ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Васильевское. Церковь Василия Великого на Тошне.

Васильевская церковь


Васильевское. Церковь Василия Великого на Тошне
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Василия Великого
Год постройки:не позже 1838.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Вологодская обл., Вологодский р-н, ур. Васильевское (0,5 км на ЮЗ от с. Старое)

Координаты: 59.17673, 39.436054 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 июня 2021

Тошнинская Васильевская церковь. РФ: ур. Васильевское на левом берегу Тошни, Старосельское с/п, Вологодский р., Вологодская обл. РИ: Вологодский у., Вологодская губ.

Церковь Василия Великого на Тошне, в Тошенской волости Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1618 года. Тошнинская Васильевская церковь (Васильевская на Тошне, Тошинская), каменная, одноэтажная. Престолы в честь: свт. Василия Великого, архиепископа Кесарийского - главный, Святой Троицы, Благовещения Пресвятой Богородицы.

Церковь была ремонтирована и укреплена в 1838 г. Каменная колокольня отклонилась от тёплой церкви; для подкрепления её было сооружено входное каменное крыльцо. Возобновлённый придельный храм во имя мц. Параскевы освящён 16 октября 1877 г. 3 ноября 1885 г. освящён придельный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В приходе две часовни.

7 июля 1897 г. около 4 ч. пополудни разразилась гроза с проливным дождём и градом. Сильным ветром погнуло крест на холодной церкви, с колокольни скинуло главу с крестом на крышу тёплой церкви, которую проломило в двух местах. Убыток оценён в 60 рублей.

Источники: ВЕВ. - 1867, №24, с. 469; 1877, №24, с. 398; 1885, №24, с. 376; 1897, №17, с. 263. ИИАК. - Петроград, 1915. - Вып. 59. - С. 151. Суворов Н. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала XVII столетия до настоящего времени. // ВЕВ. - 1865. - №18. - Прибавления. - С. 743. Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 42, 134.

Была приписана к Димитриевской церкви в Широгорье. Священник Пармен Иванов Образцов, дьячок Михаил Яковлев Ковыряев, пономарь Павел Лазарев Юров сверхштат. пономарь Василий Селезнев, заштат. дьячок Евгений Земляницын.

Священники: 1869 - Образцов Пармен, 1871-1877 - Ельцов Евгений, 1877-1880 - Лебедев Василий, помощник настоятеля; 1880-1905 - Сатрапов Александр Владимирович. Псаломщики: 1887 - Преображенский Александр, 1897-1906 - Преображенский Иоанн, 1906 - Кудрявцев Александр. Дьячки: 1865 - Ковыряев Михаил, 1865-1866 - Преображенский Александр. Пономари: 1865 - Юров Павел, 1865-1867 - Соколов Димитрий, 1867 -1869 - Баданин Алексей, 1869 - Кулаков Димитрий, 1869-1872 - Вознесенский Евгений, 1872-1875 - Вознесенский Александр.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=1077


Марина Зуйкова  16 июня 2021

Церковь Василия Великого первый раз упоминается в окладной книге 1618 года. Когда была основана, неизвестно. В холодном храме были следующие престолы: Животворящей Троицы, Великомученицы Параскевы, а в теплом: Благовещенья Пресвятой Богородицы, Святителя Василия Великого.

В 1832 году в храме был сделан ремонт по плану архитектора Суворова. В д. Хреново по указу Духовной консистории от 1870 года, на месте сгоревшей в 1824 году часовни, в 1871 году была построена деревянная часовня Успения Божией Матери. Каждый год 15 (28) августа и на Пасху к часовне проводились крестные ходы с молебнами Пресвятой Богородице и водоосвящением.

Земли при храме было 33 десятины. Указывалось, что храм имеет трудное сообщение с другими церквями. Каждый год в девятую пятницу после Пасхи при Васильевской церкви проходил Торжок. Так же, как и при Широгорской церкви, торговали красным, кожевенным, железным товаром, деревянной и глиняной посудой, обувью.

Приход храма во имя Василия Великого был намного меньше, чем приход храма во имя Димитрия Солунского. Так, в приход храма во имя Димитрия Солунского входил 51 населенный пункт, а в приход храма во имя Василия Великого - всего 14.

К храму вела дорога, след от которой сохранился и поныне. Вокруг храма была железная ограда на каменном фундаменте примерно два метра в высоту. Рядом протекал ручей, который назывался «Поповский» и колодец с ключевой водой, имеющий такое же название. При храме был огород. Церковь Василия Великого была похожа на храм Димитрия Солунского, имела белые главы - луковицы, железный крест. При ней имелись сторожка и сторож («Во время дня и ночи надлежащим караулом охраняются»). Имелось казнохранилище. По штату было положено иметь при храме двух священников, одного дьякона, двух дьячков и двух пономарей. Храм был пятого класса.

В 1860 году рассматривался вопрос о том, чтобы приписать церковь Василия Великого к храму Димитрия Солунского. Местные священники, церковный староста и благочинный в то время решили, что ее нужно оставить самостоятельной.

Но уже в 1885 году приход храма вновь стал самостоятельным. В этом же году по указу № 442 Вологодской Духовной Консистории от 26 января при нем была построена деревянная часовня в честь Благоверного князя Александра Невского в д. Кузнецово в память о смерти императора Александра II. Каждый год, 8 (21) июля, в день Казанской Божьей Матери, к ней совершался крестный ход с водоосвящением, а 30 августа (12 сентября) - панихида по Александру II.

В клировых ведомостях Вологодского уезда за 1910 год упоминается только о трех приделах в храме Василия Великого: в честь Живоначальной Троицы, Благовещения Пресвятой Богородицы, Василия Великого. О престоле Параскевы Пятницы не упоминалось, вероятнее всего он был упразднен в период 1890-1910 годов. В этом же документе написано, что «зданием церковь не совсем прочная». Документы за 1872 год свидетельствуют, что вследствие осадки фундамента в стенах храма Василия Великого появились трещины.

Из данных клировых ведомостей за 1910 год видно, что усадебной земли стало больше на 0,5 десятин, то есть всего их стало две десятины, то же самое коснулось и сенокосной, которой стало 13 десятин, были специально выделены две десятины под выгон скота, зато на такую же площадь уменьшилась пахотная земля, а самое главное, что неудобной земли стало на одну десятину меньше. Вероятнее всего произошла разработка старых земель (площадь земли осталась прежней), хотя в документе прописано, что «почва глинистая и требует тщательной обработки». После 1885 года был выстроен сарай, крытый тесом. «Дом для священника крепкий и годен для житья, а келья непрочная».

Проанализируем документ «Годовой отчет о состоянии церквей, монастырей и школ при них за 1909 год». «Из церквей округа к более благоустроенным можно отнести церкви: Дмитриевскую Широгорскую... Васильевскую Тошинскую...». Всего «более благоустроенных» церквей Вологодского уезда было отмечено девять из двадцати четырех.

«Из церквей округа к... богатыми ризницей: Дмитриевскую Широгорскую». Всего «богатыми ризницей» церквей Вологодского уезда отмечено две из двадцати четырех.

«Из церквей округа к... обеспеченными капиталами: Дмитриевскую Широгорскую». Всего «обеспеченных капиталами» церквей Вологодского уезда отмечено семь из двадцати четырех.

«Помещения для сторожей имеются при всех церквях округа... При некоторых... устроены каменные: Дмитриевской Широгорской... Васильевской Тошинской». Всего каменных помещений для сторожей имелось у четырех церквей Вологодского уезда из двадцати четырех. Таким образом, на фоне других церквей эти храмы были довольно богатыми...

Храмы были закрыты в 1930-х годах. Церковь Василия Великого, по рассказам местных жителей, была закрыта в 1932 году. Она частично была разобрана еще до Великой Отечественной войны, когда в ней размещалась машинно-тракторная станция. Когда с колокольни сбрасывали большой колокол, он упал на паперть и расшиб ее (вероятнее всего, именно эта часть была разобрана до войны), а потом его вытащили через окно. В годы войны церковь рухнула, но не полностью, то, что осталось цело, было взорвано. Руководил подрывом храма Михаил Колесов - директор школы в с. Старом. Позже он был убит быком. В доме священника одно время находилась контора колхоза, позже это здание перевезли в деревню, теперь оно служит жилым домом. Ограду разобрали, кирпичи от фундамента использовали под строительство дорог.

По материалам: Известия Вологодского общества изучения северного края. Выпуск 17(6). https://www.booksite.ru/fulltext/izv_17/6.htm



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.