В церковном архиве сохранилась «Летопись», составленная в 1868 г. В ней записано: «когда построена неизвестно, но в 1763 г. существовала... В 1832 г. её ремонтировали. Одновременно построили колокольню и соединили её притвором с бабинцем; колокольню покрыли железом, а стены снаружи и внутри покрасили белой масляной краской».
В том же архиве нашлась «Книга записная... на расходы... 1767 года заведенная». За 1767-1770 г.г. в ней записаны незначительные расходы. Между ними в 1769 г. записано расходы на отделку колоколов: «куплено посторонок на колокола, железа пол двенадцати фунта. За оковку колоколов дано цыганам...»
В феврале 1770 г. записано: «стратил в подніом мастера левченского». Можно думать, что здесь идет речь о приглашении церковного мастера-строителя, потому что за годы 1772-1773 г.г. записано расходы на покупку мастерам разных продуктов. А в конце 1775 г. записано: «расходы 774, 775 лет хоть и были, но были оние для постройки церкви из собственных прихожанских денег и затем на особом реестре писались». К сожалению, этот реестр не сохранился. Но ясно, что церковь в Николаевке построена в 1774-1775 г.г., а не «неизвестно когда». И строил её, видимо, мастер из Левченко. Можно думать, что церковь в Артюховке 1778 г. строена этим же мастером, потому что просветы между срубами центра и Бабинца в Николаевке и Артюховке одной руки, они почти тождественны по форме.
В 1774-1775 г.г. церковь была построена, но не вполне отделанная, потому что в 1776-м и 1777 г.г. платят «тертичникам за резки лиштовок», выплачивают «мастеру по шальовання». Позднее, в 1782 году записаны расходы на рабочих «делившим звонницу», а в 1783 г. Далее затраты на строительство записано уже в XIX в. В 1833 г. платят на обжиг кирпича (на фундамент под церковь). В 1834 г. покупают 1000 шалевок «для починки церкви». В 1835 г. покупают 8000 гвоздей «для церковной починки». А в 1836 г. выплачивают мастеру «за починку церкви». Итак, в эти годы в церкви заново окожуховали стены и вероятно перекрыли крыши. В том же году белят церковь известью. Наконец, в 1848 г. покупают железо «для кровли церкви», а в 1849 г. перекрывают её. В 1850 г. красят крышу церкви и кроют железом колокольню. На этом «Книга расходов» заканчивается. Второй более поздней книги в церкви не нашлось. Таким образом, сведения, подавала «Летопись», не совсем верны. Более точные сведения дает «Книга расходов», из которой мы и привели выше отрывки.
Церковь в Николаевке трехъярусная, трисрубная; притом сруб стен центрального участка выше алтаря и женской (бабинца). Она небольшая, одинарная. План состоит из четырехугольного бабинца, восьмигранного центра и шестигранного алтаря. Корпус срубов стен сохранил первоначальный вид, лишь его облепили приделы, пономарка, ризница. Срубы стен - стройных пропорций. Грани заметно сужаются кверху. Современный вид верхов не соответствует первоначальному: их восьмерики, верхние банянистые заломы и фонари – фальшивые. Внутри восьмерикам соответствуют глухие фонари, а восьмериков церковь вообще не имела. На крыше сохранились ещё остатки бывших деревянных долбленых лесов для стока воды. Первый залом Бабинца снаружи как бы придвинут к центральному участку, тогда как залом алтаря выдерживает свою вертикальную ось от сруба стен к залому. Грани заломов алтаря и центра - плоские и очень стремительно преломленные; залом Бабинца имеет также плоские грани, но он менее стремителен.
В интерьере первоначальные формы в основном не претерпели изменений. Сруб стен бабинца – четырехгранная призма спокойных пропорций. Вверху сруб укреплен четырьмя короткими резными ригелями. Пазухи в углах зашиты наклонными дощатыми клиньями. Узкие грани залома начинаются прямо этими ригелями. Выглядит залом довольно высоким, но спокойных пропорций. Завершается Бабинец стройным глухим фонарем. В западной грани – квадратной формы окно, теперь оно (после пристройки притвора) зашито. Старая входная дверь зацелела, но ее перенесли в колокольню. Внутренний крайний луток с лицевой украшен наличником из рубчиков и треугольничков. Очень эффектная форма завершения просвета, соединяющего Бабинец с центром.
Сруб стен центрального участка - выше и стройнее сруба Бабинца. Его просторное помещение переходит в высокий стройный зал, что очень энергично сужает пространство и переводит в стройный фонарь. Итак, центральный участок церкви тоже не имеет восьмерика. Грани сруба стен, ориентированные по сторонам света, укреплены каждая парой ригелей; одни врублены на границе с заломом, другие – примерно на метр ниже.
Сруб стен алтаря, благодаря шестигранной форме плана, выглядит стройнее Бабинца. Вверху грани упрочнены ригелями. Только пазухи за западными ригелями подшиты плоскими горизонтальными треугольниками.
Церковь была обследована, обмерена и зафотографирована нами в 1929 г. обмерные чертежники погибли. Фото и заметки, составленные во время обмеров, сохранились. На их основе и написан этот очерк.
Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам и фото 1929 г., перевод с украинского, орфография сохранена