ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Скитская (Великопоженский скит). Неизвестная моленная.


Скитская (Великопоженский скит). Неизвестная моленная
Деревянная часовня.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Республика Коми, Усть-Цилемский район, д. Скитская

Координаты: 64.954193, 51.821756 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Вопрос модератора:Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм.



Неизвестная моленная, Фото 1925 года из фондов Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН. Автор Дмитрий Дмитриевич Травин<br>, Скитская (Великопоженский скит), Усть-Цилемский район, Республика Коми
Фото 1925 года из фондов Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН. Автор Дмитрий Дмитриевич Травин
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Георгий Николаевич  18 декабря 2022

Великопоженский скит на реке Пижма, в котором было много насельников, пахавших землю, вырабатывавших железо и ковавших себе предметы быта, трудившихся в книгописных и иконописных мастерских. Были там и школы – «грамотницы». Основали скит примерно в 1715 году пришлые с Мезени крестьяне Бобрецовы, Антоновы, Кирилловы и другие «закоренелые раскольники». Официально же основателем его считается мезенец Парфений Клокотов, прибывший туда тоже с Мезени и привёзший с собой «наставника общежительства», то есть как бы игумена. Им был бывший соловецкий инок старец Феофан, после «разгрома» Соловков подвизавшийся в Карелии, в Выголексинском общежительстве. После его смерти с 1733 года наставником стал также выходец с Выга Иван Акиндинович. Женскую же часть Великопоженского общежительства возглавляла старица Александра. Народный монастырь просуществовал до 1854 года, когда его попросту закрыли власти. Но надлом там произошёл за сто лет до этого, когда 78 насельников «мужска и женска пола с малолетними детьми» самосожглись в часовне, узнав о приближающихся солдатах, которые должны были заковать староверов в кандалы и отправить в Архангельск.

Память о Великопоженской «гари» до сих пор хранится в Скитской, на месте её стоит крест.

https://vera-eskom.ru/2022/03/mezen-ispolnennyy-obet/

Для северо-востока Европейской России скит на «Великих Лугах», или Великопоженский скит, в XVIII–XIX веках играл культурно-просветительскую роль, сходную с Выго-Лексинским общежительством. Он был основан в 1713 году. Первым его настоятелем стал соловецкий старец Феофан (ум. 1733), а стряпчим — мезенский крестьянин Парфений Клокотов (род. 1680), перешедший в старую веру. После смерти старца Феофана в 1733 году сюда прибыл из Выговского монастыря деятельный и сведущий в церковных уставах наставник Иван Акиндинович. Он занялся обустройством скита, установил службу, основывавшуюся на поморско-выговском уставе, учредил общежительство. Великопоженское общежительство вело довольно значительную хозяйственную деятельность, основой которой были хлебопашество и рыбный промысел. Обитель была очагом книжности и грамотности: крестьянских детей обучали чтению, письму, переписке книг.

Однако мирная жизнь обители продолжалась недолго — 5 декабря 1743 года в слободу Усть-Цильма прибыла карательная экспедиция, направленная по просьбе архиепископа Варсонофия Холмогорского «ради искоренения староверства». Приказывалось по приезде на место собрать всё население «потаенного пристанища» и, «переписав именно всех раскольников, положа им на ноги колотки (колодки), чтобы в дороге утечки не учинили, со всеми их пожитками отправить в губернскую канцелярию». В случае сопротивления «сперва для страху пыжами палить из ружей, а потом, как возможно, поступать. Скитские строения все зжечь».

В ночь на 7 декабря 1743 года карательный отряд прибыл на место, где находился Великопоженский скит. Скитяне во главе с наставником Иваном Акиндиновичем собрались в часовне и, «отломав у оной часовни крыльца и лестницы, которая имелась строением весьма высока, заперлись». Солдаты же, «оное жилище обступя издали, сами шед к ним небольшими людьми для уговору, что бутто их и всех столько, начаша на уговор звати». Однако все хитрости и уговоры были напрасны. Скитяне решительно отказались сдаваться в руки карателям и принимать новую веру. «И загореся храмина, и пламень огненный в мгновении ока охвати всю храмину. И тако старшейший Иоанн Акиндинов скончася огнем за древлецерковное благочестие и с ним обоего пола семьдесят шесть душ».

Восстановленный Великопоженский скит простоял до 1820 года. На начало XIX века приходится его наибольший расцвет, связанный с деятельностью наставника Исаакия. «Здесь находились иконописные, литейные, книгописные и переплётные мастерские, школа и большая библиотека. Писцы скита выработали особый печорский полуустав, сформировалась своя иконописная школа (“пижемская икона”). Изготавливаемые иконы и книги широко расходились по окрестным землям. Скит являлся духовным и культурным центром всего Печорского края, внёс большой вклад в христианизацию коми-зырян и сохранение староверия».

Моление в Великопоженском скиту поддерживалось вплоть до 1854 года, когда по указу из губернии все иконы и книги были изъяты и переданы в единоверческую церковь села Усть-Цильма. (В настоящее время на месте разорённого скита находится деревня Скитская, в которой до сих пор сохраняются захоронения погибших в гари скитников и имеется памятная старообрядческая часовня).

https://cyberpedia.su/18xfac2.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.