Знатокам удмуртской литературы и исследователям пугачёвщины знакомо имя Данилы Шитова. Этого священника-клятвопреступника, пошедшего к «Петру III», чтобы стать «полковником» при самозванце, повесят затем на Старцевой горе, но через полтора века воспоют как народного героя. Хлеботорговец, купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин Алексей Трофимович Шитов (1838-1905), чтобы загладить грех своего предка, потратит гигантские суммы на дела благотворительности, состоя в различных обществах такого профиля. Купец также полтора десятилетия был городским головой. Он стал инициатором и спонсором возведения пожарного депо, городского училища, военных казарм…
Торговый дом «Алексей Шитов» вёл дела в десятке городов. Обороты были почти миллионные. Конечно, многое перепадало оттуда на возведение и украшение храмов. Особо выделю кладбищенский, Двенадцати апостолов, выстроенный в Сарапуле по чертежам, подписанным архитектором Н. Бобровым. Его постройка в русском стиле усложнённостью своего декора стала контрастировать с благородной лаконичностью соседней дудинской постройки. 24 сентября 1900 года епископ Сарапульский Никодим (Боков) освятил эту новую церковь, «устроенную Шитовым на могилах его предков». 28 ноября 1905 года он и сам будет погребён там прямо под сводами.
Собственно говоря, по статусу это была бесприходная церковь, приписанная к соседней. Фактически часовня или даже просто очень большой склеп. Замечу, что с любыми захоронениями есть определённая закономерность. Каким было наземное жилище покойного (изба, каменный дом или вообще особняк дворцового типа) примерно таковым же становилось и новое, полуподземное «жилище» для него. Кому простая могилка с деревянным крестом, кому гранит-мрамор, а кому и склеп. Их тут оказалось несколько десятков, а вот у ижевцев лишь единицы и только на маленьком, особо почётном погосте у Александро-Невского собора.
Есть роскошный том «Синодика Вознесенского собора». Туда с 1870 по 1917 год были вписаны 113 сарапульцев, чтобы соборное духовенство всегда ежедневно возглашало им вечную память. Наибольший вклад в три тысячи рублей был внесён на поминовение Шитовых. «Синодик» сохранился в Центральном государственном архиве УР, а вот как сами могилы, так и церковь-склеп вместе с кафедральным собором дотла разрушены.
2 октября 1929 года местные власти приняли постановление «Об обеспечении кирпичного строительства в г. Сарапуле». Оно разрешало разобрать кладбищенскую ограду и две колокольни, что при храме женского монастыря и Никольской церкви. Дальше – больше. 9 декабря следующего года депутаты горсовета решат: «Ввиду острого недостатка промышленности в металле, надо весь металл с кладбища взять. Кресты нам не нужны». Но даже ещё и весной 1953 года протоиерею Иоанну Колчину, недавно вернувшемуся из лагерей, придётся жаловаться властям от имени клира Воскресенской церкви: «Наше кладбище отведено под огороды. Горожане разбирают склепы и продают кирпич. Гражданин Г.А.С (…) разобрал склеп священника, отодрал бороду от черепа, выбросил его, взял Евангелие домой. Милиция на мой вызов не приехала».
Сколько же славных имён было высечено на тех могильных плитах: не только купцы и священники, но ещё просветители и земские активисты, врачи и писатели, художники и искусные кустари… Уцелела на своём месте только могила О.И. Ижболдиной. Всё безжалостно пустили на щебень, которым замостили новую дамбу, ведущую к железнодорожному вокзалу. Таковы нравы совсем недавней эпохи, когда на глазах у всех древний уездный Сарапул лишался материальных свидетельств своей многоликой истории. Хоть бы уж надписи на плитах зафиксировали. Могильные эпитафии – это важнейший исторический источник.
Шитовский родовой храм тогда тоже разобрали. Кирпичи пойдут на расширение кинотеатра «Отдых» и строительство школы № 17.
По материалам: https://udmpravda.ru/rubrics/stati/428883-sarapulskie-drevnosti-dva-raznykh-khrama-bogateyshego-pogosta-nashego-kraya/