ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Верхоледское. Церковь Афанасия Александрийского.

Афанасьевская церковь


Верхоледское. Церковь Афанасия Александрийского
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Афанасия Александрийского, Георгия Победоносца
Год постройки:Между 1824 и 1832.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Архангельская область, Шенкурский район, муниципальное образование Верхоледское.

Координаты: 62.330455, 42.052065



Церковь Афанасия Александрийского, Церкви Афанасьевской пустыни в начале 20 в. Справа церковь Афанасия Александрийского. Фото Кубрякова И.А., Шенкурский КМ. <br>, Верхоледское, Шенкурский район, Архангельская область
Церкви Афанасьевской пустыни в начале 20 в. Справа церковь Афанасия Александрийского. Фото Кубрякова И.А., Шенкурский КМ.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
1 сентября 1901
Церковь Афанасия Александрийского, Церкви Афанасьевской пустыни в начале 20 в. Справа церковь Афанасия Александрийского. Фото Кубрякова И.А., Шенкурский КМ. <br>, Верхоледское, Шенкурский район, Архангельская область
Церкви Афанасьевской пустыни в начале 20 в. Справа церковь Афанасия Александрийского. Фото Кубрякова И.А., Шенкурский КМ.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
1 сентября 1901



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Егор Сельский
 
Егор СельскийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 октября 2023

Афанасьевский приход, получивший своё начало в 1765 году, образовался из Афанасьевской пустыни, так названной по главной, прославившей её, святыне – мощам праведного Афанасия Новолоцкого Чудотворца, почивающим под спудом нынешнего каменного Афанасиево-Александрийского храма. К сожалению, сведения об этом угоднике Божием скудны и недостаточно определённы. По свидетельству рукописи, хранящейся в Афанасьевской церкви, “какого рода и веси имел рождение и воспитание блаженный и приснопамятный Афанасий и из какого происхождения и звания и каких родителей — сведений не имеется“. По устным-же преданиям старожилов, — читаем в той-же рукописи, — сей муж в давние времена пришел из Новгородских пределов и страны Каргопольской в Важские пределы, в Верхоледскую слободку; отошедши от неё на три версты, тяжко заболел и скончался. Спустя сорок дней он явился одновременно четырём больным, жившим в разных волостях, и велел им предать тело его земле на том месте, где оно лежало. Эти больные, получив исцеление, одновременно сошлись все вместе как-бы по соглашению, похоронили останки святого Афанасия и на могиле его поставили часовню. Когда это было, в рукописи не говорится. Со времени погребения угодника мощи его стали прославляться совершаемыми от них чудесами. По одному из сказаний о чудесах праведного Афанасия, “в лето 7155 от сотворения мира“ (или 1647 от Рождества Христова) священник Верхоледской слободки Флор со священниками Ледским и Сюмским видели много чудес, совершавшихся у гроба св. Афанасия и, взяв несколько благочестивых крестьян, задумали посмотреть тело его и приступили к раскопке могилы. Но вдруг напал на них ужас, руки их ослабели, все почувствовали себя больными и, отслужив молебен, должны были отказаться от своего намерения и разойтись по домам. Затем уже в 1725 году, согласно распоряжению Священного Синода и по указу преосвященного Варнавы от 1 декабря того-же года, игумену Богословского монастыря Евфимию, протопопу Шенкурского Благовещенского собора Алексию и другим ближайшим священникам велено было достовернее освидетельствовать мощи. По вырытии их, они оказались нетленными, хотя лежали не в гробе, а прямо на земле; после того „положили их в новую раку, покрыли чистыми поволоками, написали образ Святого Афанасия и поставили для поклонения всем приходящим с верою“.

Вместо часовни, построенной над мощами прав. Афанасия после погребения их и от времени пришедшей в ветхость, по храмозданной и храмосвятной грамотам архиепископа Варсонофия от 22 июля 1758 и от 29 июля 1759 г. начата постройкою и в 1759 г. освящена церковь во имя св. Афанасия Александрийского, при которой стали жить и священники для служения молебнов и вообще для совершения богослужения. Затем в 1765 г. к этой церкви причислено пять деревень, входивших до сего времени в состав ближайшего — Верхоледского прихода. Так положено было начало Афанасьевскому приходу, состоящему и в настоящее время из тех-же пяти деревень, расположенных по берегам р. Леди (две на правом берегу и три на левом), в коих жителей к 1 января 1895 г. было 364 м. п. и 422 ж. п. Приходский храм находится в Афанасьевской пустыне, в которой проживает только причт и по временам богомольцы и богомолки в келиях. Эта пустынь окружена со всех сторон лесом и отстоит от г. Архангельска в 410 вёрст и от приходских деревень в 12-15 вёрст, от ближайших приходских церквей — Верхнеледской в 10 вёрст и Устьтарнянской в 25-ти.

Кроме Афанасиево-Александрийского храма, для зимнего служения в 1774 г. (по указу Консистории от 31 июля за № 938) начат постройкою и в 1775 г. освящён другой храм во имя великомученика Георгия.

С течением времени вместо деревянной Афанасиевской церкви, значительно обветшавшей к началу нынешнего столетия, согласно указу Консистории от 26 мая 1806 г., дозволено было устроить из белого тёсаного камня новую церковь того-же имени с приделом в трапезе во имя вмч. Георгия. По заготовлении достаточного материала старая деревянная церковь была в 1824 г. разобрана, а на место её в том-же году, по плану Ямскогорского священника Иоанна Кулижского, заложена каменная, главный престол которой освящен был 23 мая 1832 г. протоиереем Шенкурского собора Николаем Ждановым. Деревянная-же церковь вкмч. Георгия, устроенная в 1775 г., с устройством придела в честь этого угодника, в 1848 г. была переименована в Петропавловскую, а в 1867 г. сгорела и не была возобновляема.

Таким образом в описываемом приходе один приходский храм, зданием каменный с такою-же колокольнею, двухпрестольный — во имя св. Афанасия Александрийского и в трапезе во имя вмч. Георгия; обнесен в 1879 г. каменною оградою. Стены главного храма украшены живописью, писанною художником Ардалионом Голубевым. Утварию, ризницею и богослужебными книгами храм снабжен в достаточной мере. За левым клиросом Афанасьевского храма над могилою с мощами св. праведного Афанасия стоит медно-посеребренная гробница, на верхней деке которой — образ праведного Афанасия в рост человека с надписью: „лета 1725 месяца декабря в 1-й день обретены в земле мощи св. праведнаго Афанасия Новолоцкаго Чудотворца и переложены из земли в ковчег указом преосвященнаго Варнавы, архиепископа Важескаго. Написася лета Господня 1735 изографом Важескаго Благовещенскаго собора ключарем священником Матфием Федоровым“.

На боковых досках гробницы изображены часовня, затем священник и народ с воздетыми для молитвы руками. Происхождение этих изображений и их смысл объясняют следующим образом. Пред постройкой 1-й церкви нужно было разобрать часовню. Один плотник взлез уже на крышу и взялся руками за крест, чтобы снять его. Вдруг поднялась страшная буря; ветром сломило стоявшее в саженях 50-ти от часовни дерево, обнесло его вокруг неё три раза и постановило вершиною вниз на пне, на месте отлома. Бывшие при этом священник и народ, пораженные этим явлением, подняли руки и стали молиться. Дерево-же то, как чудотворное, богомольцы постепенно разобрали по частям, и на месте его сначала был поставлен крест, а когда последний обветшал, то устроена была в 1867 г. часовня. Верхняя одежда на св. престоле (индития) этого храма медно-посеребренная с изображениями: на западной деке Тайной вечери, на восточной — Воскресения Христова. на южной — Афанасия Александрийского и св. праведного Афанасия Новолоцкого и на северной — св. апостолов Петра и Павла.

При дер. Дылевской в 13 верстах от приходского храма в 1732 г. построена и по настоящее время существует часовня во имя вмч. Георгия. С 22 октября 1870 г. в приходе существует церковно-приходское попечительство, озабоченное в настоящее время постройкою новой деревянной церкви. С 1890 г. открыта церковно-приходская школа, в коей к 1 января 1895 г. учащихся было 21 мальч. и 11 дев. Учительницею состоит кончившая курс женского епархиального училища девица Александра Яковлева Красильникова с жалованьем в 120 р., законоучителем — местный священник, получающий 30 р. в год на разъезды в школу, находящуюся в 13 верстах от приходского храма.

Во владении причта 33 десятины земли, дающей ему до 80 р. в год. Жалованья на причт получается 147 р., хлебной руги от прихожан 203 меры и 2 гарнца и дохода до 80 руб. Священнический дом построен в 1882 г. и псаломщический в 1845 г.

Из бывших приходских священников известны: 1) Илия Елизаровский в 1760-1761 г., 2) Максим Овчинников до 1765 г., 8) Симеон Паромов до 1781 г., 4) Епифаний Шустов до 1810 г., (за болезнию которого служили в 1796 г. два месяца Афанасий Колчин, до 4 сентября 1802 г. Феодор Машков, с 1808 г. Петр Колчин и с 1809 г. Стефан Кононов), 5) Феодор Алексеевский по апрель 1815 г., 6) Иоанн Владимиров с 15 мая 1815 г. по 8 марта 1820 г., 7) Афанасий Кириллов, 8) Феодор Машков (вторично), 9) Герман Попов с 1825—1860 г., 10) Димитрий Варфоломеев с 5 августа 1860 по 25 февраля 1870 г., 1!) Димитрий Козмин по 1873 г., 12) Василий Сидоров до 1875 г. и 13) Алексий Новиков с 5 марта 1875 г., по февраль 1877 г. Ныне приходским священником состоит Иоанн Васильев Порфирьев, 50 л., уволен из низшего отделения семинарии, бывший сельским учителем, на епархиальной службе в должности дьячка с 5 ноября 1868 г., в сане диакона с 9 февраля 1869 г. и священника в настоящем приходе с 21 мая 1877 г. При нём псаломщик Василий Иванов Граников, 23 л., кончивший курс в Астраханском 4-х классном городском приходском училище, на епархиальной службе в описываемом приходе с 28 сентября 1894 г.

Извлечено священником Смирновым из описания (рукопись от 28 января 1880 г. и от 11 марта 1895 г.) приходского священника И. Порфирьева и из клировой ведомости за 1894 г.

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895. - С. 125-130.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.