ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища). Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Казанская церковь


Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища). Церковь Казанской иконы Божией Матери
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Казанской иконы Божией Матери
Год постройки:между 1679 и приблизительно 1679.
Адрес:
Иркутская область, Нижнеилимский район, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища)

Координаты: 56.763986, 103.793812 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.






Церковь Казанской иконы Божией Матери, http://нэб.рф/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_8021/viewer/<br>, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища), Нижнеилимский район, Иркутская область
http://нэб.рф/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_8021/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1915
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Иконостас и воеводская клеть. Автор Н.А. Пономарев. Фотографии храмов в поездке преосвященного епископа Евгения, 1913 г.<br>, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища), Нижнеилимский район, Иркутская область
Иконостас и воеводская клеть. Автор Н.А. Пономарев. Фотографии храмов в поездке преосвященного епископа Евгения, 1913 г.
Елена Григорьева
1 июля 1913
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Фото из книги "Православные храмы Иркутской епархии" М2000.<br>, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища), Нижнеилимский район, Иркутская область
Фото из книги "Православные храмы Иркутской епархии" М2000.
Андрей Агафонов
1 января 1913
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Фото из книги "Православные храмы Иркутской епархии" М2000.<br>, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища), Нижнеилимский район, Иркутская область
Фото из книги "Православные храмы Иркутской епархии" М2000.
Андрей Агафонов
1 января 1913
Церковь Казанской иконы Божией Матери, http://and110.ucoz.ru/arx/04/sam.html Альбом «Памятники старинного деревянного зодчества в Иркутской губернии» И.И. Серебренников, Иркутск, 1915 г.<br>, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища), Нижнеилимский район, Иркутская область
http://and110.ucoz.ru/arx/04/sam.html Альбом «Памятники старинного деревянного зодчества в Иркутской губернии» И.И. Серебренников, Иркутск, 1915 г.
Т.
??
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Известия ИАК 1913 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища), Нижнеилимский район, Иркутская область
Известия ИАК 1913 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Сол  23 марта 2013

Илимск (акватория Усть-Илимского водохранилища). Казанской иконы Божией Матери,церковь

Привратная Казанская церковь, построена в 1679 году.  Небольшая, квадратная в плане, она больше напоминает часовню. Единственная представительница культового зодчества Сибири XVII века, церковь эта - памятник поистине редчайший.

Источник: Полунина Н.М. "Живая старина Приангарья". 1990


Марина Зуйкова  10 октября 2021

К числу построенных в XVII веке и дошедших до нашего времени относятся и две церкви: Казанская и Введенская, находящияся в заштатном городе Илимске Киренскаго уезда.

Казанская церковь, по клировым ведомостям, построена в 1679 году. Она состоит из невысокаго четырехугольнаго сруба, составляющаго восточную часть храма, к которой примыкает широкая и еще более низкая западная трапеза. Восточный сруб, возвышающийся над трапезою, и несколько расширяющийся вверху покрыт как и сама трапеза, двухскатною крышею. В верхней части сруб переходит в крышу бочкою, на ребре которой поставлена луковичная главка на тонкой шейке. Луковичная главка и шейка нарядно убраны чешуей. Боковыя части крыши, доходя до восточной стены сруба (алтаря), покрывают собою углы, образованные стенами алтаря и трапезы. В стене трапезы, в северо-восточному углу, устроен вход в церковь. Очень интересно устройство алтаря этой церкви и ея иконостаса и помещенй собственно церкви, разделеннаго в длину двумя перегородками из рам на три отделения. Большой интерес для знатока церковной старины представляют иконы церкви и ея утварь.

...Все три описанныя выше Илимския церкви относятся к типу так называемых клетских храмов, и в некоторых особенностях их построения и убранства, в тех же, например, бочечных перекрытиях, в форме глав, обиваемых чешуей («лемехом»), можно усмотреть влияние излюбленных мотивов стариннаго севернорусскаго церковнаго Зодчества.

Серебренников И.И. Памятники старинного деревянного зодчества в Иркутской губернии. Иркутск, 1915.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  17 ноября 2022

Казанская церковь - самая древняя из сохранившихся в Иркутской епархии, в настоящее время восстановлена в музее под открытым небом "Тальцы". Согласно клировым ведомостям, построена она была в 1679 г. илимским соборным попом Петром Максимовым и стояла вне стен Илимского острога, неподалеку от проезжей Спасской башни.

Архитектор Ю.Н. Гумбург предположил, что причиной создания церкви являлся обычай молиться каждому проезжающему через ворота башни о благополучном начале или исходе путешествия. А так как по его мнению расположение часовни на втором этаже башни неудобное, это и заставило устроить еще одну на земле. Другие его предположения касаются причин посвящения церкви иконе Божьей Матери. Согласно его выводам, церковь мог построить Илимский воевода, который был особенно ревностным служителем государства и знал о том, что икона Казанской Божьей Матери стала после побед Минина и Пожарского знаменем русского воинства. Также он указывает на то, что в результате исследования 1883 г. М. Сизова, было установлено, что в алтаре не оказалось иконы, которой посвящена церковь, а была икона Знамения Божьей Матери. А так как чудотворная икона Знамения Богоматери была достопримечательностью Устюга, и поскольку устюжане находились в числе насельников края, этот автор предполагал, что построил эту церковь кто-то из устюжан.

В древнерусском искусстве рядом с образом Спаса стоит образ Богоматери, близкий ему по своему смыслу и значению, по тому месту, которое он занимал в сознании и в духовной жизни людей. Богородицу называют «начатком спасения» в прославляющих ее церковных песнопениях. Богородица сострадает мукам Сына и отзывается на бесчисленные людские беды. Легенда о хождении Богоматери по аду сложилась в Византии. В Древней Руси в это сказание были внесены существенные поправки. В Русском изводе Мария при посещении ада ужасается видом несчастных грешников, оплакивает их и напоминает Богу о том, что даже праведники совершали грехи, она добивается того, чтобы от четверга на Страстной неделе на пятьдесят дней грешники были избавлены от адских мук. В этом русском истолковании легенды выступает представление о Богоматери как о заступнице, что было одной из причин популярности ее образа.

Различные изводы иконы Богоматери не только хранились в храмах, но и находились в каждой семье. Подобное отношение к Богородице имеет глубокие причины, ее образ стоит в одном ряду с дохристианскими представлениями о Матери-сырой земле, прародительнице и заступнице всего сущего. В «Свитке Ерусалимском» XVII в. сообщается, что каждый человек имеет три матери: первая - Богородица, как заступница всех людей, вторая - земля, как природа, породившая все живое, третья - та, кто «скорбь приняла», в муках родила.

Это дает понимание причин той традиции, следуя которой жители Илимска хотели для божественного заступничества призвать Богоматерь, поставив для ее иконы около проездных ворот церковь. В этом смысле показательны также факт и легенда о сооружении одного из ранних надвратных храмов во имя Богоматери Портаитиссы - Вратарницы.

Строилась церковь Казанской иконы Божией Матери, вероятно, по заказу воеводы, потому что в храме было выделено специальное воеводское место. Предполагается, что первоначально церковь представляла собой небольшую клетскую постройку, и только позднее с западной стороны был пристроен широкий храм.

Казанская церковь обладала уникальной объемно-пространственной композицией, в которой главенствующую роль играл динамичный и высокий сруб алтаря. Это была одноэтажная деревянная постройка с компактным срубом, в котором размещался храм. Алтарная часть завершалась живописным бочечным покрытием и была гораздо выше храма. Бочка увенчана одной главкой, поверхность которой, как и шейка, покрыта лемехом. С западной стороны во всю ширину трапезной устроено крыльцо под односкатной кровлей. В церкви было 12 окон, в половине из которых вместо стекол стояли рамы со слюдой в железных переплетах.

Внутри устройство Казанской церкви было также необычно. У самого алтаря, возле клиросов, была поставлена стенка-ширма, которая выделяла пространство, называемое воеводское место. Оно предназначалось для воеводы и членов его семьи. Здесь по обеим бокам стояли скамьи. Храм занимал в длину 7 аршин и делился двумя продольными перегородками на три части. Перегородки представляли собой рамы с укрепленными в них древними иконами. Их писали на холсте и прочно наклеивали на доски. Такими же иконами на холсте, но не наклееными на доски, были покрыты потолки церкви и алтаря. По преданию, во время богослужений молящиеся занимали определенные части храма соответственно их полу и возрасту: вправо от входа в храм становились старцы, влево - старицы, среднюю часть занимали люди среднего возраста. Стены внутри храма были отесаны, но не крашены и не белены. Снаружи все стены во второй половине ХIХ века были обшиты гладкими досками.

В 1925 г. Иркутский губисполком взял церковь на учет как уникальный памятник старины и передал ее в ведение областного научного музея. Проверка сохранности здания показала, что из-за невежства местных властей церковь была варварски обезабражена. В составленном акте приводятся следующие факты: "в церкви устроили общественную уборную, уничтожили иконостас, изрубили иконы, сожгли деревянную скульптуру и резьбу. А затем в порядке охраны собрали ценнейшие иконы ХVII столетия и заколотили ими выбитые окна". В таком виде, постепенно разрушаясь от времени, Казанская церковь простояла до строительства Илимской ГЭС и только в конце 1960-х г.г., при подготовке ложа под водохрагилище, она была перевезена во вновь созданный неподалеку от Иркутска музей под открытым небом, где была восстановлена по проекту архитектора Г.Г. Оранской.

Православие на Илиме. г. Железногорск-Илимский, http://www.pravilim.zachalo.ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.