ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Лебедин. Церковь Георгия Победоносца.

Георгиевская церковь


Лебедин. Церковь Георгия Победоносца
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Георгия Победоносца
Год постройки:не позже 1765.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Украина, Сумская область, г. Лебедин, район Покровской церкви

Координаты: 50.578823, 34.462642 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Лебедин или в Лебедин, выходить на автостанция "Лебедин"



Церковь Георгия Победоносца, Фото С.А. Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото С.А. Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1927
Церковь Георгия Победоносца, Интерьер верхов. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Интерьер верхов. Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Георгия Победоносца, Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото С.А. Таранушенко, 1913 г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1913
Церковь Георгия Победоносца, Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Георгия Победоносца, Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко<br>, Лебедин, Сумской район, Украина, Сумская область
Фото 1913 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 декабря 2022

Георгиевская церк. постр. в 1765 г. старан. прихож.; деревян., двухпрестольн. От Харьк. в 151 в.

Земли усадебн. 304 кв. саж., пахот. нет. Прихож. м. п. 956, ж. п. 922. Причта по штату полож.: священ. и псалом. Жалов. священ. 107 р. 80 к., псаломщ. 29 р. 40 к. Помещ. для свящ. церковн., у псалом. собствен. Церк.-приход. шк. Приход. попечит. нет.

Свящ. Аполлоний Гончаревский 36 г. Студ. семинар. Свящ. с 1888 г. Состоит членом благочин. сов. и завед. и законоуч. местной церк.-приход. шк. Послед. нагр. скуфья 1900 г.; на настоящ. месте с 1891 г. Псалом. в сане диак. Иоанн Федоров 52 л. Из высш. отдел. духов. учил. Пономар. с 1868 г. при сей церкви, псалом. с 1879 г. и диак. с 1885 г. Церк. стар. крест. Иаков Горошко с 1892 г.

Источник: "Справочная книга для Харьковской епархии" 1904 года


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  27 апреля 2023

Эта небольшая размерами (15,5 м длиной, 8,5 м шириной и 15 м высотой), «ходового» (распространенного) типа церковка стояла в бывшей пригородной слободе Довгаловке. Неприхотливые, скромные архитектурные формы ее производили впечатление интимно мягкого строения.

Построена в 1765 г. из дуба. Архивы церкви не сохранились. Известно, что в 1866 г. ее капитально ремонтировали: заменили нижние венцы сруба, заново обшили, пристроили с запада, юга и севера три придела. План церкви состоит из центрального восьмигранника, вытянутого по оси юг-север, шестигранного алтаря и такого же притвора. У притвора и алтаря ширина тоже превышает длину. Бабинец шире алтаря (его внутренняя ширина равна ширине алтаря вместе со стенами), к тому же в восточной части притвор шире, чем в западной (на границе с короткими гранями). Центральный сруб имеет на границе с алтарем короткие, а на границе с притвором почти метровой длины рюкзаки. Просветы в срубах стен между центром и притвором и алтарем высоки, завершены циркульной формы «аркой». Однако объем притвора и алтаря воспринимается все же отделенно от центра. Стены притвора – спокойных пропорций – переходят в легкий упругой формы залом, завершающийся стройным, ярко освещенным, правильной в плане формы восьмериком, покрытым широким плафоном. Алтарь дублирует – с небольшими склонностями – формы и размеры притвора. Верхи алтаря и притвора – полуразвитых форм.

Пространственный объем центрального верха уже не ограничивается тремя компонентами, а имеет их уже четыре и более активно, чем алтарь или притвор, разворачивается в направлении вверх. Хотя высота сруба стен центра лишь равна длине плана и меньше его ширины, все же, благодаря подчеркнутой гранености и отчетливо выраженному наклону стен внутрь, объем легко, без ощущения напряженности переходит через невысокий первый залом в просторный светлый восьмерик, сохраняющий соотношение сторон земного плана. Энергичным движением второго излома объем переходит в щедро освещенный, уже правильный в плане, второй восьмерик – фонарь, покрытый еще более широким, чем в алтаре, плафоном. Объем верха центрального участка в интерьере воспринимается как композиция гармонично развернутых пространственных объемов разной формы, которые спокойно, легко, без подчеркнутого напряжения переливаются друг в друга.

Простенькие, но сочно резные ригели в притворе мастер разместил на грани сруба стен и излома против узких граней. В центральном участке ригели расположены вверху сруба стен, вверху первого, а также второго восьмерика, тоже против узких граней. Резное кружево ригелей украшает и смягчает аскетическую суровость архитектурных форм. Вместе с тем они играют роль акцентирующих элементов при переходе одного компонента в другой.

Во внешнем виде часть строения (до начала изломов), несмотря на подчеркнутую граничность срубов и вертикальную обшивку стен, воспринимается как сплошная, нерасчлененная масса спокойных пропорций. Начиная с заломов каждый участок приобретает уже уединенное решение пространственных объемов. Первые заломы всех трех участков сейчас покрыты железом, но сохранили плоскость старых гонтовых или «драных» крыш; они объединены в один, слабо расчлененный компактный объем, и только восьмерики верхов трактуются каждый отделенно. Сохранил первоначальную плоскостную форму граней крыши и второй зал центрального участка. Доминирующая роль в композиции внешнего облика церкви принадлежит массе верха центрального участка. Спокойных пропорций первый восьмерик центрального верха значительно превосходит размерами восьмерики-фонари алтаря и притвора. Даже второй восьмерик-фонарь центра массивнее восьмериков боковых башен. С большим художественным тактом мастер избегает однообразия и сухости рисунка силуэта верхов, придавая массам восьмерика притвора большей, чем массам алтаря, стройности. Вызывалось это рельефом местности, где стояла церковь, потребностью заботиться, в первую очередь, о виде здания с запада-северу.

С большим мастерством – легко и грациозно – решает строитель завершения каждого участка. Все три завершения легкие, деликатные по форме и пропорциям. Они достаточно широко расставлены, их «омывает» свет, их формы «тают» в нем. В этой церкви, как и в ряде других, современных ей, мы чувствуем дыхание рококо; не во внешнем пользовании какими-то определенными формальными элементами, а в своеобразно воспринятым «ароматом» искусства того времени.

Анализ обмерных чертежей показал, что исходный размер в построении плана – ширина центрального участка. План центра – восьмигранник, вписанный в четырехгранник. В плане длина центрального участка составляет ¾ его полной ширины. Восточная и западная грани восьмигранника равны длине его, а южная и северная равны ½ диагонали четырехгранника, составляющая северную половину четырехугольника, вписывающегося в восьмигранник.

План алтаря – шестигранник; полная его ширина равна ½ диагонали четырехгранника, вписывающегося в восьмигранник плана центра, а длина – апофема треугольника со стороной равной ширине алтаря, или равной1/2 полной ширины центрального участка. Восточная, южная и северная грани алтаря равны 2/3 полной длины его.

Бабинец в плане шестигранник; размеры его несколько иные, чем у алтаря: его полная длина равна длине алтаря, а внутренняя ширина (начиная деформацию) равна полной ширине алтаря или ширина (восточная грань) равна 1/2 длины плана центра и алтаря, взятых вместе. Южная и северная грани притвора равны 1/2 ширины его, а западная грань равна 1/2 полной длины центрального участка (в северной ее половине).

Размеры срубов стен, изломов и восьмериков определялись размерами плана. Высота срубов стен всех трех участков одинакова, она равна длине плана центра. Так же высота первых заломов всех трех участков (вспоминая незначительные отмены – следствие несовершенной рубки срубов) одинакова: она вместе с высотой срубов стен равна ширине сруба стен центра (вверху).

Первый залом центрального участка в разрезе дает трапецию. При заготовке сруба этого излома мастер использовал два шаблона-трапеции: для сборки восточной и западной граней излома вспомогательная трапеция имела основу – длину сруба стен центрального участка (вверху), верхняя грань равна длине плана алтаря, а высота первого стены вместе с изломом плана участка (вверху). Трапеция для сборки южной и северной граней имела основу – ширину сруба стен центра (вверху), верхнюю грань (полная длина) равную восточной грани плана центра.

Высота первого залома, как мы уже выше говорили, вместе с высотой сруба стен равняются ширине плана центра. Первый залом проектировался с расчетом, чтобы длина первого восьмерика повторила длину плана алтаря (наблюдающегося очень часто в церквях Левобережья). Ширина восьмерика равна длине восточной грани плана центра (или равна длине сруба стен центра – вверху), а высота восьмерика равняется 1/2 полной длины его.

Для заготовки сруба второго излома центрального верха использованы тоже два шаблона-трапеции. Для сборки восточной и западной граней излома трапеция имела основание – длину восьмерика (вверху), верхнюю грань (полная длина) равную 1/2 полной длины восьмерика (вверху), высоту равную полусумме высоты первого излома и восьмерика. Для составления южной и северной граней второго излома шаблон-трапеция имела основание – ширину восьмерика (вверху), длину верхней грани равную длине верхней грани предыдущего шаблона и высоту такую же, как и у предыдущего шаблона. Высота второго излома и первого восьмерика равна длине плана притвора. Во втором восьмерике полная длина равна 1/2 длины первого восьмерика и ширина равна длине его. Высота второго восьмерика равняется высоте первого восьмерика. Высота второго восьмерика и второго излома вместе равны длине восьмерика (длине плана притвора).

Высота центрального верха равна ширине сруба стен центра (вверху). Внутренняя высота центрального участка равна длине плюс ширине сруба стен (вверху).

При заготовке сруба излома алтаря мастер использовал для сборки восточной и западной граней (не учитывая выпуклость их) шаблон-трапецию, у которой верхняя грань равна 1/4 высоты сруба стен. Высота первого залома алтаря и сруба стен вместе, как уже указывалось, равна ширине сруба стен центра (вверху). У восьмерика притвора длина и ширина равняются ¼ полной ширины плана участка. Высота восьмериков и притвора равна ½ длины срубов стен участка (вверху). Высота верха алтаря и притвора равна апофеме треугольника со стороной равной длине сруба стен алтаря (вверху).

Верх притвора построен аналогично верху алтаря, только восьмерик его короче. Оба восьмерика центрального верха, а также восьмерики алтаря и притвора имеют наклон граней внутрь; ширина и длина их в алтаре и притворе вместе со стенками, наверху взятая, равны длине и ширине их внизу без стенок. Восьмерики же центрального верха имеют сужение срубов наверху еще больше.

Внутренняя высота центрального участка меньше длины плана строения, а внутренняя высота алтаря и притвора меньше длины плана центра и притвора (или алтаря), взятых вместе.

Окна в срубах стен алтаря и притвора заложены на высоте равной 1/2 длины плана центра. Окно в первом восьмерике центрального верха заложено на высоте равной ширине плана центра. Окно во втором восьмерике заложено над верхним венцом первого восьмерика на высоте равной 1/2 длины первого восьмерика (вверху). Просветы окон в восьмерике в притворе и алтаре лежат на той же высоте, что и в центральном верху в первом восьмерике. Центр окна верхнего восьмерика центрального участка приходится на вершину равностороннего треугольника, построенного на длине плана строения как на основе.

Примечательно, что более распространено было другое средство, когда круглое, или четырехугольное окно (его центр или низ или верх) прорезали в восьмерике на высоте равной 1/2 длины плана строения: церкви в Красносельце XVII в. Тучапах 1680 г., Исаях 1665 г., Подлесках 1655 г., Дрогобычах – Юрия XVII в., Торках XVII в., Старой Соли XVII в., Долине 1761 г., Сасовые 1731 г., Княжеском 1771 г., Бусовиске г., Ясеньке Масевой 1810 г., Курниках, Дашковцах, Приветовые, Малых Хуторах, Камни, Чуднове – Петропавловская, Синяве – Воскресенская. Реже круглое окно обозначало то середину внутренней высоты центрального участка строения: Введенская церковь в Триполье, то размещалось оно на высоте равной длине плана строения: церковь Николая в Лебедине.

Архитектурные формы и пропорции церкви Юрия в Лебедине носят двойственный характер. С одной стороны, не только срубы всех трех участков, но и первые изломы строения имеют одинаковую высоту. Такая унификация ряда элементов всех трех участков строения и подчеркнутая граничность плана (восьмигранник и два шестигранника) свойственны памятникам более поздней формации, тогда как в памятниках древнего времени (или архаизирующих) срубы центрального и крайних участков имели разную высоту, а в плане доминировали форма квадрата или четырехгранника. С другой стороны, первые заломы всех трех участков и второго залома центрального участка церкви Юрия в Лебедине имеют внешне форму прямолинейных палаток, строение умеренной высоты (высота центрального участка в интерьере меньше длины строения), высота сруба стен центрального участка равна длине плана все это черты, свойственные памятникам более древней формации.

Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам 1927 и фото 1913 и 1927 г.г., перевод с украинского, орфография сохранена.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  27 апреля 2023

Трёхсрубная, трёхверхая дубовая церковь стояла в бывшей пригородной слободе Довгаловке и была её приходским храмом. С.А. Таранушенко, вслед за архиепископом Филаретом Гумилевским, датирует памятник 1765 годом. Однако, недавно обнаруженные нами документы Лебединского духовного правления 1783 года свидетельствуют, что в 1765 году эта церковь только "возобновлена деревянным строением", то есть подверглась капитальному ремонту. Сооружение её правильнее датировать 1700 годом. В 1866 году храм вновь капитально ремонтировали: сделали кирпичный подмурок (фундамент), заменили нижние венцы сруба, заново обшалили (обшили), пристроили западный придел с каменной колокольней и колонные крыльцы с севера и юга.

Памятник относился к самому распространенному в народном строительстве Слобожанщины типу церквей. Mina граненые срубы, двухзаломный центральный верх и однозаломные боковые.

Верхи легкие, деликатные формами и пропорциями. Хотя церковь и принадлежала Эпохе казацкого Возрождения, однако, как писал С.А. Таранушенко, "в этой памятке чувствуется дыхание эпохи рококо - не во внешнем виде, какими-то формальными элементами, а в своеобразно проникнутом ароматом искусстве этой эпохи".

Церковь вместе с колокольней разрушена в 1936 г.

В. Вечерский «Поминальник украинской архитектуры. Достопримечательности Украины», 1993 г., № 1-6, с. 182–185, перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  13 марта 2024

Георгиевская церковь - образец древней простоты и обыденности в церковной архитектуре. Одна из старейших церквей, которую построили лебединцы (жители тогдашней слободы Довгаловки). Точный год её постройки неизвестен. Однако существует документ от 1783 года, который гласит, что в 1765 г. она перестраивалась – «обновлена деревянным строением». То есть в 1765 году она уже была старой и нуждалась в ремонте. Итак, первый храм, очевидно, был построен ещё в начале второй половины XVII века. Это подтверждается и тем мнением, что Довгаловка в начале была отдельной слободой и должна была иметь свой храм. К началу ХХ века площадь под сооружением составляла 640 кв. саженей. Центральная баня восьмерика имела два залома.

Показатели церкви начинаются в 1742 г. Из церковных старопечатных книг известны были: Служебник – 1734 г. и Октиох – 1727 г. Как утверждает Филарет, благотворителями храма были священник Яков Джунковский, который в 1819 г. пожертвовал церкви 300 рублей серебром, и церковный староста Прохор Губский, пожертвовавший 280 рублей серебром.

Исследователь церковной старины П. Фомин в 1916 г. об этом храме записал: «Храм... Георгия в первый раз построен в Лебедином, вероятно, около 1700 г. В 1765 г. построен ныне существующий из прочных дубовых пластин. В 1879 г. к нему были приделаны трапезная часть и каменная колокольня. Храм типичный украинский, о трёх башнях по продольной линии с востока на запад. Срубы в храме осьмигранные. Нижние срубы башен одинаковой высоты в 12 арш., средний объем в 10 арш., на два аршина шире соседних. Эти срубы переходят в своды одинаковой высоты в 3 арш. На сводах среднего положен второй сруб в 8 арш. в диаметре и в 4 арш. высоты со сводами в 5 арш. подьема, на них третий сруб в 3 арш. высоты й такого же диаметра. На сводах же соседних срубов устроены осьмерики в 3 арш. высоты и диаметра. Нижние своды покрыты снаружи покатыми крышами. На самих же верхних срубах надеты широкие шлемо-образные купола с перехватом посредине, а еще выше - фонари с перехватными главами, шарами на них и крестами».

После революционных событий 1917 года судьба храма сложилась трагически. Первоначально закрытая в 1920-х г.г., Георгиевская церковь была снесена в конце 1930-х г.г. (1937-1940). 

Сейчас на месте Георгиевской церкви размещается спортивная площадка Лебединской ООШ №4 (ул. А. Чапаева).

Б. Ткаченко «Лебедия: Исторические очерки в 2-х книгах». Книга 1. - Сумы: издательство «Слобожанщина», 2000.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.