Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах – один из самых необычных по своей архитектуре и декоративному убранству православный храм Подмосковья, выстроенный на рубеже XVII–XVIII в.в. в бывшей дворянской усадьбе Голицыных. В настоящее время приписанный к Московской областной епархии храм является действующим и имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Храм этот называют драгоценной жемчужиной Подмосковья.
Недалеко от Москвы, на территории бывшей дворянской усадьбы Дубровицы находится один из самых необычных православных храмов – церковь Знамения Пресвятой Богородицы, чья захватывающая дух красота и замысловатый декор стали своеобразной визитной карточкой Подмосковья. Появление этой живописной церкви в Дубровицах тесно связано с владельцем усадьбы – князем Борисом Алексеевичем Голицыным, верным соратником и воспитателем будущего императора Петра I. Тёплые и доверительные отношения воспитателя и его царственного подопечного были ненадолго прерваны в 1689 г., когда в результате придворных интриг оклеветанного Б.А. Голицына юный Пётр удалил от двора и опальный «дядька царя» поселился в своём загородном имении в Дубровицах.
Царская немилость длилась недолго – уже в 1689 г. князь был возвращён из деревенской ссылки с новым чином «боярин». Примирение с государем Б.А. Голицын решил увековечить довольно необычно – выстроить в Дубровицах великолепную церковь, посвятив её иконе Пресвятой Богородицы «Знамение». Место для нового храма долго выбирать не пришлось – на высоком мысу, образованном слиянием рек Пахры и Десны, с 1662 г. существовал деревянный храм Ильи Пророка, который по указу князя разобрали и перенесли на погост в соседнюю деревню Лемешево, а на освободившемся месте в июле 1690 г. началось возведение Знаменской церкви. Интересно, что сам Пётр I не только одобрил желание своего воспитателя возвести новый храм и выделил для этого деньги из казны, но и лично присутствовал на молебном чине на основание храма, а в процессе возведения здания неоднократно приезжал в Дубровицы, чтобы посмотреть, как продвигаются строительные работы.
В 1697 (по другим данным – в 1699) г. необычный по своей архитектуре, внешнему и внутреннему убранству храм был возведён из местного подольского камня и благоукрашен, сразу став диковинным экзотическим цветком среди православных храмов Подмосковья. Видимо, внешний вид церкви, украшенной на европейский манер, стал причиной того, что тогдашний патриарх Московский Адриан не дал своего разрешения на её освящение. Хотя есть и другая версия того, почему выстроенный храм был освящён в 1704 г. Возможно, князь Б.А. Голицын просто ждал, когда Пётр I сможет приехать в Дубровицы, а государь выбрался в Москву только спустя несколько лет после окончания строительных работ. Как бы то ни было, в феврале 1704 г. в присутствии самого Петра I и его сына – царевича Алексея экзархом (местоблюстителем Московского патриаршего престола), митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским), получившим этот титул после смерти патриарха Адриана, был совершён чин торжественного освящения главного и единственного престола храма в честь Знаменской иконы Божьей Матери.
Сам Пётр I заказал для новой церкви две иконы, прекрасно сохранившиеся до наших дней – апостолов Петра и Павла и святых князей Бориса и Глеба.
Устроенные князем Б.А. Голицыным по поводу освящения храма торжества продолжались целую неделю, о чём долго ещё вспоминали приглашённые гости князя и местные жители.
Основной объём храма – равноконечный четверик-крест с закруглёнными трёхлопастными концами неизвестный архитектор (ни его имени, ни имён других мастеров, работавших в Дубровицах над Знаменской церковью, в документах не сохранилось) поставил на высокий фундамент и опоясал открытой узкой, огороженной парапетом галереей с широкими фигурными лестницами-всходами. Над основанием храма зодчий поставил восьмигранный столп, увенчав его золочёной ажурной короной с изящным кованым крестом. Убранство церкви выдержано в стиле «барокко» – фасады и восьмигранный столп здания богато украшены тонкой белокаменной резьбой, основу которой составляет растительный орнамент и всевозможные колонки и раковины. Цокольную часть здания храма мастера полностью покрыли тонко профилированным рустом, нижний ярус восьмигранного столпа прорезали большими окнами с полуциркульным завершением, создающим впечатление необычной, опоясывающей основной объём аркады, второй ярус – восьмиугольными окнами на каждой грани, основание короны – поясками, декоративными арочками и резными украшениями. Подчёркивает необычность церкви её скульптурное убранство – западный вход украшен фигурами Иоанна Златоуста и Григория Богослова, свод западного выступа – фигурой Василия Великого, внутренние углы цокольной части здания – скульптурными изображениями евангелистов (Матфея, Марка, Луки и Иоанна), основание четверика между люкарнами – статуями апостолов, фасады – различными рельефными изображениями ангелов.
Не уступает внешнему декору Знаменской церкви и её внутреннее оформление. Вместо традиционной для русских православных церквей фресковой живописи интерьер храма изобилует лепными горельефными композициями библейской тематики и сценами из Евангелия, строго подчинёнными ярусному построению пространства интерьера. Своды и подкупольное пространство оформлены горельефными изображениями ангелов, херувимов и клубящихся облаков, а сам купол – объёмным изображением Господа Саваофа. Скульптурные композиции сопровождены надписями на латыни, расположенными на стенах в украшенных гирляндами и акантовыми листьями картушах. Эти надписи в середине XIX в. по указу митрополита Московского Филарета (Дроздова) во время реставрации были заменены текстами на русском языке и только в 2004 г. восстановлены в своём первоначальном виде.
Дополняют общую картину резной трёхъярусный иконостас, богато украшенный растительным орнаментом и скульптурными изображениями в его нижнем ярусе и двухъярусные хоры, расположенные напротив иконостаса – необычайно красивое резное сооружение, нижний ярус которого выполнен в виде галереи, ограждённой деревянными резными панелями и обходящей западную часть храма. Опирающиеся на галерею колонки поддерживают балкон верхнего яруса, ограда которого состоит из изящных столбиков-балясин.
Интересно, что во внешнем оформлении и внутреннем убранстве храма хорошо прослеживается симбиоз русского и западноевропейского искусства. Влияние западноевропейского зодчества присутствует в необычном завершении Знаменской церкви, её скульптурном декоре и надписях на латыни, поэтому она является своеобразным символом плодотворного слияния и взаимообогащения двух искусств.
В 1812 г. в Дубровицах хозяйничали французы, но, к счастью, никакого вреда храму они не нанесли – видимо, западноевропейский вид Знаменской церкви вызывал у них ностальгию по дому, поэтому ни её убранство, ни интерьер не пострадали.
Поддерживать Знаменский храм в хорошем состоянии старались все владельцы усадьбы Дубровицы. Так, в 1848–1850 г.г. тогдашний хозяин имения граф М.А. Дмитриев-Мамонов спонсировал реставрацию здания храма. Для масштабных работ было приглашено около 300 мастеров, которыми руководил архитектор и реставратор Фёдор Фёдорович Рихтер. В августе 1850 г. отреставрированная церковь была освящена митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).
После 1917 г. церковь ещё более десяти лет была действующей, пока в 1929 г. в ней не прекратились богослужения. Уже в сентябре 1931 г., находившуюся рядом с храмом колокольню с церковью мучеников Адриана и Наталии (предположительно первой половины XVIII в. постройки), разрушили, а в самом храме, закрытом более двадцати лет, в 1950-х г.г. разместили склады Всесоюзного НИИ животноводства (сейчас – Всероссийский НИИ животноводства им. Л.К. Эрнста).
Все сорок лет, пока храм находился в ведении института, в нём велись реставрационные работы, не завершённые и к 1990 г., когда по многочисленным просьбам верующих его передали в ведение РПЦ. В октябре того же года тогдашним епископом Можайским Григорием (Чирковым) было совершено первое торжественное богослужение.
Начавшиеся в 1990 г. ремонтно-реставрационные работы продолжаются и в наши дни, но храм является действующим, в нём совершаются богослужения и отправляются церковные требы. Причт храма состоит из настоятеля – протоиерея, священника и диакона. При церкви действует воскресная школа и паломническая служба, а прихожане осуществляют различную социальную деятельность – благотворительные экскурсии для детей, ветеранов, инвалидов, пенсионеров; беседы со священниками, паломничества по святым местам, посещение выставок, музеев, концертов; помощь брошенным детям, находящимся в Подольской городской детской больнице.
http://www.bankgorodov.ru/sight/cerkov-znameniya-presvyatoi-bogorodici-dybrovici