ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Борисовское. Церковь Василия Великого.


Борисовское. Церковь Василия Великого
Церковь. Действует.  
Престолы:Василия Великого, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:1835.
Адрес:
Владимирская область, Суздальский район, с. Борисовское, ул. Церковная, 33

Координаты: 56.2759, 40.4755
Проезд:Владимир-Суздаль 12км вправо поворот на Борисовское, заезд с южной стороны до реки Поколяйка, делящей село пополам, асфальтовая дорога.



Сортировка:

Церковь Василия Великого, , Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
Геннадий.
7 июля 2012
Церковь Василия Великого, Общий вид церкви зимой с автотрассы Владимир-Суздаль-Иваново.<br>, Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
Общий вид церкви зимой с автотрассы Владимир-Суздаль-Иваново.
Олег Щёлоков
11 декабря 2004
Церковь Василия Великого, Вид с запада<br>, Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
Вид с запада
Олег Щёлоков
12 сентября 2004
Церковь Василия Великого, , Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
Алексей Кротов
3 сентября 2019
Церковь Василия Великого, Вид с юго-востока<br>, Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
Вид с юго-востока
Василий Балашов
17 октября 2015
Церковь Василия Великого, Вид с северо-востока<br>, Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
Вид с северо-востока
Василий Балашов
17 октября 2015
Церковь Василия Великого, , Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
Алексей Кротов
12 сентября 2015
Церковь Василия Великого, , Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
Алексей Кротов
12 сентября 2015
Церковь Василия Великого, , Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
Вадим Балык
25 мая 2015
Церковь Василия Великого, Северный фасад<br>, Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
Северный фасад
ДмитрийП.
22 марта 2015
Церковь Василия Великого, Южный фасад<br>, Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
Южный фасад
Олег Щёлоков
12 сентября 2004
Церковь Василия Великого, северо-восточный фасад<br>, Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
северо-восточный фасад
chirokov
9 июня 2001
Церковь Василия Великого, , Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 сентября 2019
Церковь Василия Великого, , Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
Алексей Кротов
3 сентября 2019
Церковь Василия Великого, Южный фасад<br>, Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
Южный фасад
Василий Балашов
17 октября 2015
Церковь Василия Великого, Вид с юго-запада<br>, Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
Вид с юго-запада
Василий Балашов
17 октября 2015
Церковь Василия Великого, , Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
ДмитрийП.
22 марта 2015
Церковь Василия Великого, Новая глава основного объема<br>, Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
Новая глава основного объема
Олег Щёлоков
18 февраля 2012
Церковь Василия Великого, , Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
Алексей Кротов
3 сентября 2019
Церковь Василия Великого, , Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
Алексей Кротов
3 сентября 2019
Церковь Василия Великого, , Борисовское, Суздальский район, Владимирская область
Алексей Кротов
3 сентября 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  25 сентября 2004

Типовое бюджетное решение при строительстве, минимум украшений и простота классицизма. В настоящее время действующий храм. Состояние удовлетворительное. Объект используется Суздальской РПАЦ (о.Валентин Русанцов).

Ред. 2012 г. Храм передан Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Установлены новые главы. Организован приход Василия Великого, настоятель - священник Аркадий Валентинович Маковецкий.


Андрей Ершов  29 февраля 2012

В с. Борисовском Владимирского района в октябре-ноябре 1932 г. храм остался без пастыря. Нашлось аж 3 священника, изъявивших желание служить в селе, но в райисполкоме всех запугали тюрьмой – церковь вынужденно пустовала. Отсутствие служителя культа дало основание местным властям начать в марте 1933 г. процедуру закрытия храма. В начале мая 1933 г. верующие с. Борисовское Владимирского района отправляют во ВЦИК просьбу разрешить службу и звон, т.к. налоги уплачены, долгов нет. 5 и 10 мая 1933 г. ВЦИК требует у облисполкома проверить жалобы из с. Борисовского о запрете служб и колокольного звона, исправить и отчитаться о положении дел. 26 июня и 26 июля 1933 г. ВЦИК требует у райисполкома срочно выслать весь требуемый материал по с. Борисовскому и устранить препятствия в регистрации священника и стеснение верующих. Но 4 августа 1933 г. Президиум облисполкома принимает постановление о закрытии церкви в с. Борисовском. 15 ноября 1933 г. Комиссия по вопросам культов согласилась с этим решением, а 27 декабря Президиум ВЦИК данное решение утвердил [ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 705. Л. 9, 14, 28, 31-34, 41-43].

Из кн.: Ершов, А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011; С. 65, 82, 126.


Андрей Ершов  1 апреля 2012

В с. Борисовском Владимирского района Ивановской промышленной области (ныне Суздальского района Владимирской области) церковь состояла из 2 частей: летней и зимней. В 1930 г. летний храм стал использоваться колхозом под зернохранилище без какого-либо разрешения свыше. Траву же на кладбище, т.е. на земле, за которую церковная община платит ренту, колхоз с 1929 г. косил. В октябре-ноябре 1932 г. храм остался без священника. Нашлось аж 3 священника, изъявивших желание служить в селе, но в райисполкоме всех запугали тюрьмой – церковь вынужденно пустовала. Продолжалась такая ситуация недолго.

22 февраля 1933 г. проводилось общее собрание членов колхоза «50-летия И.В. Сталина», на котором была заслушана речь председателя колхоза т. Борисова о том, что нужен один большой склад, ибо сейчас 38 складов по всему селу – кладовщик снимает с себя всякую ответственность за сохранность зерна в этих условиях. Единственный выход – занять вторую половину храма (которая и так 3 месяца уже пустует), т.к. построить в 1 год склад и конный двор нельзя. Тут выступил с инициативой т. Дырин, предложивший заодно использовать и старообрядческую молельню под помещение для конюхов. Далеко не все согласились с предложением использовать храм под склад: Е. Сурикова заметила, что церковь сыра для склада, Н. Доброхотова предложила сломать у колхозников все кладовые и сделать склад, М. Парилова заявила, что церковь не отдадим, У. Зуйкова и А. Холодилова, как написано в протоколе собрания, «ведя себя на собрании очень возмутительно, вплоть до срыва собрания, отстаивали церковь». Но 7 человек высказались за закрытие церкви. В итоге на собрании постановили: занять под склад и вторую половину храма, а старообрядческую молельню переделать в сторожку для конного двора. Через месяц, 26 марта был готов план переоборудования церкви (снять кресты и главы, убрать иконостас, сделать подъезд и сусеки, побелить храм). 2 мая 1933 г. Борисовский сельсовет отправил во Владимирский райисполком протокол общего собрания колхозников, в котором церковь предполагалось использовать под склад, а старообрядческую молельню почему-то уже под детское учреждение. Видимо, потому, что, по словам председателя колхоза, для переоборудования молельни в детясли средств не требуется. В это же время верующие отправляют во ВЦИК просьбу разрешить службу и звон, т.к. налоги уплачены, долгов нет. 5 и 10 мая 1933 г. ВЦИК требует у облисполкома проверить жалобы из с. Борисовского о запрете служб и колокольного звона, исправить и отчитаться о положении дел. По иронии судьбы именно в этот же день, 10 мая, президиум Владимирского райисполкома, заслушав ходатайство Борисовского сельсовета и колхоза о ликвидации церкви, постановил: принимая во внимание, что за закрытие церкви 400 бедняцко-середняцких хозяйств и церковь есть в с. Порецком, просить облисполком о ликвидации церкви. После же получения запроса о жалобе верующих Владимирский райисполком 16 мая пишет в облисполком, что стеснения верующих нет, т.к. (!) служб нет и церковь не действует. 22 мая 1933 г. облисполком запрашивает у Борисовского сельсовета полную информацию о храме. 27 мая Борисовский сельсовет сообщил, что в с. Борисовском одна церковь и деревянный молельный дом старообрядцев, половина церкви с 1930 г. занята под склад, церковный совет есть, но уже 3 года не переизбирался, т.е. многие его члены выбыли, с уходом священника в октябре 1932 г. церковь пустует, до этого в течение 10–15 лет храмом пользовались только старухи по большим праздникам; поэтому сельсовет очень просит церковь закрыть, т.к. храм есть в с. Порецком. 20 июня Владимирский райисполком высылает в облисполком дополнительный материал. 26 июня и 26 июля ВЦИК требует у райисполкома срочно выслать весь требуемый материал по с. Борисовскому и устранить препятствия в регистрации священника и стеснение верующих. Но 26 июля Владимирский райисполком, а 27-го – Борисовский сельсовет просят облисполком о скорейшем разрешении вопроса по ликвидации молитвенного здания в с. Борисовском.

Наконец, 4 августа 1933 г. Президиум облисполкома принимает постановление о ликвидации церкви в с. Борисовском, т.к. общее собрание колхозников и единоличников решило использовать церковь под склад, часть церкви уже является складом, церковь есть в с. Порецком в 4–5 км от Борисовского. Кроме того, церковь может стать клубом, театром, школой и т.д., т.е. складом она будет временно. А т.к. были запрос ВЦИК и жалобы верующих, материалы отправить во ВЦИК. И 13 августа облисполком отправляет выписку из постановления президиума облисполкома и материал по делу о ликвидации Васильевской церкви в с. Борисовском. Тем временем 11 августа верующие пишут жалобу во ВЦИК с просьбой оставить им церковь, т.к. церковь в порядке, постоянно ремонтируется, налоги все уплачены, кроме того храмом пользуются жители сел Батеево и Павловское, где были церкви закрыты и заняты под зернохранилище и общежитие сельхоза соответственно, для хранения же зерна можно использовать амбары, склады и кладовки раскулаченных граждан. 8 сентября того же года в очередной жалобе верующие добавляют, что собрания селян по вопросу закрытия церкви не было [видимо, имеются в виду совместное с не членами колхоза. – Авт.] и что имели место запугивания со стороны властей. Борисовский колхоз не сидел сложа руки – 19 сентября 1933 г. он пишет во ВЦИК, что колхоз «50-летия т. Сталина» ударный, зерна много, его необходимо складировать в одно место, церковь же с осени 1932 г. пустует, а «несколько старушек» могут молиться и в с. Порецком. 20 сентября 1933 г. ВЦИК разрешает облисполкому привести в исполнение постановление от 4 августа 1933 г. о ликвидации Васильевской церкви в с. Борисовском Владимирского района, о чем необходимо объявить религиозной общине. При этом использовать летнюю церковь под зернохранилище недопустимо, поэтому от зерна ее необходимо освободить и выслать во ВЦИК смету на переоборудование под культурно-просветительское учреждение. Последняя формулировка-то и сыграла свою злую шутку. Как писали верующие в жалобе уже от 3 октября 1933 г., после разрешения ВЦИК правление сельсовета и колхоза, 2 пионера, старообрядцы и «порочные по поведению» приступили к ликвидации церкви, взломав на ней замок. Против этого выступили не только члены общины, но и колхозники, прибежавшие с полей (всего до 400 человек), ибо … в селе хватает помещений для клуба!

Получив жалобу от верующих, ВЦИК велел облисполкому разобраться с этим вопросом, после чего выслать отчет; до окончательного решения церковь должна оставаться в пользовании верующих. Содержание отчета неизвестно, но закончилось же все тем, что 27 декабря 1933 г. Президиум ВЦИК утвердил постановление облисполкома от 4 августа 1933 г. о ликвидации Васильевской церкви в с. Борисовском Владимирского района.

Примечательно отметить, что под клуб, театр либо школ здание церкви так и не было использовано. Согласно предоставленным 1 января 1961 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, Васильевская церковь с. Борисовского Владимирского района используется под склад.

ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 705; Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Лл. 73, 86

// Ершов А.Л. Закрытие храма в с. Борисовском Суздальского района как пример взаимоотношения Церкви и местных властей в 1930-е гг. // Православие в судьбе Урала и России: история и современность [Текст]: Материалы Всерос.науч.-практ.конф. (г. Екатеринбург, 18-20 апреля 2010 г.). Екатеринбург: ИИА УрО РАН; Изд-во Екатеринбургской епархии, 2010. - С. 309-311.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 декабря 2013
Село называется Борисовским исстари, а это указывает на славянское происхождение первых его насельников. Насколько древним поселением оно является? Документально подтвержден год 1328. То есть, если считать, как было принято, первое упоминание за год основания, то селяне могли бы в этом году отмечать 670-летие. Впервые село упоминается в духовной Ивана Калиты. Великий князь завещал Борисовское своему сыну Семену. Значит, Борисовское было дворцовым селом. Ясно, что и церковь в селе, расположившемся на речке Икишке в 17 верстах от Владимира на почтовом тракте к Суздалю, уже существовала.Под 1625 годом значатся в Борисовском две деревянные церкви: церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и церковь Василия Кесарийского с приделом Николая Чудотворца.По местному преданию, обе деревянные борисовские церкви сгорели. Историки нашли подтверждение этому в исторических источниках. Действительно, вместо двух сгоревших храмов выстроен был один - тоже деревянный.Каменная, и поныне существующая в Борисовском церковь с колокольней, была построена в 1835 году - на месте деревянного храма. Кстати, старое дерево использовали при этом на обжигание кирпича для строящейся новой церкви. Престолов два: во имя Василия Великого и во имя Николая Чудотворца.В этом году в церкви Святого Василия Великого случился пожар. В огне пострадали стены и внутреннее убранство храма. Сейчас его как могут, восстанавливают прихожане.

Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 января 2016

Село Борисовское находится в 17 верстах от г. Владимира, на почтовом тракте к Суздалю. Первый раз Борисовское упоминается в духовной великого князя Иоанна Калиты от 1328 г. Великий князь завещает «сыну своему Семену в Володимере село Борисовское»; таким образом, Борисовское было дворцовым селом. Великий князь Василий Иоаннович в 1515 г. пожаловал этим селом Владимирский Дмитриевский собор, приказав ежегодно выдавать с села в пользу причта «по 2 четверти ржи, да по четверти пшеницы, да по ситу гороха, да по две деньги на соль и дрова». Царь Михаил Федорович, как показывают сохранившиеся в церковном архиве выписки из писцовых книг, пожаловал это село «Вознесенскому девичьему монастырю, что в Москве в кремль городе, для вечного поминовения по государыне царице и великой княгине Марье Володимеровне». Во владении этого монастыря село оставалось до отобрания монастырских имений, а затем перешло в казенное ведомство.

Название села исстари Борисовским указывает на славянское происхождение его первых насельников. Название издревле селом указывает и на то, что еще при Иоанне Калите здесь была церковь, но сведений о ней до начала XVII в. не имеется. В хранящихся в церкви писцовых книгах 1625-26 гг. значится: «в селе Борисовском церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да церковь Василия Кесарийского, да придел Николы Чудотворца деревянные, и в церквах образы, свечи, книги, ризы и колокола, всякое церковное строение мирское». При церкви в то время были священник, диакон, дьячок, пономарь и просфорница.

В патриарших окладных книгах 1628 г. значится церковь Василия Кесарийского в государевом дворцовом селе… По местному преданию, обе эти церкви сгорели, и вместо двух церквей после пожара выстроена была уже одна. Это предание подтверждается сохранившейся в окладных патриарших книгах заметкой, « в 1697 г. выданы два антиминса к освящению церкви Василия Кесарийского, да в пределе Николая Чудотворца в село Борисовское». В 1710 г. при церкви было 2 священника: Василий Федоров и Иван Федоров, диакон Михаил Иванов, дьячок Михаил Федоров. В 1720 г. Михаил Федоров посвящен был в диакона, а на его место определен попов сын Иван Васильев.

Существующая каменная и с таковою же колокольнею церковь построена в 1835 г. на место прежде бывшего деревянного храма, который при этом был употреблен на обжигание кирпичей для строящейся церкви. Престолов в церкви два: в холодной - во имя св. Василия Великого, а в теплой - во имя Николая чудотв.

Иконы в иконостасе все древнего письма; перенесены они из прежней церкви. Из предметов древности в церкви сохранились: Евангелие в медном окладе, печатанное в 1633 г. при патриархе Филарете; старинная хоругвь на холсте и выпись их писцовых книг 1625-27 гг., выданная в 1752 г. игуменье Московского Вознесенского монастыря Елене Ржевской с сестрами. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1804 г. и исповедные росписи с 1829 г. Земли церковной имеется: усадебной 1.5 дес., пахотной и сенокосной 60 дес. На первую в церкви есть писцовая книга, а на вторую - план и межевая книга.

Причту по штату положено: священник и псаломщик. Содержание причта: проценты с капитала в 1000 руб., от служб и треб, аренды земли - всего до 750 руб. в год. Причт живет в собственных домах, на церковной земле. Приход состоит только из одного села Борисовского, в котором по клировым ведомостям числится 667 душ муж. пола и 786 жен. Училище открыто в 1859 г. Палатою гос. имуществ, теперь содержится на средства земства.

В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.