ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Поной, урочище. Церковь Петра и Павла.

Петропавловская церковь


Поной, урочище. Церковь Петра и Павла
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Петра и Павла
Год постройки:1797.
Год утраты:1989 (сожжена)
Адрес:
Мурманская область, Ловозерский район, урочище Поной

Координаты: 67.077641, 41.12221 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


НиколайАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 ноября 2023

Юго-восточное побережье Кольского полуострова в первобытную эпоху населяла терская лопь (по норвежской терминологии — "терфинны"). После прихода русских на Белое море территория терской лопи стала владением Новгорода Великого. В летописи под 1216 годом упомянут "терский данник", то есть сборщик дани с Терской земли.

Соловецкий проповедник Феогност приобщил терских лопарей к христианству и построил в низовьях реки Поноя православную церковь. Сведения о ней содержатся в писцовой книге 1608 года: "Погост Понойский стоит над ручьем Ечюном... 39 веж... А на погосте храм верховных апостол Петра и Павла древян, поставлен по челобитью терских лопарей и для их крещенья и веры православные, а в церкве образы, и книги, и ризы и на колокольнице колокола, и все церковное строение государево данье... На колокольнице два колокола пуда в четыре". Среди пожалований Ивана Грозного отмечены: напрестольное Евангелие "поволочено бархатом червчатым (красным)..., образ Петра и Павла обложен серебром, басмен, венцы сканные, в венцах камышки".

Рядом с церковью поселились священник, диакон и пономарь, присланные Троице-Сергиевым монастырем, и несколько семей русских крестьян. Лопарское поселение называлось погостом, русское — селом. В 1677 году в селе жило 18 взрослых мужчин в 6 дворах; по учету 1712 года — 23 семьи (62 человека мужского пола) в 14 дворах.

Поной с его богатыми сёмужьими ловлями рано привлек внимание хозяйственно крепких монастырей — Троице-Сергиева и Антониево-Сийского, которые приобрели здесь обширные владения.

27 марта 1658 года царь Алексей Михайлович пожаловал Поной и Иокангу "в вотчину... вовеки неподвижно" двум патриаршим монастырям: Крестному (на Кий-острове в устье реки Онеги) и Воскресенскому (на реке Истре в Московском уезде). Делами понойского храма стали ведать монастыри-вотчинники.

После секуляризации 1764 года Петропавловская церковь перешла на полное обеспечение местных прихожан, которые в 1797 году построили новую Петропавловскую церковь — холодную, с теплою трапезою, в виде корабля, длиною (с алтарем, трапезою и притвором) 21,4 м и шириною 7,5 м, высотою 10,7 м. с двумя чешуйчатыми главами.

В 1817 году был поставлен придельный, теплый храм Успения Пресвятой Богородицы.

Колокольня над притвором Петропавловской церкви несла 5 колоколов весом 164, 115, 82 и два по 16 килограммов.

В 1854 году в Понойском приходе состояло: в селе 164 человека (24 двора), в лопарских погостах: Сосновском 85 человек, Лумбовском 108, Иокангском 109, Куроптевском 60 и Каменском 93. Всего: 619 прихожан.

Понойскому причту принадлежала чрезвычайно доходная сёмужья тоня Попова Лахта (в 12 верстах от села) и одна пожня (сенонос "на корову").

«Храмы Кольского Севера» (dobrohot.org)


НиколайАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 ноября 2023

Приход занимал всю восточную часть Лапландского полуострова от Св. Носа, откуда начинался Терский берег, до Тетринского прихода, всего 400 верст по Терскому берегу Белого моря. В состав прихода входили с. Поной и пять лопарских погостов: Сосновский, Лумбовский, Иокангский, Куроптевский и Каменский. Село Поной располагалось в 10 верстах от впадения р. Поной в Северный Ледовитый океан. В селе находились два приходских храма. Сосновский погост лежал в 5 верстах от Сосновского маяка. Лопари этого погоста образом жизни почти ничем не отличались от русских: жили в обыкновенных домах (в которых встречались даже "горницы" с голландскими печами), оставили кочевой образ жизни и занимались не столько оленеводством, сколько морскими промыслами. Лумбовский погост (100 верст севернее с. Поной) делился на 2 части: зимнюю и летнюю. В конце XIX в. в летнем Лумбовском погосте, как и в других таких же погостах, вместо туп (жилищ) с "комельками" начали строить обыкновенные избы с печами, а более зажиточные лопари имели по две избы: одну вроде кухни с комельком, а другую - чистую, с печью. Каменский погост - самый отдаленный от с. Поной (250 верст вглубь материка). Лопари этого погоста не выезжали к морю на промыслы, а, живя у озер, ловили в них рыбу и сбывали ее в Варзуге и Кузомени.

Образование прихода относится ко времени обращения в христианство терских лопарей, сначала иноками Соловецкого монастыря, имевшего вотчины в здешних землях, а затем преп. Феодоритом. Понойский приход второй после Кандалакшского, образованный для крещеных терских лопарей. По их просьбе около 1532 г. из Новгорода была отправлена миссия, построившая на р. Поной первую церковь в честь апостолов Петра и Павла. А в 1575 г. некоему старцу Феогносту Новгородским архиереем была дана грамота, в которой благословлялось восстановить церковь и крестить лопарей, не успевших еще креститься. В 1581 г. эта церковь поступила в ведение Троице-Сергиева монастыря, а с XVII в. она перешла к Кольскому Печенгскому монастырю, село стало его вотчиной.

Первая приходская церковь находилась не в с. Поной (которого в те времена, видимо, еще не было, т.к. в 1810 г. в нем было только 7 дворов), а в 110 верстах от него и в 10 верстах от Лумбовского погоста, при впадении в р. Поной двух маленьких речек, где находилось красивое место, называвшееся "церковным старинным местом". Из некоторых документов церковного архива (указ архиепископа Варнавы от 13.1.1710 о взимании пени за браки) видно было, что уже в начале XVIII в. приходская церковь находилась в с. Поной. В первой половине XVIII в. она оставалась в ведении Кольского Печенгского монастыря, о чем свидетельствовал указ того же архиепископа Варнавы от 14.9.1726 на имя священника Андриана о перекрытии церкви новым тесом. По указу ДК от 16.6.1778 за №623 опять разрешалось перекрыть церковную крышу, затем сделать новые главы и водрузить новый крест. Указ дан по просьбе тогдашнего священника Луки Адрианова "с прихожанами", что, видимо, означает, что к тому времени с. Поной с храмом вышли из под ведения монастыря.

Приписные церкви: 1) в летнем Лумбовском погосте (100 верст от Поноя зимой и 150 верст летом), в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1883 г. прихожанином Кузоменского прихода Кольского уезда Алексеем Петровичем Заборщиковым в память мученической кончины Александра II. В 1887 г. на средства местного лопаря Ивана Ивановича Денисова церковь и колокольня были обшиты тесом, окрашены, устроена церковная ограда. 2) в Сосновском погосте (90 верст от Поноя), во имя Алексия, человека Божия, тёплая, деревянная; построена на средства выше упомянутого А.П. Заборщикова (по другим источникам - на средства местных лопарей) в память чудесного спасения императорской семьи 17 октября 1888 г. от опасности во время крушения поезда; освящена 24 января 1891 г.; 3) во имя свт. Алексия, митрополита Московского, в зимнем Иокангском погосте, построена в 1891 г. на средства того же А.П. Заборщикова, часто жившего здесь по своим делам, освящена 6 февраля 1892 г.

8 августа 1906 г. освящён новый храм в честь порока Илии в Иокангском погосте.

Часовни: 1) в честь прор. Илии, в летнем Иокангском погосте, близ Св. Носа, при р. Иоканге, построена в 1876 г. местными лопарями; 2) в честь свт. Николая, на о. Сосновце, при Сосновском маяке, построена в 1891 г. смотрителем маяка Михаилом Томиловым.

На средства А.П. Заборщикова в 1891 г. был построен дом для псаломщика.

Священники: схиеромонах Евфимий; Андриан 1710-1726 г.г.; затем священниками были его потомки: Филипп Андрианов (упоминался в указе от 27.9.1727 и в деле о сгоревшей Успенской церкви в 1753 г.); Лука Филиппов Андрианов 1762-1797 г.г.; Иван Лукин Андрианов 1797-8.3.1808 (бывший дьячок Понойского прихода); Андрей Иванов Андрианов 29.8.1808-1818 г. (из дьячков Кольского собора); Дамиан Лукин Андрианов 3.3.1819-1835 г. (бывший пономарь Понойского прихода, последний священнослужитель рода Андриановых); Иоанн Заринский 1839-1842 г.г.; Алексей Алексеевский до 1845 г. (первый священник с полным богословским образованием, получивший на проезд до Поноя 100 руб. ассигн. за согласие служить среди лопарей, успел отремонтировать церковь и колокольню, это был энергичный и распорядительный священник, добрый и простосердечный, заслуживший всеобщую любовь прихожан и сослуживцев, умер в 1847 г. в сане протоиерея Кольского собора); Гавриил Гурьев 1845-март 1854 г. (из рода Гурьевых, служивших много лет в Варзугском и в других приходах по Терскому берегу от Умбы до Поноя и заслуживших любовь лопарей; сам изготовлял переплеты для богослужебных книг; при нем некоторые иконы в иконостасе Петропавловской церкви были украшены сребропозлащенными ризами); Сильвестр Иоаннов Заринский 1854-окт. 1858 г. (им на собственные средства (46 руб.) были куплены 10 праздничных аналойных икон, преосв. Варлаам , отправляя новопоставленных иереев в Карелию и Лапландию, советовал им познакомиться с о. Сильвестром, от которого они могли бы научиться благоговейному и истовому служению, прекрасному пению и чтению, а также делопроизводству; умер в 1886 г. в с. Варзуге, будучи за штатом); Клеоник Митрофанов 1858 г. (обучался в Олонецкой ДС, куда был командирован для изучения корельского языка; до окнчания курса, из высшего отделения, был вызван в Архангельск преосв. Георгием для усиления архиерейского хора, был регентом в диаконском сане, обладал прекрасным голосом).

В 1899 г. благословение епископа Архангельского и Холмогорского Иоанникия получили; крестьянин - лапландец Иван Кириллович Матрехин за труды по устройству часовни в Каменском погосте, крестьяне Каменского и Лумбовского погостов за труды по устройству часовен в своих погостах.

Источники: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 233-242. АЕВ. - 1889, №1, с. 13; 1899, №10-11, с. 325; 1906, №19, с. 348.

Понойский приход / Ловозерский р., Мурманская обл. (mrezha.ru)


НиколайАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 ноября 2023

Петропавловская церковь в с. Поной (во имя св. апостолов Петра и Павла, которых поморы чтили как покровителей весеннего лова), церковь в с. Поной, в устье одноименной реки, неподалеку от побережья. Понойский приход — второй (после Варзуги) по времени образования среди лопарей Терского берега, пригласивших в 1532 новгородцев, которые и построили П. ц. в 10 верстах от погоста (в 110 верстах от с. Поной). Спустя время П. ц. «запустела от сильных людей насильства».

В феврале 1575 царем Иоанном Грозным было дано указание соловецкому монаху Феогносту «на Поное-реке поставить церковь Божию святых первоверховных апостолов Петра и Павла… и лопян крестить, и покаивати, и постригати в иноческий чин у той церкви». Колокола, иконы, богослужебные книги, ризы и прочая церковная утварь для будущего храма были «наперёд пожалованы». С 1581 П. ц. — в ведении Троице-Сергиева монастыря, который направлял сюда клириков.

Сведения о церкви содержатся в писцовой книге 1608. С XVII в. до середины XVIII в. — в ведении Кольско-Печенгского монастыря. С 1658 Поной — вотчина патриарших монастырей: Крестного и Воскресенского. В 1677 в селе насчитывалось 6 дворов и 18 взрослых жителей, в 1712 соответственно 14 и 62, в 1854 — 24 двора и 164 чел. С 1764 содержание прихода было возложено на местных жителей. К концу XVIII в., простояв на двух местах, П. ц. была разобрана за ветхостью (Указ Консистории от 28.07.1797).

В 1797 в селе построена новая (холодная) П. ц. в виде корабля. Над притвором было 5 колоколов. В 1818 поставлен теплый придел Успения Пресвятой Богородицы (вместо дважды выгоравшего — в 1753 и 1817 — Успенского храма, замечательного своими старинными иконами и пожертвованными Патриархом Никоном напрестольным Евангелием и иконой Божией Матери с надписями: «Жертвую в Понойскую Успенскую церковь. Патриарх Никон»).

К приходу были приписаны лопарские селения: Сосновка, Лумбовка, Иоканга, Куропта, Каменка. В 1871 богатый кузоменский торговец Алексей Заборщиков поставил в селе вторую церковь — Воздвиженскую (им же построены церкви для лопарей в Лумбовке, Сосновке и Иоканге). В 1913 ее заменили новой, одноименной. Священником в Поное с 1882 служил Николай Иванович Шмаков, до этого 23 года служивший в Ковдском приходе. Одновременно он вел в Поное и метеорологические наблюдения, за что правительством был награжден орденом Святой Анны III степени. Накануне революции 1917 приход возглавлял его сын Николай Николаевич Шмаков. В 1915 в приходе числилось 152 двора, 610 жителей, в т. ч. 341 лопарь.

Служба прекращена в 1930-е гг. Сожжена в 1989.

Смирнов В. В Горле Белого моря // Рыбный Мурман. 1990. 15 июня; Ушаков И. Храмы Кольского Севера // Мурманский вестник. 1995. 22 ноября. Петропавловская церковь в с. Поной — Лексикон КС (dobrohot.org)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.