ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Борзна. Церковь Рождества Христова.


Борзна. Церковь Рождества Христова
Церковь.   
Престолы:Рождества Христова
Год постройки:1905.
Адрес:
Украина, Черниговская область, Борзянский район, г. Борзна

Координаты: 51.253173, 32.422999



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  10 июля 2022

Церковь Рождества Христова в Борзне построена в 1785–1788 г.г. Сначала она была деревянной, но в 1811 г. сгорела во время пожара. В начале XIX в. её восстановили, но построили уже из кирпича. В 1825 г. в церкви пристроен южный придел Всех Святых, а в 1830 г. северный придел – Рождества Богородицы. Таким образом, она из однопрестольной стала трехпрестольной. В 1904–1905 годах здание церкви Рождества Христова было расширено в западной части и надстроены в высоту.

Архитектура существующей церкви была создана в формах неорусского, или византийского стиля с соответствующей пластикой фасадов, архитектурных деталей и формой купола.

Теперь, к большому сожалению, церковь находится в запущенном состоянии. Но возрождение старых полуразрушенных храмов не обошло и эту церковь в Борзне. Специалисты «Укрреставрации» в сотрудничестве с Союзом художников восстанавливают утраченную святыню.

Комплексу работ по созданию иконостасов для храма предшествовали большие поисковые работы ученых «Укрниипроектреставрации» о соответствии нового иконостаса образцам, которые были характерны для строительства храмов XVIII – начала XX в.в.

Интерьеры храма решены в строго лаконичном стиле, поэтому стилистика архитектурной отделки, в частности иконостаса, трактуется аналогично с архитектурой храма, тем более, что исторических материалов об архитектуре иконостаса не найдено, а первоначальная отделка церкви конца XVIII – начала XIX в. понесла потери – во-первых, вследствие перестройки церкви, во-вторых, из-за невосприимчивых для сакрального сооружения условий использования в советское время.

Учитывая ограниченные возможности и пожелания прихода церкви Рождества Христова в Борзне, иконы в иконостасах расположили в соответствии со схемой аутентичного иконостаса Борзнянской церкви. Описание этих иконостасов было составлено архиепископом Черниговским Филаретом Гумилевским в последней трети XIX в. и соответствует украинским традициям, которые происходят еще от иконостаса Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Именно он служил образцом для храмовой отделки на протяжении веков.

Восстановлено три деревянных иконостаса во имя исторического существования трех престолов: центральный - двухъярусный - Рождества Христова, одноярусный южный – Всех Святых и северный – Рождества Богородицы. Тематическая программа размещения икон в иконостасах данной церкви получила благословение представителя высшего духовенства Черниговской епархии – епископа Новгород-Северского отца Амвросия.

Изучая стилевые особенности иконостаса периодов средневековья, барокко или классицизма, в традициях которых был построен тот или иной храм, специалисты пишут иконы, которые являются подражанием сакрального искусства тех времен. Художники М. Малышко и Д. Денисова должны были создать совершенно новые иконы. Для восстановления иконостаса в церкви Рождества Христова в Борзне они использовали образцы многих православных храмов. Писали образы на протяжении двух лет по всем канонам иконописи. Иконы исполнялись на липовых досках по левкасу масляными красками. Николай Малышко отмечал: «Я следовал тем канонам, которым более тысячи лет, когда они были созданы в Византии. Те каноны и сейчас имеют большую силу деяния на душу человека»...

Борзна. «Церковь Рождества Христова», перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  17 июля 2022

Самая ближайшая к Троицкой церкви - это каменная церковь Рождества Христова. Там, где стоит ныне эта церковь, в 17 веке существовала деревянная церковь Рождества Богородицы, сделавшаяся жертвою пожара, истребившего в 1693 г. лучшую часть городка. После того, на месте сгоревшей, построена была деревянная же церковь - Рождества Богоматери; она уничтожена пожаром 1755 г., тогда же сгорел строившийся храм во имя св. великомученицы Варвары. Это бедствие, постигшее церкви, ни мало не ослабило усердия прихожан их. Без храма трудно молиться, особенно людям занятым житейскими попечениями - и вот на месте сгоревших церквей вновь, хотя и не скоро, сооружена деревянная церковь Рождества Богородицы, трехпрестольная, которая и освящена в 1773 г. октября 23 дня.

Печальная история церквей до того времени существовавших, частые пожары, в замковой части города, где теснились жилища обитателей онаго, а более всего благочестивое ycepдиe прихожан были главною причиною того, что при деревянной трёхпрестольной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, спустя 11 лет по освящении оной, именно в 1785 г. сентября 20 дня, заложена была каменная церковь во славу Рождества Христова. Храм освящён сентября 26 дня 1788 г. протоиереем борзенским Иоанном Дубянским, по благословению преосвященного Феофила. В 1811 г., во время пожара бывшего в городе, она обгорела, а деревянная - Рождества Пресвятой Богородицы сгорела до основания. Так как каменный храм был тесен, то в 1825 г. он распространён и в нем устроен пpидел во имя Всех Святых, а затем устроен другой придел, в честь Рождества Богородицы. Последний освящён в 1830 году.

Главный иконостас этой церкви невелик, но хорошей резьбы и отлично позолоченный. В верхнем ярусе его иконы св. апостолов; в среднем - небольшие иконы двунадесятых праздников; а ниже - иконы мастные. На трех местных иконах сереб. вызлащ. ризы, каждая в 350 р., сер. Над царскими вратами изображение Тайной Вечери - тоже в сереб. вызолоченной ризе, ценою в 150 р. сереб. Вое это сделано при cтарании священника Павла Марковского усердием прихожан его. В южном приделе вех святых местные образа Спасителя и Божьей Матери - тоже в сереб. ризах с сереб. вызолоченными венцами. В приделе Всех Святых, около южной стены, в киоте под сению, утвержденною на 7 вызолоченных столпах, в серебренной вызолоченной ризе, находится небольшая икона Божией Матери. Икона эта пользуется особенными уважением в народе, и молящихся пред нею с верою и благоговением награждает дариан благодатью. В 10 пятницу по Св. Пасхе, ежегодно, делается, празднество в честь сего образа Богоматери. В этот день из окрестных селений стекается довольно много молящихся, из которых многие говеют здесь и причащаются Св. Тайн. На древней иконе сделана такая надпись: «изображение чудотворной иконы пресвятой Богородицы 1702 г. августа 7 дня, записал cиe про память здесь сея церкви Иерей Иоанн Антониев Богдановский и присутствующий десятоначальник священник Прохорский Феодор Михайловский-Слонецкий, подписали 1792 г. апреля 20 дня».

Из вещей это церкви стоит внимания:

1) Небольшой крестик, величин. 1 верш. весy 7 золотников, сребр. вызолоченный, в котором хранятся частицы мощей Печерских преподобных.

2) Дарохранительница, серебренная, с вырезанными на ней словами: «року 1733 декабря 2 дня, сия гробница справлена до храму Рождества пресвятой Богородицы Василием Кондратовичем войтом Борзенским».

3) Крест напрестольный, серебр. вызолоченный с подножием, величиною 13 верш., весу в нем 1 3/4 ф. , добытый старанием протоиерея Стефана Марковского.

4) Потир серебр. вызолоченный, веcy 2 ф. 40 золотников, с вырезанными словами: «приношение Статского Советника Григория Мизко».

5) Евангелие, в большой лист мос. печати 1748 г., оправленное в сребренные вызолоченные доски с чеканными изображениями.

6) Евангелие, в лист, обтянутое малиновым бархатом, печ. во Львове 1670 года.

7) Евангелие, в медной оправе, печ. в Kиеве 1693 года.

8) Евангелие, в черном бархате в л., печ. во Львове 1644 г. мая 25, при польском кopoле Владиславе, при архимандрите печер. Лавры Петре Могиле и епископе Львовском Apсении.

9) Благовестник - евангелие, в кожан. переплете мос. печ. 1748 г., по листам его надпись: «евангелие повседневное толкованное дано в церковь Рождества пресвятой Богородицы борзенскую сея же церкви настоятелем Антонием Петровым Богдановским и швагром его жителем борзенским Никитою Зиновиевым за спаceниe всех и оставление грехов чтущих и слушавших 1752 г.».

10) Трифологий, или анфологий службам праздничным, по чину предания церковного. В предисловии—сказано между прочим о многолетнем здравии наияснейшего господаря великого короля Иоанна 3-го; печатан в Львове, потому что упоминается о епископах Львовских. Надпись по листам: «трофолог, книга Рождественской пречиской борзенской церкви».

11) Анфологион - цвтослов, печ. в Троицкой Ильнской черниг. обители, при архимандрите Сильвестр 1753 г.

12) Триодь постная, печ. в Kиеве 1727 г., по листам оной надпись: «надана до храму Рождества пресвятой Богородицы в Борзне войсковым генеральным судьею Михаилом Забелою, року 1732 декабря 9 дня».

13) Требник печ. во Львове 1698 г. Друкарни братской, с надписью по листам: «сия книга требник церкви Рождества пресвятой Богородицы».

При церкви Рождества Христова, по указу синода 1722 г. 11 августа, положено быть священнику, диакону, дьячку и пономарю, каковой стать состоит при сей церкви и по настоящее время. Земель при сей церкви усадебной 1/3 десятины и пахотной 11 десятин. Достались церкви по духовному завещанию дворянки Столжковой; доход с сих земель поступает в пользу церкви. В церкви есть два билета - каждый в 400 руб., сереб.; с одного из этих билетов проценты поступают в пользу причта. При церкви - в самой oгpaде находится деревянный дом с тремя комнатами, в котором живут пономарь и церковный сторож.

Борзна. Из «Историко-статистического описания Черниговской епархии». 1873 год. Описание составлено свящ. В. Комаровским, просмотрено и дополнено преосвященнейшим архиеп. Филаретом.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.