Собор Боголюбивой Божией Матери построен по проекту столичного архитектора К.Тона, и, как полагают некоторые современные специалисты, это его удачная "подработка", где он повторно использовал свои же чертежи храма Христа Спасителя в Москве. Отсюда и размах и масштаб и качество решений. Помимо архитектурных достоинств храм был оборудован настолько совершенной инженерной системой воздушного отопления, что на сегодняшний день современными средствами и технологиями превзойти её эффективность за разумные денежные средства не преставляется возможным.
В советское время, до начала 1980х годов, собор использовался под Государственный архив кинофотодокументов, который и был заказчиком первоначальной проектной документации на ремонтно-реставрационные работы. К этому времени здание сильно обветшало. Работы начались, однако с выездом архива были приостановлены на неопределенное время. По требованию Архива в 1985 году на его технологические нужды был разработан вариант теплой одноэтажной выгородки внутри собора площадью около 800 кв.м., остальное вышележащее пространство предполагалось оставить как есть.
С принятием решения об организации на базе комплекса сооружений Боголюбского монастыря Центра перспективных проблем архитекруры, Боголюбский собор был вновь перепроектирован под нужды нового заказчика с включением в работу огромных площадей подвала.
Однако перепланировки так и не успели осуществиться. В начале 1990х монастырь целиком был передан Владимирской Епархии. Начатая в 1985 году реставрация собора продолжается и по сей день. Закончены фасады, повторно перекрашены главы, внутри собора в стадии завершения реставрация фресок на гигантской поверхности стен и сводов. По качеству и визуальному восприятию Боголюбовские фрески ничуть не уступают новодельным в храме Христа Спасителя в Москве.
Предлагаю для ознакомления часть документа, составленного по просьбе о.Иеронима, настоятеля монастыря в начале 1990х годов.
1991
инженер Щелоков О.О.
"Пояснительная записка к ремонтно-реставрационным работам
проводившимся на соборе Боголюбивой Божьей Матери,пос. Боголюбово, за период с октября 1985г. по май 1991г.
Перечень основных работ :
1. Установлены деревянные леса по фасадам,главам,в помещении основного объема до высоты окон центрального барабана, а так же в алтарной части собора. По мере выполнения отдельных видов работ часть лесов была разобрана.
2. Боковые главы покрыты вновь черным железом по деревянной обрешетке. Центральная глава покрыта медью по стальному каркасу. Предварительно химическим путем удалялась ржавчина с уже успевших проржаветь боковых глав и с каркаса центральной главы.
3. Изготовлены деревянные кресты на все главы. Кресты обиты медью, позолочены и установлены.
4. Изготовлены из меди, позолочены и установлены подкрестные шары.
5. Изготовлены вновь по старым образцам и установлены столярные заполнения оконных проемов центрального и боковых барабанов.
6. Побелены известью боковые барабаны. Делалась попытка гидрофобизации побелки специальным водоотталкивающим составом на барабане северо-западной главы и частично на северо-восточной главе.
7. Выполнялись работы по медному покрытию апсид, южных закомар, восьмериков боковых барабанов, поясков и выступающих частей фасада основного объема.
8. Утеплялся купол центральной главы, своды основного объема, апсиды. В качестве утеплителя применялись минераловатные плиты в два слоя, с устройством сверху растворной стяжки, армированной сеткой рабица. Предварительно со сводов удалялся мусор и птичий помет.
9. Демонтированы жестяные кресты и главки с северного и западного приделов. Изготовлены вновь из меди. Установка на место не разрешена из-за низкого качества.
10. Выполнялись разного рода плотницкие работы по усилению и замене сгнивших элементов стропил, ендов, лежней, обрешеток. Под покрытие медью число брусков обрешетки удваивалось.
11. Проводились разовые работы по локальному антисептированию древесины, поверхностей фасадов.
12. Имея разнородный материал покрытия центральная и боковые главы окрашены в единый цвет. Зеленый цвет яри медянки главы имели первоначально. Для покраски применялась композиция, полученная перетиром пигмента в перхлорвиниловом лаке, применяемом в среднем машиностроении. Прогноз долговечности - двенадцать лет."