ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Крайова. Церковь Спаса Преображения и Николая Чудотворца.

Biserica Belivaca


Крайова. Церковь Спаса Преображения и Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Спаса Преображения
Год постройки:не позже 1794. Башня реконструирована в 1955-1959.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Румыния, жудец Долж, г. Крайова (Craiova), ул. Амарадия, 15-17 (Str. Amaradia, 15-17)

Координаты: 44.326252, 23.791836



Церковь Спаса Преображения и Николая Чудотворца, Фото 1910-х годов из приходского архива<br>, Крайова, Долж, Румыния
Фото 1910-х годов из приходского архива
Михаил Мещанинов
30 июля 1914
Церковь Спаса Преображения и Николая Чудотворца, Ворота-колокольня. Фото 1910-х годов из приходского архива<br>, Крайова, Долж, Румыния
Ворота-колокольня. Фото 1910-х годов из приходского архива
Михаил Мещанинов
14 августа 1912



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михаил Мещанинов  10 ноября 2020

Ансамбль церкви Святого Николая - Амарадия (Беливакэ) (Biserca Sf. Nicolae – Amaradia (Belivaca) - архитектурно-церковный ансамбль в Крайове, расположенный на улице Амарадей, 17 (Str. Amaradiei, nr. 17), который включает в себя церковь Святого Николая - Амарадия (Беливакэ) и башню-звонницу со сквозным проходом. Название Святого Николая - Амарадия (Sf. Nicolae – Amaradia) было дано в 1950 году по названию улицы и района, который она окормляла. Церковь Свт. Николая и Преображения Господня, построенная в конце XVIII века, сохранила самую старую полную фреску в церкви Крайовы.

Церковь Свт. Николая (ранее называвшаяся Св. Николая - Беливакэ или Св. Николая от Трэйстари (Sfantul Nicolae ot Traistari) была основана в 1794 году Кристей (Криста) Беливакэ, купцом из Крайовы, и Михаилом Соколеску. Она была построена в трущобах Трэистари, за чертой города, на важном торговом пути. Основатель, Христеа Беливакэ, был богатым торговцем, торговавшим скотом, шкурами и салом.

Различные документальные упоминания до 1794 года указывают на то, что церковь уже существовала в то время. Кроме того, в ходе реставрационных работ в 2010-2012 годах выяснилось, что нынешняя церковь стоит на фундаменте другой, более старой, такой же планировки. Возможно, что предыдущая церковь была сильно повреждена во время землетрясения 26 марта / 6 апреля 1790 года, и в ней молились Беливакэ и Соколеску.

На протяжении XIX века церковь и территория подвергались многочисленным повреждениям, ремонтам, перепланировке и реставрации. Землетрясение 1838 года сильно повлияло на башню на нефе, которую затем снесли. В 1867 году был произведен значительный ремонт: перестроили крышу, придав ей новую форму, внутренние фрески в нартексе покрыли известью, сделали масляную живопись в нефе и алтаре, побелили фасад, некоторые архитектурные элементы выкрасили в цвете, каменный дверной проём был снят, а оконные рамы были увеличены. Расходы на ремонт покрыла г-жа Бэлэцица (возможный потомок Беливакэ; вдова некоего Георгия Тюдора и сестра полковника Иоана Соломона, участника революции 1821 года); Иоан Соколеску; Иоан Низу Марин, а также «махалаги».

Первоначальная надпись церкви не сохранилась, вероятно, она была удалена в 1867 году, когда была снят каменный дверной проём. До 1986 года на железной пластине над дверью была надпись следующего содержания: «Эта святая и божественная церковь, посвященная св. Архиерею Николаю и Преображению Господню, основана, судя по портретам, написанным в церкви, покойными наставниками Михаем Соколеску, Кристеа Беливакэ. Она была освящена в 1794 году. Если у них был какой-либо доход, то их не было в записке, написанной этими наставниками. А через некоторое время она превратиась в руины, будучи разрушенной, так же как и стены с кусками до разрушенного фундамента, в 1867 году будучи ревнителем церкви госпожа Бэлэцица, сестра умершего полковника и великого рыцаря Иоана Соломона и жена покойного Георгия Тюдора отсюда, в Крайове, на свои единственные расходы они покрыли всё это оловом, посыпав зигиабури и полностью окрасив, а также стены вокруг церкви, они отремонтировали круги и бусины до фундамента и покрасили повсюду в цвет, чтобы было видно снаружи. И мы, эпитропиане, внесём свой вклад в пользу покупателя крестов с башен и полировки крестов, а также для росписи Пандократора в куполе, с помощью махалагов и с помощью Д. Бэлэцихии, через которого она является наставницей любви к церкви и Святому Николаю, с нашей настойчивостью: Иоанн Соколеску и Иоаннину Марин. Написал я, Штефану Мэрджиняну, 9 августа 1867 г.».

В 1870 году Бэлаца Синеску (возможный потомок Михая Соколеску) построил колокольню и две кельи с её южной стороны (эти келии были снесены при реконструкции в 1949 году) у входа с улицы Янку Цзяну (бывшая улица Домницей).

В 1874 году кладбище вокруг церкви было упразднено с обнародованием Санитарного закона, запрещавшего использование кладбищ в этих местах.

В 1888 году в церкви произошел пожар, вызванный оставлением нескольких свечей без присмотра, в результате чего сгорели иконы Богородицы, Святителя Николая и Святой Параскевы. Первые два были перестроены Нэстасе Николае Зуграву в 1889 году за 80 леев, согласно расписке, хранящейся в приходском архиве.

В 1905 году был снесён приходской дом в северной части церкви, построенный основателями, в котором было пять комнат, и церковь была перекрашена темперой художником Думитру Белгун.

В 1918 году немецкие оккупационные войска реквизировали старые церковные колокола, один весом 800 кг, а другой - 200 кг. Их крепления сохранились и сегодня, выставленные возле церкви. Нынешний колокол был приобретен по общественной подписке в 1921 году. Согласно Закону о сохранении исторических памятников, опубликованному в «Официальном вестнике» № 82/29 июля 1919 года, Комиссия по историческим памятникам объявила церковь Беливакэ историческим памятником.

В 1924 году была снесена кузнечная мастерская, которая находилась в восточной части погоста и имевшая «некрасивый вид», мешавшая  церковным службам. После сноса здания для прихода открыли доступ со стороны улицы Амарадия, а в 1926 году построили забор из кованого железа, который существует до сих пор.

По данным архива Олтении за 1935 год, приход Свт. Николая-Беливакэ обслуживал 753 семьи и 3128 душ. Приход также владел домом на улице Амарадия, 16, дом на улице Амарадия, 7, и два других земельных участка на улице Жану (Strada Jianu). Между 1938 и 1940 годами крыша церкви и башня-звонница были перестроены в традиционном стиле церквей Олтении, а в 1949 году церковь была электрифицирована.

В 1950 году церкви было присвоено имя Святого Николая - Амарадия (Sfantul Nicolae – Amaradia) по названию улицы и района, который она обслуживает. В период с 1956 по 1959 год крыльцо было вновь открыто, башня нефа и крыша были восстановлены в своем нынешнем виде, а оригинальная фреска была восстановлена художниками Г. Русу и Григоре Стоэнеску из Бухареста.
Землетрясение 1977 года повредило церковь, которая была реставрирована в период с 1980 по 1985 год. В 1986 - 1989 годах старая фреска конца XVIII века была восстановлена художником Ионом Григореску по описанию, составленному Теодорой Янкулеску-Спэтару.

В период с 2010 по 2012 год весь исторический памятник подвергся обширной реставрации по проекту, подготовленному г-ном Юлианом Кэмуи. Таким образом, в церкви были выполнены следующие работы: укрепление несущей конструкции, новая крыша с медной кровлей, новые электрические, тепловые, санитарные и водосточные системы, дренажная система, химическая гидроизоляция, мраморные полы, кондиционирование воздуха, аудиосистема и сигнализация, архитектурное освещение, система размораживания крыш, выставочные площади для объектов наследия, реставрация мебели, новые изделия из клееного дуба, оснащение новыми культовыми объектами. Роспись и внешняя облицовка были восстановлены художником-реставратором Кэтэлином Паламариу.

С архитектурной точки зрения, церковь Беливака сохраняет неизменным постбрынковянский стиль старых церквей Олтении и Валахии с трехугольным планом, открытым крыльцом на арках и кирпичными колоннами. Это первая церковь в Олтении с двумя открытыми башнями. Церковь имеет крестообразный план с двумя открытыми башнями: одна на нефе, другая на притворе. Это первая церковь в Олтении, построенная с двумя открытыми башнями, что свидетельствует о финансовых вложениях и желании основателей построить что-то уникальное.
Оригинальнае фрески датируется 1794 годом и представляет большую историческую и художественную ценность. С художественной точки зрения эти росписи вобрали в себя, в традициях византийских изображений, особенности живописи постбрынковяну, а также местные традиции живописи олтенской школы конца XVII - начала XVIII веков, с насыщенными и яркими красками, богатыми украшениями, цветочными элементами с тиснеными ореолами и изделиями из полированного золота. Имена художников сохранены в поминальном перечне на стене в проскомидидийной: Марку и Тюдор. Лепнина на фронтисписе (расписном барельефе), изображающие Святых Архангелов Михаила и Гавриила как защитников входа в церковь (земное небо), уникальной для православной церкви Валахии, вдохновлены барокко.

Входная башня-звонница, выполняющая роль колокольни, построенная в 1870 году Бэлаца Синеску, обеспечивает доступ к церкви с улицы Янку Цзяну. До 1925 года это был единственный вход в участок, церковь не имела выхода на улицу Амарадия. На восточной стороне двора стояла принадлежавшая приходу кузнечная мастерская, снесенная в 1924 году. Архитектура входной башни-звонницы характерна для конца XIX века и полностью отличается от архитектуры церкви. Это одна из немногих входных башен-звонниц, которые остались неопределенными в старых церквях Крайовы. Мы также находим колокольни только в церквях Святой Троицы, Оота, Хаги Энуш (Sf. Treime, Oota, Hagi Enus) и на кладбище Синеаска (бывшая церковь Подбаницы, Cimitirul Sineasca (pentru fosta biserica Podbanita).

В восточной части церковного погоста стоит каменный крест, воздвигнутый в сентябре 1800 года, ценный исторический памятник. Текст был расшифрован отцом профессором доктором Ионом Попеску-Чилиени: «С помощью Святой Троицы этот Святой Крест был воздвигнут во времена его моря Алисандру Морузи-вода, слугой Бога жупана Христеа Беливакэ. Упоминание о Боге: Настасия, Думитру Иона, Пэуна, Иоанна, Тэфанэ Ереу, Климэнтэ монах, Иона, Пэтрашко, Вилавия, Думитра, Оприя, Пэтру, Бэлаша, Оприца, Дима, Пэтру, Маркохай, Костандина, Иония, Иойка, Марко, Джура, Патрашко, Думитра, Мария, Замфир, Христия Даскэлу, Раду, Мальчиу, Анкуца, крестный отец Христия, крестный отец Думитраки, крестный отец Мариута думы (неалуй) Христиа Беливака с семьей. На южной стороны креста начертано: «1800. 7309 сентября 11». Существует несколько мнений о первоначальном местонахождении этого креста, а также о том, для какой цели он был установлен. Отец Николае Николаеску считал, что на том месте, где он был установлен, в северо-западном углу погоста был перекресток, на котором семья Беливакэ также выкопала колодец. Отец Иоан Станчу, обнаружив, что вписаны только имена умерших, придерживался мнения, что этот крест был установлен на месте вечного упокоения семьи Беливакэ, а профессор Ион Патрашку утверждает, что он носит обетный характер.

Источники: http://www.monumenteoltenia.ro/ansamblu ... a-craiova/ ; http://www.biserica-amaradia.ro/istoric ... ricii.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.