ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Арзамас. Храмовый комплекс. Церкви Андрея Первозванного и Илии Пророка.


Арзамас. Храмовый комплекс. Церкви  Андрея Первозванного и Илии Пророка
Храмовый комплекс. Действует.  
Год постройки:Между 1746 и 1793.
Адрес:
Россия, Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Космонавтов

Координаты: 55.386408, 43.823286








Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  30 июля 2020

В 18-19 веках архитектурный облик города был весьма выразительным, благодаря расположению церквей в нагорной части. Сохранялась древнерусская традиция ставить недалеко друг от друга зимнее и летнее здания церквей иногда с одной, а часто и двумя самостоятельными колокольнями. К сожалению, колокольня Ильинского прихода не сохранилась. Но к великой радости верующих он образует живописную, не повторяющуюся по композиции группу, преобладающую в застройке. Состоит приход из летней церкви Ильи Пророка, в которой сейчас располагается историко-художественный музей, и зимней церкви Св. Апостола Андрея Первозванного.

Существующая ныне с утратами холодная Ильинская церковь построена в 1746 году и являет собой образец каменной архитектуры раннего барокко. Первое упоминание о ней относится к 1628 году, в то время она именовалась «церковь Никола Чудотворец за острогом». В актах за 1674 год она именуется «церковь Святого Пророка Илии да в приделе Николая Чудотворца». Долгое время в документах и народной молве значилась – «Николы, что на погосте». Церковь двухэтажная, четвериком, к которому примыкает трехчастная апсида, а с западной стороны – одноэтажная трапезная. Основным элементом украшения стен апсиды, четверика и трапезной является богато орнаментированные наличники окон и карнизы, узорчатым поясом охватывающие верхние части объемов. Ребра объемов храма и трапезной отделаны в виде тройчатых полуколонок, как бы завершающих орнаментальную рамку. Южная стена церкви имеет портал, чьи украшения дополняют узорчатый наряд, образующий на гладкой поверхности кирпичных стен ажурное светотеневое плетенье. Это придает всей массе храма изящную пластичность и легкость. Ильинская церковь свидетельствует о большом искусстве строительных дел мастеров Арзамаса.

По свидетельству Н.М. Щеголькова, церковь была построена «чрезвычайно фундаментально и прочно: стены двухаршинной толщины, окна даже в куполе с решетками, что указывает на то, как тогда боялись разбойников, а может быть даже и неприятельского нашествия. Пол в этой церкви был чугунный, пожертвованный прихожанами - именитыми купцами Цыбышевыми, которые имели тогда свои собственные чугунные заводы». Внутреннее пространство церкви в длину от восточной стены алтаря до западной стены – 40 аршин. В ширину от южной стороны до северной – 14 аршин. Стены и свод верхнего купола были оштукатурены, покрашены розовой краской и расписаны. Главный алтарь посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Освящен в 1746 году. Трапезная – с двумя приделами. Правый придел освящен был в честь святого апостола Матфея. Левый придел был посвящен святому пророку Илии.

Историк русской церкви Макарий сообщает, что «в этой церкви есть резное распятие, приобретенное в конце 17 столетия посадским города Арзамаса Шаянским, иначе Кащеевым». Н.М. Щегольков в своем труде «Исторические сведения о г. Арзамасе» посвящает этой святыне целую главу «Сказание о Честном и Животворящем Кресте Господнем, находящемся в церкви Илии Пророка в г. Арзамасе». Ильинская церковь вместе с теплой церковью Андрея Первозванного и высокой трехъярусной колокольней составляли ансамбль Ильинского прихода.

История теплого храма в Ильинском приходе, церкви Св. Апостола Андрея Первозванного, начинается в 1793 году. Вкратце история церкви изложена Н.М. Щегольковым: «В 1793 году в Ильинском приходе построена небольшая теплая церковь, двухпрестольная. Правый придел посвящен св. Апостолу Андрею Первозванному, ангелу одного из жертвователей, именитого купца Андрея Цыбышева, а левый – cв. Симеону Богоприимцу и Анне Пророчицы. Церковь эта довольно долго была неблагоустроенной – крыша на ней была деревянная и даже чинилась по старому тесу новыми досками, что представляло весьма плачевный вид, но со временем она перекрыта железом, устроен новый, позлащенный иконостас, а в 1870-х годах купец Петр Рукавишников на собственный счет сделал к ней каменную пристройку, вследствие чего церковь сделалась значительно повместительнее».

Традиционная, непритязательная, небольшая церковь Св. Апостола Андрея Первозванного выделяется своей особенностью: она имеет необычный двухчастный, двухапсидный объем алтаря. Исследования объемно-пространственных композиций храмов других регионов, проводимые нижегородскими архитекторами-реставраторами во главе со Столяренко С.Н., не выявили нигде ничего похожего. Церковь отапливалась тремя печами, расположенными в алтаре, между апсидами, и при входе в трапезную. Немаловажная деталь отапливаемой церкви – цокольные продухи, расположенные под каждым окном. Церковь Св. Апостола Андрея Первозванного - один из интереснейших храмов рационального барокко середины-конца XVIII века, господствовавшего в Арзамасе и приобретшего ярко выраженные местные архитектурные черты.

В 1930-е годы обе церкви Ильинского прихода претерпели значительные изменения. Колокольня была разрушена. Но по сохранившимся обмерам и архивным материалам, церковь Св. Апостола Андрея Первозванного была полностью восстановлена и возвращена верующим. И

http://museum-arzamas.ru/articles/11


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  9 марта 2024

Архитектурный ансамбль Ильинского прихода, что на улице Космонавтов в городе Арзамасе составляют два храма. Существующая сегодня с утратами холодная Ильинская церковь (до 1740-х гг. на ее месте стояла деревянная церковь «Никола за острогом» или «Никола на погосте») является образцом каменной архитектуры раннего барокко. Храм относится к типу «восьмерик на четверике» с трапезой и алтарем. Здание имело детали, родственные формам XVII в.: обрамления окон с колонками и «рваными» фронтонами кокошников, фигурные карнизы. К тенденциям нового направления – гражданской архитектуре, можно отнести ярусное, подобно этажам жилых домов, расположение окон. Алтарная апсида, первый этажцеркви и трапезная дошли до наших дней без изменений. Частично сохранились элементы наличников, полукруглых пилястр, мощный уступчатый арочный портал южного и северного входа. До 1744 года архимандрит арзамасского Спасского монастыря Иоасаф освятил главный престол храма в честь Успения Богородицы. Два года спустя строительство было полностью завершено. В 1840 году Матфеевский придел переосвятили в честь Воздвижения Креста Господня. До 30-х гг. ХХ столетия в храме сохранялся резной иконостас.

За Ильинской церковью располагается еще один одноглавый храм – Андрея Первозванного. Ему присущи черты классики: симметричность, треугольные фронтоны над окнами, наличники в виде полуколонн. Все архивные документы, содержащие сведения об этом приходе, можно разделить на два периода в за-висимости от времени их появления: дореволюционные и послереволюционные. Первые входят в составфонда Ф-123 Государственного архива Нижегородской области, г. Арзамаса (1781-1920 гг.). Несколько дел в этом фонде датированы 1918-1920 гг. «Ведомости о церкви», или «Клиросные ведомости», а также несколько «Описей имущества» раскрывают историю создания храма, особенности внешнего и внутреннего убран-ства церкви. По «Духовным росписям» («Исповедным росписям») можно проследить всю череду священников, диаконов, псаломщиков, которые в свое время относились к причту Ильинской церкви.

Кроме того, анализ этих документов за разные годы позволяет представить демографическую ситуацию в приходе. Сохранившиеся «Книги прихода» и «Книги расхода» денежных средств дают информацию об основных источниках доходов храма, рисуют картину его благосостояния, выявляют основные статьи расходов. Дело № 70 «Книга журнальных постановлений Ильинского церковно-приходского попечительства г. Арзамаса» является ценней-шим источником сведений об истории возникновения и деятельности не просто Совета попечителей храма,но некого «духовного братства», как они сами себя называли.

Послереволюционные материалы по Ильинской церкви собраны в арзамасском государственном архиве, в фонде Р-322 (1930-1935 гг.). Это договор Ильинской религиозной общины с Арзамасским горсоветом о пользовании храмом, анкеты на служителей культа, доносы на священника А. Лаврова, многочисленные жалобы «обновленцев» и М. Рубинского, протоколы Арзамасского горсовета о закрытии храма. Информацию о внешнем виде, внутреннем убранстве и имуществе, принадлежащем Ильинской церкви, дают две «Описи церковного имущества» за 1811 и 1848 годы.

Что касается местоположения, известно, что храм располагался «среди обывательских жилищ в Восточном краю города на ровном месте». Первоначально на этом месте стояли две деревянные церкви. Постройка летнего каменного храма начата в 1733 г. и закончена в 1746 г. на средства прихожан (3600 рублей). В храме было три алтаря. Главный – в честь Пресвятой Богородицы. В трапезной находятсяеще два алтаря: правый – в честь Воздвижения Животворящего Креста; левый – в четь Святого Пророка Ильи. При храме имелась библиотека, хранившая богослужебные, нотные, исторические и поучительные сочинения. Внутри храма находились Евангелия 1703, 1744, 1797 гг. издания с серебряной чеканкой. Однаиз самых почитаемых икон – Смоленская Божья Матерь (была расшита жемчугом в 1304 жемчужины). В 1793 г. была закончена теплая церковь. В храме было два алтаря: верхний – в честь Святого АпостолаАндрея Первозванного, нижний – в честь святых и праведных Семиона Богоприимца и Анны Пророчицы. В 1842 г. была построена трехъярусная колокольня, на которую затратили 3800 руб. На чугунных серь-гах висело восемь колоколов, самый большой весил 159 пудов (1600 руб.), а маленький – 1,5 пуда (15 руб.).

Что касается материального благосостояния церкви, то можно отметить его весьма солидный уровень. Основной статьей дохода (от 1859 г.) были пожертвования по кредитным билетам. В августе 1918 г. наличных – 4 254 руб., капиталов – 7 825 руб. Известны имена жертвователей: Н. М. Щегольков,П. А. Суворова, А. М. Подсосова, И. И. Бебешин, П. А. Руковишников, И. П. Серебрянников. «Книга расходов» фиксировала все траты Ильинской церкви: покупка деревянного масла, бумаги, перь-ев, чернил, ладана-капанца, вина, дров. Кроме того, храм каждые полгода делал отчисления в пользу Благочинного Протоирея Кавалера Страгородского, параллельного класса в духовной семинарии, бедного духо-венства, библиотеки благочинного округа, церквей и школ западных губерний, на «восстановление православия на Кавказе», на обращение язычников в Сибири, в пользу православной миссии в Японии, в пользу нуждающихся славян. Наряду с удовлетворением своих собственных потребностей, храм выполнял «общественную» нагрузку. 

Среди причта церкви обычно упоминались священник, диакон, дьячок, псаломщик и пономарь. Благодаря «Духовным росписям» можно проследить всю череду священнослужителей Ильинской церкви. Наиболее ранние сведения дают «Духовные росписи» за 1782-1811 гг. В 1782 г. в храмеслужили два батюшки – С. Андреев и И. Михайлов, диакон И. Иванов, дьячок С. Алексеев и пономарь И. Леонтьев. Среди священников в разные годы упоминаются следующие фамилии: М. Васильев (1786 г.),И. Алексеев (1795-1823 гг.), Н. А. Сперанский (1823-1862 гг.), А. Е. Ястребской (1862-1890 гг.), А. Д. Лебедев (1893-1898 гг.), Д. Д. Лебедев (1898-1918 гг.), И. Д. Лебедев (1919 г.), А. А. Лавров (1920-1935 гг.).Первые сведения о прихожанах появляются в 1782 г. в «Духовных росписях»: мужчин без учета их жен идетей насчитывалось около 180 человек. В 1900 г. их 1151, в 1917 г. – 1107, в 1928 г. – 670.

По данным отчета Арзамасского горсовета от 02.06.28 г. в городе насчитывалось 15религиозных приходов, 3342 верующих, ¼ из них относилась к Ильинской церкви. В основном это домашние хозяйки, безработные, чернорабочие, плотники, шапошники, мастеровые. «Приходская книга» за 1919 г. содержит ценнейшие сведения о местожительстве прихожан Ильинской церкви: это были 25 домов по Поповскому переулку (Демократическая – Владимирского), ул. Ореховая (Красной милиции), Новоспасская (Федеративная – Ступина), Симбирская, Глухая (Цыбышева – Пушкина), Большая (Коммунистов), Ильинская (Троцкого – Рыкова – Ворошилова – Космонавтов). Отдельной страницей истории Ильинской церкви можно считать деятельность ее церковно-приходского попечительства, которое существовало с 30 марта 1894 г. по 1917 г. 

В указе Нижегородской Духовной консистории говорится об учреждении не только Ильинского церковно-приходского попечительства, но и «братства», что подчеркивали сами члены этой организации, приравнивая себя к Арзамасскому Кирилло-Мефодиевскому церковному братству. Как и последнее, Ильинский попечительский совет основную свою задачу видел в осуществлении материальной помощи бедным прихожанам. Традиционной сталараздача милостыни бедным прихожанам накануне великих праздников – Пасхи и Рождества (для этого составили списки нуждающихся и вели строгую отчетную документацию), а также устроение публичных трапез. В 1895 г. в честь коронации Николая II и Александры Федоровны в приходе Ильинской церкви решили от-крыть одноклассную церковно-приходскую школу для девочек. Денег на это по всей стране в количестве 3300 тыс. руб. выделяли власти, а попечительство отдало церковное здание, где проходили заседания совета, сдела-ло ремонт, обеспечило мебелью, топило школу. Учебное заведение для 18 школьниц открыли 23 сентября 1898 г. Таким образом, Ильинская церковь стала одним из центров начального образования в городе. Послереволюционный период существования Ильинского прихода характеризуется практически типичными для того времени событиями. 

В 1920 г. создается Ильинская религиозная община, прихожане обязанынаписать заявление о вступлении в нее, сообщить сведения о себе и своей семье. Они обязуются не допускать политических собраний, раздачи книг, произносить проповедей против советской власти,совершать колокольные звоны. Храм избегает закрытия при первой волне в 1928 г. В 1930 г. в ведении религиозной общины находятся летняя и зимняя церкви, колокольня, сторожка.Всего насчитывается 700 человек, 15 из них – совет, 9 – служители культа. Собственно в Ильинскую общину вливается Спасо-Преображенская и часть общины Спаса Нерукотворного. 24 января 1931 г.Нижегородский Краевой исполнительный комитет (КРИК) передает здание холодной Ильинской церквиКрайдортрансу для организации в нем школы, объясняя это тем, что верующие сами отказались пользовать-ся церковью, поскольку у прихожан есть еще одна – зимняя в честь Андрея Первозванного.

Трагичная судьба ожидала колокольню Ильинской церкви. На 25 мая 1931 г. из 18 когда-то существовавших в городе колоколен осталось лишь две – в при Арзамасском соборном храме и при Ильинской церкви. Первоначально после запре-щения колокольного звона в Арзамасе их было решено переоборудовать под пожарные каланчи. Позднеесоветы посчитали это нерентабельным и ограничились колокольней Собора. Колокольня же Ильинскойцеркви была разрушена. В это время активизируются так называемые «обновленцы» во главе со священником М. Рубинским, которые, перед этим разворовав имущество Христорождественской церкви в городе, теперь покушаются намонополию Ильинской религиозной общины. М. Рубинский в заявлении Арзамасскому горсовету требуетотдать им Ильинский теплый храм, т.к. Рождественский стал непригоден для богослужений, а Ильинская религиозная община распалась (как было сказано в документе, "...она не имеет исполнительного органа, прикрывается случайными людьми...").

Окончательным решением Арзамасского горсовета был протокол № 7 от 26-27 января1935 г. о закрытии Ильинской церкви и передаче обновленцам ½ зимнего храма. Последний документ, находящийся в фондах Арзамасского архива, связанный с Ильинской церковью, датируется 19 марта 1935 г. Это постановление Краевого Исполнительного комитета Арзамасскому РИКу: «дело о ликвидации Ильинской церкви приостановить вследствие поданной жалобы веру-ющих». Каких-либо других протоколов или постановлений не последовало. Вероятно, 1935 г. можно считать временем закрытия храмов Ильинского прихода. В советское время здесь находилось общежитие и мастерские Дорожного строительного участка, потом склад Заготзерна, затем гараж Автогужтреста. Распоряжением исполкома Арзамасского областного Совета от 15 октября 1956 г. № 600-р оба здания бывшей Ильинской церкви и Андреевской должны быть переданы областному учреждению культуры для размещения в них областного краеведческого музея и детского кинотеатра. 

Вторая теплая церковь в честь апостола Андрея Первозванного, относившаяся к тому же приходу, была переделана под клуб пионеров. В 1990-х годов наступили другие времена. В те годы, после того, как одну из церквей местные власти передали Епархии, при Андреевском храме образовался приход, на плечи которого легло восстановление храма Андрея Первозванного. В 2004 г. начались активные реставрационные работы этого небольшого храма. Провести их было поручено научно-производственному предприятию «Темп-Авиа» (генеральный директор В. Т. Лещев), а координационные функции были возложены на священника Артемия Паршина. Восстановлены барабан и купол, храм отремонтирован и выкрашен в нежно-жёлтый цвет, отреставрированы старые росписи XVIII и XIX вв. В церкви ведутся богослужения. 

До 2012 г. в собственно Ильинском храме располагался Историко-художественный музей, после чего экспонаты переехали в красно-кирпичное здание на Соборной площади (с 2014 г.). После выселения музея из стен старинного храма (музей там существовал с 1960 года), церковь была передана епархии, но полноценный ремонт и богослужения до сих пор не начаты. В настоящее время в Ильинской церкви убраны построенные в советский период перегородки, полностью заменена электропроводка, выполнена временная побелка стен помещения, сооружены временные солия и иконостас. В церкви Илии Пророка до разорения богоборцами хранился Крест Господень, обретенный местным арзамасским купцом Шаянским-Кощеевым на Макарьевской ярмарке и во 2-й пол. XVII в. переданный в храм. Ильинский приход имеет более чем 250-летнюю историю, его два храма – уникальнейшие памятники ар-хитектуры города Арзамаса. 

С сайта: www.gramota.net/materials/1/2013/8/13.html /Воробьева Ольга Валерьевна/ Из истории Ильинского прихода в городе Арзамасе



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.