ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе.


Москва. Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе
Церковь. Действует.  
Престолы:Димитрия Донского
Архитектурный стиль:Узорочье
Год постройки:не ранее 1684. В конце 1990-х к колокольне пристроена апсида и в ней обустроена церковь.
Адрес:
г. Москва, улица Бутырская, д. 56

Координаты: 55.80095, 37.58383
Проезд:м. "Савеловская", м. "Дмитровская"; троллейбус 3, 29, 29к, 47, 56, 78, автобус 87, 206 до ост. "Бутырская ул., 46"





Сортировка:

Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, , Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Илья Смирнов
3 октября 2019
Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, , Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Илья Смирнов
3 октября 2019
Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, , Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Андрей Агафонов
3 октября 2013
Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, , Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Андрей Агафонов
3 октября 2013
Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, , Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, , Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
2 марта 2020
Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, Фрагмент фриза на колокольне<br>, Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Фрагмент фриза на колокольне
oldboy
24 ноября 2017
Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, , Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Александр Момент
12 апреля 2014
Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, Ярус звона<br>, Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Ярус звона
Александр Момент
12 апреля 2014
Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, Изразцовый фриз,украшающий верхнюю часть фасадов первого яруса колокольни.<br>, Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Изразцовый фриз,украшающий верхнюю часть фасадов первого яруса колокольни.
Александр Момент
12 апреля 2014
Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, Фрагмент восточного фасада алтарной апсиды<br>, Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Фрагмент восточного фасада алтарной апсиды
Александр Момент
12 апреля 2014
Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, Декор фасада колокольни со стороны Бутырской улицы.<br>, Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Декор фасада колокольни со стороны Бутырской улицы.
Александр Момент
12 апреля 2014
Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, , Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Иванов Дмитрий
7 марта 2008
Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, , Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Иванов Дмитрий
7 марта 2008
Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, , Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Иванов Дмитрий
7 марта 2008
Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, , Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
8 апреля 2006
Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, , Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
8 апреля 2006
Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, Иконостас храма в колокольне<br>, Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Иконостас храма в колокольне
oldboy
24 ноября 2017
Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, , Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
8 апреля 2006
Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, Фото из книги А. Ансеров "Историческое описание церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках в г. Москве." М. 1892.<br>, Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Фото из книги А. Ансеров "Историческое описание церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках в г. Москве." М. 1892.
Андрей Агафонов
1 января 1892
Церковь Димитрия Донского в колокольне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, Фото 1920-х годов.<br>, Москва, Северо-Восточный административный округ (СВАО), г. Москва
Фото 1920-х годов.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Азарова Ольга
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Азарова Ольга
 
Азарова ОльгаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 августа 2011

В 1680-е – 1690-е годы в Москве было возведено три надвратных шатровых колокольни - при храмах Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках, свт. Николая Явленного на Арбате и Живоначальной Троицы в Зубове. Первые упоминания о полковом храме Бутырского стрелецкого полка – «Царской гвардии», как называли его иноземцы, относятся к 1650 годам, когда он был еще деревянным. В 1682-1684 годы был на средства полка выстроен каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Все это время царская семья не оставляла своим вниманием и Бутырский полк, и сам храма. В 1680-е годы молодые государи Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич делают богатые вклады в него. Примерно в 80 саженях от храма находилась ограда и ворота на храмовый двор. Над этими воротами возвели высокую шатровую колокольню.

Она была достаточно высока (около 14 саженей с крестом) и состояла из трех ярусов. В нижним ярусе – четверике – устроили проездные ворота. Во втором (тоже четверике) находилась палатка для хранения храмовой утвари. Третий ярус – восьмерик с открытой аркадой служил для размещения колокольного подбора. Венчал колокольню высокий восьмигранный шатер. Точное количество колоколов в подборе пока не установлено. На период конца XIX – начала ХХ  века сведения имеются только о двух колоколах. Большой колокол – благовестник – весом в 312 пудов был отлит на заводе Николая Афанасьевича Самгина 7 апреля 1864 года и имел название «С нами Бог». Полиелейный колокол весом 122 пуда был отлит в 1799 году.

Декоративное оформление колокольни имеет ряд интересных особенностей. Одно из главных украшений нижнего яруса – нарядная тройная арка с «висячими» гирьками – над въездными вратами. По сторонам от нее расположены необычные декоративные композиции – каждая из трех рельефных «кувшинообразных» деталей. Этот мотив известен в русском зодчестве XVII века. В Ярославле такие детали имеют конструктивное значение – служат опорами для арок открытой галереи второго яруса колокольни храма Рождества Христова. В качестве опор «кувшинообразный» мотив использовался и в московской архитектуре: в 1680-е годы при возведении Царской башни Московского Кремля и в 1670-е годы – для оформления галереи храма свт. Николая в Столпах. Как декоративный элемент, они украшают колокольни храмов свт. Григория Неокесарийского на Полянке (1679 год) и свт. Николая в Пыжах (ок. 1691 года). Имя зодчего, работавшего над храмами свт. Николая в Столпах и свт. Григория Неокессарийского, нам известно. Это Иван Космин (Кузьмин) по прозвищу Кузнечик, в 1666-1667 годах бывший стрельцом в полку Артамона Матвеева. В декоре колокольни храма Рождества Богородицы в Бутырках этот мотив получил неожиданное дополнение в виде разноцветного изразечного пояса, разделяющего два четверика. На каждом изразце изображен кувшин с букетом цветов.

Второй ярус тоже оформлен очень нарядно. Колонки, украшающие углы четверика, как бы «стекают» на нижний ярус. Главным украшением этого яруса можно назвать обрамления окон, каждое из которых заключено в импровизированную раму. Боковые стороны – столбики из четырех граненых бусин, а сверху – роскошная многолопастная арка сложного рельефа. Между окнами находились когда-то большие иконы в киотах. Декор восьмерика перекликается с декором нижнего яруса. Двойные арки звона с «висячей» гирькой напоминают оформление въездных ворот. Грани восьмерика и столбики арок украшены кирпичными деталями невысокого рельефа.

Особенного внимания заслуживает архитектурное решение шатра. Каждую грань украшают по пяти окошек-слухов, расположенных в четыре ряда, причем нижний ряд составляют парные окошки. Сорок слухов придают шатру, несмотря на большую высоту, легкость и ажурность. В московской архитектуре конца XVII столетия лишь шатер колокольни церкви свт. Николая в Столпах имеет большее количество слухов (всего их 48). Каждое из окошек шатра колокольни церкви Рождества Богородицы в Бутырках имеет завершение в виде маленьких кокошников, каждый из которых в миниатюре повторяет декор окон второго яруса. Таким образом, многообразные детали и декоративные элементы составляют единое художественное целое и создают сдержано-благородный и гармоничный облик всему сооружению.

Среди московских шатровых колоколен 1680-х годов существовал почти полный аналог колокольни церкви Рождества Богородицы в Бутырках. Это возведенная в 1689 году колокольня храма свт. Николая Явленного, что у Арбатских ворот (храм находился между улицей Арбат и Серебряным переулком). В самом деле, конструкция и декоративное решение обеих колоколен практически тождественны, за исключением нескольких незначительных деталей. Эти небольшие различия сделали декор колокольни храма свт. Николая Явленного несколько упрощенным по сравнению с колокольней церкви Рождества Богородицы в Бутырках. Сходство облика позволяет предположить, что над обоими колокольнями работала одна строительная артель. 

Храм свт. Николая Явленного, как и церковь Рождества Богородицы в Бутырках, был возведен на средства одного из стрелецких полков, а именно «Афанасьевского полка Чубарова». Именно поэтому более распространенным названием храма было «Святителя Николая Явленного, что за Арбатскими вороты, в Стрелецкой слободе». В XVII веке рядом с церковным двором находилась съезжая изба стрелецкого полка, а сам двор называли «монастырем церкви Николая Чудотворца Явленного» (здесь уместно будет отметить, что еще одним аналогом колокольни храма свт. Николая Явленного исследователи считают шатровую колокольню храма свт. Николая в Пыжах, которую тоже строили на средства стрельцов «Богданова полка Пыжова» около 1691 года).

Первые документальные упоминания о каменной церкви относятся к 1654 году и связаны с одним из вкладов царя Алексея Михайловича. Колокольня 1689 года была не первой, ее возвели после пожара, произошедшего в 1686 году, когда сам храм и храмовые постройки сильно пострадали. Высокая (около 14 саженей в высоту) шатровая колокольня находилась немного в стороне от храма. Она возвышалась в самом начале старинного Арбата и была видна издалека.

Одним из свидетельств благоволения царской семьи был наиболее старинный колокол из подбора колокольни (весь подбор в конце XIX века состоял из семи колоколов). Как следует из надписи на нем, колокол отлили в 1630-е годы, а в 1638 году «Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович… и его Царица Великая Княгиня Евдокия Лукиановна и их государские дети…сей колокол велели дать к церкви Николы Чюдотворца Явленскаго, что за Арбатскими вороты, лета 7146 (1638) году». Надпись на колоколе была гравированной. Это позволяет предположить, что колокол был приобретен на Пушечном дворе специально для вклада в храм. Колокол 1638 года считался полиелейным, т.е. вторым по весу и отличался удивительно красивым звучанием. Звучание его было столь чистым, что стало предметом отдельного исследования о. Аристарха Израилева, определившего, что «тон этого колокола соответствует ноте соль».

Благовестный колокол храма свт. Николая Явленного весил около 212 пудов. Его перелили из старого поврежденного колокола весом 164 пуда. Переливку выполнили на заводе московского купца Данилы Тюленева  в 1751 году. Новый колокол был украшен литыми изображениями икон и двуглавых орлов под тремя коронами. Историю колокола сообщала литая надпись на нем.

Весь подбор звучал настолько гармонично, что в начале XVIII века Московская духовная декастерия распорядилась «для лучшего соблюдения правил о благовесте… за дальностию соборного благовеста слушать церквам благовест знаменитых церквей». В Пречистенском сороке «знаменитых церквей» было четыре. Одна из них - церковь Святителя Николая Явленного на Арбате.

Итак, оба храма - Рождества Богородицы на Бутырках и Святителя Николая Явленного были связаны с историей стрелецкого войска, возводились на средства стрелецких полков и пользовались почитанием в царской семье династии Романовых. Завершает этот ряд еще одно сооружение, незаслуженно забытое исследователями – шатровая надвратная колокольня церкви Живоначальной Троицы в Зубове, считавшаяся самой высокой из шатровых московских колоколен. Слобода Зубово получила свое название по стоящему здесь с 1642 по 1698 год государеву стрелецкому полку «Ивана приказа Зубова», несущего охрану Чертольских ворот Земляного города.

Каменный Троицкий храм известен уже с 1653 года, однако 1849 году на его месте построили новую церковь. Отдельно стоящая к северу от нее надвратная шатровая колокольня была возведена около 1696 года. Более осторожно ее датируют 1690-ми годами по аналогии с колокольней храма свт. Николая в Хамовниках. Действительно, в облике обоих сооружений много общего. Основное сходство – необычное решение восьмерика – он зрительно как бы разделен на два яруса. У обоих колоколен практически одинаково оформлен нижний ярус восьмерика. Кирпичный декор невысокого рельефа дополнен цветными изразцами. Кроме этого, в обоих случаях одинаково украшены «стрельчатые» кокошники над арками яруса звона. В целом, несколько более «графичный» характер декора колокольни существенно отличается от «живописного» облика колоколен храмов Рождества Богородицы в Бутырках и свт. Николая Явленного на Арбате и их аналогов.

К сожалению, в судьбах всех трех колоколен есть  трагическое сходство. В 1931 году был уничтожен храм свт. Николая Явленного на Арбате. Не удалось спасти и колокольню, которая «мешала» расширению Арбата. В 1933 году Москва лишилась церкви Живоначальной Троицы в Зубово. Территория понадобилась для строительства корпуса издательства «Советской энциклопедии». Сейчас на этом месте жилой дом №31.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках в эти трагические годы уцелел, но в 1941 году уникальную шатровую колокольню разобрали как «ориентир» во время бомбежек. Другим предлогом был пороховой склад, находившийся в одном из бараков рядом с ней. Сейчас от уникальной колокольни остался только нижний ярус.

Статья подготовлена на основе материала автора на сайте zvon.ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.