ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Усть-Заостровка. Церковь Михаила Архангела.


Усть-Заостровка. Церковь Михаила Архангела
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Михаила Архангела
Год постройки:Между 1884 и 1886. В 1930 частично разрушен, с 1997 восстанавливается .
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Омская область, Омский район, село Усть-Заостровка, улица Мира, 38а

Координаты: 54.763825, 73.600698
Проезд:Из Омска маршруткой 323 до остановки ДРСУ-3



Церковь Михаила Архангела, Южный фасад<br>, Усть-Заостровка, Омский район, Омская область
Южный фасад
Сергей Зубарь
5 февраля 2024
Церковь Михаила Архангела, Вид с ЮЗ<br>, Усть-Заостровка, Омский район, Омская область
Вид с ЮЗ
Сергей Зубарь
5 февраля 2024
Церковь Михаила Архангела, Западный фасад<br>, Усть-Заостровка, Омский район, Омская область
Западный фасад
Сергей Зубарь
5 февраля 2024
Церковь Михаила Архангела, Восточный фасад<br>, Усть-Заостровка, Омский район, Омская область
Восточный фасад
Сергей Зубарь
5 февраля 2024



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Зубарь
 
Сергей Зубарь  15 февраля 2024

Из-за отсутствия лесов в округе, мужчины из станицы (добровольцы) были отправлены на север Омской губернии для заготовки строительного материала из тамошнего леса. Место для строительства было выбрано недалеко от Иртыша. Мастера были приглашены из Омска, но огромную помощь в строительстве оказывали и местные жители. Возведённая через два года церковь была названа в честь покровителя Сибирского казачества Архистратига Михаила. Здание церкви имело классическую кубическую форму. Венчали её купольные главы. С восточной стороны здания располагался алтарь, который являлся главной частью храма.

Здание имело не только культовое, но большое общественное значение. В справочной книге Омской епархии от 1914 года записано: «В поселке Устъ-Заостровском есть часовня в честь святого Архангела Михаила, в которой проходит Богослужение в дни воскресные, праздничные и в Великий Пост. Приход состоит из поселка Ачаирского и поселка Устъ-Заостровского, жители которых все старожилы-казаки. Всего в приходе числится населения 984 душ мужского пола и 970 душ женского пола и все православные; сект и раскола среди коренного населения нет; но в числе временно проживающих в приходе насчитывается сектантов — молокан и баптистов до 370 душ обоего пола и все они, за последнее время, разъезжаются. В год бывает до 200 крещений, до 40 браков и 144 погребений. Ни попечительства, ни чайных, ни библиотек и ни читален в приходе нет. В приходе две казачьи школы, содержащиеся на суммы, отпускаемые Войсковым Правлением. Школы помещаются в общественных домах. Школ других ведомств нет. Дом для священника церковный, деревянный, пожертвованный прихожанами в 1881 году, ветхий, требующий ремонта, но от последнего прихожане отказываются. Псаломщик, за неимением общественного дома, пользуется наемною от общества квартирою; построить же для псаломщика дом прихожане отказываются. Отоплением причт пользуется от своего земельного участка. Священнику положено жалованья в 140 рублей, из коих от казны 64 рубля 36 копеек и от войска — 75 рублей 64 копейки. Псаломщику 120 рублей, из коих от казны 18 рублей 57 копеек и от войска — 101 рубль 43 копейки. Капиталов в пользу причта имеется 250 рублей, из каковой суммы причт пользуется [0/0 0/6]-ми. Братских доходов в год поступает не больше 280 рублей.. Земля для причта, отведенная по приговору прихожан, но не отмежеванная, никаких выгод не приносит, так как для хлебопашества неудобна и причт пользуется ею только для сенокошения» (Священник Иоанн Голошубин, Справочная книга Омской епархии, Омск, 1914 г.).

Церковь в Усть-Заостровке просуществовала до 1930 года. В тот страшный год храм был разворован, часть икон, документов, книг, утвари была сожжена на берегу Иртыша. Колокола были сброшены, купола и звонницы разобраны. Кованая ограда была снята и вывезена из села. Сам храм и могилы возле него были осквернены. Пусть скромный, но любовно, по крупицам, собранный памятник был уничтожен.

С этим трагическим моментом разрушения Усть-Заостровской церкви связаны две знаменательные истории. Один из «активистов»-разрушителей погиб во время сбрасывания колокола со звонницы. А из костра, на котором горели религиозные святыни, десятилетним Козельским Алексеем была спасена икона с изображением Георгия Победоносца, подаренная в давние времена Усть-Заостровскому казачеству. Эта икона долгие годы тайно хранилась в семье Козельских, потом попала в руки Баевой Н.В. и была возвращена женщиной в восстановленную в конце двадцатого века церковь.

Идея восстановления здания церкви принадлежит Золотухину Валерию Александровичу, уроженцу и жителю села Усть-Заостровка, ее поддержали Баев Анатолий Степанович и Козельский Николай Иванович. Атаман станицы Усть-Заостровская Золотухин Владимир Александрович одобрил эту идею и послал рапорт во Второй военный округ (в штаб) Сибирского казачьего войска.

Современное здание церкви кирпичное, имеет прямоугольную форму, крышу венчает деревянный крест. Церковь имеет 3 апсиды: в левой располагается Жертвенник, в правой — диаконник. В центральной апсиде расположен Престол.

https://ust-zaostrovka.cerkov.ru/main-page/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.