«…Село Будовское, при речке Круглице, находится в 24 верстах от уездного города и в 100 верстах от губернского.
В 1525 году преподобный Даниил, игумен «нового монастыря Пречистыя Похвалы и всех святых» (нынешнего Данилова монастыря) купил село Будовское «со Государева Великаго князя Василия Ивановича всеа Русии докладу» у Андрея Кабата да у Фёдора у Салтана да у Семёна у Кайдана у Степановых детей Корсакова «землю пашенную и с хоромы и с луги и с лесом и с пустошми и со всем угодьем и со всем с тем, что к тому сельцу из стари потягло, куды из того сельца плуг и соха и топор ходил». За всё это было заплачено 200 рублей, из коих 150 рублей даны были князем Дмитрием Ивановичем, сыном великого князя Ивана Васильевича, а остальные деньги монастырские.
Почти через сто лет после приобретения Будовского Даниловым монастырём, во время литовского разорения, эта вотчина представляла собой следующее: двор монастырский, жилых крестьянских дворов 10, а животы из них пограбили воры, литовские люди, пустых дворов 4 и крестьяне их выбегли без вести, 3 крестьянина посечены, а жёны их скитаются по миру. Такие сведения о Будовском находятся в описи вотчин Данилова монастыря, составленной в 1610 году.
Мало оправилось Будовское и чрез 20 лет после литовского разорения, как это видно из писцовых книг 1628—29 годов, в которых в этом селе записаны двор монастырский, 1 двор служки монастырского, 3 двора детёнышей для монастырской пашни и крестьян 8 дворов. К концу XVII столетия население Будовского значительно возросло: в переписных книгах 1678 года в нём вместе с деревнею Любимцевым считалось 28 дворов крестьянских и 25 бобыльских, а в них 120 душ мужского пола.
По ведомости о вотчинах Данилова монастыря за 1754 год в селе Старом Будовском значится 138 душ мужского пола, 35 четвертей пахотной земли монастырской, 25 четвертей крестьянской, 140 четвертей перелогу и лесом поросло, сена 150 копен, лесу непашенного 10 десятин.
В 1764 году Будовское перешло в ведение государственных имуществ.
Церковь в селе Будовском существовала уже в половине XVI столетия, что видно из жалованной грамоты, данной в 7072 (1564) году митрополитом Афанасием «архимандриту Всесвятскаго монастыря у Живоначальныя Троицы и у Похвалы Пресв. Богородицы и у Всех Святых» — Кириллу. Грамота эта следующего содержания:
Божиею милостию се яз смиренный Афонасей, митрополит всеа русии, пожаловал есми архимандрита Кирилла... что у них церковь святого Чудотворца Николы в их монастырском селе в Будовском... и которой поп учнёт у них пети и ненадобе ему моя дань, ни конской корм, ни данские пошлины, також ему ненадобе моё сборное, ни петровское, ни рождественское, ни к старосте поповскому с тяглыми попы не тянет, а десятинницы мои на том попе ни которых своих пошлин, въезжаго и явленных куниц не емлют, не судят его, а кому будет до того попа какого дела и аз Афонасей митрополит всеа русии сам его сужу, а заезщики мои на том попе заезда своего, ни подвод, ни проводников не емлют, а коли явит сию грамоту мою десятиннику моему на взъезд и десятинницы мои прочитая сию грамоту отдают её назад, а явленнаго по том попе не емлют ничего, а дана грамота на Москве по старой грамоте по Данилове.
Последняя приписка говорит, что подобная же грамота дана была раньше ещё при преподобном Данииле, то есть до 1539 года. На обороте этой грамоты написано подтверждение её митрополитом Филиппом: Господин Преосвященный Филипп митрополит всеа русии пожаловал архимандрита Кирилла, что мен бил челом, а сказывает, что было у тое церкви приходу 48 дворов да ныне по опустело и яз их пожаловал, у них грамота не велел рушити ни кому ничем, а данщиком своим десятинником и всем пошлинником велел ходити о всём потому, как в сей грамоте писано. Эта припись сделана в 7075 (1567) году мая в 30 день.
Церковь во имя Николая Чудотворца упоминается в Будовском и в описи 1610 года и в писцовых книгах 1628-29 годов; в этих книгах, между прочим, сказано, что церковь с приделом в честь святых мучеников Бориса и Глеба древяна клецки — строение монастырское; при церкви поп Артемий, дьячок, пономарь и просвирница, церковной земли пахотной 10 четвертей, сена 15 копен. Эта церковь в то же время платила дани в патриаршую казну четыре алтына три деньги, а в 147 (1639) году по челобитью архимандрита Данилова монастыря патриарх повелел платить дань на Москве.
Церковь того же наименования в Будовском упоминается в переписных книгах 1678 года (при ней поп Андрей) и в синодальных уже окладных книгах 1746 года. Были ли какие-либо перестройки церкви в XVI, XVII и XVIII столетиях, сведений о том не сохранилось. В ведомости о церквах за 1799 год сказано, что в селе Будовском церковь Николая Чудотворца деревянная, по предположительному показанию причта — древняя; колокольня при ней деревянная же.
В 1825 году вместо деревянной церкви на средства прихожан устроен в Будовском существующий ныне каменный храм.
Престолов в нём два: в холодном во имя святого Николая Чудотворца, в приделе тёплом во имя святого Иоанна Златоустого.
Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.
Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1801 года, исповедные росписи с того же года.
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание их получается: а) процентов с причтового капитала (100 р.) — 4 р.; б) от служб и требоисправлений до 255 р.; в) от земли чистого дохода 140 р.; г) от хлебного сбора 55 р., всего до 455 р. в год. Дома у священника и псаломщика собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной и сенокосной неизвестное количество (межевой книги на эту землю нет), пахотной 31 десятина; план и межевая книга на эту землю имеются.
Приход состоит из села Будовского и деревень: Любимцева (в 1 версте от церкви), Оникова (2 версты) и Борисова (3 версты), в коих по клировым ведомостям числится 364 души мужского пола и 432 женского; все православные…»
Из книги: Добронравов В.Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Переславский уезд», стр. 71-72. http://pki.botik.ru/books/iso-vol2.pdf