церковь Воскресения Христова, , Сусанино, Сусанинский район, Костромская область
Dmitry N.
8 марта 2010
Церковь Воскресения Христова, Вид с юго-запада<br>, Сусанино, Сусанинский район, Костромская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
21 октября 2023
Церковь Воскресения Христова, Колокольня<br>, Сусанино, Сусанинский район, Костромская область
Колокольня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
21 октября 2023
Церковь Воскресения Христова, Юго-западный угол трапезной<br>, Сусанино, Сусанинский район, Костромская область
Юго-западный угол трапезной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
21 октября 2023
Церковь Воскресения Христова, , Сусанино, Сусанинский район, Костромская область
MILAV V
13 августа 2010
Церковь Воскресения Христова, , Сусанино, Сусанинский район, Костромская область
MILAV V
13 августа 2010
Церковь Воскресения Христова, Средний неф трапезной и портал в основной объём<br>, Сусанино, Сусанинский район, Костромская область
Средний неф трапезной и портал в основной объём
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
21 октября 2023
Церковь Воскресения Христова, Южный неф трапезной<br>, Сусанино, Сусанинский район, Костромская область
Южный неф трапезной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
21 октября 2023
Церковь Воскресения Христова, , Сусанино, Сусанинский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 сентября 2009
Церковь Воскресения Христова, Частная коллекция. Фото 1900-х годов<br>, Сусанино, Сусанинский район, Костромская область
Частная коллекция. Фото 1900-х годов
Михаил Мещанинов
1 января 1900
Церковь Воскресения Христова, Ремонтные работы в основном объёме<br>, Сусанино, Сусанинский район, Костромская область
Ремонтные работы в основном объёме
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
21 октября 2023



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 октября 2010

Воскресенская с. Молвитина каменная, с каменною при ней колокольнею и оградой; построена в 1690 г. Приходское кладбище вне ц. ограды, в 1 в. от церкви. При кладбище церковь каменная, с кам. же колокольнею, постр. в 1904 г. усердием прихожан. Престол в ней один в ч. Святой Троицы. В Воскресенской церкви престолов 3: главный а) в ч. Воскресения Христова, в приделах б) правый во имя св. архистратига Михаила, в) левый во имя святит. Николая Мирликийского и святит. Тихона Амафунтского. Расстояние от Костромы 60 в., от Буя 41 в. Ближайшие церкви: Покровская единоверческая и Троицкая села Молвитина, Преображенская с. Хрипелей в 5 в., Успенская с. Домнина в 6 в., Воскресенская с. Владимирова и Воскресенская пог. Ильинского на Шаче в 8 в. 

Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911, с. 215-216


Игорь Стрельников
 
Игорь Стрельников  13 марта 2013

Церковь Воскресения Христова построена в 1690 году в селе Молвитино (ныне - Сусанино). Село Молвитино было впервые упомянуто в 1587 году. В селе находилось несколько деревянных храмов. В письменных источниках, датированных 1619 годом, говорится о трёх храмах, стоявших на месте нынешней Воскресенской церкви: «храм во имя архангела Михаила один престол вверх шатром, да храм Николая Чудотворца клетчатой, а в нем два придела святых мучеников Хрисанфа и Дарии, да святой мученицы Ефимии прехвальныя, да храм царя Костентина одинъ престол, да в приделе престол великомученицы Екатерины».

Последнее упоминание о деревянных храмах села относится к 1678 году. Предположительно, вскоре они были снесены и на их месте началось возведение каменного храма. Строительство храма было закончено в 1690 году. Инициатором постройки каменного храма был владелец села Молвитино П. М. Салтыков.  Церковь имела три престола: главный - в честь Воскресения Христова; правый - во имя Архистратига Михаила; левый во имя святителя Николая Мирликийского и святителя Тихона Амафунтского. В 1725 году в храме был устроен иконостас, иконы для которого были написаны группой иконописцев из Кинешмы. В 1838 году были расписаны четверик и алтарь холодной церкви.

Церковь дважды значительно перестраивалась. Примерно в середине или во второй XVIII века храм был перестроен в стиле барокко. Было заменено перекрытие, установлено новое пятиглавие, расширены окна. В середине XIX века из-за роста населения села Молвитино появилась необходимость расширить храм. В 1855-1857 годах вместо старой трапезной была построена новая, значительно большая по площади. Окна четверика были растёсаны, а их наличники полностью изменены. Тогда же шатёр колокольни был обит жестью. В том же XIX веке церковь была обнесена кирпичной оградой с башнями, а к юго-западу от неё выстроена кирпичная сторожка. В 1881 году были расписаны стены и свод трапезной.

Композиция храма типична для русской церковной архитектуры. К четверику храма (основному объёму) с востока примыкает массивная апсида, а с запада - трапезная с колокольней. Четверик храма венчает пятиглавие. На его фасаде расположены прямоугольные окна с наличниками. Окна трапезной сдвоены и обрамлены наличниками с килевидным завершением. Восьмигранная колокольня опирается на прямоугольное основание, которое служит входом в церковь. На шатре колокольни находятся три ряда слуховых окон, украшенных декоративными кокошниками.

Весной 1871 года в село Молвитино приехал художник Алексей Саврасов, где он начал писать свою знаменитую картину «Грачи прилетели» (в левом нижнем углу картины он оставил надпись «1871. Молвитино. А. Саврасов»). Считается, что на картине Саврасов изобразил именно Воскресенскую церковь.

В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности. В середине 1930-х годов с колокольни были сняты колокола, а летом 1938 года храм закрыли. В здании церкви было устроено зернохранилище. В 1939 году село Молвитино переименовали в Сусанино в память о подвиге Ивана Сусанина.

В 1970-х годах архитектор А. П. Чернов разработал проект реставрации церкви. Работы начались в 1977 году и завершились к 1988 году. Тогда в здании церкви расположили районный музей, посвящённый подвигу Ивана Сусанина.

По материалам сайта "Святыни России"/www.ruist.ru.


Вадим кр
 
Вадим кр  14 июня 2016

Сусанино – небольшое местечко в Костромской области, где когда-то занимались добычей железной руды. Основной достопримечательностью посёлка является Воскресенская церковь, которая была возведена в далёком 17 веке. Является памятником архитектуры 17-19 века. Это красивейший пятиглавый храм с шатровой колокольней, расположен на берегу местного пруда.

Церковь стала известной благодаря художнику Саврасову, который изобразил Воскресенскую церковь посёлка Сусанино на своей картине «Грачи прилетели». Неподалёку от церкви расположено приходское кладбище. Внешне церковь дважды основательно изменялась. В средине 18 века была перестроена в стиле барокко. К концу 19 века численность населения посёлка значительно возросла, появилась надобность в расширении храма. В это же время появилась каменная ограда с башнями, рядом выстроили кирпичную сторожку. Церковь Воскресения Христова имеет три престола: главный – Воскресения Христова, правый – св. архистратига Михаила, левый – свят. Николая Марликийского и Тихона Амафунтского.

Сегодня постройку занимает музей подвига известнейшего народного героя – Ивана Сусанина, где представлено множество интереснейших экспозиций.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/voskresenskaya-tserkov-12422.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  3 апреля 2017

С большой вероятностью Воскресенскую церковь в Сусанино можно назвать "памятным", "мемориальным" храмом - как предполагается, им безутешный отец почтил память сына, погибшего в 1682 году во время стрелецкого бунта. В начале ХVII века в Молвитине уже была шатровая деревянная церковь во имя Архангела Михаила. С 1671 года единоличным владельцем Молвитина становится боярин Пётр Михайлович Салтыков, дальний родственник царя Алексея Михайловича, занимавший в государстве в разное время руководящие посты. В мае 1682 года в Москве вспыхнул стрелецкий бунт, известный под названием "Хованщина", в котором погиб сын Петра Михайловича - Фёдор. Именно эта потеря подвигла Петра Михайловича Салтыкова приступить к строительству каменного храма в родовой вотчине. Строительные работы начались, видимо, вскоре после 1682 года. В 1690 году храм освятили. В том же году Пётр Салтыков скончался.

Сусанинская Воскресенская церковь - нерядовой храм, а в масштабах отдельно взятой Костромской области и подавно. В специальных трудах, посвящённых истории отечественного зодчества, ему в любом случае нашлось бы место. Но поистине народной своей славой храм обязан тому, что в 1871 году в Молвитино заехал Алексей Саврасов и написал здесь картину "о русской весне", избрав Воскресенскую церковь в качестве фона, который превратил как бы "обыкновенный" пейзаж в высокий национальный символ, а само полотно - в шедевр русской живописи.

Воскресенский храм от самого времени его освящения был трёхпрестольным. Помимо главного престола, освящённого в честь Воскресения Христова, в нём имелись приделы - Михаила Архангела (южный) и святителя Николая Чудотворца (северный). Как мы понимаем, посвящения главного престола (для храмоздателя - "концептуального"), храм традиционно воспринял от своих деревянных предшественников. В документах середины ХIХ века посвящение Никольского придела показано несколько изменённым - теперь этот придел именуется как "святителей Николая и Тихона Амафунтского". Когда произошло переосвящение, не известно. До революции Воскресенский храм вёл обычную жизнь приходской церкви. Время от времени менялся лишь внешний вид церкви. Во второй половине ХVIII века первоначальное позакомарное покрытие здания заменили четырёхскатной кровлей, несколько надстроив храм. Тогда же переделали в барочном духе барабаны глав, сами главы, алтарную часть и упростили декор основного четверика. Прежней оставалась только шатровая колокольня, генеалогически восходящая к ярославским шатрам ХVII века и во многом их повторяющая. Впрочем, в середине ХIХ века и она изменила свой лик - верхнюю её часть (вероятно, тогда начавшую ветшать) обили жестью. Работы эти производились в рамках большого ремонта, предпринятого в 1855-1857 годах. Он сопровождался полной перестройкой трапезной - с её существенным расширением. Последнее можно назвать решением своевременным, потому что к 1850-м годам храм совершенно перестал удовлетворять нуждам растущего села. Трудно сказать, почему в многолюдном Молвитине не строили новых храмов, но это факт - Воскресенская церковь долго оставалась единственной в селе. Имелся, правда, деревянный единоверческий Покровский храм (в 1876 году перестроенный в камне), но его приход насчитывал менее ста человек, в то время как в Воскресенском приходе числилось несколько тысяч прихожан, а сама церковь принадлежала ко второму, весьма высокому, классу (всего таких классов было семь).

После ремонта 1850-х годов и до самой революции 1917 года Воскресенский храм практически не менялся. По крайней мере снаружи. Внутри кое-какие изменения произошли - в 1881 году он был раписан. До этого росписи в нём выполнялись в 1838 году - мы не знаем, впервые или по уже существовавшим росписям, переставшим удовлетворять церковное начальство. В советские годы в Молвитине, переименованном в 1939 году в Сусанино, всё было, как везде по стране. В 1922 году Воскресенский храм лишился всего, в чём советские контролёры узрели наличие драгоценных металлов; в середине 1930-х годов с колокольни сбросили колокола; летом 1938 года церковь закрыли, приспособив её здание под зернохранилище. В процессе этого "приспособления" исчезли барабаны с главами. Впоследствии хозяева менялись (сапожная мастерская, райпотребсоюз) - храм при этом неуклонно разрушался.

Ситуация изменилась в 1971 году, когда в Сусанине отмечали столетие приезда в село А. Саврасова. Празднование выглядело странно - звучали хвалебные слова в адрес саврасовского шедевра с изображением Воскресенского храма, а храм при этом напоминал декорации из фильма про войну. Кажется, власть предержащие почувствовали эту неловкость - вскоре было принято решение завершить "хозяйственное" использование церкви и приступить к её реставрации. Проект реставрации подготовил костромской архитектор-реставратор А.П. Чернов, к работам приступили в 1977 году - они растянулись на десятилетие; да и то сказать, сделать предстояло немало - восстановить пятиглавие, освободить от жести колокольню, выполнить ремонт интерьеров. В 1988 году в предверии 375-летнего юбилея сусанинского подвига, в бывшем Воскресенском храме открыли Музей подвига Ивана Сусанина. Музей функционирует здесь по сей день - в качестве филиала Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Говоря об архитектуре Воскресенского храма в Сусанине, исследователи непременно вспоминают ярославскую школу зодчества. Это логично - географически она наиболее близка молвитинской земле. Сверх того, нередко утверждается, что каменную церковь в Молвитине строили именно ярославские мастера. Утверждения эти небеспочвенны. Действительно, ХVII столетие, особенно вторую его половину, называют золотым веком ярославской архитектуры - в Ярославле к тому времени сложился оригинальный тип православного храма, а каменное строительство достигло невиданного размаха. Основные особенности церковных построек той поры - отсутствие подклета, сочетание симметрии и ассиметрии в одном здании, позакомарное покрытие, высокие барабаны с огромными луковичными главками, соизмеримые, а то и превосходящие по высоте основной четверик, характерные шатровые колокольни, размещаемые, как правило, у северо-западного угла храма, обильный краснокирпичный декор, богатые внутренние росписи... Кое-что из перечисленного мы обнаружим в Воскресенском храме. Сусанинский храм, если мысленно избавить его от позднейших наслоений, включает в себя симметричное в плане устроение основного четверика, солидные барабаны с наверняка луковичными первоначально главами, испорченные "барочной" перестройкой, выразительную шатровую колокольню, которая в первом "варианте" храма соединялась с основным четвериком небольшой трапезной одинаковой с четвериком ширины, закомары, в результате реконструкций ставшими ложными. Другими словами, если бы можно было волшебной силой перенести Воскресенский храм в Ярославль, то он бы не смотрелся там чужеродно.

Главы Воскресенского храма покоятся на высоких барабанах, выполненных в стиле барокко, - покуда сохранялось позакомарное покрытие четверика, они были ещё выше ( во-первых, нижнюю часть барабанов скрыла новая крыша, а во-вторых, в процессе реконструкции ХVIII века четверик надстроили). И не только выше, но и другой формы - вероятнее всего, в соответствии с традициями эпохи, барабаны были круглыми в сечении и световыми. Иную - луковичную, с удлинённым верхом, форму, как у всех памятников ярославской школы периода её расцвета, почти наверняка имели и главы. Высокий четверик освещается двумя рядами окон, их форма и наличники явно не из ХVII века - это плоды позднейших перестроек. Когда-то четверик имел позакомарное покрытие, заменённое в конце ХVIII столетия четырёхскатной крышей, - древние закомары ныне хорошо просмативаются: они выделены двухступенчатым выступом. Любопытно, что саврасовские "Грачи" показывают нам росписи в арках закомар - имелись ли такие в действительности, не изсестно. С востока к четверику примыкают три апсиды, их полукружия едва различимы. Первоначальная трапезная, соединявшая храм и колокольню, была гораздо меньше - перестроили её в 1850-х годах. Работы эти выполнялись "по необходимости", в связи с возросшим числом прихожан. Оформление новой трапезной соответствует времени её строительства. Стилизация "под" древнерусские образцы очевидна, например, в наличниках, обрамляющих высокие спаренные окна.

Колокольня - едва ли не единственная полностью сохранившаяся часть Воскресенского храма и, пожалуй, наиболее выразительный его "фрагмент". Она состоит из нижнего четверика, поставленного на него восьмерика с ярусом звона наверху и шатра. В ярусе звона - арочные проёмы, "рифмующиеся" со слуховыми окнами шатра, размещёнными в три ряда. Слуховые окна снабжены фигурными наличниками, перемычки которых выполнены в форме тройных кокошников. Для посещения открыта только трапезная Воскресенского храма - в ней развёрнута экспозиция, посвящённая подвигу Ивана Сусанина. Церковное здание здесь опознаётся без труда - по мощным крестчатым столпам, разделяющим пространство на три условных "нефа", по аркам, переброшенным между ними. Сами "нефы" теми же столпами разбиты на несколько "отсеков", каждый со своим крестовым сводом. Кстати, такое устройство помещения весьма удобно для размещения экспозиции, позволяя "развивать" её как тематически, так и хронологически. Что касается основного четверика, то вход в него закрыт.

Вот что писал 15 лет назад костромской краевед Н.А. Зонтиков: "Проектом реставрации в 1976 году было предусмотрено установить в холодном храме Воскресенской церкви иконостас, вывезенный ранее реставраторами из храма села Попкова Галичского района и в разобранном виде сложенный в подклете Богоявленского монастырского собора в Костроме (как раз там, где были погребены владельцы Молвитина Салтыковы, в том числе и строитель Воскресенского храма П.М. Салтыков). Однако так как по высоте попковский иконостас не мог поместиться в четверике холодного храма, то проектом предусматривалось "опустить пол на месте существующей солеи на 80 см ниже общепринятой его отметки". Эта абсурдная идея, к сожалению, была претворена в жизнь: старинные чугунные плиты, покрывавшие пол на участке "понижения", были выкинуты, и на этом месте была выкопана яма гораздо более глубокая, чем предполагалось проектом. Ныне холодный храм выглядит так: примерно половина прежнего пола в нём осталась нетронутой, в середине же помещения - провал, в котором стоят ободранные конструкции многострадального попковского иконостаса".

До революции в Воскресенском храме, как и в любой старой церкви несомненно, имелись святыни. Точных сведений о них, к сожалению, не сохранилось. Лишь известно, что в церкви имелась храмовая икона Воскресения Христова, написанная в 1725 году специально длч молвитинского Воскресенского храма которая в советские годы оказалась утеряна, так же в богоборческие годы был утерян и список с иконы чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, пребывавшей до 1922 года в этом храме. Сейчас в музейной экспозиции, развёрнутой в трапезной, не то что храмовым святыням, но даже простым иконам не нашлось места.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №184, 2016 г.


Марина Зуйкова  3 октября 2020

Один из выразительных церковных комплексов, характеризующий местные особенности костромской школы зодчества 17 – 18 вв. и являющийся главной архитектурной доминантой в застройке села. Каменная церковь Воскресения на главной площади в с. Молвитино возведена в 1690 г., сменив собою три деревянных храма 16 в. – шатровый Михаила Архангела и клетские Никольский и Цареконстантиновский. Несомненно, заказчиком новой церкви выступил тогдашний владелец села Петр Михайлович Салтыков. В 20-х гг. 18 в. Воскресенский храм значился в числе четырех крупнейших в Буйском уезде. Во 2-й пол. 18 в. церковная территория была окружена каменной оградой с пятью угловыми башнями и воротами с юга, востока и запада, что отражено на «Геометрическом плане» 1775 г. Видимо, тогда же растесанные окна храма получили новые барочные наличники, а также была изменена форма барабанов глав. На рубеже 18-19 вв. в юго-западном углу ограды появилась одноэтажная сторожка, в объем которой была включена одна из башен. В 1838 г. стены храма украсили живописью. В 1857 г. трапезная церкви была полностью перестроена, а в 1881 г. получила настенные росписи. Видимо, перестройка трапезной повлияла на техническое состояние колокольни и ее западные углы укрепили контрфорсами. В 1897 г. в линии церковной ограды построили 15 торговых лавок, которые постоянно арендовались местными купцами.

Огромную известность церкви принесла картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели», которую художник написал в 1871 г. во время пребывания в Молвитине. Этот пейзаж, один из самых поэтичных в русской живописи 2-й пол. 19 столетия, экспонировался на выставке передвижников и был приобретен П.М. Третьяковым для своей галереи. В сер. 20 в. верхнюю часть церковной ограды вплоть до цоколя разобрали, тогда же снесли и завершение юго-западной башни. В 1977-1988 гг. церковь была отреставрирована Костромской СНРПМ по проекту арх. А.П. Чернова и музеефицирована, восстановлено завершение юго-западной башни; в храм перевезена рама иконостаса из Преображенской церкви с. Попково Галичского р-на, для установки которого уровень пола в храме понизили на 80 см. Сохранившиеся в трапезной остатки стенописей во время реставрации покрыты известковой побелкой. Территория комплекса имеет план в форме неправильного пятиугольника. В центре участка стоит церковь Воскресения, один из углов владения закрепляет северо-западная башня, второй – одноэтажная сторожка. Все здания возведены из кирпича, оштукатурены и побелены.

Церковь Воскресения. 1690 г., 2-я пол. 18 в., 1857 г.

Крупный приходской храм, облик которого отражает его сложную строительную историю: объемная композиция здания типична для местного зодчества кон. 17 в., фасадный декор свидетельствует о переделке храма в эпоху барокко, а формы трапезной характерны для раннего, «тоновского» этапа развития русского стиля.

Объемная композиция церкви симметрична относительно продольной оси. Массивный двусветный четверик завершен четырехскатной кровлей и увенчан пятью шарообразными чешуйчатыми главами, четырехгранные барабаны которых (центральный световой) подняты на невысоких постаментах. Пониженный алтарь с тремя скругленными апсидами по ширине равен четверику, а обширная квадратная в плане трапезная – значительно шире. С запада композицию замыкает колокольня, состоящая из низкого четверика, служащего основанием для восьмигранного столпа с ярусом звона и высоким шатром с тремя рядами слухов.

Фасады храма и алтаря объединены общим невысоким гладким цоколем. Углы четверика закреплены огибающими лопатками. Узкий карниз из простых полочек отделяет от нижней части стен довольно высокий аттиковый ярус, украшенный на всех фасадах тремя крупными полуциркульными кокошниками, имитирующими закомары. Венчающий карниз с гладким фризом, раскрепованный на углах, в верхней части оживлен рядом ступенчатых консолек, расширяющихся кверху. На боковых фасадах три оси прямоугольных проемов (по центру расположены входы) заключены с рамочные наличники с ушами, профилированными подоконниками и высоко поднятыми сандриками. Наличники окон второго света дополнены лежачими надоконными нишами. Над входами устроены металлические навесы на изогнутых металлических кронштейнах. Углы алтаря и сочленения алтарных выступов подчеркнуты лопатками. Фасадный декор – наличники окон (по одному в каждой из апсид и по одному на боковых сторонах) и карниз аналогичны декору храмового четверика. Стены трапезной расчленены сдвоенными лопатками, по которым раскрепован гладкий цоколь, профилированные полочки в уровне подоконников и перемычек окон и венчающий карниз с гладким фризом. В каждом из трех прясел на боковых стенах трапезной расположено по парному прямоугольному окну, объединенному с полуциркульными окошками второго света крупными наличниками в русском стиле: полуколонки с перехватами служат основанием для полуциркульных архивольтов-кокошников, связанных щипцом. Пластику этих наличников усиливают узкие лежачие нишки под и над нижними окнами. Такие же наличники украшают ложные окна на западном фасаде трапезной.

Углы приземистого нижнего четверика колокольни фиксированы огибающими лопатками, крепующими карниз, составленный из трехрядной пилы и ступенчатых зубцов. Западный фасад прорезает широкая арка входа, к которому ведут ступени невысокой лестницы. Изгибу арочной перемычки вторит тонкий валик, смыкающийся вверху с небольшим квадратным киотом для иконы. Ребра высокого восьмигранного глухого столпа (лишь на западной грани его существует маленькое арочное окошко с килевидным обрамлением) также подчеркнуты огибающими лопатками, в карниз введены узкие ленты поребрика. Особой насыщенностью отличается декор шатра: арки звона оформлены профилированными килевидными архивольтами, опирающимися на пучки полуколонок с перехватами, над ними помещены фронтоны из трех полуциркульных кокошников, а проемы слухов заключены в колончатые наличники с разнообразными фронтончиками.

Четверик храма перекрыт четырехлотковым сводом с отверстием светового барабана в шелыге. Окна на боковых стенах объединены высокими вертикальными нишами. Тремя арочными проемами храм связан с алтарем, имеющим коробовый свод, замкнутый с востока конхами апсид, с распалубками над окнами. От четырех крещатых столбов трапезной к пристеным пилястрам переброшены подпружные арки, поддерживающие три поперечных коробовых свода с глубокими распалубками. В нижнем ярусе колокольни – коробовый свод. Вход на лестницу, ведущую к звону, находится в южной стене колокольни.

В алтаре храма и на своде четверика под записью маслом рубежа 19 – 20 в. сохранились клеевые росписи 1838 г., исполненные в академической манере. В своде алтаря расположен образ Отечества, на западной стене – «Тайная вечеря», по сторонам от нее – гризайльные натюрморты с богослужебными атрибутами, а ниже, по сторонам центральной арки – «Явление Христа ученикам» и «Уверение Фомы». По сторонам от восточного окна в овальных рамах написаны «Распятие» и «Несение креста», в распалубке над окном – Христос «Царь царем», над окном в южной стене – «Христос перед Пилатом». В цен-тральной арке алтаря изображены праотцы Мелхиседек и Аарон. В своде храма, отделен-ном от стен гризайльным карнизом, помещена многофигурная композиция Новозаветной Троицы в окружении Сил небесных. Живопись на стенах скрыта под записями кон. 19 – нач. 20 в.

Северо-западная башня, 2-я пол. 18 в.

Ярусная объемная композиция северо-западной башни характерна для эпохи барокко. Фасадные плоскости нижнего квадратного в плане четверика выступают слабыми ризалитами, между которыми заглублены скругленные углы. Меньший по площади второй ярус имеет форму восьмерика с узкими диагональными гранями, выделенными раскреповками. Колоколообразная кровля увенчана миниатюрной металлической главкой с прапором. Западный фасад четверика украшен имитацией итальянского окна – широкой прямоугольной трехчастной нишей, дополненной маленькой полуциркульной нишкой над центром. Входу на южном фасаде, закрытому кованной металлической дверью, с противоположной стороны соответствует прямоугольная ниша, восточный фасад – глухой. Венчающий карниз составлен из нескольких уплощенных полочек. Восьмерик разделен двухполочным карнизом на две части: нижняя декорирована аркатурой, верхняя – прямоугольными нишками. Маленькое помещение внутри башни перекрыто сомкнутым сводом.

Сторожка, 2-я пол. 18 в., кон. 18 - нач. 19 в.

Характерный пример небольшой служебной постройки в формах барокко. Одноэтажное здание имеет Г-образную форму плана: к его основной части, чуть вытянутой с юга на север, под прямым углом с востока примыкает более узкое протяженное крыло – оба под вальмовыми крышами, а выдающийся вперед юго-западный угол фиксирует ярусный объем башни. Прямоугольные окна, прорезающие стены сторожки, заключены в прямоугольные высокие ниши, оформленные узкими гладкими рамками с двухполочными сандриками в завершении. На уровне подоконников проемы соединены полочкой. Завершает фасады узкий карниз. Западный и южный фасады башни прорезаны широкими трехстворчатыми окнами; под подоконной полкой помещена крупная лежачая ниша, по сторонам размещены грубоватые пилястры, а центральная ось подчеркнута полуциркульной нишкой. Второй ярус декорирован аналогично северо-западной башне. Главный вход в сторожку расположен на восточном фасаде ее основной части, еще два – на северном фасаде примыкающего крыла. В основном объеме капитальными стенами выделены две комнаты, соединенные маленькой прихожей, в восточном крыле, видимо, использовавшемся под хозяйственные нужды, – было одно помещение, ныне разделенное перегородкой.

Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 230; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 125-126, № 148; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 215-216; Зонтиков Н.А. Символ России // Костромская земля. Вып. 4. Кострома, 1999. С. 9-15; Войтюк-Йенсен Т. Маленькие записки по истории большого села // Костромская старина. Кострома, 1999. № 13. С. 4; Кивокурцева О. Единоверческий храм и его неутомимый пастырь // Костромская старина. Кострома, 1999. № 13. С. 8-9; Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000. С. 445-447; Кучин Н.П. Сусанинской тропою. Кострома, 2000. С. 33; Буйская земля. Кострома, 2002. С. 62; Исторические города и села Костромской области. Кострома, 2004. С. 185 –186; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 10: Буйский район, Сусанинский район. Кострома, 2008. С. 195-199. Архивные источники: ГАКО. Ф. 130. Оп. 2. Д. 858; Оп. 4 доп. Д. 223; Оп. 9. Д. 1289, 1293, 1302, 1309, 1313, 1316, 1330, 1353, 1366, 1383, 1389, 1393, 1411; Оп. 14. Д. 20; Ф. 137. Оп. 2. Д. 3794.

http://svodokn.ru/object/101526898?open=true


HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
 
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)  27 октября 2020

Летопись храма в современное время (1971 - н.в.)

Последующие четыре десятилетия обезглавленный храм в переименованном селе жил обычной жизнью закрытого храма: в его стенах вслед за зерноскладом пребывали не менее нужные и важные учреждения — сапожная мастерская, склады Сусанинского Райпо и т.д. Поворот к лучшему произошёл в 70-е годы, после отмеченного в 1971 году столетнего юбилея приезда в Молвитино А.К. Саврасова. Юбилей привлёк внимание к положению храма, и Воскресенскую церковь в Сусанине было решено реставрировать и разместить в ней районный музей.

По заказу областного управления культуры костромскими реставраторами был выполнен проект реставрации храма (автор проекта — архитектор А.П. Чернов), и в 1977 году на нём начались реставрационные работы. В последующие годы храму в значительной степени был возвращён прежний облик: над его четвериком вновь поднялось увенчанное позолоченными крестами пятиглавие; лишённая металлической обшивки, в своём первоначальном виде предстала колокольня...

К 1988 году восстановление Воскресенского храма в целом было завершено и в его бывшую трапезную (тёплый храм) перевели из прежнего помещения районный музей, в основном посвящённый подвигу Ивана Сусанина. Открытие музейной экспозиции в бывшем храме, состоявшееся в сентябре 1988 года и приуроченное к празднованию 375–летия подвига Сусанина, было весьма торжественным: на него приехали, в частности, 1–й секретарь Костромского обкома КПСС В.И. Торопов, заместитель министра культуры РСФСР Н.Б. Жукова и др. Была разрезана алая лента — право на это «получили лучшие механизаторы района», — и новая жизнь древнего храма в качестве музея началась.

Однако безмятежно музей в стенах храма пребывал недолго. 1988 год — год открытия музея — был и годом 1000–летия крещения Руси, когда грянувшее изменение политики государства по отношению к церкви очень скоро поставило пребывание музея здесь под вопрос. Верующие посёлка, свыше пятидесяти лет лишённые своего храма, стали требовать использования его здания по прямому назначению.

Всё началось с того, что в том же 1988 году группа верующих, не решаясь ещё говорить о передаче Воскресенского храма, стала просить вернуть им Покровский храм, также закрытый в тридцатые годы и долгое время использовавшийся в качестве складов Сусанинского райпотребсоюза. Словно в издёвку, как раз накануне празднования 1000–летия крещения Руси в бывшем Покровском храме взамен складов была устроена пивная и его металлические двери «украсила» короткая надпись большими буквами — «Пиво». Однако пивная в бывшем храме просуществовала относительно недолго. Критика в печати, а главное — угроза того, что верующие не получив его, начнут требовать Воскресенскую церковь, заставила местные власти пересмотреть свою позицию, и в начале лета 1990 года Покровский храм — неотапливаемый, лишенный глав и колокольни — был передан верующим посёлка. 15 июля 1990 года возвращённый храм был освящён главой Костромской епархии епископом Александром.

Однако ненормальность того, что верующие оказались в неотапливаемом и полуразрушенном храме, в то время как рядом находился отапливаемый и в основном восстановленный храм-музей, в который местное население, как это принято в районных музеях, сходив на открытие, больше практически не заходило, со всей неизбежностью подняло вопрос о возвращении Русской Православной Церкви и Воскресенского храма. По этому поводу в районной и областной печати началась полемика. Противники возвращения храма верующим обосновывали свои возражения тем, что его передача повлечёт за собой ликвидацию музея. Сторонники возвращения указывали на то, что пребывание «музея подвига Ивана Сусанина» в бывшем храме, по сути является актом неуважения к памяти знаменитого народного героя. Наиболее обоснованно на этот счёт выступил редактор епархиальной газеты «Благовест» священник В.И. Шапошников, написавший: «…спросим себя: как бы отнёсся сам Сусанин к тому, что вот на той самой родной земле, для спасения которой он жизни своей не пощадил, существует храм, из которого фактически изгнано само Имя Божие, причём изгнано как бы ради того, чтобы утвердилось в том храме его собственное имя? Нет никакого сомнения в том, что его христианское сердце исполнилось бы великой скорби, и сказал бы он своим забывшим Бога землякам: «Неразумные! Почто сотворили вы сиё во имя моё? Разве совершил я что-либо ужасное, что даже память обо мне наказана столь страшным образом?!»

В конце концов, очень нелёгкое в нынешних условиях, но бесспорно разумное и справедливое решение о переводе музейной экспозиции из Воскресенской церкви в один из старых особняков райцентра с последующей передачей храма верующим было принято. Конечно, до осуществления этого решения предстоит очень неблизкий путь. Необходимо отремонтировать переданный под музей особняк, необходимо завершить реставрацию в Воскресенском храме (и прежде всего ликвидировать ту невообразимую картину в холодном четверике с его ужасной ямой), необходимо полностью возродить храм — в нём вновь должны появиться иконостасы, образа, колокола на колокольне и т.д. В Воскресенском храме — напомним, древнейшем храме района — должно быть возобновлено богослужение, что окончательно вернёт ему значение главной святыни посёлка. Те же туристы, которые будут приезжать сюда, должны видеть не только посвящённый Ивану Сусанину музей, но и действующий — как при Саврасове — храм, изображённый на его знаменитых «Грачах» (тем более, что в память о великом художнике, верующем человеке, трагически окончившем свою жизнь, в храме могли бы служиться панихиды). Осуществить всё это в современных условиях, конечно, будет очень трудно, однако мы верим, что всё это будет сделано. Ведь храм, изображённый на картине, являющейся одним из символов России, и сам поэтому являющийся таким же символом, заслуживает и соответствующего к себе отношения.

https://kostromka.ru/kostroma/land/04/zontikov/7.php





Комментарии и обсуждение


Церковь изображена на знаменитой картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели". Село в то время называлось Молвитино.
4 марта 2008.