ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Топрайсар. Церковь Михаила и Гавриила Архангелов.

Biserica Sfantul Arhangheli Mihail si Gavril


Топрайсар. Церковь Михаила и Гавриила Архангелов
Церковь. Действует.  
Престолы:Михаила и Гавриила Архангелов
Год постройки:Между 1906 и 1911.
Адрес:
Румыния, жудец Констанца, коммуна Топрайсар, с. Топрайсар (Topraisar)

Координаты: 44.010681, 28.452879



Церковь Михаила и Гавриила Архангелов, Фото 1967 г. из фондов Томисской архиепископии<br>, Топрайсар, Констанца, Румыния
Фото 1967 г. из фондов Томисской архиепископии
Михаил Мещанинов
16 августа 1967



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михаил Мещанинов  22 декабря 2021

Одним из эпизодов в истории сражений в Добрудже во время Первой Мировой войны является бомбардировка церкви Святых Архангелов Михаила и Гавриила в Топрайсаре, жудец Констанца.

Печальное событие было описано потомкам в мемуарах о деятельности на фронте священника Иоана Попеску из Базаргича, духовника 40-го полка, и зафиксировано священником Евгением Дрэгоем в произведении «Иерархи и важные священники на Нижнем Дунае. 1864/1989».

Чтобы понять исторический контекст, следует упомянуть, что битва при Топрайсаре была частью боевых действий, имевших место в битве на стыке Расова-Кобадин-Тузла, и была тактической военной операцией, проводившейся на румынском фронте во время кампания 1916 года по участию Румынии в Первой Мировой войне. Битва при Топрайсаре произошла 6/19 октября 1916 года и закончилась победой Центральных держав, немецкого «Боде». Во главе румынских солдат стоял генерал Константин Скэришореану, один из самых достойных румынских генералов войны. В октябре 1916 года военный священник Иоан Попеску находился в Топрайсаре, на передовой линии фронта, с солдатами. С приближением воскресенья священник Иоан предпринял все необходимые шаги для совершения Божественной Литургии в деревенской церкви. Топрайсар был заброшен из-за войны, и, согласно некоторым свидетельствам, все сакральные предметы из церкви были закопаны местными жителями перед тем, как покинуть деревню. Чтобы помолиться с солдатами в окопах, отец объявил всем, что о начале и окончании службы будет объявлено звоном в колокол.

Следующее встречается в воспоминаниях военного священника: «При содействии пулеметной роты полка я начал Богослужение, объявив об этом всему закованному в окопы полку, позвонив в колокол. Через час во время Богослужения, прочитав Священное Евангелие, противник, направив артиллерийский огонь в сторону церкви, как ориентира, бьет снарядом калибра 35 см прямо перед церковными дверями, издавая адский шум, разрушая двери и часть стены, вызывая панику прямо в Святилище Господа. По моему настоянию мы с оркестром продолжали стоять на месте до конца службы, в свист и шум взрыва вражеских снарядов, заканчивая священную и зловещую молитву о добре, мистический поток, проходящий через души молящихся от алтаря к притвору церкви ... время от времени молния вражеских снарядов начиналась так дико, церковь обрамляли со всех сторон. Закончив и собрав в ящик самый ценный из священных ароматов, отныне подвергнутый отчуждению или грабежу, для отправки разделением в честь Дома Церкви, более чем в получасе от выхода, еще одна болванка того же калибра он разрушил большую башню, превратив её в руины».

Одной из обязанностей военных священников было как следует их похоронить и следить за солдатами, погибшими на фронте. Отец Иоанн также описывает этот аспект в своих воспоминаниях: «Я хотел бы упомянуть, что как для умирающих, так и для умерших мы совершили Богослужение в соответствии со всеми нашими христианскими обычаями и привычками, в частности, офицеров похоронили в специальных могилах, в деревянных гробах, в которых они похоронили приняли участие и делегаты от полка. Например, в Топрайсаре на похоронах присутствовали майор Ионеску Михаил, лейтенанты Мареш, Матееску и другие. Сам командир полка майор Маркович и помощник командира капитан Китеску и другие офицеры полка, где мы с командиром произнесли речь. На могилах всех погибших офицеров 40-го пехотного полка я обязательно поставил крест на могилах солдат, захороненных на поле боя или захороненных на кладбище, то есть: имя, рота, полк и дата. смерти ... Мы также хоронили погибших солдат обоих полков, составляющих нашу дивизию, и других полковых дивизий, которые обстоятельства привели к нашему полку. В Топрайсаре мы похоронили на церковном кладбище офицеров и солдат 9-го охотничьего полка, 74-го полка, 20-го артиллерийского полка и т. д.».

После войны церковь с большим трудом была восстановлена сельскими жителями, вернувшимися в свои дома. Священник Евгений Дрэгой записывает в своей работе, упомянутой выше: «Рассказ отца Попеску верен, и мы знаем, что церковь в Топрайсаре была разрушена в течение долгого времени». 15 октября 1926 года Ziarul Universul опубликовал следующую новость: «В Топрайсаре, в жудеце Констанца, где шли ожесточенные бои, против пяти ухоженных окон ратуши стоит разрушенная румынская православная церковь и нет колокола, чтобы ласкать остальных влюбленных в Отечество».

В рассказе историка прихода Топрайсар 1967 года отец Георге Рэиляну упоминает членов церковного комитета, которые реставрировали здание церкви: «После войны выжившие жители вернулись в свою деревню и начали строительство святыни. Они выкапывали запахи из земли, добывали материалы и средства. Священник Манея Парашив, певец Ион Мону, кассир, Раду Михайлеску, Ион Неделку, Георге Неделку и другие много работали над сбором средств. После завершения его освятил епископ Геронтие Николау». За годы своего существования церковь Святых Архангелов Михаила и Гавриила в Топрайсаре претерпела несколько этапов реставрации и благоустройства, в ней была произведена внутренняя роспись. Сегодня священниками, которые служат в этой церкви, являются приходской священник Василе Бобару, священник Михай Попа и священник Виорел Попа.

Источник: https://www.ziuaconstanta.ro/stiri/invitati/bombardarea-bisericii-din-topraisar-in-timpul-sfintei-liturghii-galerie-foto-648759.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.