Архитектурный ансамбль Ильинского прихода, что на улице Космонавтов в городе Арзамасе составляют два храма. Существующая сегодня с утратами холодная Ильинская церковь (до 1740-х гг. на ее месте стояла деревянная церковь «Никола за острогом» или «Никола на погосте») является образцом каменной архитектуры раннего барокко. Храм относится к типу «восьмерик на четверике» с трапезой и алтарем. Здание имело детали, родственные формам XVII в.: обрамления окон с колонками и «рваными» фронтонами кокошников, фигурные карнизы. К тенденциям нового направления – гражданской архитектуре, можно отнести ярусное, подобно этажам жилых домов, расположение окон. Алтарная апсида, первый этажцеркви и трапезная дошли до наших дней без изменений. Частично сохранились элементы наличников, полукруглых пилястр, мощный уступчатый арочный портал южного и северного входа. До 1744 года архимандрит арзамасского Спасского монастыря Иоасаф освятил главный престол храма в честь Успения Богородицы. Два года спустя строительство было полностью завершено. В 1840 году Матфеевский придел переосвятили в честь Воздвижения Креста Господня. До 30-х гг. ХХ столетия в храме сохранялся резной иконостас.
За Ильинской церковью располагается еще один одноглавый храм – Андрея Первозванного. Ему присущи черты классики: симметричность, треугольные фронтоны над окнами, наличники в виде полуколонн. Все архивные документы, содержащие сведения об этом приходе, можно разделить на два периода в за-висимости от времени их появления: дореволюционные и послереволюционные. Первые входят в составфонда Ф-123 Государственного архива Нижегородской области, г. Арзамаса (1781-1920 гг.). Несколько дел в этом фонде датированы 1918-1920 гг. «Ведомости о церкви», или «Клиросные ведомости», а также несколько «Описей имущества» раскрывают историю создания храма, особенности внешнего и внутреннего убран-ства церкви. По «Духовным росписям» («Исповедным росписям») можно проследить всю череду священников, диаконов, псаломщиков, которые в свое время относились к причту Ильинской церкви.
Кроме того, анализ этих документов за разные годы позволяет представить демографическую ситуацию в приходе. Сохранившиеся «Книги прихода» и «Книги расхода» денежных средств дают информацию об основных источниках доходов храма, рисуют картину его благосостояния, выявляют основные статьи расходов. Дело № 70 «Книга журнальных постановлений Ильинского церковно-приходского попечительства г. Арзамаса» является ценней-шим источником сведений об истории возникновения и деятельности не просто Совета попечителей храма,но некого «духовного братства», как они сами себя называли.
Послереволюционные материалы по Ильинской церкви собраны в арзамасском государственном архиве, в фонде Р-322 (1930-1935 гг.). Это договор Ильинской религиозной общины с Арзамасским горсоветом о пользовании храмом, анкеты на служителей культа, доносы на священника А. Лаврова, многочисленные жалобы «обновленцев» и М. Рубинского, протоколы Арзамасского горсовета о закрытии храма. Информацию о внешнем виде, внутреннем убранстве и имуществе, принадлежащем Ильинской церкви, дают две «Описи церковного имущества» за 1811 и 1848 годы.
Что касается местоположения, известно, что храм располагался «среди обывательских жилищ в Восточном краю города на ровном месте». Первоначально на этом месте стояли две деревянные церкви. Постройка летнего каменного храма начата в 1733 г. и закончена в 1746 г. на средства прихожан (3600 рублей). В храме было три алтаря. Главный – в честь Пресвятой Богородицы. В трапезной находятсяеще два алтаря: правый – в честь Воздвижения Животворящего Креста; левый – в четь Святого Пророка Ильи. При храме имелась библиотека, хранившая богослужебные, нотные, исторические и поучительные сочинения. Внутри храма находились Евангелия 1703, 1744, 1797 гг. издания с серебряной чеканкой. Однаиз самых почитаемых икон – Смоленская Божья Матерь (была расшита жемчугом в 1304 жемчужины). В 1793 г. была закончена теплая церковь. В храме было два алтаря: верхний – в честь Святого АпостолаАндрея Первозванного, нижний – в честь святых и праведных Семиона Богоприимца и Анны Пророчицы. В 1842 г. была построена трехъярусная колокольня, на которую затратили 3800 руб. На чугунных серь-гах висело восемь колоколов, самый большой весил 159 пудов (1600 руб.), а маленький – 1,5 пуда (15 руб.).
Что касается материального благосостояния церкви, то можно отметить его весьма солидный уровень. Основной статьей дохода (от 1859 г.) были пожертвования по кредитным билетам. В августе 1918 г. наличных – 4 254 руб., капиталов – 7 825 руб. Известны имена жертвователей: Н. М. Щегольков,П. А. Суворова, А. М. Подсосова, И. И. Бебешин, П. А. Руковишников, И. П. Серебрянников. «Книга расходов» фиксировала все траты Ильинской церкви: покупка деревянного масла, бумаги, перь-ев, чернил, ладана-капанца, вина, дров. Кроме того, храм каждые полгода делал отчисления в пользу Благочинного Протоирея Кавалера Страгородского, параллельного класса в духовной семинарии, бедного духо-венства, библиотеки благочинного округа, церквей и школ западных губерний, на «восстановление православия на Кавказе», на обращение язычников в Сибири, в пользу православной миссии в Японии, в пользу нуждающихся славян. Наряду с удовлетворением своих собственных потребностей, храм выполнял «общественную» нагрузку.
Среди причта церкви обычно упоминались священник, диакон, дьячок, псаломщик и пономарь. Благодаря «Духовным росписям» можно проследить всю череду священнослужителей Ильинской церкви. Наиболее ранние сведения дают «Духовные росписи» за 1782-1811 гг. В 1782 г. в храмеслужили два батюшки – С. Андреев и И. Михайлов, диакон И. Иванов, дьячок С. Алексеев и пономарь И. Леонтьев. Среди священников в разные годы упоминаются следующие фамилии: М. Васильев (1786 г.),И. Алексеев (1795-1823 гг.), Н. А. Сперанский (1823-1862 гг.), А. Е. Ястребской (1862-1890 гг.), А. Д. Лебедев (1893-1898 гг.), Д. Д. Лебедев (1898-1918 гг.), И. Д. Лебедев (1919 г.), А. А. Лавров (1920-1935 гг.).Первые сведения о прихожанах появляются в 1782 г. в «Духовных росписях»: мужчин без учета их жен идетей насчитывалось около 180 человек. В 1900 г. их 1151, в 1917 г. – 1107, в 1928 г. – 670.
По данным отчета Арзамасского горсовета от 02.06.28 г. в городе насчитывалось 15религиозных приходов, 3342 верующих, ¼ из них относилась к Ильинской церкви. В основном это домашние хозяйки, безработные, чернорабочие, плотники, шапошники, мастеровые. «Приходская книга» за 1919 г. содержит ценнейшие сведения о местожительстве прихожан Ильинской церкви: это были 25 домов по Поповскому переулку (Демократическая – Владимирского), ул. Ореховая (Красной милиции), Новоспасская (Федеративная – Ступина), Симбирская, Глухая (Цыбышева – Пушкина), Большая (Коммунистов), Ильинская (Троцкого – Рыкова – Ворошилова – Космонавтов). Отдельной страницей истории Ильинской церкви можно считать деятельность ее церковно-приходского попечительства, которое существовало с 30 марта 1894 г. по 1917 г.
В указе Нижегородской Духовной консистории говорится об учреждении не только Ильинского церковно-приходского попечительства, но и «братства», что подчеркивали сами члены этой организации, приравнивая себя к Арзамасскому Кирилло-Мефодиевскому церковному братству. Как и последнее, Ильинский попечительский совет основную свою задачу видел в осуществлении материальной помощи бедным прихожанам. Традиционной сталараздача милостыни бедным прихожанам накануне великих праздников – Пасхи и Рождества (для этого составили списки нуждающихся и вели строгую отчетную документацию), а также устроение публичных трапез. В 1895 г. в честь коронации Николая II и Александры Федоровны в приходе Ильинской церкви решили от-крыть одноклассную церковно-приходскую школу для девочек. Денег на это по всей стране в количестве 3300 тыс. руб. выделяли власти, а попечительство отдало церковное здание, где проходили заседания совета, сдела-ло ремонт, обеспечило мебелью, топило школу. Учебное заведение для 18 школьниц открыли 23 сентября 1898 г. Таким образом, Ильинская церковь стала одним из центров начального образования в городе. Послереволюционный период существования Ильинского прихода характеризуется практически типичными для того времени событиями.
В 1920 г. создается Ильинская религиозная община, прихожане обязанынаписать заявление о вступлении в нее, сообщить сведения о себе и своей семье. Они обязуются не допускать политических собраний, раздачи книг, произносить проповедей против советской власти,совершать колокольные звоны. Храм избегает закрытия при первой волне в 1928 г. В 1930 г. в ведении религиозной общины находятся летняя и зимняя церкви, колокольня, сторожка.Всего насчитывается 700 человек, 15 из них – совет, 9 – служители культа. Собственно в Ильинскую общину вливается Спасо-Преображенская и часть общины Спаса Нерукотворного. 24 января 1931 г.Нижегородский Краевой исполнительный комитет (КРИК) передает здание холодной Ильинской церквиКрайдортрансу для организации в нем школы, объясняя это тем, что верующие сами отказались пользовать-ся церковью, поскольку у прихожан есть еще одна – зимняя в честь Андрея Первозванного.
Трагичная судьба ожидала колокольню Ильинской церкви. На 25 мая 1931 г. из 18 когда-то существовавших в городе колоколен осталось лишь две – в при Арзамасском соборном храме и при Ильинской церкви. Первоначально после запре-щения колокольного звона в Арзамасе их было решено переоборудовать под пожарные каланчи. Позднеесоветы посчитали это нерентабельным и ограничились колокольней Собора. Колокольня же Ильинскойцеркви была разрушена. В это время активизируются так называемые «обновленцы» во главе со священником М. Рубинским, которые, перед этим разворовав имущество Христорождественской церкви в городе, теперь покушаются намонополию Ильинской религиозной общины. М. Рубинский в заявлении Арзамасскому горсовету требуетотдать им Ильинский теплый храм, т.к. Рождественский стал непригоден для богослужений, а Ильинская религиозная община распалась (как было сказано в документе, "...она не имеет исполнительного органа, прикрывается случайными людьми...").
Окончательным решением Арзамасского горсовета был протокол № 7 от 26-27 января1935 г. о закрытии Ильинской церкви и передаче обновленцам ½ зимнего храма. Последний документ, находящийся в фондах Арзамасского архива, связанный с Ильинской церковью, датируется 19 марта 1935 г. Это постановление Краевого Исполнительного комитета Арзамасскому РИКу: «дело о ликвидации Ильинской церкви приостановить вследствие поданной жалобы веру-ющих». Каких-либо других протоколов или постановлений не последовало. Вероятно, 1935 г. можно считать временем закрытия храмов Ильинского прихода. В советское время здесь находилось общежитие и мастерские Дорожного строительного участка, потом склад Заготзерна, затем гараж Автогужтреста. Распоряжением исполкома Арзамасского областного Совета от 15 октября 1956 г. № 600-р оба здания бывшей Ильинской церкви и Андреевской должны быть переданы областному учреждению культуры для размещения в них областного краеведческого музея и детского кинотеатра.
Вторая теплая церковь в честь апостола Андрея Первозванного, относившаяся к тому же приходу, была переделана под клуб пионеров. В 1990-х годов наступили другие времена. В те годы, после того, как одну из церквей местные власти передали Епархии, при Андреевском храме образовался приход, на плечи которого легло восстановление храма Андрея Первозванного. В 2004 г. начались активные реставрационные работы этого небольшого храма. Провести их было поручено научно-производственному предприятию «Темп-Авиа» (генеральный директор В. Т. Лещев), а координационные функции были возложены на священника Артемия Паршина. Восстановлены барабан и купол, храм отремонтирован и выкрашен в нежно-жёлтый цвет, отреставрированы старые росписи XVIII и XIX вв. В церкви ведутся богослужения.
До 2012 г. в собственно Ильинском храме располагался Историко-художественный музей, после чего экспонаты переехали в красно-кирпичное здание на Соборной площади (с 2014 г.). После выселения музея из стен старинного храма (музей там существовал с 1960 года), церковь была передана епархии, но полноценный ремонт и богослужения до сих пор не начаты. В настоящее время в Ильинской церкви убраны построенные в советский период перегородки, полностью заменена электропроводка, выполнена временная побелка стен помещения, сооружены временные солия и иконостас. В церкви Илии Пророка до разорения богоборцами хранился Крест Господень, обретенный местным арзамасским купцом Шаянским-Кощеевым на Макарьевской ярмарке и во 2-й пол. XVII в. переданный в храм. Ильинский приход имеет более чем 250-летнюю историю, его два храма – уникальнейшие памятники ар-хитектуры города Арзамаса.
С сайта: www.gramota.net/materials/1/2013/8/13.html /Воробьева Ольга Валерьевна/ Из истории Ильинского прихода в городе Арзамасе