ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Левченки. Церковь Троицы Живоначальной.

Свято-Троїцька церква


Левченки. Церковь Троицы Живоначальной
Деревянная церковь.  (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Троицы Живоначальной
Год постройки:не позже 1768.
Адрес:
Украина, Сумская область, Роменский район, с. Левченки

Координаты: 50.740148, 33.374154



Церковь Троицы Живоначальной, Интерьер верха. Фото С.А. Таранушенко, 1929 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Левченки, Роменский район, Украина, Сумская область
Интерьер верха. Фото С.А. Таранушенко, 1929 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Троицы Живоначальной, Интерьер верха. Фото С.А. Таранушенко, 1929 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Левченки, Роменский район, Украина, Сумская область
Интерьер верха. Фото С.А. Таранушенко, 1929 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Троицы Живоначальной, Интерьер, вид из центральной части храма. Фото С.А. Таранушенко, 1929 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Левченки, Роменский район, Украина, Сумская область
Интерьер, вид из центральной части храма. Фото С.А. Таранушенко, 1929 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Троицы Живоначальной, Дверь. Фото С.А. Таранушенко, 1929 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Левченки, Роменский район, Украина, Сумская область
Дверь. Фото С.А. Таранушенко, 1929 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
19 февраля 1929
Церковь Троицы Живоначальной, Фото 1929 года из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского. Автор С. Таранушенко<br>, Левченки, Роменский район, Украина, Сумская область
Фото 1929 года из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Троицы Живоначальной, Фото 1929 года из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского. Автор С. Таранушенко<br>, Левченки, Роменский район, Украина, Сумская область
Фото 1929 года из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 октября 2022

с. Левченки. Троицкая цр., дерев., в одной связи с колокольней, холод., постр 1768 г.; одноклассная церк.-прих. школа; жалов. свящ. 120 р.; псал. 53 р.; ружн. земли 32 дес. 1982 кв. саж.; прихож. привил. сост. 10, каз. 1282, крест. 231; дерев. 2 в 2 вер.; ст. Ромны Либ.-Ром. ж. д. 7 вер.; почт. конт. Ромны 7 вер.; расст. от Консист. 175 вер., от благоч. 6 вер.

Свящ. Михаил Николаев Петровский, псал. Симеон Лукин Гвоздецкий; церк. стар. каз. Василий Михайлов Стеценко.

Источник: Справочная клировая книга по Полтавской епархии на 1912 год


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 сентября 2023

Резная надпись на косяках западных дверей свидетельствует о том, что «храм сей во имя… Тройцы… заложен… в селе Левченко на средства и старанием священника Феодора Андреева, абшетированного сотника Евстафия Ивановича Можневского, ктитора Якова Корнеенко и всех того села прихожан… 17.

В июле 1929 г. церковь была обследована, замерена и зафотографирована. Обмерные чертежи её погибли; фото и заметки о ней сохранились; на их основе написан этот очерк.

Строение сохранилось в отличном состоянии. Отборный материал (дуб), безупречная техника первичной обработки дерева, изготовление венцов, подгонка их друг к другу, мастерство рубки замков и, наконец, тщательный уход за состоянием достопримечательности и своевременные ремонты – все это способствовало тому, что памятник дошел до нас в отличном состоянии.

Левченковская церковь по приметам отдельных композиционных средств, а также высокой техники имеет общность с Пустовойтовской, а отчасти и с Артюховской церквями, хотя художественная стоимость Шевченковской и не равна Пустовитовской.

Первоначальный вид памятника снаружи нарушают пристроенные уже в XIX в. притворы с юга, севера и запада понамарка и ризница. Резкий диссонанс вносит и позднеампировая колокольня, соединенная колонным портиком с западным притвором.

Церковь в Леченках трехсрубная. План её состоит из двух шестигранников (алтарь и притвор) и восьмигранного центра. Высота срубов стенок определенно преобладает высоту верхов. Как и в Пустовойтовке, в Левченко средний сруб стен значительно выше восточного и западного: он достигает основы восьмериков алтаря и притвора. Срубы Левченковской церкви высокие, стройные; грани их заметно сужаются вверх, чем увеличивают их иллюзионную высоту.

Снаружи первые заломы притвора и алтаря умеренной высоты. Плоские грани их преломлены не одинаково: у алтаря залом более стремительный и выше, чем у притвора; ещё ниже и значительно более крутым залом центра. Обращают на себя внимание восьмерики. Массы восьмериков алтаря и притвора – затяжные в пропорциях к срубам стен, особенно алтаря; размеры восьмериков разные. Более пропорциональным выглядит снаружи восьмерик притвора. Восьмерик алтаря слишком длинный и широкий; он также выше, чем восьмерик притвора. Восьмерик центра самый высокий, а длина его такая же, или даже незначительно меньше, чем у алтарного верха. Его размеры и пропорциональное соотношение к срубу стен более гармонично, чем у соседних верхов. Вторые заломы – их волнистые крыши выглядят слишком низкими, приземистыми, опять-таки особенно в алтаре и притворе. Они резко суживают объёмы верхов, переводят в глухие фонари, а также отличные у каждого верха. Фонарь алтаря кажется слишком массивным. Возможно, что указанные нами недостатки появились после ремонтов, когда первоначальное покрытие гонтой заменяли железом. Сначала церковь, безусловно, была крыта гонтом, потому что Пустовойтовская церковь, которую строил кошевой Запорожье Капныш, сначала была покрыта гонтом. На стыках срубов сохранились части деревянных долбаных водосливных рычагов.

Внутри Левченковская церковь ещё больше заставляет вспоминать Пустовойтовскую, в частности, чистотой работы. Первоначальные формы здесь остались совершенно ненарушенными.

Сруб стен притвора внутри – высокий, стройный, грани заметно сужаются кверху. В западной грани поначалу было окно в квадратных лутках. Просвет его имел форму равнораменного креста с закругленными концами, в который вписан квадрат. Сверху сруб стен притвора укрепляют четыре ригеля. Два ригеля при восточной грани – коротенькие, ими начинаются узкие грани первого излома. Пазухи за ними зашиты дощатыми клиньями. Два вторых ригеля – при узких гранях. Ригели подчеркивают границу между срубами стен с одной стороны и излома с другой. Первый залом притвора короткий и умеренно стремительный. Восьмерик, удлиненный в направлении восток-запад, выглядит легким, умеренной высоты. В нём три окна; в грани, смежной с центром, окна нет. Второй залом, тоже сдержанной стройности, резко сужает объем верха и переходит в глухой фонарь. С центром притвор соединяет просвет, контур которого имеет родство с формой просвета в Артюховской церкви.

Для центрального участка характерна попытка мастера поразить эффектом высоты. Участок не только высокий, стройный, но формы его насыщены динамикой порыва вверх. Стены сруба отчетливо сужаются кверху. Верхние венцы сруба стен связаны четырьмя ригелями, а примерно на метр ниже заложены четыре вторых, чуть более длинных и более крепких ригеля. Лицевая сторона ригелей профилирована, но без резных украшений.

В каждой наружной грани стен центра прорезано по окну; окна узких граней прорезаны выше, а в южной и северной гранях ниже, на уровне окон алтаря и притвора (теперь, после пристройки приделов они зашиты). Первый зал центра умеренной высоты, круче, чем у притвора, но грани его длиннее (он состоит из 8 пластин, тогда как у притвора их 6). Залом посредине высоты будто слегка провисает. Он резко уменьшает пространство верха и переходит в высокий стройный восьмерик. Восьмерик притвора отчетливо вытянут по оси восток-запад, а в центре восьмерик значительно меньше подчеркнуто, но все же удлинено в направлении север-юг. Второй залом центра на вид мало чем выше соответствующего залома притвора. Контуры граней второго излома центра создают более «живописный» узор, чем грани притвора. Завершает участок глухой фонарик.

Алтарь с виду повторяет формы и размеры притвора, насколько точно, без чертежей сказать невозможно...

Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко, перевод с украинского, орфография сохранена.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.