На левом берегу канала, на Красной площади, обратив свои фасады строго на восток, запад, север и юг, высится Благовещенская церковь - главное культовое сооружение города Шлиссельбурга. Её закладка произошла по указу Петра I в 1702 году сразу же после освобождения Нотебургской (Орешек) крепости от шведских захватчиков. Дух петровской эпохи она сохранила и поныне в характерном декоре фасада. Первая деревянная церковь начала строиться в 1702 году. Из-за ветхости она была разобрана в 1725 году. Через три года на прежнем месте построили новую деревянную церковь, сгоревшую в 1756 году. И, наконец, в 1764 году на месте сгоревшей возвели каменную церковь. Правда, пока без колокольни, с деревянным перекрытием и деревянным барабаном купола, со скромными гладкими стенами внутри. Наружные фасады Благовещенского храма были расчленены пятью большими окнами с полуциркульными завершениями, над которыми нависали замковые камни скромных наличников. Над окнами первого этажа внутри филенок несколько усложнённого рисунка находились окна второго света, имеющие красивую эллипсовидную форму. Простенки между окнами декорированы сдвоенными пилястрами. На южном и северном фасадах весьма выразительно выделялись двери. Простенки справа и слева от них украшены крупнорустованными пилястрами, над которыми чуть вынесен вперёд фронтон с гладким тимпаном. Вся композиция архитектурного убранства фасадов завершалась развитым профилированным карнизом.
В облике Благовещенской церкви явно преобладали черты характерные для архитектуры 30 - 40-х годов ХVIII века, когда конструктивно-деловые формы зодчества первой четверти ХVIII века становятся более декоративными, чтобы к середине века расцвести в пышном барокко. Справедливо считая, что строительство церкви полностью не завершено, в 1788 году приступили к её капитальной реконструкции, которая была закончена к 1795 году. В результате реконструкции облик Благовещенской церкви во многом изменился; характер её архитектуры остался прежним. Пожалуй, самым существенным в реконструкции явилось строительство колокольни со шпилем весьма значительной высоты - около 52 м. Колокольня была пристроена к западному фасаду, и через неё оформлен главный вход в церковь. Вертикальный ритм, заданный устремлённой вверх колокольней, как бы подхватил новый высокий барабан центрального купола, прорезанный, так же как и фасады, шестью окнами-люкарнами с полуциркульными завершениями. Не было забыто и обветшавшее деревянное перекрытие - его заменили кирпичным крестовым сводом. Внутри церкви для поддержания арок свода поставлено восемь мощных столбов, разделивших первоначально цельный и светлый объём на три нефа. На сторонах столбов, обращённых к стенам, появились сдвоенные пилястры, которым соответствовали такие же пилястры на самих стенах. Провинциально простой интерьер стал сумрачным и торжественным. Однако следует отметить, что новое оформление интерьера и реконструкция общей композиции ещё больше приблизили Благовещенскую церковь к памятникам архитектуры ХIХ столетия.
В облике Благовещенской церкви чётко выступает её прообраз - великолепный собор Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Храм является высотной доминантой Шлиссельбурга, подчёркивающий своеобразие архитектурного пейзажа центральной части города. Чрезвычайно пострадавшая в годы Великой Отечественной войны, в период фашистской оккупации Шлиссельбурга, Благовещенская церковь медленно восстанавливается по проекту архитектора А. Н. Милорадовича.
Из книги: Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М. Памятники архитектуры Ленинградской области. - Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987