Филарет Гумилевский называет 1778 и 1783 г.г.г, которые можно рассматривать как годы заложения и окончания строительства Покровской церкви в Кролевце. В делах Археологической Комиссии дата постройки этого памятника показана в 1779 г.
Сложена церковь из дубовых брусьев толщиной в 16 см. По плану Кролевецкая Покров принадлежит к известному ещё с XVII в. и очень распространенному типу, состоящему из трех участков: восьмигранного центра и двух шестигранников – алтаря и притвора. При таком плане на Левобережье встречаются трех- и одноэтажные строения. Кролевецкая церковь – одноэтажная. Алтарь и притвор покрывают дорожные крыши на 5 круто преломленных граней каждый.
Сруб верха притвора в Кролевце – доступный для обследования под крышей. Это дало нам возможность убедиться в том, что форма верха – первоначальная, она не претерпела никаких изменений. Вместе с тем, мы смогли ознакомиться с конструкцией сруба верха и даже зафотографировать её. Грани верха рублены из таких же брусьев, как и стены, а потолок наслан из толстых дубовых досок. Концы досок прибиты к срубу верха деревянными тиблями. В каждом потолке выбраны четверти, с одной стороны в нижней половине, с другой – в верхней. Таким образом, стелы этими четвертями заходят друг в друга и угнетают друг друга. На срубе верха притвора довольно густо (через метр) расставлены стропила, обрамленные шалевками. К шалевкам теперь пришито железо, а в XVIII в. церковь была крыта драницами или гонтом. На алтаре верх такой же, как и над притвором. К конструкции заломов верха центрального участка доступиться у нас такой возможности не было.
Церковь Покрова в Кролевце определяется монолитностью композиции масс. Внешне корпус срубов стен церкви выглядит и весомым, и стройным (если не учитывать поздней достройки боковые приделы, западный придел, соединивший притвор с колокольней и пономарку). Центральный участок – ядро композиции. Сруб её стен вместе с первым заломом значительными массами и энергичным движением этих масс эффектно выделяют их как узел композиции. В то же время верхняя часть верха центрального участка – восьмерик, второй залом, фонарь с головкой – резким облегчением масс, ритмом, четким линейным рисунком контуров смело и с большим тактом завершает логическую концовку интересно задуманное архитектурное повествование. Плоские грани «подпоясанной» крыши первого залома утверждают, что первоначально залом покрыт был драницами или гонтом.
Кролевецкая Покровская церковь – одна из достопримечательностей, в которых мастер проявил охоту и умение «оживить» внешний вид оконными просветами, увязать их ритм размещения с ритмом контура целого строения. Но в нашей памятке густо прорезанные оконные проемы привели к ослаблению южной (и северной) грани сруба стен. Их пришлось впоследствии взять в «лисе»; до наших дней церковь дожила в неудовлетворительном состоянии.
Сруб стен притвора в интерьере кажется менее стройным, чем снаружи. Южная и северная грани сруба стен соединяются вверху с западной гранью резными ригелями. Стены притвора переходят в высокий стремительный залом. Пять граней излома – упругие, слегка выпуклые. Сверху залом перекрывает шестигранный в контуре плоский потолок. В южной и северной гранях сруба стен прорезано по два окна, и помещение притвора залито светом. Западная грань сруба стен центрального участка имеет довольно длинные рюкзаки, подчеркивающие желание мастера в определенной степени отделить пространство притвора от центра. Просвет, соединяющий притвор с центром, высокий, вверху закругленный. Примечательно, что в просвете нет никакой стяжки, как мы часто наблюдаем в церквях, зато в западной части притвора южная и северная грани сруба стен стянуты толстым брусом чуть ниже окон, чего в других церквях нам встречать не приходилось. Мастер будто не доверяет прочности граненого сруба и прибегает к такому необычному средству его укрепления.
Просторный восьмигранный сруб центрального участка (незначительно удлиненный в направлении восток-запад) выглядит высоким, стройным. Стремительно преломленные грани высокого первого излома усиливают чувство высоты и резко сужают пространство верха. Грани сруба стен центрального участка легко без напряжения поднимаются на 12-метровую высоту. И потому резким диссонансом смотрится толстый брус, заложенный между южной и северной гранью в западной части на той же высоте, что и в притворе. Вверху южную и северную грани стен центрального участка связывают с восточной и западной четыре резных ригеля. Но мастер не ограничился ими и чуть ниже ригелей заложил между южной и северной гранями еще два бруса. Грани первого излома не только высоки, но также четко проявляют динамичность. Широкие грани резко сужаются по направлению кверху, а посередине в них наблюдаем незначительную выпуклость. Восьмерик выглядит стройным и очень светлым благодаря 4 большим окнам. Верх сруба восьмерика укреплен 4 резными ригелями. Ниже окон две железные штабы крест-накрест связывают грани восьмерика. В штабы закреплена цепь для паникадила.
Верхний зал также выглядит несколько «банястым». Завершается он непропорционально большим плафоном. Центральный участок, как и притвор, очень светлый, но здесь освещение другого характера – в основном верхнее.
Алтарь повторяет формы притвора. Сруб стен его кажется чуть выше, чем у притвора, потому, что план алтаря короче, чем у притвора. Вверху сруба между южной и северной и восточной гранями заложено 2 резных ригеля, между северной и южной и западной гранями заложено два ригеля, но уже без резьбы.
Кроме того, как и в центральном участке и притворе, ниже окон, между южной и северной гранями сруба стен, заложен толстый брус, чего, как уже отмечалось, в других достопримечательностях встречать не приходилось. Окон в алтаре три: в восточной, южной и северной гранях. С центром алтарь соединяется внизу невысоким, но широким просветом (без рюкзаков), а выше в восточной грани центрального участка прорезаны еще два более узких и невысоких просвета – «голосники».
Анализ мерных чертежей Покровской церкви г. Кролевца показал, что исходный размер для построения плана – ширина центрального участка; диагональ четырехугольника, составляющая половину квадрата со стороной равной ширине центрального участка, определяет длину плана центра, а половина диагонали того же квадрата определяет длину плана алтаря; длина алтаря определяет ширину алтаря и ширину плана притвора; длина притвора равна диагонали южной половины плана алтаря. Восточная и западная грани плана центрального участка равны диагонали южной половины плана притвора, а южная и северная грани равны диагонали южной половины плана алтаря. Южная и северная грани алтаря равны половине диагонали квадрата, в который вписывается план алтаря, а восточная грань – половине полной длины алтаря. Южная грань притвора равна ширине притвора (северная несколько короче), западная грань – половине длины притвора.
Высота сруба стен притвора и алтаря равна длине плана притвора, а высота верха притвора и алтаря – половине высоты сруба их стен. Восточная грань верха алтаря преломлена под углом 60°.
Высота сруба стен центрального участка равна половине длины плана строения. При сборке восточной и западной граней сруба первого излома мастер использовал шаблон - трапецию, составлявшую низ равностороннего треугольника с основанием равным длине сруба стен центра (вверху). Восточная и западная грани первого излома имели длину (от верхнего венца сруба стен до первого венца восьмерика) равную половине полной длины плана центрального участка. Высота первого излома верха центрального участка равна половине длины сруба стен центра (вверху). Высота же первого излома и сруба стен вместе равна сумме длины плана центра и алтаря.
Длина восьмерика равняется южной грани плана алтаря (то есть половине диагонали четырехугольника, в который вписывается план алтаря); ширина восьмерика равна половине полной длины плана притвора, высота же восьмерика равна половине длины западной или восточной грани первого излома (от верхнего венца сруба стен до нижнего венца восьмерика), а высота восьмерика и первого излома вместе равна длине западной грани плана участка.
Второй залом в разрезе дает трапецию. Высота второго излома приближается к половине высоты восьмерика, а вместе высота второго излома и восьмерика равна длине восьмерика. Перекрывает второй залом с интерьером плафон; у него длина равна половине длины восьмерика. Фонаря в интерьере верх церкви не имеет.
Высота верха центрального участка (в интерьере) равняется диагонали четырехгранника, вписывающегося в план притвора. Итак, церковь Покрова в Кролевце принадлежит к группе, в которой внутренняя высота центрального участка меньше длины плана строения; она равна удвоенной полной длине плана центра.
Окнам, как важным элементам орнаментально-ритмового оформления внешнего вида (и интерьера), мастер уделил значительное внимание. Нижнюю пару окон в южной (и северной) грани центра он заложил на высоте, равной половине ширины плана центра, а верх их приходится на высоту равную полной длине плана алтаря (высота окна рана четверти высоты сруба притвора). Интервал между третьим верхним окном и парой нижних равен высоте окна, а верх третьего окна приходится на высоту равную длине плана участка. Окно в восьмерике заложено над верхним венцом первого излома на высоте равной четверти длины восьмерика; эта же высота над полом равна полной длине плана центра и притвора. Окна в алтаре и притворе заложены ниже, чем в срубе стен центра, на высоте равной половине расстояния между западным углом южной грани и восточным углом южной грани плана притвора, а верх просвета окон лежит на высоте равной длине южной грани плана притвора.
Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам 1932 г. и фотографиям 1932 г., перевод с украинского.