Казанская церковь - самая древняя из сохранившихся в Иркутской епархии, в настоящее время восстановлена в музее под открытым небом "Тальцы". Согласно клировым ведомостям, построена она была в 1679 г. илимским соборным попом Петром Максимовым и стояла вне стен Илимского острога, неподалеку от проезжей Спасской башни.
Архитектор Ю.Н. Гумбург предположил, что причиной создания церкви являлся обычай молиться каждому проезжающему через ворота башни о благополучном начале или исходе путешествия. А так как по его мнению расположение часовни на втором этаже башни неудобное, это и заставило устроить еще одну на земле. Другие его предположения касаются причин посвящения церкви иконе Божьей Матери. Согласно его выводам, церковь мог построить Илимский воевода, который был особенно ревностным служителем государства и знал о том, что икона Казанской Божьей Матери стала после побед Минина и Пожарского знаменем русского воинства. Также он указывает на то, что в результате исследования 1883 г. М. Сизова, было установлено, что в алтаре не оказалось иконы, которой посвящена церковь, а была икона Знамения Божьей Матери. А так как чудотворная икона Знамения Богоматери была достопримечательностью Устюга, и поскольку устюжане находились в числе насельников края, этот автор предполагал, что построил эту церковь кто-то из устюжан.
В древнерусском искусстве рядом с образом Спаса стоит образ Богоматери, близкий ему по своему смыслу и значению, по тому месту, которое он занимал в сознании и в духовной жизни людей. Богородицу называют «начатком спасения» в прославляющих ее церковных песнопениях. Богородица сострадает мукам Сына и отзывается на бесчисленные людские беды. Легенда о хождении Богоматери по аду сложилась в Византии. В Древней Руси в это сказание были внесены существенные поправки. В Русском изводе Мария при посещении ада ужасается видом несчастных грешников, оплакивает их и напоминает Богу о том, что даже праведники совершали грехи, она добивается того, чтобы от четверга на Страстной неделе на пятьдесят дней грешники были избавлены от адских мук. В этом русском истолковании легенды выступает представление о Богоматери как о заступнице, что было одной из причин популярности ее образа.
Различные изводы иконы Богоматери не только хранились в храмах, но и находились в каждой семье. Подобное отношение к Богородице имеет глубокие причины, ее образ стоит в одном ряду с дохристианскими представлениями о Матери-сырой земле, прародительнице и заступнице всего сущего. В «Свитке Ерусалимском» XVII в. сообщается, что каждый человек имеет три матери: первая - Богородица, как заступница всех людей, вторая - земля, как природа, породившая все живое, третья - та, кто «скорбь приняла», в муках родила.
Это дает понимание причин той традиции, следуя которой жители Илимска хотели для божественного заступничества призвать Богоматерь, поставив для ее иконы около проездных ворот церковь. В этом смысле показательны также факт и легенда о сооружении одного из ранних надвратных храмов во имя Богоматери Портаитиссы - Вратарницы.
Строилась церковь Казанской иконы Божией Матери, вероятно, по заказу воеводы, потому что в храме было выделено специальное воеводское место. Предполагается, что первоначально церковь представляла собой небольшую клетскую постройку, и только позднее с западной стороны был пристроен широкий храм.
Казанская церковь обладала уникальной объемно-пространственной композицией, в которой главенствующую роль играл динамичный и высокий сруб алтаря. Это была одноэтажная деревянная постройка с компактным срубом, в котором размещался храм. Алтарная часть завершалась живописным бочечным покрытием и была гораздо выше храма. Бочка увенчана одной главкой, поверхность которой, как и шейка, покрыта лемехом. С западной стороны во всю ширину трапезной устроено крыльцо под односкатной кровлей. В церкви было 12 окон, в половине из которых вместо стекол стояли рамы со слюдой в железных переплетах.
Внутри устройство Казанской церкви было также необычно. У самого алтаря, возле клиросов, была поставлена стенка-ширма, которая выделяла пространство, называемое воеводское место. Оно предназначалось для воеводы и членов его семьи. Здесь по обеим бокам стояли скамьи. Храм занимал в длину 7 аршин и делился двумя продольными перегородками на три части. Перегородки представляли собой рамы с укрепленными в них древними иконами. Их писали на холсте и прочно наклеивали на доски. Такими же иконами на холсте, но не наклееными на доски, были покрыты потолки церкви и алтаря. По преданию, во время богослужений молящиеся занимали определенные части храма соответственно их полу и возрасту: вправо от входа в храм становились старцы, влево - старицы, среднюю часть занимали люди среднего возраста. Стены внутри храма были отесаны, но не крашены и не белены. Снаружи все стены во второй половине ХIХ века были обшиты гладкими досками.
В 1925 г. Иркутский губисполком взял церковь на учет как уникальный памятник старины и передал ее в ведение областного научного музея. Проверка сохранности здания показала, что из-за невежства местных властей церковь была варварски обезабражена. В составленном акте приводятся следующие факты: "в церкви устроили общественную уборную, уничтожили иконостас, изрубили иконы, сожгли деревянную скульптуру и резьбу. А затем в порядке охраны собрали ценнейшие иконы ХVII столетия и заколотили ими выбитые окна". В таком виде, постепенно разрушаясь от времени, Казанская церковь простояла до строительства Илимской ГЭС и только в конце 1960-х г.г., при подготовке ложа под водохрагилище, она была перевезена во вновь созданный неподалеку от Иркутска музей под открытым небом, где была восстановлена по проекту архитектора Г.Г. Оранской.
Православие на Илиме. г. Железногорск-Илимский, http://www.pravilim.zachalo.ru