В Слободском, по праву считавшемся носителем русского духа, существовал целый ансамбль, сооружения которого были выстроены в основном в псевдорусском стиле. Ансамбль этот - женский Христорождественский монастырь. И хотя возраст его к концу XIX века приближался к 300 годам, расцвета своего он достиг именно к концу XIX - началу XX века.
Вот как описывался этот монастырь в 1905 году: «Если ехать из Вятки в Слободской на пароходе, то монастырь почти не виден, так как он лежит в самом центре города, видна только его высокая тонкая колокольня да купол теплого храма. Гораздо лучше открывается вид на обитель, если подъезжать к городу по почтовому тракту, который выходит на улицу, идущую как раз около монастыря. Площадь, занимаемая обителью, имеет форму квадрата, обнесена кругом высокой каменной стеной и недавно обсажена со всех сторон молодыми деревцами. Все корпуса церкви, монастырская стена - все окрашено в бледно-розовый цвет, что придает всему такой уютный, веселый вид». А основан монастырь был в начале XVII века на тогдашней городской окраине и назывался Спасским в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя, имя Которого носил главный престол первого монастырского храма. Вокруг этого храма и начиналась застройка монастыря. Временем основания его считается первая четверть XVII века. До этого монашествующие, по описаниям, жили в кельях при приходских церквах. Затем же горожане, «желая собрать их, живущих разрозненно, и доставить на удобства к общежитию», склонились к постройке в своем городе монастыря. Но просуществовал он недолго, был закрыт, переведен в уфимский Христорождественский, но затем вернулся по причинам ветхости уфимского монастыря и из-за боязни разорения монастырского имущества отрядами Пугачева. Но, не имея достаточно места, окруженный со всех сторон городской застройкой, монастырь долго еще был очень маленьким и почти не застраивался. Но с тридцатых годов позапрошлого столетия он начинает приобретать силы, расширять свои владения через покупку смежных с ним домовладений. Шаг за шагом обитель расширяла свои пределы, принимая форму квадрата, застраиваясь корпусами. К наиболее древним относится маленький домик за оградой.
Ансамбль монастыря сложился к началу XX века и в отличие от монастырей XVI - XVII веков женский Христорождественский монастырь связан не столько с природной ситуацией, сколько с городской структурой регулярного характера. Территория монастыря окружена была оградой, последний раз она перестраивалась в 1893 году, когда потеряла уже свое назначение оборонного сооружения, как это было еще в XVII веке. Ограда и башни решены в псевдорусском стиле. Ярусы кокошников поднимаются по шатру к маленькой главке. Ограда имеет декор, характерный для деревянной церковной архитектуры русского севера. Каждая из сторон ограды имела ворота. Торжественными, парадными считались восточные - святые ворота.
В соборе Рождества Христова с трех сторон расположены хоры: женский монастырь славился пением, чрезвычайно стройным и выразительным. Городские жители и гости города обязательно ходили слушать пение сестер, по воспоминаниям, доставлявшее большое эстетическое наслаждение.
Вообще, духовные обители с глубокой древности были неотъемлемой частью русских городов. Монастыри умело вписывались в структуру городской застройки или органично включались в природную среду, поражая умением наших предков выбрать место «зело красно» и сделать суровое и аскетичное по назначению сооружение светлым и радостным.
В северо-восточном углу монастырской ограды во второй половине XIX века была выстроена маленькая часовенка, одновременно служившая местом продажи различной утвари: образков, книжечек, тканых поясков. Вся эта продукция производилась непосредственно в монастыре. Ведь насельницы его выполняли самую различную работу, или «послушание», говоря монастырским языком. Монахини столярничали и занимались живописью, вышивали и фотографировали. Монастырь имел свой небольшой свечной завод, свое подсобное хозяйство. Монахини существовали в основном на средства от продажи своей продукции - сшитого здесь белья, церковного облачения. Большую часть монастырского дохода приносила живописная мастерская - самая замечательная из всех других. Насельницами Слободского монастыря были расписаны иконостасы многих сибирских церквей, они выезжали расписывать и малые церкви Вятской губернии.
Замечательным сооружением в монастыре была и школа. Она имела свой двор с дворовыми постройками с Шестаковской улицы и вход в корпус - с Вятской. В школе обучались 150 девочек разных сословий, преимущественно крестьянских детей. Собственно в здании помещались две школы: второклассная церковно-приходская, и одноклассная - так называемая образцовая школа грамоты. При школе находилось общежитие для учениц и квартиры для трех учительниц. Замечательно и само здание школы. Оно было выстроено в начале нашего века, но напоминает по архитектуре русские палаты и терема XVI - XVII веков. В тех же традициях за монастырской оградой появились новая трапезная и новый корпус настоятельницы. Всего, включая больницу, прачечную, баню и маленькую тепличку, монастырь имел 16 корпусов.
Внутренняя планировка монастыря по древней традиции представляла трехплановую пространственную композицию. Первый план составляли монастырские храмы. Заходя в обитель, посетитель в первую очередь видел их. К храмам вела и главная монастырская дорога. На втором плане видны были жилые корпуса, а на третьем – хозяйственны постройки. Территория монастыря была благоустроена и ухожена, деревянные тротуары вели к корпусам, здания окружали деревья так называемых старого и нового садов. К 1905 году старому саду было уже четверть века. Липы и тополя образовывали длинные зеленые своды, где можно было укрыться и отдохнуть в жаркий день.
Многие древние русские традиции сохранило монастырское строительство до начала XX зека, и женский Христорождественский монастырь - свидетель тому. Несмотря на его специфические черты, в жесткой структуре регулярно очерченных кварталов внутренний организм его был подчинен истинно русским, веками выверенными законами композиции.
И. Рубцова "Слободской. Архитектурные истории города"