ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Красноярск. Церковь Вознесения Господня в Коркине.

Вознесенская церковь в Коркине


Красноярск. Церковь Вознесения Господня в Коркине
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Вознесения Господня
Год постройки:Между 1857 и 1858.
Год утраты:Не установлен.
Архитектор:Борис Михайлович Набалов
Адрес:
Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пос. Коркино (бывшее село Коркино)

Координаты: 56.083828, 93.030294 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Вознесения Господня в Коркине, Фото 1950-ых годов с сайта naov.ru<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Фото 1950-ых годов с сайта naov.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 августа 2020

Коркинский Вознесенский приход открыт в 1855 г., будучи выделен из прихода градо-Красноярского Воскресенского собора. Приход состоит из с. Коркина и дер.: Песчанки в 3 в., Кубековой в 8 в., Старцевой в 8 в. и Тетериной в 12 в. С. Коркино находится на левом берегу р. Енисея, в 12 верст. от г. Красноярска, в сухой и здоровой местности. Почтовые сношения с Коркиным производятся через Частоостровское волостное правление, находящееся от него в 23 в. Церковь в приходе одна, деревянная, однопрестольная, в честь Вознесения Господня, построена в 1859 г. Церковная библиотека состоит из 350 томов. Летопись церковная ведется с 1857 г. В д. Кубековой имеется молитвенный дом, построенный в 1876 г., в д.д. Песчанке, Тетериной и Старцевой деревянные часовни. В Коркине имеется церковно-приходская школа, а в д. Кубековой министерская школа. Штатный причт состоит из священника с жал. в 300 р. и псаломщика с жал. в 100 р. Братских доходов получается от 750 до 900 р. в год. Причтовые дома находятся в удовлетворительном состоянии. Земли при церкви состоит: усадебной 3 дес., пахотной 44 дес., сенокосной 52 дес., лесной 20 дес. Капиталов церковных 1142 р. 11 к. Население в приходе 1034 душ м. п. и 1021 душ ж. п. Население православное, состоит из старожилов, ссыльно-поселенцев и казаков.

Источник: "Краткое описание приходов Енисейской епархии", 1916


Марина Зуйкова  28 октября 2020

...Обнаруженный нами «приговор» от 18 апреля 1851 года гласит следующее: жители деревень Тетерино, Кубеково и Старцево заявили, что строительство церкви в этих деревнях неразумно, так как деревни маленькие и жителей в них немного. Зато в 12 верстах от Тетерино расположена деревня Коркино, которая гораздо больше по своим размерам, имеет волостное правление, почту, часто посещаема земским заседателем и если строить церковь, то только там. Вокруг деревни Коркино, кроме жителей деревни Тетерино, Кубеково и Старцево, объединялись жители деревень Песчанка и Горская. О чем был и составлен «приговор» сельского схода.

Жители деревень Шуваево и Замятино решили, что оставят всё как есть, то есть будут прихожанами Соборной Воскресенской церкви в Красноярске, но помощь в строительстве новой церкви обещали оказать. Таким образом рождался новый приход, в который вошли деревни Подгородной волости Красноярского округа: Коркино, Тетерино, Песчанка, Горская и Кубеково. Дело закипело. 9 февраля 1851 года в Епархию было отправлено прошение от имени крестьян деревни Коркино Алексея Обжорина и Ивана Черкасова, в котором они «просят дозволения построить им новую каменную церковь во Имя Вознесения Господня, с одним приделом теплым во Имя Знамения Пресвятыя Богородицы». Место для новой церкви было поручено выбрать иерею Александру Иноземцеву совместно с представителем с гражданской стороны. Оно должно быть далеко от огня и воды, а также на определенном расстоянии от жилых домов. Можно сказать, что 1851 год является датой рождения Коркинской церкви, но никто не мог предположить, что на самом деле это дело далекого будущего.

Консистория сразу же определила, что церковь будет строиться силами жителей и добровольных пожертвований, кроме того, необходимо было построить «дома приличные, с хозяйственными постройками, прислугами» для причта, который будет состоять из священника, дьякона, дьячка и пономаря. Селяне должны позаботится о том, чтобы причт получил хорошую землю для хлебопашества. Из сказанного видно, что опасения будущих прихожан Коркинского прихода были небезосновательны - на их плечи ложилась серьезная финансовая нагрузка. Прихожане должны были построить церковь, начиная от заказа проекта и до реального возведения его, кроме того, причт должен был получить не только жилье, но и денежное и хлебное содержание. Читаем: «Священник 1 пуд, дьякону - 30 фунтов, причетникам - 1 пуд ржаного хлеба в год. И деньгами за их труды». Кроме того, понимая, что больших денег у крестьян нет, они будут выполнять любые поручения, как-то: «возят бут для фундамента, лес, кирпич, известь и выполняют любые поручения, чтобы не тратить капитан на наемных со стороны. Снабжая церковь дровами, а также из своей среды выбирают достойных: старосту, трапезника и сторожа».

В документе от 12 мая 1852 года сказано, что крестьяне уже собрали 1060 рублей серебром на строительство церкви. Священник А. Иноземцев выбрал место для постройки «по грунту удобная, от жилых домов в 40 саженях. План церкви одобрил строительный комитет». Всё складывалось на редкость удачно: приход составлял в этот момент 1509 мужских и 1018 женских душ, что позволило церкви увеличить количество причта: 2 священника, дьякон, 2 дьячка и 2 пономаря. Прихожане должны были заручиться согласием Енисейского Гражданского Губернатора, который должен был направить для надзора за постройкой либо губернского архитектора, либо чиновников, знающих архитектуру. Вместе с тем, сами прихожане не были лишены права самостоятельно найти и нанять такого сведущего в строительном искусстве человека. Но в документе от 5 мая 1852 года мы видим, что план церкви готов, храмозданная грамота выдана. Можно начинать строительство.

Всё оказалось не так легко. В документе от 1856 года мы читаем, что за прошедшее время стало ясно, что денег на строительство каменной церкви у крестьян не хватает. Об этом рапортует в Консисторию священник Градо-Красноярской Покровской церкви Григорий Климовский, который будет до самого конца строительства церкви курировать её. Поэтому было принято решение строить однопрестольную деревянную церковь, проект которой был утвержден 20 марта 1857 года. Торжественная закладка церкви состоялась 1 июля 1857 года. Такой путь прошла она за 1846-1857 годы...

Любопытен сам ход строительства. Мы с удивлением отметили, что многие его этапы очень похожи на современный строительный процесс. Известные нам уже строители Алексей Обжорин и Иван Черкасов, несмотря на название «строители», не занимались самолично стройкой. В декабре 1857 года вместе с представителями от прихода они провели своеобразный конкурс на должность главного подрядчика. Свои услуги предложили отставной казак Гавриила Молотилин, крестьяне Шабанов и Серебряков, а также Ардатовский мещанин Матвей Кузьмич Сажин. Сохранился любопытный документ, который позволяет понять, почему главным подрядчиком становится Матвей Сажин: о строительном искусстве претендента положительно высказался архитектор Борис Набалов, который должен был наблюдать за работой; за Сажина поручился видный житель Красноярска, о котором мы скажем подробней позже, и, конечно, немалую роль сыграло то, что Сажин запросил за свою работу наименьшую сумму - 1955 руб. серебром, в то время как его главный конкурент Шабанов просил 1960 руб. серебром. Судя по всему, 5 руб. в тот момент были деньгами немалыми. Разбираясь в деловой документации, сохранившейся в архиве, мы выяснили, что даже строительство небольшой сельской церкви было делом непростым.

Из церковной описи мы узнаем, что высота церковного здания составляла 8,5 сажени, а в ширину и длину 4 сажени. Мы перевели эти цифры в современную метрическую систему и получили общую площадь здания около 64 кв.м. Приблизительно такое здание могло вмещать от 100 до 200 человек. А вот непосредственных участников строительства здания церкви было значительное число. Изучая одну из смет, мы узнали, что кроме главного подрядчика Сажина было множество других. Согласно сведениям строительной сметы за 1857 год: подрядчику казаку Петру Иванову заплатили 216 руб. за выделку кирпича; красноярскому мещанину Федору Григорьеву 144 руб. за известь, подрядчики крестьянине Иван Вычужанин и Гавриила Потылицин за доставку леса получили 185 руб. Также перечислены деньги: за мох, которым конопатили щели между бревнами - 21 руб., на веревки для плотов ушло - 1 руб. 35 коп. Матвей Сажин получил 300 руб. за возведение каменного фундамента...

Девятого сентября 1858 года священник Вознесенской церкви Тюшняков сообщал об окончании строительства и просил прислать представителей Строительной Комиссии для освидетельствования церкви. Оно состоялось 21 сентября, но причт отказался считать его действительным, так как при этом не было священника Григория Климовского, что говорит о высоком доверии к этому человеку. И священники Коркино были правы: выявилось, что одна из двух печей, которыми отапливалась церковь, оказалась неисправна. И главный подрядчик Сажин вынужден был переделывать её, что ему пришлось делать целых три раза...

Судя по документам, мы предполагаем, что освящение церкви состоялось не позднее июня 1859 года, такой вывод мы делаем на основании документа от 12 мая 1859 года, в котором протоирей Василий Касьянов, которому было поручено освящение церкви, пишет, что Коркинской причт может получить Священный Антиминс, а значит, в скором времени должно состояться и освящение самой церкви. Точную дату нам пока не удалось найти, но мы склонны считать, что с июня 1859 года Коркинская Вознесенская церковь обрела свой законный статус...

Вознесенская Коркинская церковь являет собою оригинальный памятник архитектуры. В ней гармонично сочетаются традиционные формы древнерусской архитектуры и позднего классицизма. Автор проекта старался совместить канонические традиции и собственное видение будущего храма. Церковь построена в форме корабля, что является традицией древних христианских построек, которые образно выражали мысль о том, что Церковь подобно кораблю, спасает души верующих от губительных волн житейского плавания и ведет их в Царствие Божие. Если рассматривать план здания, мы видим традиционный крест - основу всех христианских культовых построек. Но снаружи здание выглядит именно так, как и трактовала его древнерусская традиция. Церковь располагается по оси с запада на восток и состоит из: паперти с колокольней над ней, трапезной, храмовой части и алтарной абсиды. Сохранились точные цифры, по которым можно судить о размерах церкви: «храм имеет вышины до креста 8 одна вторая сажень, длины и ширины 4 сажень, трапезы вышины 8 арш., длины и ширины 7 арш.». Переведя эти цифры в метрическую систему, мы получили внутренний объем храма и трапезной приблизительно 64 кв.м.

Церковь одноэтажная, на каменном фундаменте, в котором располагались отверстия для забора воздуха. Они исполняли роль естественных вентиляторов, которые осуществляли циркуляцию воздуха и оберегали деревянное здание от гниения. Паперть имела крыльцо, над которым располагалась двускатная крыша, опирающаяся на два столба и имеющая простой фронтон, без всяких украшений. Колокольня представлена в виде двух ярусов: восьмерик на четверике. Колокольню венчает шатровая крыша, которую венчал барабан, имеющий углубления, заканчивающийся граненой луковицей. Шатер колокольни от барабана отделял карниз с четырьмя полуфронтонами. В притворе располагалось окно с южной и северной стороны. От трапезной притвор отделен лопатками, над которыми расположен такой архитектурный элемент как щипец (двускатная крыша, не отделённая снизу карнизом, в отличие от фронтона). Трапезная тоже имела по одному окну с южной и северной стороны. Храмовая часть, как и притвор, находилась не на одной линии с трапезной, а имели выступы-«уши». Она была украшена тремя окнами первого света и одним окном второго света. Над ней возвышалась восьмигранная шатровая крыша, которую украшали 4 щипца. Венчал шатер такой же барабан и гранёная луковица, как и на колокольне. На единственной сохранившейся фотографии Вознесенской церкви не видно алтаря, но из такого редкого документа как «Опись церковного имущества за 1870 год» мы узнаем, что алтарная апсида была 8 аршин высоты, 5 аршин длины и 8 аршин ширины, и имела 4 окна.

Вся крыша на здании церкви была двускатной, выкрашенной в зеленый цвет. Такие архитектурные элементы как лопатки (плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания), отделяли одну часть храмового здания от другой. Капители, украшающие лопатки, придавали зданию нарядный вид. Любопытно, что автор проекта задумал центральный шатер над храмовой частью не совсем обычно: одни грани были уже, а другие - шире. На здании церкви мы видим такие элементы, как ставни на окнах, у которых было две функции. Первая - защита от холода, вторая - защита от тех, кто мог посягнуть на церковное добро. Окна также имели железные кованные решетки. Но обрамляющие их резные наличники делали окна не только источниками света, но и украшением фасадов всего храма...

Благодаря архивным документам, мы имеем возможность представить себе, какой была церковь внутри. Войдя в притвор, который был, вероятно, довольно узким, мы увидели бы с южной стороны кладовую, попасть в которую можно было из трапезной. С северной стороны был вход на колокольню, куда вела деревянная лестница. Нам бы пришлось пройти через три двери, первая - входная, которая вела из притвора в паперть, вторая - из притвора в трапезную, и третья - на колокольню. Все двери были деревянные, крашенные. Две печи – одна в трапезной, на северной стороне, другая - в храме, согревали верующих в холодное время. Попадая в храмовую часть, мы увидели бы иконостас, который отделял её от алтаря. Известно, что иконы для иконостаса попадали в церковь тремя путями: старые, которые хранились ещё в деревенских часовнях, новые, написанные специально для храма во время строительства и подаренные церкви разными людьми.

Из документов следует, что основные деньги на церковный иконостас были пожертвованы строителям храма Алексеем Обжориным. Иконостас был деревянным, с вызолоченной резьбой, в середине иконостаса - золоченные резные царские врата. На ними были помещены иконы четырех евангелистов, а в середине помещался образ Тайной вечери. Иконы имели золоченные резные оклады. По правую сторону находилась икона Снятие с креста, а по левую образ молящегося Христа. Далее с правой стороны от царских врат мы бы увидели образа Вознесения Господня и Архистратига Михаила. Перед правым клиросом помещалась икона Воскресения Христова, которую перенесли из старой часовни. По левую сторону от царских врат - икона Покрова Пресвятой Богородицы и перед левым клиросом икона Святителя и Чудотворца Николая. На царских вратах располагался образ Благовещенье Пресвятой Богородицы. На пономарских дверях - изображения архистратига Михаила и Гавриила. Два деревянных клироса были простой столярной работы, выкрашены красной краскою.

Самое главное место храма - это алтарь. Вообразим себе, что мы через царские врата вошли в алтарь Коркинской церкви. Мы видим здесь Святой Престол из дерева, покрытый святым Антиминсом. Жертвенник тоже деревянный, четырёхугольный. За Престолом на Горнем месте Образ Вседержителя. На правом месте Горнем месте образ распятия Господа. Над правым восточным окном образ Спасителя Нерукотворного под сребропозолоченною ризою. Образ Успения Божьей Матери под сребропозолоченною ризою, в выкрашенном киоте под стеклом. Над южным окном образ Св. Великомученицы Екатерины. Над левым восточным крылом образ Спасителя. Мы увидели бы в алтаре образа Казанской Божьей Матери, Смоленской Божьей Матери, Св. Иоанна Златоуста, образ Св. Иоанна Предтечи. Все иконы имели посеребренные или позолоченные оклады. Но были и такие, которые хранились в скромных деревянных киотах.

Мы наткнулись на документ от 12 мая 1859 года, в котором гражданский губернатор приказывал из ликвидированной губернской Строительной комиссии передать Коркинской церкви три образа: Христа Спасителя в серебряной позолоченной ризе в киоте красного дерева. Одна икона написанная на доске березового дерева, а третья - на доске кипарисового дерева. Правда, не указано содержание изображения икон, зато мы знаем, на чем писались иконы того времени. В фонде Коркинской церкви хранится документ, который встречается довольно редко, это «Опись церковного имущества за 1870 год». Благодаря этому документу, мы можем представить себе не только как выглядела церковь, но и составить мнение о том, насколько она была материально обеспечена. Не стоит забывать, что это сельский храм, который вряд ли имел богатых донаторов. По крайней мере, о таких почти не упоминается. Зато мы помним, что крестьяне прихода самостоятельно не смогли осилить строительство каменной церкви, так как не смогли собрать необходимую сумму, да и построенная деревянная оказалась небольшой. В документах проскальзывает постоянно упоминание о том, что содержание причта и связанные с этим затраты - тяжелое бремя для крестьянской общины...

Такие сведения мы черпаем из Приходно-расходных книг за 1881 год. Документы такого рода сохранились не все, но в тех финансовых бумагах, которые удалось посмотреть, отчетливо заметно, что Коркинский приход населяли люди небогатые. Все это мы упоминаем в связи с тем, что опись имущества церкви, которую удалось просмотреть, нас откровенно поразила. Во-первых, церковного имущества больше, чем достаточно. Это - лампады, подсвечники, паникадила, кресты, аналои, столики, хоругви, дарохранительницы, дароносицы, облачение священников и многое другое, что должна была иметь любая другая церковь. Во-вторых: всё это церковное имущество было изготовлено из достаточно дорогих материалов. Например, упоминается «серебряный под золотом крест, ценною в 48 рублей серебром». Почти все священнические сосуды либо серебряные с позолотой, либо посеребренные или позолоченные. Священнические книги, такие как Евангелие - в бархатных или кожаных переплетах, с серебряным и золотым тиснением. Одежды священнослужителей, а также различные покрывала, занавеси, пелены изготовлены из дорогих тканей. Например, упоминается облачение престола, один - из золотой парчи, другой - из шелка, третий - из атласа. Ризы священников из «среброзолотой парчи с зелеными бархатными цветами»...

Новое открытие нас поджидало, когда мы обнаружили документ, который представляет собой черновик договора Коркинского причта с красноярским художником Николаем Васильевичем Гребневым, выпускником Императорской академии художеств. В договоре говорилось о согласии с И.В. Гребнева написать для храма 12 новых икон за 150 рублей. Художник Гребнев был известной личностью в Красноярске, именно он расписывал знаменитый Кафедральный собор нашего города. Вероятно, за свою работу он брал немалые деньги, да и занятый на росписи Богородице-Рождественский собора он смог найти время, чтобы выполнить заказ для сельского храма...

По материалам статьи: Герасименко Е.Е. "Храм Вознесения Христова в деревне Коркино (из истории коркинского прихода)

Источник: http://naov.ru/articles/71_hram-vozneseniya-hristova-v-derevne-korkino-iz-istorii-korkinskogo-prihoda.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.