Мыс Херсонес, на крайнем юго-западе Крымского полуострова, издавна был заселен. Еще в V веке до н.э. здесь возникла греческая колония, которую основали выходцы из Гераклеи. Выгодное с точки зрения обороны расположение, удобные гавани способствовали быстрому развитию города, что вскоре стало важным центром античной цивилизации на востоке. Позже Херсонес подпал под юрисдикцию Рима, а впоследствии – Византии. Процветающая колония вела постоянные войны с варварским окружением и в то же время поддерживала с ним оживленные торговые и культурные связи. Херсонес был влиятельным религиозным центром, откуда христианская церковь восточного обряда распространяла миссионерскую деятельность на прилегающие территории языческого мира.
В 988 году киевский князь Владимир Святославич совершил военную выправу в Крым и осадил хорошо уфортифицированный Херсонес (известный на Руси под названием Корсунь). «Переняв» воду городу и заставив этим Корсунцев сдаться, Владимир потребовал от императоров Византии отдать за него их порфирородную сестру. Те согласились при условии, что князь отречется от язычества и примет крещение. Это условие соответствовало его намерениям и было немедленно выполнено. Нестор пишет: «Крестился же (Владимир со своими воинами) в церкви Святой Софии, и стоит та церковь в Корсуне посреди города, где торгуют корсунцы. Палата Владимира окрай церкви стоит и по сей день, а Царицына палата – за алтарем».
Итак, место происшествия было хорошо известно современникам и потомкам князя. Уничтоженный Ордой Едигея в ХV веке средневековый Корсунь-Херсонес уже никогда не свелся с руин и, засыпанный пеплом истории, ждал своего часа. Православная церковь всегда придавала большое значение этому месту, но доступ к святыне сделало возможным только окончательное завоевание Крыма в 1789 году. Уже в 1825 году командующий Черноморского флота адмирал А. Грейг советовал Александру и посетить Херсонес. Там император надеялся воздвигнуть небольшой храм с пристанищем для старцев, но его наглая смерть помешала осуществлению этого замысла.
И все же в 1829 году по всей Российской империи проведен сбор средств для сооружения памятника в честь Крещения св. Владимира. Монумент в виде каменного обелиска с надписью предполагалось установить на херсонесском городище вблизи останков церкви, где, по летописным известием, произошло Владимирово крещение. Руины того сооружения раскопал адмирал О. Грейг. Тогда же объявили конкурс на проект памятника. Победил на нем киевский архитектор О. Беретти, но его проект, несмотря на одобрение Николая I, остался не воплощенным по техническим причинам. В 1843 году император, находясь в Севастополе, посетил Херсонес, где вновь рассматривалось дело о праздновании на месте крещения князя Владимира. По распоряжению императора вместо обелиска должен был быть построен храм (проект архитектора К. Тона), причем не в Херсонесе, а в самом Севастополе. Место для храма Николай и выбрал сам. Однако, православное духовенство не теряло надежды создать в Херсонесе свой очаг. Поэтому когда в 1850 году архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий получил разрешение на возрождение в Крыму древних христианских святынь, он первым делом обратил внимание на Херсонес.
При поддержке адмирала М. Лазарева территория мыса была передана из подчинения командованию Черноморского флота духовным властям, городище отделено от города забором. В том же году здесь основана киновия с тремя кельями и заложена небольшая церковь (освящена ее 24 февраля 1853 г.). Поскольку киновия была посвящена св. Владимиру, планировалось возвести впоследствии храм над остатками древней церкви, где, по преданию, он принял крещение. Под надзором архиепископа Иннокентия и члена Одесского общества истории и древностей М. Мурзакевича в 1852 году составлен первый проект будущего храма. Из литературы известно, что в нем должны были быть «выдержаны все детали древней формы византийских храмов IX века». Однако и на этот раз строительство не началось, потому что адмирал М. Лазарев и генерал-губернатор М. Воронцов выразили сомнение относительно идентификации местонахождения древнего храма.
В 1854 году разразилась Крымская война, и Севастополь оказался в осаде. Киновия была разрушена, а территория городища перекопана французскими шанцами и пушечными капонирами. Сразу после войны киновия возрождена, а на средства купцов Петра и Михаила Телятниковых в 1857 году возведена новая церковь во имя Семи Херсонесских мучеников. Тогда же начали строить главный монастырский корпус с домовой церковью Покрова, который освящен только в 1863 году.
В 1858 году Александр II согласился с тем, чтобы собор в честь Владимира Великого был построен на ранее выбранном месте, а синод дал санкцию на сбор пожертвований для строительства по всей территории Российской империи. Заниматься строительством поручалось комитету во главе с генерал-майором З. Аркасом (братом отца известного украинского историка М. Аркаса). Тогда же объявлен общероссийский конкурс проектов собора, на котором первенство получил ректор Академии искусств, профессор архитектуры Д. Гримм. Его проект утвердил Александр II 2 июля 1859 года. Поэтому создана специальная комиссия, которая должна была руководить строительством. Занятый преподавательскими делами в Петербурге, Д. Гримм не мог сам присматривать за работами в Херсонесе. По его рекомендации, поддержанной президентом Академии князем Г. Гагариным, на должность исполнительного архитектора назначили Антонова.
В течение 1860–1861 годов осуществляли перепланировку местности, изучение геологии строительного участка, заготавливали строительные материалы. Статус Херсонесской обители, к тому времени довольно скромный, не отвечал начатому грандиозному строительству. Поэтому весной 1861 года киновия была повышена до статуса первоклассного монастыря. О весомости начатого дела свидетельствовало и присутствие императорской четы на торжественных закладках 23 августа 1861 года краеугольного камня в фундамент главного алтаря. Там была замурована памятная медная таблица с перечнем имен светских и духовных лиц, участвовавших в торжествах.
Сооружение фундаментов продолжалось два последующих года. 15 октября 1863 года великий князь Михаил Александрович положил первые камни в стену горнего места центрального алтаря нижнего храма, чем отметил начало возведения надземной части здания. По заказу императрицы вылили колокол весом 111 пудов, для которого построили временную колокольню. Но вскоре, из-за финансовых неурядиц, строительные работы затормозились.
Только в 1867 году подрядчик И. Кухтин под надзором архитектора К. Вяткина закончил «начерно» сооружение яруса нижнего храма. 14 августа того же года великий князь Владимир Александрович положил первый камень в стену главного алтаря верхнего храма. Однако из-за нехватки средств строительство остановилось, 1 марта 1872 года строительная комиссия была ликвидирована. На помощь пришел синод. При содействии обер-прокурора К. Победоносцева 26 апреля 1873 года Хозяйственное управление заключило контракт со строителем Лозово-Севастопольской железной дороги п. Губониным на завершение сооружения. Строительство возглавил инженер-архитектор М. Арнольд. После почти четырех лет интенсивных усилий основные строительно-монтажные работы были, наконец, закончены. В приемном акте от 20 декабря 1876 года отмечалось, что: «Закончены все работы по возведению храма вчерне. Выполнен из материалов превосходного качества, правильно, тщательно и прочно, в соответствии с новейшими требованиями строительной техники; так что исполнение здания не оставляет желать лучшего и может считаться образцовым как с технической, так и с художественной точки зрения...» среди прочих документ подписал и Д. Гримм, засвидетельствовав этим, что его проект воплощен без существенных отклонений. Немалая заслуга здесь принадлежала М. Арнольду, которому пришлось находить развязки многих сложных инженерных проблем.
Итак, в то время собор св. Владимира представлял собой снаружи четырехъярусное сооружение с одной центральной баней. Основу плана составлял пространственный крест, вытянутый с запада на восток на 42 м, шириной 35 м. Высота собора достигала около 36 м. С западного фасада к основному объему примыкал притвор в форме повышенного граненого ризалитами, в его нижней части был сделан главный вход в помещения первого яруса. Три апсиды такой же формы определяли облик восточного фасада. На западе, юге и севере основной объем на уровне второго яруса опоясывали обходные галереи. Все помещения собора перекрывали своды различной конфигурации. На первом ярусе, который должен был выполнять роль т.н. теплой церкви, оставались остатки древнего крещатого в плане храма, где якобы состоялось крещение князя Владимира. Через боковую дверь (на южном и северном фасадах), а дальше по лестничным клеткам можно было добраться на второй ярус собора, до верхней церкви.
Надворные поверхности стен собора имели вид квадровой рустованной кладки. Стены и шпили сооружения завершали развитые профилированные карнизы, украшенные резными орнаментами и декоративными маскаронами в виде львиных голов. Шесть каменных крестов венчали фронтоны собора. Оконные проемы везде были арочные, разных размеров. Арки обходных галерей поддерживались спаренными колоннами с романскими капителями и базами, выполненными из разноцветного итальянского мрамора. Фасады второго и третьего ярусов украшали утопленные в камне т.н. латинские кресты в профилированной кайме. Межоконные простенки светового барабана акцентировались двенадцатью греческими крестами. Высокий ступенчатый цоколь, выложенный из твердого каспийского известняка, должен был подчеркивать монументальность сооружения. Покрыли храм цинковыми листами с нанесенными на них штампованными элементами, что производило впечатление крышечной кровли. Центральную баню венчал позолоченный шестиконечный крест. Выстроенный «начерно» и законсервированный собор просуществовал в таком состоянии почти 10 лет, и только накануне празднования 900-летия крещения Руси, в 1888 году, снова зашла речь об его окончательной отделке. По ходатайству Таврического епископа Мартиниана и обер-прокурора Синода К. Победоносцева Александр III ассигновал на дальнейшие работы 300 тысяч рублей, определив трехлетний срок выплаты их.
В связи с приближением юбилея приходилось иногда действовать наскоро. В нижнем храме установили временный иконостас и 13 июля 1888 года церковь освятили в честь Рождества Богородицы. Начала действовать новая строительная комиссия, которая, после очередного отказа Д. Гримма, поручила руководить строительными работами архитектору Н. Чагину. Усилия комиссии сосредотачивались на внутренней отделке здания. Еще в начале строительства было договорено, что будущему собору в Херсонесе передадут иконы, которые написали М. Майков и Е. Сорокин еще до Крымской войны для Владимирского собора в Севастополе, а также две картины – «крещение Владимира» и «Крещение киевлян» т. Неффа и Ф. Рисса. Эти полотна реставрировал г. Молокин, и вскоре их использовали для отделки иконостаса и плоскостей стен над дверями нижнего храма. Известно также, что кисти г. Молокина принадлежали 10 икон, написанных на «линолиумных досках». Еще 10 икон – на бельгийском матовом стекле – вместили в окнах апсид верхнего и нижнего храмов. В других окнах и фрамугах в металлические витражные заполнения вставили прозрачные и цветные шибы с гравированными орнаментами в «византийском» стиле.
Много сделал для художественной отделки интерьеров собора петербургский художник М. Прокофьев. В частности он исполнил орнаментальные рисунки в нижнем и верхнем храмах и на стенах лестничных клеток и галерей. Этот мастер написал также композиции в куполе светового барабана. В центре купола был изображен Святой Дух в виде голубя в сиянии голубого неба, в окружении Сил Небесных, а ниже, между окнами, – крылатых Серафимов. В распалубках окон третьего яруса также были изображения Серафимов, рисованные восковыми красками с золотом и серебром. Эти работы выполнялись по эскизам под наблюдением Н. Чагина и его помощника А. Тихобразова.
Особо ответственные работы в интерьере второго яруса доверили известному представителю академической школы А. Корзухину – академику живописи. Ему принадлежала композиция «Тайная вечеря» в апсиде главного алтаря верхнего храма, а также изображения 12 апостолов под окнами светового барабана и евангелистов на пандетивах. На стенах в северном и южном раменах пространства верхнего храма А. Корзухин написал композиции «Крещение» и «Преображение». Это были кругоподобныйе медальоны, выполненные, так же как и «Тайная вечеря», на тогдашнем «линолеуме», который закреплялся на специальной подоснове из лозовых фашин. Из станковых работ А. Корзухина известно об иконах в иконостасах - в главном алтаре и приделе св. Александра Невского. В главном алтаре верхнего храма на специальных постаментах были размещены копии двух икон из Успенского собора московского Кремля. По преданию, те иконы якобы вывез князь Владимир из Корсуня. Скопировал их И. Малышев. Там хранился и большой запрестольный крест его работы. Авторская принадлежность еще нескольких изображений сакрального характера на стенах верхнего храма до сих пор не выяснена.
Еще на стадии эскизного проекта, когда Д. Гримм работал над вариантами внутренней отделки храма, он разработал эскизы иконостасов для верхней и нижней церквей, но за практическое осуществление авторского замысла взялись только на последней стадии строительства. Как уже упоминалось, первый временный иконостас в нижнем храме установлен в 1888 году. Вскоре Н. Чагин создал проект главного иконостаса для верхней церкви, который предусмотрел изготовление его из карарского мрамора. Для выполнения работ в Италию отправили мастеров-каменщиков братьев Бескарини. Через два года готовый иконостас с помощью мастера И. Сеппи был установлен в алтаре верхнего храма, а 17 октября 1891 года наконец состоялось торжественное освящение собора.
В следующем году интерьерные работы продолжил В. Корецкий. В нижнем храме Рождества Богородицы вместо временного он изготовил новый, тоже деревянный, позолоченный иконостас. Резные из американского ореха иконостасы сделали для приделов Александра Невского (на юге) и Андрея Первозванного (на севере).
Окончательно сформировались интерьеры собора только перед 1894 годом, когда в обоих уровнях выложили мозаичные полы, установили резные из мрамора ограждения на солеях; в нижнем храме поставили две мемориальные стелы и «памятник» св. Владимиру, в котором хранилась рака с его мощами в виде Евангелие на аналое. Остатки стен древнего храма благоустроили и накрыли полированными мраморными плитами. Все эти работы выполнил И. Сеппи по проекту Н. Чагина.
Готовый храм поражал современников своей неординарностью. Несмотря на все перипетии, связанные с более тридцатилетним воплощением почти двумя поколениями исполнителей проекта академика архитектуры Д. Гримма, построенный собор стал достойным мемориалом большого исторического события. В целом, несмотря на некоторые строительные погрешности, о которых писал инженер М. Арнольд, было признано высокое качество и оригинальность решения многочисленных архитектурных и инженерных проблем, благодаря чему собор удостоен места в «Архитектурной энциклопедии XIX в.» Г. Барановского.
Монументальное сооружение стало доминантой для всего города. Оно было хорошо видно со многих точек тогдашнего Севастополя, а также с моря. Поэтому в 1896 году дирекция маяков и лоций Черноморского и Озовского морей предложила руководству монастыря покрасить серую цинковую кровлю бани собора в белое и таким образом сделать ее навигационным ориентиром для кораблей.
После захвата Крыма большевиками в 1919 году многолюдный (до 40 насельников) Херсонесский монастырь начал терпеть притеснения и ограничения. На монастырской территории новые власти разместили Дом инвалидов и воинскую часть. В 1923 году здесь организовали музей, а в следующем – монастырь ликвидировали окончательно. В соборе демонтировали иконостасы, киоты, устранили другую церковную утварь. С фронтонов собора посбивали каменные кресты, а крест на центральной бане обрезали по бокам и превратили в шпиль. В верхней церкви расположили музейную экспозицию, в нижней – фонды -запасники. В предвоенные времена новые властители не содержали сооружение в надлежащем состоянии. Давно нелаженные крыши протекали, живопись в интерьерах портилась, выбитые окна заслоняли фанерой.
Во время боев за город в 1942 году Владимирский собор был очень поврежден прямым попаданием снаряда. На южной стороне светового барабана образовалось огромное отверстие, но на этот раз он выстоял. Роковым для собора стал май 1944 года, когда немцы, готовясь к отступлению, по приказу коменданта города оберста Кольба заминировали и взорвали здание, в результате чего обвалились остатки барабана и перекрытия над первым ярусом. Массивные блоки на уровне третьего яруса вследствие сильного сотрясения сдвинулись, швы разошлись. Довершили разрушение храма в послевоенное время местные власть имущие. Руины собора в 50-е годы были фактически превращены в карьер для добычи камня, используемого затем в городском строительстве.
Конечно, вскоре состояние сооружения признали угрожающе аварийным. В январе 1961 года специальная комиссия обследовала руины и пришла к выводу, что собор не подлежит восстановлению, а его останки должны быть разобраны. Однако сначала надо было провести подрывные работы, а они могли иметь непредсказуемые последствия, поэтому, к счастью, предложение комиссии отклонили. В 1969-1970 годах сотрудники Московского архитектурного института под руководством доктора архитектуры К. Афанасьева выполнили обмеры и составили проект консервации и приспособления Владимирского собора под музей. Предполагалось устроить крыши на уровнях стен, которые оставались еще прочными, а также произвольно перепланировать внутреннее пространство. Этот проект также не был реализован.
Следующей попыткой решить судьбу руин был проект реставрации памятника, который подготовил в 1986 году киевский институт «Укрпроектреставрация» (научный руководитель – главный архитектор проекта Евгений Осадчий) на заказ Херсонесского историко-археологического заповедника. В отличие от предыдущих предложений проект 1986 года предусматривал полное, а не частичное восстановление собора, восстановление искаженного архитектурного образа, полное воссоздание интерьеров для возможности функционирования его как православного храма.
Такой подход к возрождению утраченных национальных памятников архитектуры впоследствии подтверждено Указом Президента Украины и Постановлением Кабинета Министров № 567 от 9 июня 1997 года «О мерах по подготовке и празднованию в Украине 2000-летия Рождества Христова», где отдельным пунктом указано: «Осуществить восстановление Михайловского Златоверхого собора, церкви Богородицы Пирогощи, Свято-Успенского собора Киево-Печерской лавры в г. Киеве и собора Святого Владимира в г. Севастополе (Крыму)». 21 декабря 1998 года среди руин Владимирского собора состоялась торжественная акция закладки капсулы с обращением Президента Украины к потомкам.
Во исполнение правительственного решения институт «Укрпроектреставрация» в сжатый срок составил существенно обновленную проектно-сметную документацию, которая была утверждена на научно-методическом совете Госстроя Украины. Согласно одобренной концепции предлагалось, как и в проекте 1986 года, воссоздание строительного объема сооружения в начальных формах с максимальным восстановлением архитектурно-художественного обустройства интерьеров.
С началом 2000 года началось и практическое восстановление собора, а уже 28 июля 2001 года, когда над главной баней вознесся золоченый крест, запланированный объем работ по восстановлению основного объема был завершен.
Чтобы справиться с этой задачей, нужно было выполнить уникальный комплекс строительно-монтажных работ с применением современных строительных технологий и материалов. Первым делом было ликвидировано аварийное состояние сооружения. Для этого с помощью профессиональных скалолазов разобрали отдельные деструктированные участки стен, остатки сводов и подпружный лук. Таким образом, расчистили и подготовили под строительство остатки сооружения, которые еще не потеряли конструктивной прочности. Особую проблему на первом этапе составляло восстановление сложного по конфигурации свода над первым ярусом собора. Первоначально его конструкция состояла из плотно подогнанных друг к другу каменных блоков, повторить которую, в данном случае, было невозможно. Во-первых, техника выполнения этих работ требовала особых навыков и квалификации производственников; во-вторых, предпосылкой сборки такой конструкции является одновременное строительство сооружения. Поэтому было решено выполнить своды в монолитном железобетоне. В результате восстановлен свод, а сооружение, кроме того, усилил жесткий диск, что требовала и общая антисейсмическая программа.
Следующим шагом стало восстановление стен третьего яруса собора и устройство над ними так же монолитных железобетонных подпружных лук и сводов с распалубками над окнами. Зато утраченные участки стен, как и в прошлом, составляли из отдельных, специально изготовленных блоков камня-известняка и скрепляли их между собой металлическими пиронами из нержавеющей стали. Здесь также выполнены специальные работы по программе антисейсмических мероприятий. Но настоящим испытанием для проектировщиков и производственников в этом контексте стало восстановление в железобетоне центрального инженерного узла собора – конструкции основы светового барабана с четырех подпружных лук с парусами (пантадивами) и мощной кольцевидной балки. Благодаря этой конструкции осуществляется переход от прямоугольного плана сооружения к круглому, то есть световому барабану. Когда вспомним, что вес светового барабана с внутренним диаметром 10,5 м превышает 900 тонн, станет понятным, какой прочной должна быть конструкция его основы.
До разрушения собора этот узел был выполнен из отдельных, различных по конфигурации каменных блоков, взаимосвязанных металлической арматурой. Конструкция его представляла собой чрезвычайно сложную систему, однако преимущество ее заключалось разве что только в том, что строители работали с однородным материалом. Воссоздавая теперь узел в монолитном железобетоне, проектировщики должны были учесть антисейсмические требования и одновременно позаботиться о том, чтобы железобетонные конструкции не «появились» на фасаде светового барабана, потому что фасады не имеют Тиньковой отделки. Несмотря на это, решили изменить форму парусов: они стали меньше, однако общие пропорции светового барабана сохранены. Ближайший ответ парусов такой формы можно видеть во Владимирском (Адмиральском) соборе в Севастополе, возводимом в то же время, что и Херсонесский.
Одновременно с работами на уровне третьего яруса и воспроизведением объема светового барабана на четверике, также перекрытого железобетонным куполом, ремонтируемые стены и своды на уровне яруса галерей. И хотя из-за нехватки финансирования эти работы до сих пор еще полностью не завершены, это не задержало дальнейшего строительства.
Однако проблемой оказался ремонт старых фасадов. Дело в том, что камень-известняк, из которого построен весь собор, простоявший в условиях агрессивной морской климат более чем 150 лет и за это время его поверхность, не снабженная специальной защитой, оказалась очень деструктированной. Добавили хлопот и последствия использования в прошлом пиронов из черного металла, от ржавления они увеличили свои размеры, что привело к многочисленным сколам камня. К тому же во время военных действий 1942-1944 годов фасады весьма пострадали от пуль и снарядов. Попадались даже фрагменты вообще без фасадной поверхности. При таких обстоятельствах приходилось разрабатывать специальные мероприятия для каждого конкретного случая. Наконец было решено применить т.н. способ «протезирования», когда в искаженной поверхности выбирают прямоугольный фрагмент, в который затем вклеивают на специальном растворе «протез» – пластину из такого же камня. Со временем отремонтированную поверхность тщательно шлифуют, в результате швы становятся практически незаметными.
По мере завершения воссоздания утраченных фрагментов и ремонта фасадов сооружение накрывали крышами. Вместо прежнего листового цинка сейчас использовали красную медь, потому что она имеет лучшие механические свойства. Форма крыш не претерпела изменений. Так же, как и прежде, на поверхность сплошного покрытия навесили элементы декоративной «черепицы», благодаря чему вид крыш стал таким же, как на архивных фотографиях.
Бывшие оригинально оформленные оконные заполнения в «византийском» стиле воспроизведены с учетом современных теплотехнических требований – вместо одинарных стекол использованы стеклопакеты, кстати, из зеркального стекла, как и предполагалось первоначальным авторским проектом: «...в рамы вставить зеркальные стекла».
Что касается входных дверей, то о них не хватало исторических сведений, кроме упоминаний в литературе, что они были роскошны. И вот в самый разгар строительства нашлись несколько довоенных фотографий собора, на которых зафиксированы и вид дверей. Увиденое поразило проектантов – массивные полотна, сплошь покрытые позолоченным бронзовым рельефом, больше походили на одеяния ценного Евангелия, чем на двери. После изготовления их, они снова станут украшением собора.
Когда было завершено возведение третьего яруса и светового барабана и в одну ночь демонтированы многоярусные леса, перед строителями открылся величественный простор Божьего храма. Итак, первостепенная задача – восстановление физического объема Владимирского собора была выполнена.
28 июля 2001 года в присутствии президентов Украины и России Л. Кучмы и В. Путина состоялось торжественное возвышение главного креста над центральной баней собора. Однако впереди остается еще очень много работы, в частности нужно закончить выкладки мозаичных полов, завершить декоративное убранство интерьеров, смонтировать мраморный иконостас в приделе верхнего храма, подвесить бронзовые люстры (заметим, что только центральная люстра – паникадило имеет диаметр 5,5 м и весит около 1 тонны). И, наконец, самая главная работа – выполнение росписей. Ведь изначально все стены и своды были сплошь укрыты разноцветными золочеными орнаментами и изящными сюжетными композициями. Работы академика А. Корзухина, профессоров Т. Неффа и Ф. Рисса, прекрасных художников М. Майкова, Е. Сорокина, г. Молокина, М. Прокофьева, И. Малышева и других погибли навсегда. А ответ на вопрос, какой будет восстановленная живопись, должен дать концептуальный проект отделки интерьеров собора, который сейчас готовится. Остается открытым пока и вопрос с золочением центральной бани. Как и в прошлом, сейчас эта идея не реализуется из-за недостатка средств.
Летом 2002 года планируется закончить покраску отремонтированных фасадов специальными защитными красками фирмы «РЕМЕРС», после чего собор приобретет «полосатый» вид, как и предусматривал авторский проект Д. Гримма. Завершатся работы окончательным упорядочением прилегающей к сооружению территории. После ликвидации строительной площадки участок вымостят т.н. судакским плитняком, который имеет шероховатую поверхность. Остатки фундаментов древних сооружений, которые обнаружили здесь археологи, будут протрассированы на поверхности известняком. И, наконец, в вечерние и ночные часы собор планируется подсвечивать специальными осветительными приборами, это будет способствовать еще большему увеличению архитектурного образа сооружения.
Леонид Крощенко, Евгений Осадчий «Владимирский собор в Херсонесе - памятник над колыбелью христианства в Украине – Руси». «Памятники Украины», 2001 г., № 4, перевод с украинского.