С большой вероятностью Воскресенскую церковь в Сусанино можно назвать "памятным", "мемориальным" храмом - как предполагается, им безутешный отец почтил память сына, погибшего в 1682 году во время стрелецкого бунта. В начале ХVII века в Молвитине уже была шатровая деревянная церковь во имя Архангела Михаила. С 1671 года единоличным владельцем Молвитина становится боярин Пётр Михайлович Салтыков, дальний родственник царя Алексея Михайловича, занимавший в государстве в разное время руководящие посты. В мае 1682 года в Москве вспыхнул стрелецкий бунт, известный под названием "Хованщина", в котором погиб сын Петра Михайловича - Фёдор. Именно эта потеря подвигла Петра Михайловича Салтыкова приступить к строительству каменного храма в родовой вотчине. Строительные работы начались, видимо, вскоре после 1682 года. В 1690 году храм освятили. В том же году Пётр Салтыков скончался.
Сусанинская Воскресенская церковь - нерядовой храм, а в масштабах отдельно взятой Костромской области и подавно. В специальных трудах, посвящённых истории отечественного зодчества, ему в любом случае нашлось бы место. Но поистине народной своей славой храм обязан тому, что в 1871 году в Молвитино заехал Алексей Саврасов и написал здесь картину "о русской весне", избрав Воскресенскую церковь в качестве фона, который превратил как бы "обыкновенный" пейзаж в высокий национальный символ, а само полотно - в шедевр русской живописи.
Воскресенский храм от самого времени его освящения был трёхпрестольным. Помимо главного престола, освящённого в честь Воскресения Христова, в нём имелись приделы - Михаила Архангела (южный) и святителя Николая Чудотворца (северный). Как мы понимаем, посвящения главного престола (для храмоздателя - "концептуального"), храм традиционно воспринял от своих деревянных предшественников. В документах середины ХIХ века посвящение Никольского придела показано несколько изменённым - теперь этот придел именуется как "святителей Николая и Тихона Амафунтского". Когда произошло переосвящение, не известно. До революции Воскресенский храм вёл обычную жизнь приходской церкви. Время от времени менялся лишь внешний вид церкви. Во второй половине ХVIII века первоначальное позакомарное покрытие здания заменили четырёхскатной кровлей, несколько надстроив храм. Тогда же переделали в барочном духе барабаны глав, сами главы, алтарную часть и упростили декор основного четверика. Прежней оставалась только шатровая колокольня, генеалогически восходящая к ярославским шатрам ХVII века и во многом их повторяющая. Впрочем, в середине ХIХ века и она изменила свой лик - верхнюю её часть (вероятно, тогда начавшую ветшать) обили жестью. Работы эти производились в рамках большого ремонта, предпринятого в 1855-1857 годах. Он сопровождался полной перестройкой трапезной - с её существенным расширением. Последнее можно назвать решением своевременным, потому что к 1850-м годам храм совершенно перестал удовлетворять нуждам растущего села. Трудно сказать, почему в многолюдном Молвитине не строили новых храмов, но это факт - Воскресенская церковь долго оставалась единственной в селе. Имелся, правда, деревянный единоверческий Покровский храм (в 1876 году перестроенный в камне), но его приход насчитывал менее ста человек, в то время как в Воскресенском приходе числилось несколько тысяч прихожан, а сама церковь принадлежала ко второму, весьма высокому, классу (всего таких классов было семь).
После ремонта 1850-х годов и до самой революции 1917 года Воскресенский храм практически не менялся. По крайней мере снаружи. Внутри кое-какие изменения произошли - в 1881 году он был раписан. До этого росписи в нём выполнялись в 1838 году - мы не знаем, впервые или по уже существовавшим росписям, переставшим удовлетворять церковное начальство. В советские годы в Молвитине, переименованном в 1939 году в Сусанино, всё было, как везде по стране. В 1922 году Воскресенский храм лишился всего, в чём советские контролёры узрели наличие драгоценных металлов; в середине 1930-х годов с колокольни сбросили колокола; летом 1938 года церковь закрыли, приспособив её здание под зернохранилище. В процессе этого "приспособления" исчезли барабаны с главами. Впоследствии хозяева менялись (сапожная мастерская, райпотребсоюз) - храм при этом неуклонно разрушался.
Ситуация изменилась в 1971 году, когда в Сусанине отмечали столетие приезда в село А. Саврасова. Празднование выглядело странно - звучали хвалебные слова в адрес саврасовского шедевра с изображением Воскресенского храма, а храм при этом напоминал декорации из фильма про войну. Кажется, власть предержащие почувствовали эту неловкость - вскоре было принято решение завершить "хозяйственное" использование церкви и приступить к её реставрации. Проект реставрации подготовил костромской архитектор-реставратор А.П. Чернов, к работам приступили в 1977 году - они растянулись на десятилетие; да и то сказать, сделать предстояло немало - восстановить пятиглавие, освободить от жести колокольню, выполнить ремонт интерьеров. В 1988 году в предверии 375-летнего юбилея сусанинского подвига, в бывшем Воскресенском храме открыли Музей подвига Ивана Сусанина. Музей функционирует здесь по сей день - в качестве филиала Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Говоря об архитектуре Воскресенского храма в Сусанине, исследователи непременно вспоминают ярославскую школу зодчества. Это логично - географически она наиболее близка молвитинской земле. Сверх того, нередко утверждается, что каменную церковь в Молвитине строили именно ярославские мастера. Утверждения эти небеспочвенны. Действительно, ХVII столетие, особенно вторую его половину, называют золотым веком ярославской архитектуры - в Ярославле к тому времени сложился оригинальный тип православного храма, а каменное строительство достигло невиданного размаха. Основные особенности церковных построек той поры - отсутствие подклета, сочетание симметрии и ассиметрии в одном здании, позакомарное покрытие, высокие барабаны с огромными луковичными главками, соизмеримые, а то и превосходящие по высоте основной четверик, характерные шатровые колокольни, размещаемые, как правило, у северо-западного угла храма, обильный краснокирпичный декор, богатые внутренние росписи... Кое-что из перечисленного мы обнаружим в Воскресенском храме. Сусанинский храм, если мысленно избавить его от позднейших наслоений, включает в себя симметричное в плане устроение основного четверика, солидные барабаны с наверняка луковичными первоначально главами, испорченные "барочной" перестройкой, выразительную шатровую колокольню, которая в первом "варианте" храма соединялась с основным четвериком небольшой трапезной одинаковой с четвериком ширины, закомары, в результате реконструкций ставшими ложными. Другими словами, если бы можно было волшебной силой перенести Воскресенский храм в Ярославль, то он бы не смотрелся там чужеродно.
Главы Воскресенского храма покоятся на высоких барабанах, выполненных в стиле барокко, - покуда сохранялось позакомарное покрытие четверика, они были ещё выше ( во-первых, нижнюю часть барабанов скрыла новая крыша, а во-вторых, в процессе реконструкции ХVIII века четверик надстроили). И не только выше, но и другой формы - вероятнее всего, в соответствии с традициями эпохи, барабаны были круглыми в сечении и световыми. Иную - луковичную, с удлинённым верхом, форму, как у всех памятников ярославской школы периода её расцвета, почти наверняка имели и главы. Высокий четверик освещается двумя рядами окон, их форма и наличники явно не из ХVII века - это плоды позднейших перестроек. Когда-то четверик имел позакомарное покрытие, заменённое в конце ХVIII столетия четырёхскатной крышей, - древние закомары ныне хорошо просмативаются: они выделены двухступенчатым выступом. Любопытно, что саврасовские "Грачи" показывают нам росписи в арках закомар - имелись ли такие в действительности, не изсестно. С востока к четверику примыкают три апсиды, их полукружия едва различимы. Первоначальная трапезная, соединявшая храм и колокольню, была гораздо меньше - перестроили её в 1850-х годах. Работы эти выполнялись "по необходимости", в связи с возросшим числом прихожан. Оформление новой трапезной соответствует времени её строительства. Стилизация "под" древнерусские образцы очевидна, например, в наличниках, обрамляющих высокие спаренные окна.
Колокольня - едва ли не единственная полностью сохранившаяся часть Воскресенского храма и, пожалуй, наиболее выразительный его "фрагмент". Она состоит из нижнего четверика, поставленного на него восьмерика с ярусом звона наверху и шатра. В ярусе звона - арочные проёмы, "рифмующиеся" со слуховыми окнами шатра, размещёнными в три ряда. Слуховые окна снабжены фигурными наличниками, перемычки которых выполнены в форме тройных кокошников. Для посещения открыта только трапезная Воскресенского храма - в ней развёрнута экспозиция, посвящённая подвигу Ивана Сусанина. Церковное здание здесь опознаётся без труда - по мощным крестчатым столпам, разделяющим пространство на три условных "нефа", по аркам, переброшенным между ними. Сами "нефы" теми же столпами разбиты на несколько "отсеков", каждый со своим крестовым сводом. Кстати, такое устройство помещения весьма удобно для размещения экспозиции, позволяя "развивать" её как тематически, так и хронологически. Что касается основного четверика, то вход в него закрыт.
Вот что писал 15 лет назад костромской краевед Н.А. Зонтиков: "Проектом реставрации в 1976 году было предусмотрено установить в холодном храме Воскресенской церкви иконостас, вывезенный ранее реставраторами из храма села Попкова Галичского района и в разобранном виде сложенный в подклете Богоявленского монастырского собора в Костроме (как раз там, где были погребены владельцы Молвитина Салтыковы, в том числе и строитель Воскресенского храма П.М. Салтыков). Однако так как по высоте попковский иконостас не мог поместиться в четверике холодного храма, то проектом предусматривалось "опустить пол на месте существующей солеи на 80 см ниже общепринятой его отметки". Эта абсурдная идея, к сожалению, была претворена в жизнь: старинные чугунные плиты, покрывавшие пол на участке "понижения", были выкинуты, и на этом месте была выкопана яма гораздо более глубокая, чем предполагалось проектом. Ныне холодный храм выглядит так: примерно половина прежнего пола в нём осталась нетронутой, в середине же помещения - провал, в котором стоят ободранные конструкции многострадального попковского иконостаса".
До революции в Воскресенском храме, как и в любой старой церкви несомненно, имелись святыни. Точных сведений о них, к сожалению, не сохранилось. Лишь известно, что в церкви имелась храмовая икона Воскресения Христова, написанная в 1725 году специально длч молвитинского Воскресенского храма которая в советские годы оказалась утеряна, так же в богоборческие годы был утерян и список с иконы чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, пребывавшей до 1922 года в этом храме. Сейчас в музейной экспозиции, развёрнутой в трапезной, не то что храмовым святыням, но даже простым иконам не нашлось места.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №184, 2016 г.