ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кузаранда (Юсова Гора). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Богородицерождественская церковь


Кузаранда (Юсова Гора). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Варвары великомученицы
Год постройки:Между 1761 и 1765. В 1831 г. построена колокольня.
Год утраты:1919 (Сгорела)
Адрес:
Республика Карелия, Медвежьегорский район, Толвуйское сельское поселение, деревня Кузаранда

Координаты: 62.376895, 35.528835



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото Романова К. К. и Машечкина В. М. 1912 г. из фондов РЭМ. (Колл. 2521)<br>, Кузаранда (Юсова Гора), Медвежьегорский район, Республика Карелия
Фото Романова К. К. и Машечкина В. М. 1912 г. из фондов РЭМ. (Колл. 2521)
Дмитрий Волохов
1 июня 1912
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото Романова К. К. и Машечкина В. М. 1912 г. из фондов РЭМ. (Колл. 2521)<br>, Кузаранда (Юсова Гора), Медвежьегорский район, Республика Карелия
Фото Романова К. К. и Машечкина В. М. 1912 г. из фондов РЭМ. (Колл. 2521)
Дмитрий Волохов
1 июня 1912
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото Романова К. К. и Машечкина В. М. 1912 г. (НА ИИМК РАН)<br>, Кузаранда (Юсова Гора), Медвежьегорский район, Республика Карелия
Фото Романова К. К. и Машечкина В. М. 1912 г. (НА ИИМК РАН)
Дмитрий Волохов
1 июня 1912
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото Милеева Д. В. 1905 г. (НА ИИМК РАН. О. 652, № 48)<br>, Кузаранда (Юсова Гора), Медвежьегорский район, Республика Карелия
Фото Милеева Д. В. 1905 г. (НА ИИМК РАН. О. 652, № 48)
Дмитрий Волохов
1 июня 1905



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Волохов
 
Дмитрий Волохов  19 апреля 2024

Менее других известна церковь Рождества Богородицы в Кузаранде. Впервые сведения о ней были напечатаны в ИИАК (Вып. 57. Пг., 1915. С. 155-156), после чего только М. И. Мильчик опубликовал краткую историческую справку о нем и несколько фотографий. Однако, несмотря на то, что храм погиб и не был исследован, письменные и изобразительные источники позволяют очень хорошо себе его представить.

Судя по данным писцовых книг, первый Рождественский храм был построен в Кузаранде около 1563 г. и был клетским, что указано в переписи 1616-1619 гг. Дальнейшая его судьба не вполне ясна, но и в 1646 г., и в 1678 г. упоминается храм с посвящением Рождеству Богородицы. О второй кузарандской церкви во имя Великомученика Георгия известно больше. Самые ранние сведения о Кузаранда-Георгиевском погосте относятся к 1538-1539 гг. В переписи 1616-1619 гг. говорится о церкви Георгия, возведенной приблизительно на рубеже XVI-XVII вв., как о постройке «древяна клецки». В книге 1628-1631 гг., Георгиевский храм назван уже «верх шатровым». Упоминается он и в двух следующих писцовых книгах XVII в. Этот храм просуществовал до 1721 г., когда его «было велено как ветхий разобрать и сжечь». Тогда же его сменила новая церковь, простоявшая 40 лет и сгоревшая в 1761 г. Только после этого был возведен известный нам храм, освященный в 1765 г. и сохранявшийся до 1919 г.

Рождественская церковь стояла на побережье Повенецкого залива в отдалении от поселения и величественно возвышалась над окружающим простором. Ее окружала деревянная ограда, о которой в деле 1886 г. говорится, что она «построена в давнее время и весьма ветха». Церковь, как и космозерские, представляла собой образец сформировавшегося типа шатрового заонежского храма XVIII в., при этом обладая набором совершенно уникальных индивидуальных особенностей. Здание стояло на небольшом подклете, центральный столп имел сильные повалы, придававшие выразительность объемно-пространственному решению.

В 1831 г. к северу-востоку от храма была построена колокольня. В 1852 г. прихожане изъявили «решительное намерение поправить церковь своим счетом; именно: положить снизу фундамент, вместо подгнивших бревен новые, обшить ее тесом и покрасить…». Все это было исполнено в ближайшие два года. При обшивке повал центрального четверика был отделен от восьмерика полицей-карнизом. Остается только предположить, что здесь, как и у всех храмов этого ряда, первоначально шатровый столп был украшен двумя рядами фронтончиков. В 1867 г. были увеличены окна и двери, главы обиты железом, сделана внутренняя обшивка: «стены в алтаре и церкви обшиты тесом и ниже окон обнесены панелями». В этом же году была обшита тесом и соединена с храмом галереей-переходом колокольня, с запада от паперти устроено новое крыльцо «на столбах с двумя на юг и север лестницами, перилами и фронтоном над оными, который покрыт на два ската тесом; крыльцо, запертое с двумя на северную и южную сторону филенчатыми дверями, а на западную тремя окнами».

В 1871 г. в центральном объеме был устроен новый четырехъярусный иконостас, в который поместили старые иконы и оставили прежние царские врата «старинной крупной резной работы». Второй иконостас «столярной работы, резной, вызолоченный о трех ярусах» помещался в приделе Великомученицы Варвары, который впервые упоминается в 1872 г. Неба в 1887 г. в храме не было, все потолки, утвержденные на балках, были подшиты тесом. Пятистенный алтарь на фотографиях предстает с низкой пятискатной кровлей без бочки. Однако в деле 1872 г. об этом покрытии говорится как об «овальной крыше с главою», что в случае с другими храмами обозначало бочечное завершение. В деле же 1886 г. сказано: «самое здание храма крепкое, крыша же весьма ветхая… Ремонтировка храма – устройство новой крыши и перекраска необходимы». Эти работы были произведены в следующем году, очевидно, тогда алтарь и потерял свое венчание бочкой. В 1901 г. в храме был поднят потолок и «вырублена» стена между трапезной и папертью.

Трапезная была шире самой церкви и располагалась не на одной с ней продольной оси, а была смещена к югу. В трапезной помещался теплый Варваринский придел, пятигранный алтарь которого на всю свою длину – 1,5 сажени (3,2 м) – вдавался в основное молитвенное помещение и занимал юго-западную его часть. Над ним на кровле имелась главка «такой же вышины и с такою же шейкою», как и над главным алтарем. Редкая особенность – в центре трапезной стоял один резной столб, поддерживающий балки потолка. К трапезной примыкала равноширокая паперть, в южной части которой была устроена «сторожка», а в северной – дверь, ведущая на переходы к колокольне. Крытый на два ската и обшитый тесом переход-галерея имел значительную длину – около 4,5 сажен (10 м) и опиралась на столбы. Он освещался шестью окнами, расположенными симметрично: по три с южной и северной сторон. Колокольня была чуть меньше храма и представляла собой высокий восьмерик на приземистом четверике на каменном фундаменте. Ее шатровое завершение, утвержденное на восьми столбах яруса звона, в начале XX в. заменили куполом со шпилем. Помимо входа из галереи на второй ярус колокольни, имелась дверь в западной стене ее цокольного этажа.

Надо отметить, что в документах содержатся как наружные, так и внутренние размеры всех объемов храма и колокольни, а также окон, дверей и даже глав, что вместе с фотографиями К. К. Романова и Д. В. Милеева дает возможность его графически реконструировать. Назовем лишь основные размеры: длина всего здания от крыльца до алтаря равнялась 12 саженям (25,6 м), а высота до креста составляла 17 сажен (36,3 м).

Носкова А.Г. Шатровые храмы Заонежья XVII–XVIII вв. Особенности архитектурных решений. Сборник «Деревянное зодчество. Вып. III. Новые материалы и открытия». М. – СПб., 2013. С. 130-155.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.